Файл: Анализ методик диагностики стресса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сравнивая по лученные д анные на ко нстатирующе м и контро льном этап ах экспери мента, сле дует отмет ить, что дет и постепен но меняют с вои личност ные жизнен ные ценност и. Непреме нно, главн ыми для дете й в их жиз ни являютс я родители и и х отношение к н им (отноше ние к родите лям стало бо лее значим ым на контро льном этапе э ксперимент а). Школьн ая жизнь пре допределяет н аличие автор итетных лю дей (учите лей), (отно шение к автор итетному че ловеку ста ло более про являться н а контроль ном этапе э ксперимент а). Дети ст али более об щительными, от ношение к дру жбе стало бо лее значимо про являться, по казатели з амкнутости и отгороженности снизились н а контроль ном этапе э ксперимент а. В резул ьтате чего по высилась со циальная а декватност ь поведени я школьнико в.

Рисунок 2.4 – Д инамика уро вня социал ьной приспособ ленности, сфер ы межличност ных отноше ний и воспр иятия внутр исемейных от ношений дет ьми (конст атирующий и ко нтрольный эт ап)

Подводя ито г проведен ного практ ического исс ледования мо жно сделат ь следующи й вывод:

На констат ирующем эт апе экспер имента при ис пользовани и метода н аблюдения з а детьми б ыло выявле но, наличие тре вожности в по ведении дете й. Методы тест ирования в ыявили у дете й повышенн ые показате ли тревожности и н изкую сопрот ивляемость стрессу. Дет и сильно пр ивязаны к ро дителям. От ношения в се мье у дете й достаточ но положите льное. Дет и не стрем ятся домин ировать, л юбознатель ны и открыт ы для обще ния. Поэто му можно р ассматриват ь присутст вующую тре вожность, к ак влияние т акого фактор а, как посту пление в ш колу, т.е. н аличие шко льной трево жности.

На формиру ющем этапе э ксперимент а для вовлече ния детей в ш кольную де ятельность, д ля повышен ия уровня с амооценки, у мения упра влять свои м поведение м и для сн ятия мышеч ного напря жения, как ф акторов, в лияющих на тре вожность ( и как после дствие стресс), б ыла разработ ана програ мма, состо ящая из игр. И гры в разл ичных интер претациях, про водились с дет ьми в тече ние шести по лных месяце в.

На констат ирующем эт апе экспер имента даже н аглядно бы ло заметно, что про исходит сн ижение уро вня тревож ности у дете й. Дети бо лее раскре пощено общ аются друг с дру гом, приобре ли уверенност ь в себе. Д анные тест ирования по лностью по дтверждают с нижение уро вня тревож ности и по вышение уро вня сопрот ивляемости стрессу. Т аким образо м, предложе нная прогр амма, вним ательность уч ителя к дет ям и забот а родителе й в совоку пности оказ ывают эффе ктивное вл ияние на по вышение способ ности прот ивостоять стрессу и у меньшать е го последст вия.


Заключение

В результате про деланной р аботы, мож но сделать в ывод:

  1. Теоретические исс ледования проб лемы влиян ия стресса н а ребенка по казало, что стресс я вляется об щей реакцие й организм а на возде йствие неб лагоприятн ых факторо в. Дети бо лее подвер жены стрессу, че м взрослые. Стресс у дете й возникает пр и столкнове нии с чет-то но вым, и из-з а отсутств ия опыта о ни не в состо янии с ним борот ься.

Причины стрессо вых реакци й во много м зависят от возр аста ребен ка. Сущест вует три ст адии развит ия стресса у ребе нка: трево ги, сопрот ивления и исто щения.

На сегодня шний день су ществует тр и ситуации, в котор ых дети на иболее под вержены стрессу: ш кола; семе йные конфл икты; подрост ковый возр аст.

Определить н аличие стресс а у ребенк а можно по рез ким измене ниям его по ведения, ребе нок станов ится «неуз наваем» и « неуправляе м». Призна ком стресс а может быт ь частая и рез кая смена н астроений ребе нка, какие-то психосоматические расстройст ва (общая с лабость, б ыстрая уто мляемость, то шнота, рвот а и т.д.). ес ли у ребен ка постоян но наблюда ются один и ли несколь ко перечис ленных приз наков, то сто ит быть вн имательнее к не му и обязате льно выясн ить причин ы происход ящего. Вовре мя не выяв ленный стресс в детст ве, очень не гативно мо жет сказат ься на дал ьнейшей жиз ни и судьбе ребе нка.

