Файл: Анализ методик диагностики стресса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Из-за бурного ритма современной жизни и обилия информации, которая обрушивается на ребенка, часто детская психика оказывается перегруженной. Современные дети гораздо более подвержены стрессу, чем когда-то, в свое время их родители, так как изменился подход к вопросу детского воспитания. Обязательным является участие ребенка во всевозможных развивающих программах, посещение им конкурсов, кружков. Также стали общедоступны такие источники информации, как например, телевидение, Интернет, контакты которые сложно проконтролировать родителям. Ко всему этому прибавляются ситуации: выход мамы из декретного отпуска на работу, начало посещения детского сада, школы и пр. у детей разного возраста преобладают разные причины возникновения стресса, но, как правило, природа их появления – одна. Это искусственное увеличение объема новой информации и изменение привычного хода жизни непонятным для ребенка нововведением. Особенно важным нововведением в жизни каждого ребенка является момент поступления ребенка в школу. Зачастую для взрослого человека подобная детская проблема кажется абсолютно несущественной, но в это же время для ребенка она может являться катастрофой.

Психологический комфорт в детстве важен не только для здорового эмоционального развития человека, но и для его физического благополучия. Стресс имеет серьезные долгосрочные последствия на организм, особенно в уязвимый период развития, то есть в детстве, так как ослабляет практически все его функции.

Важно, что восприимчивость к стрессам уходит корнями в самое раннее детство, когда вполне невинные, казалось бы слова и действия могут оказать огромное влияние на всю дальнейшую жизнь.

Поэтому для того, чтобы ребенок был успешен во взрослой жизни, необходимо прилагать усилия к формированию его стрессоустойчивости.

Цель данной работы – выявление стресса у учащихся начальных классов и установление методов, которые помогут устранить подобные состояния детей.

Предмет – стресс в жизни ребенка.

Объект – причины и методы борьбы со стрессом у учащихся начальных классов.

Исходя из цели, объекта и предмета поставлены следующие задачи:

    1. Проанализировать научно методическую литературу по теме исследования
    2. Определить психолого-педагогическую природу возникновения стресса у детей на основе анализа литературы.
    3. Выявить наиболее опасные ситуации возникновения стресса у детей.
    4. Провести эмпирическое исследование на выявление наличия стресса у детей младшего школьного возраста.
    5. Составить программу борьбы со стрессом у учащихся начальных классов и дать рекомендации для родителей, направленные на борьбу с детским стрессом.

Методы исследования:

- теоретические (теоретический анализ психолого-педагогической литератур ы, формулиро вка выводо в);

- эмпиричес кие (наблюдение,анкетирование, тестиров ание).

База иссле дования: Каргасокская СОШ – интер нат №1,Томской области, Каргасокского района – 1 «А» класс, 17 че ловек.

1 Теоретические аспекты возникновения стресса и его влияние на ребенка

1.1 Понятие, виды, причины стресса

В русский яз ык слово «стресс» пр ишло из ан глийского яз ыка. До насто ящего време ни не выработ ано единого, об щепринятого о пределения д анного пон ятия.

В психолог ии, биолог ии, медици не и други х областях естест веннонаучно го знания тер мин «стресс» ч аще всего ис пользуется в д вух значен иях. Во-пер вых, под стрессо м понимают ф изический, х имический и ли эмоцион альный фактор, котор ый вызывает ф изиологичес кое или пс ихологичес кое напряже ние и может б ыть источн иком болез ни. Во-втор ых, под стрессо м понимаетс я и сама бо лезнь, воз никающая в резу льтате дейст вия этих ф акторов. Т аким образо м, с одной сторо ны, стресс обоз начает собо й фактор, воз действующи й на орган изм, с дру гой – резу льтат возде йствия это го фактора [7].

Существенное з начение дл я изучения пр ироды стресс а, механиз мов его ре гуляции и прео доления име ют положен ия ряда пс ихологичес ких теорий и ко нцепций, котор ые могут б ыть рассмотре ны как мето дологическ ая основа д ля пониман ия сущност и развития стресс а у челове ка, а также особе нностей по ведения че ловека в стрессо вой ситуац ии.

Одним из н аиболее зн ачительных дост ижений отечест венной пси хологии яв ляется соз дание конце пции систе много подхо да. Данная ко нцепция опре деляет зако ны взаимос вязи и вза имообуслов ленности отр ажательных, ре гулятивных, ко ммуникатив ных функци й психики, ф изиологичес ких и проч их функций и стру ктур орган изма, а та кже явлени й, процессо в и объекто в внешнего м ира. Конце пция систе много подхо да определ яет иерарх ию взаимос вязей этих фу нкций в про цессе форм ирования и р азвития субъе ктивно – объе ктивных от ношений, в то м числе и от ношений, поро ждающих состо яние стресс а.


Еще одной мето дологическо й концепцие й, положен ной в осно ву изучени я психолог ического стресс а, являетс я деятельностный подход в изуче нии функцио нальных состо яний. Данн ый подход ос новывается н а положени ях теории де ятельности А. Н.Леонтьев а. Деятельностный подход опре деляет необ ходимость уст ановления и учет а причинно – с ледственны х отношени й на разны х уровнях л юбой деяте льности, что д ает возмож ность прон икнуть в су щность явле ний, опреде ляющих, на пример, особе нности фор мирования и по явления стресс а и регуля ции его прео доления [1 3].

Методологическое з начение дл я изучения проб лем психоло гического стресс а имеет по ложение о л ичностном по дходе, реа лизующее пре дставления об особе нностях про явления внутре нних факторо в активност и и их рол и в регуля ции свойст в и состоя ний челове ка.

Методологическую ос нову изуче ния пробле мы стресса сост авляет дин амический по дход, разр аботанный Л.И.Анциферовой. Данный по дход имеет с воей целью изуче ние качест венных изме нений личност и, прогресс ивных или ре грессивных те нденций раз вития прич ин трансфор мации личност и [2].

Существенное з начение дл я развития исс ледований в об ласти психо логии стресс а и его прео доления име ют положен ия субъект ивно – деятельностного подхода, ос нованного н а идеях Б. Г. Ананьева, Л.С. Выготс кого, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова и др. Со гласно дан ному подхо ду человек, в резу льтате вкл ючения в про цесс различ ных видов це ленаправле нной и осоз наваемой де ятельности, а ктивности ( игра, учеб ная деятел ьность, де ятельность об щения) приобрет ает специф ические сво йства и качест ва самоорг анизации, с амоконтрол я и пр. Бы ли выделен ы два осно вных вида стресс а [4]:

  1. физиологический стресс (з аболевание ор ганизма);
  2. психологический стресс (ст имулируетс я отношени ями между л юдьми, соц иальным по ложением в об ществе, удо влетворение м или неудовлетворением потребносте й и пр.). Пс ихологичес кий стресс, в ос новном обусловлен э моциональн ыми перегруз ками, котор ые сопрово ждают жизне деятельност ь современ ного челове ка.

Стресс явл яется, свое го рода, э кстремальн ым условие м (ситуац ией) для ор ганизма че ловека. Ис ходя из то го, что экстре мальные ситу ации принято по дразделять н а кратковре менные (ко гда актуал изируются те про граммы реа гирования, котор ые всегда у че ловека нагото ве) и длите льные (требу ющие адапт ационной перестро йки функцио нальных систе м человека), стресс т акже может б ыть кратко временным и д лительным.


Все фактор ы, стимулиру ющие возни кновение стресс а у челове ка можно р азделить н а:

  1. внешние;
  2. внутренние.

При этом в нешние фактор ы рассматр иваются ка к первичные источ ники напря жения и пере напряжения. В нутренние ( личные) фа кторы, опре деляют вли яние первы х и обусла вливают особе нности пси хологическо го отражен ия и оценк и внешней с итуации.

Также прин ято выделят ь личностн ый стресс, котор ый имеет не посредстве нное отноше ние к тому, что че ловек делает, что с н им происхо дит, когда о н выполняет, н арушает опре деленные пре дписанные со циальные ро ли. Личност ный стресс мо жет проявл яться в нару шениях здоро вья, депресс ивных состо яниях.

Семейный стресс в ключает в себ я все труд ности по по ддержанию се мьи и отно шений в не й (работа по до му, конфли кты между по колениями, бо лезнь или с мерть близ кого родст венника и пр.)

Рабочий стресс, к ак правило, с вязан с тя желыми тру довыми фун кциями, отсутст вием самоко нтроля за резу льтатами с воей деяте льности, ро левой неопре деленность ю и конфли ктами.

Широко рас пространен ным в насто ящее время я вляется эко логический стресс. О н обуславл ивается экстре мальными ус ловиями окру жающей сре ды, постоя нным ожида нием непре двиденных пос ледствий воз действия окружающей сре ды (загряз нение возду ха, воды, суро вые погодн ые условия, по вышенный уро вень шума и пр.)

Вообще стресс со провождает нор мального че ловека всю ж изнь. Перв ый исследо ватель явле ния стресс Г.Селье говорил: « Единственн ый способ убе жать от стресс а – это умерет ь».

Стресс может б ыть и полез ным – тогд а он мобил изует чело века, помо гая справит ься с ситу ацией, и вре дным – ког да он скорее п арализует во лю к решен ию проблем ы. Выделяют е ще понятие « дистресс» - и м обознача ют избыточ ное, чрезмер ное напряже ние организ ма. Стресс мо жет быть остр ым и хроничес ким.

Некоторые стрессо вые ситуац ии одинако во тяжелы д ля взросло го и ребен ка: потеря б лизкого че ловека, рез кая переме на условий ж изни и т.д. Ест ь ситуации, котор ые могут тр авмировать о дного чело века, друго го оставит ь равнодуш ным.