  1. Практическое исс ледование по казало, что бо льшинство дете й младшего ш кольного возр аста, а име нно учащихс я 1 «А» кл асса Каргасокской СОШ – интер ната №1, испытыва ли школьну ю тревожност ь, которая с вязана с н изкой сопрот ивляемость ю стрессу, стр ахом к само выражению и пере живаниям со циального х арактера. Это в с вою очеред ь отражаетс я в замкнутост и, неувере нности и бо язни высказ ывать свое м нение деть ми. На осно вании получе нных данны х была разр аботана и опробирована программа, н аправленна я на сниже ние уровня ш кольной тре вожности.

В результате пр именения д анной прогр аммы, работ ы родителе й с детьми, р аботы педа гога за шест ь месяцев про изошло сни жение уров ня школьно й тревожност и детей. Дет и более рас крепощено об щаются дру г с другом, пр иобрели увере нность в себе. Д анные тест ирования по лностью по дтверждают с нижение уро вня тревож ности и по вышение уро вня сопрот ивляемости стрессу. Т аким образо м, предложе нная прогр амма, вним ательность уч ителя к дет ям и забот а родителе й в совоку пности оказ ывают эффе ктивное вл ияние на по вышение способ ности прот ивостоять стрессу и у меньшать е го последст вия.


Таким образо м, цель работ ы достигнут а, поставле нные задач и решены.

Список литературы

  1. Алиев Х.М. З ащита от стресс а или как ре ализовать себ я в совреме нных услов иях. / Х.М. Алиев. – М.: М артин, 1996. – 240 с.
  2. Анциферова Л.И. Эпигенетическая концепция р азвития лич ности. / Л. И. Анциферова. – М.: Нау ка, 1978. – 24 2 с.
  3. Астапов В.М. Трево жность у дете й. / В.М.Астапов. – СПб.: П итер Пресс, 2004. – 2 24 с.
  4. Бодров В.А. Пс ихологичес кий стресс: р азвитие и прео доление. / В. А.Бодров. – М.: П ЕРСЭ, 2006. – 5 23 с.
  5. Выготский Л.С. Пе дагогическ ая психоло гия.\ Л.С.Выгодский. – М.: Пе дагогика, 1 991. – 142 с.
  6. Гилленбранд К. Педаго гика. / К.Гилленбранд. – Минск: Со временное с лово, 2005. – 7 20 с.
  7. Грегор О. К ак противосто ять стрессу. / О. Грегор. – М.: Ж изнь, 2012. – 384 с.
  8. Захаров А. И. Как помоч ь нашим дет ям избавит ься от стр аха. / А.И.З ахаров. – С Пб.: Питер, 1 995. – 146 с.
  9. Захарова Т. Г. Психоло гические особе нности дете й младшего ш кольного возр аста. // Герценовские чтения. Н ачальное обр азование. – 2011. - №16. – 110 с.
  10. Ибрагимова Э.С. Пе дагогическ ие техноло гии регулиро вания трево жности мла дших школь ников. // Из вестия Южно го федерал ьного универс итета. Пед агогические н ауки. – 2011. - №8. – 187 с.
  11. Курбанова А. А. Педагог ическая по ддержка ка к условие с вободного р азвития мл адших школ ьников. / А. А. Курбано ва. – Махач кала: ДГПУ,2008. – 150 с.
  12. Левис Ш. Ребено к и стресс. / Ш. Левис. – СПб.: Прос вет, 2007. – 208с.
  13. Леонтьев А. Н. Деятель ность. Соз нание. Лич ность. / А. Н.Леонтьев. – М.: По литиздат, 1 975. – 304 с.
  14. Немов Р.С. Пс ихология. / Р.С. Немов. – М.: В ЛАДОС ПРЕСС, 200 3. – 332 с.
  15. Орехова В. А. Педагог ика в вопрос ах и ответ ах. / В.А.Оре хова. – М.: КноРус, 2006. – 200 с.
  16. Постоева Л.Д., Март ыненко Л.А. И грай, слуш ай, познав ай! / Л.Д. Постоева, Л.А. Март ыненко. – С Пб.: Речь, 2010. – 95 с.
  17. Прихожан А. М. Тревожност ь у детей и по дростков. Пс ихологичес кая природ а и возраст ная динами ка. / А.М. Прихожан. – М.: МО ДЭК, 2008. – 14 3 с.
  18. Селье Г. Стресс без бо лезней. / Г.Селье. – СПб.: ТОО Ле йла, 1994. – 24 3 с.
  19. Серебрякова Т. А. Психоло гия стресс а: учебное пособ ие. / Т.А.Серебр якова. – Н. Новгород: В ГИПУ, 2007. – 14 3 с.
  20. Смирнова Е.О. Луч шие развив ающие игры. / Е.О.С мирнова. – М.: Э ксмо, 2010. – 240 с.
  21. Феррои Л.М. Прич ины возник новения тре вожности и ее про явления у дете й дошкольно го и младше го школьно го возраст а. // Школ а здоровья. – 2005. - № 3. – 38 с.
  22. Холл К., Л индсей Г. Теор ия личност и. / К.Хол л, Г. Линдсе й. – М.: Э КСМО-Пресс, 1 999. – 592 с.
  23. Хухлаева О.В. Психо логическая по ддержка дете й со страх ами. // Шко льный психо лог. – 2001. - №40. – 5 2 с.
  24. Шапарь В.Б. Практ ическая пс ихология. Пс иходиагност ика отноше ний между ро дителями и дет ьми. / В.Б. Шапарь. – Ростов н а Дону: Фе никс, 2006. – 4 27 с.
  25. Щеробатых Ю.В. Психо логия стресс а. / Ю.В.Щерб атых. – М.: Э ксмо, 2006. – 31 2 с.
  26. Эльконин Д.Б. Психо логия игры. / Д.Б.Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 360 с.
  27. Яшнова О.А. Успе шность мла дшего школ ьника. / О.А.Яшнова. – М.: Ак адемически й Проект, 2005. – 144 с.

Приложение 1

Методика д иагностики уро вня школьно й тревожност и Филлипса

Цель метод ики (опросника) состоит в изуче нии уровня и х арактера тре вожности, с вязанной со ш колой у дете й младшего и сре днего школ ьного возр аста.

Тест состо ит из 58 во просов, котор ые могут з ачитыватьс я школьник ам, а могут и пре длагаться в п исьменном в иде. На ка ждый вопрос требуетс я однознач но ответит ь «Да» (+) и ли «Нет» (-).

Инструкция: « Ребята, се йчас Вам бу дет предло жен опросн ик, которы й состоит из во просов о то м, как Вы себ я чувствуете в ш коле. Стар айтесь отвеч ать искрен не и правд иво, здесь нет вер ных или не верных, хоро ших или пло хих ответо в. Над вопрос ами долго не з адумывайтес ь.

Отвечая на во прос, запис ывайте его но мер и ответ «+», ес ли Вы согл асны с ним, и ли «-» , ес ли не согл асны».

Обработка и и нтерпретац ия результ атов.

1. Общее ч исло несов падений по все му тексту. Ес ли оно бол ьше 50 %, мо жно говорит ь о повыше нной трево жности ребе нка, если бо льше 75 % от об щего числа во просов тест а – о высо кой тревож ности.

2. Число со впадений по к аждому из 8 ф акторов тре вожности, в ыделяемых в те ксте. Урове нь тревожност и определяетс я так же, к ак в перво м случае. А нализируетс я общее внутре ннее эмоцио нальное состо яние школь ника, во м ногом опре деляющееся н аличием те х или иных тре вожных син дромов (фа кторов) и и х количест вом.

Факторы

№ вопросов

1. Общая тре вожность в ш коле

2, 3, 7, 1 2, 16, 21, 2 3, 26, 28, 46, 47, 48, 4 9, 50, 51, 5 2, 53. 54. 55, 56, 57, 58; су мма = 22

2. Пережив ание социа льного стресс а

5. 10, 15. 20, 24. 30, 3 3, 36. 39, 4 2, 44 сумм а = 11

3. Фрустра ция потреб ности в дост ижение успе ха

1. 3, 6. 11. 17. 1 9, 25, 29, 3 2, 35, 38, 41, 4 3; сумма = 1 3

4. Страх с амовыражен ия

27, 31, 34, 37, 40, 45; су мма = 6

5. Страх с итуации про верки знан ий

2, 7, 12, 16, 21, 26; су мма = 6

6. Страх не соот ветствоват ь ожидания м окружающ их

3,8,13,17.22; су мма = 5

7. Низкая ф изиологичес кая сопрот ивляемость стрессу

9,14.18.23,28; су мма = 5

8. Проблем ы и страхи в от ношениях с уч ителями

2,6,11,32.35.41.44.47; су мма = 8

КЛЮЧ К ВОП РОСАМ

1 -

7-

13-

19-

25 +

31 -

37-

43 +

49-

55-

2 _

8-

14-

20 +

26-

32-

38 +

44 +

50-

56-

3-

9-

15-

21 -

27-

33-

39 +

45-

51 -

57-

4-

10-

16-

22 +

28-

34-

40-

46-

52-

58-

5-

11 +

17-

23-

29-

35 +

41 +

47-

53-

6-

12-

18-

24 +

30 +

36 +

42 -

48-

54-


Результаты

-Число несо впадений по к аждому измере нию для все го класса; абсо лютное значе ние - < 50 %; > 50 % и 75%.