Стрессу по двержены все л юди – и дет и в том чис ле.

Следует от метить, что стресс не все гда результ ат поврежд ающего вне шнего влия ния на пси хику челове ка. Стресс у дете й во много м отличаетс я от стресс а взрослых, особе нно в его про явлении.


1.2 Причины возникновения стресса у детей, его признаки

Стресс – это естест венная физ иологическ ая реакция, котор ая сопрово ждает нерв ное напряже ние с перв ых дней жиз ни человек а.

Малыши под вержены вл иянию негат ивных эмоц ий не мень ше, чем взрос лые. Стрессо вое состоя ние может б ыть связано с пер выми самосто ятельными ш агами, посту плением в пер вый класс, по ловым созре ванием и м ногим друг им. Далеко не все дет и подверга ются стрессу в о дних и тех же с итуациях и о динаково ре агируют на э моциональное н апряжение. По лностью убереч ь ребенка от все х трудносте й невозмож но, однако в с илах родите лей и образо вательных учре ждений науч ить ребенк а правильно ре агировать н а неприятност и и справл яться с нер вным напря жением [7].

Основным про явление стресс а у ребенк а является рез кое измене ние его по ведения. Не которые дет и могут вест и себя как м ладенцы: н ачинают сос ать палец, моч атся в посте ль.

Дети постар ше становятс я замкнуты ми и молча ливыми, избе гают общен ия со сверст никами и взрос лыми. Стресс ы могут про являться в ч астых пере падах настрое ния, вспыш ках детско й агрессии, потер и контроля н ад своим по ведением.

Признаком стресс а является су дорожный т ик: дерган ье отдельн ых мышц, ч астое глот ание, намат ывание на п алец пряди во лос и пр. н а фоне стресс а у детей мо жет развит ься повыше нная утомл яемость, то шнота и психосоматические расстройст ва[19].

Стресс у ребе нка являетс я реакцией н а нечто но вое, с чем ребе нок в силу отсутст вия опыта не мо жет справит ься. Механ изм детско го стресса з апускает втор жение в жиз нь ребенка че го-то незн акомого и не приятного, что мо жет пресле довать его в в иде детски х страхов и ли воспоми наний.

Причины стрессо вых реакци й во много м зависят от возр аста ребен ка, так [21]:

  1. у новорожде нных и дете й до двух лет – стрессо вое состоя ние может с провоциров ать болезн ь или разлу ка с мамой ( или другим и близкими). М алыши чутко ре агируют на пере живания взрос лых и могут «з аразиться» и х стрессом. С имптомы стресс а: неожида нное и рез кое наруше ние сна, н арушение а ппетита, в плоть до от каза от ед ы, повышен ная возбуд имость;
  2. у детей от д вух до пят и лет – стресс мо жет вызыват ь кратковре менная или д лительная р азлука с б лизкими, а даптация ребе нка к детс кому саду, посе щение пари кмахерской и ли врача, а т акже другие н арушения пр ивычного у клада жизн и. Симптом ы: гиперактивное поведение (ес ли появляетс я внезапно), рез кие смены н астроения, п лаксивость, уч ащение мор гания, либо дру гие резкие и ч астые движе ния мимичес кой мускул атуры;
  3. у детей мл адшего шко льного возр аста – прич инами стресс а могут ст ать неудач и в учебе, с ложные отно шения с од ноклассник ами и учите лями. Еще о дной причи ной может б ыть внутре нний конфл икт, когда ребе нок винит себ я за совер шение просту пка. Симпто мы: заикан ие, энурез, го ловные бол и, колебан ия артериа льного дав ления, воз можно необъ яснимая рвот а. Снижаетс я успеваемост ь. Ребенок мо жет замкнут ься в себе и от казаться от об щения со с верстникам и. Также у ребе нка повышаетс я тревога з а свое здоро вье, и несу щественные пр ичины, буд ь то порез анный пале ц или легк ий ушиб, мо гут вызват ь паническ ий страх з а себя;
  4. у детей ст аршего шко льного возр аста – прич инами стресс а выступают гор мональная перестро йка организ ма, половое взрос ление, под готовка к всту плению во взрос лую жизнь (о пределение професс ии, выбор и нститута и пр.). Дет и боятся не о правдать н адежды род ных. А та кже неудач и в личной ж изни, безот ветные влюб ленности. С имптомы: с имптомы пр актически н ичем не от личаются от с имптомов взрос лого челове ка, только ярче и и нтенсивней. В пер вую очеред ь это проб лемы с кон центрацией в нимания и з апоминание м, усталост ь, нарушен ие сна, ко лебания настрое ния, беспо койство, з амкнутость и отчу ждение, нару шение аппет ита. Слишко м выраженн ая забота о с воей внешност и, как это н и странно, то же может б ыть связан а со стрессо м в этом возр асте.