Содержательная х арактерист ика каждого с индрома (ф актора).

  1. Общая трево жность в ш коле - общее э моциональное состо яние ребен ка, связан ное с разл ичными фор мами его в ключения в ж изнь школы.
  2. Переживания со циального стресс а – эмоцио нальное состо яние ребен ка, на фоне которо го развива ются его со циальные ко нтакты (пре жде всего - со с верстникам и).
  3. Фрустрация потреб ности в дост ижении успе ха - небла гоприятный пс ихический фо н, не позво ляющий ребе нку развив ать свои потреб ности в ус пехе, дост ижении высо кого резул ьтата и т. д.
  4. Страх само выражения - не гативные э моциональн ые пережив ания ситуа ций, сопря женных с необ ходимостью самораскрытия, предъявле ния себя дру гим, демонстр ации своих воз можностей.
  5. Страх ситу ации провер ки знаний - не гативное от ношение и пере живание тре воги в ситу ациях провер ки (особен но - публич ной) знани й, достиже ний, возмо жностей.
  6. Страх несоответствовать ожиданиям о кружающих - ор иентация н а значимост ь других в о ценке свои х результато в, поступко в, и мысле й, тревога по по воду оцено к, даваемы х окружающ им, ожидан ие негатив ных оценок.
  7. Низкая физ иологическ ая сопроти вляемость стрессу - особе нности пси хофизиолог ической ор ганизации, с нижающие пр испособляе мость ребе нка к ситу ациям стрессогенного характера, по вышающие веро ятность не адекватного, дестру ктивного ре агирования н а тревожны й фактор сре ды.
  8. Проблемы и стр ахи в отно шениях с уч ителями - об щий негати вный эмоцио нальный фо н отношени й со взрос лыми в шко ле, снижаю щий успешност ь обучения ребе нка.

Текст опросника

  1. Трудно ли тебе дер жаться на о дном уровне со все м классом?
  2. Волнуешься л и ты, когд а учитель го ворит, что соб ирается про верить, нас колько ты з наешь матер иал?
  3. Трудно ли тебе р аботать в к лассе так, к ак этого хочет уч итель?
  4. Снится ли тебе вре менами, что уч итель в ярост и от того, что т ы не знаеш ь урок?
  5. Случалось л и, что кто- нибудь из т воего класс а бил или у дарял тебя?
  6. Часто ли тебе хочетс я, чтобы уч итель не торо пился при объ яснении но вого матер иала, пока т ы не пойме шь, что он го ворит?
  7. Сильно ли т ы волнуешьс я при ответе и ли выполне нии задани я?
  8. Случается л и с тобой, что т ы боишься в ысказыватьс я на уроке, пото му что бои шься сделат ь глупую о шибку?
  9. Дрожат ли у теб я колени, ко гда тебя в ызывают от вечать?
  10. Часто ли т вои однокл ассники сме ются над тобо й, когда в ы играете в р азные игры?
  11. Случается л и, что тебе ст авят более н изкую оцен ку, чем ты о жидал?
  12. Волнует ли теб я вопрос о то м, не оста вят ли теб я на второ й год?
  13. Стараешься л и ты избег ать игр, в котор ых делаетс я выбор, пото му что теб я, как пра вило, не в ыбирают?
  14. Бывает ли вре менами, что т ы весь дро жишь, когд а тебя выз ывают отвеч ать?
  15. Часто ли у теб я возникает о щущение, что н икто из тво их однокласс ников не хочет де лать то, че го хочешь т ы?
  16. Сильно ли т ы волнуешьс я перед те м, как нач ать выполн ять задание?
  17. Трудно ли тебе по лучать так ие отметки, к аких ждут от теб я родители?
  18. Боишься ли т ы временам и, что тебе ст анет дурно в к лассе?
  19. Будут ли т вои однокл ассники сме яться над тобо й, ли ты с делаешь ош ибку при от вете?
  20. Похож ли т ы на своих о дноклассни ков?
  21. Выполнив з адание, бес покоишься л и ты о том, хоро шо ли с ни м справилс я?
  22. Когда ты р аботаешь в к лассе, увере н ли ты в то м, что все хоро шо запомни шь?
  23. Снится ли тебе и ногда, что т ы в школе и не мо жешь ответ ить на вопрос уч ителя?
  24. Верно ли, что бо льшинство реб ят относитс я к тебе по- дружески?
  25. Работаешь л и ты более усер дно, если з наешь, что резу льтаты твое й работы бу дут сравни ваться в к лассе с резу льтатами т воих однок лассников?
  26. Часто ли т ы мечтаешь о то м, чтобы по меньше вол новаться, ко гда тебя с прашивают?
  27. Боишься ли т ы временам и вступать в с пор?
  28. Чувствуешь л и ты, что т вое сердце н ачинает си льно битьс я, когда уч итель говор ит, что соб ирается про верить тво ю готовност ь к уроку?
  29. Когда ты по лучаешь хоро шие отметк и, думает л и кто-нибу дь из твои х друзей, что т ы хочешь в ыслужиться?
  30. Хорошо ли т ы себя чувст вуешь с те ми из твои х однокласс ников, к котор ым ребята от носятся с особ ым внимание м?
  31. Бывает ли, что не которые реб ята в классе го ворят что-то, что теб я задевает?
  32. Как ты дум аешь, теря ют ли распо ложение те из уче ников, котор ые не спра вляются с учебо й?
  33. Похоже ли н а то, что бо льшинство т воих однок лассников не обр ащают на теб я внимание?
  34. Часто ли т ы боишься в ыглядеть не лепо?
  35. Доволен ли т ы тем, как к тебе от носятся уч ителя?
  36. Помогает л и твоя мам а в организ ации вечеро в, как дру гие мамы т воих однок лассников?
  37. Волновало л и тебя ког да-нибудь, что ду мают о тебе о кружающие?
  38. Надеешься л и ты в буду щем учитьс я лучше, че м раньше?
  39. Считаешь л и ты, что о деваешься в ш колу так же хоро шо, как и т вои однокл ассники?
  40. Часто ли т ы задумывае шься, отвеч ая на уроке, что ду мают о тебе в это вре мя другие?
  41. Обладают л и способные уче ники каким и-то особы ми правами, котор ых нет у дру гих ребят в к лассе?
  42. Злятся ли не которые из т воих однок лассников, ко гда тебе у дается быт ь лучше их?
  43. Доволен ли т ы тем, как к тебе от носятся од ноклассник и?
  44. Хорошо ли т ы себя чувст вуешь, ког да остаешьс я один на о дин с учите лем?
  45. Высмеивают л и временам и твои одно классники т вою внешност ь и поведе ние?
  46. Думаешь ли т ы, что бес покоишься о с воих школь ных делах бо льше, чем дру гие ребята?
  47. Если ты не мо жешь ответ ить, когда теб я спрашива ют, чувствуе шь ли ты, что вот- вот расплаче шься?
  48. Когда вечеро м ты лежиш ь в постел и, думаешь л и ты време нами с бес покойством о то м, что будет з автра в шко ле?
  49. Работая на д трудным з аданием, чу вствуешь л и ты порой, что со вершенно з абыл вещи, котор ые хорошо з нал раньше?
  50. Дрожит ли с легка твоя ру ка, когда т ы работаеш ь над зада нием?
  51. Чувствуешь л и ты, что н ачинаешь нер вничать, ко гда учител ь говорит, что соб ирается дат ь классу з адание?
  52. Пугает ли теб я проверка т воих знани й в школе?
  53. Когда учите ль говорит, что соб ирается дат ь классу з адание, чу вствуешь л и ты страх, что не с правишься с н им?
  54. Снилось ли тебе вре менами, что т вои однокл ассники мо гут сделат ь то, чего не мо жешь ты?
  55. Когда учите ль объясняет м атериал, к ажется ли тебе, что т вои однокл ассники по нимают его луч ше, чем ты?
  56. Беспокоишься л и ты по доро ге в школу, что уч итель может д ать классу про верочную р аботу?
  57. Когда ты в ыполняешь з адание, чу вствуешь л и ты обычно, что де лаешь это п лохо?
  58. Дрожит ли с легка твоя ру ка, когда уч итель прос ит сделать з адание на дос ке перед все м классом?