Файл: Анализ методик диагностики стресса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Полученные резу льтаты пок азывают, что об щая тревож ность дете й значител ьно повыше на и соста вляет 65,8%. Бо лее всего тре вожность у дете й проявляетс я на фоне н изкой сопрот ивляемости стрессу, дет и еще не н аучились правильно ре агировать н а стрессов ые ситуаци и в школе ( показатель р авен 67%), т акже дети пере живают из – з а отношени й между собо й, а возни кающие конф ликтные ситу ации прово цируют рост д анного пок азателя (5 9,2%).

Дети стрем ятся добит ься успеха, б ыть лучшим и, но в но вом коллект иве это мно гим дается до вольно не ле гко, что в с вою очеред ь провоцирует стрессо вые состоя ния (показ атель сост авляет 54,7%), а т акже для дете й значимо м нение и требо вания, пре дъявляемые о кружающими, к ак сверстн иками, так и ро дителями ( данный пок азатель сост авляет 52, 9%).

Следует от метить, что от ношение к уч ителю у дете й довольно по ложительное, дет и стараютс я хорошо уч иться, не бо ятся провер ки школьны х знаний и гото вы к самораскрытию.

Рисунок 2.1 – Уро вень школь ной тревож ности учащ ихся 1 «А» к ласса (конст атирующий эт ап)

Использование мето дики Р.Жиля показало с ледующие резу льтаты, пре дставленные в т аблице 2.2

Таблица 2. 2 – Показате ли результ атов социа льной прис пособленност и, сферы ме жличностны х отношени й и воспри ятия внутр исемейных от ношений уч ащихся 1 « А» класса ( констатиру ющий этап)

Ф.И. учащи хся

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Катя А.

5

4

5

7

9

6

4

5

1

2

2

5

Лена А.

5

4

2

1

1

2

1

5

2

1

7

3

Марина Г.

6

5

2

3

6

3

5

2

2

2

7

3

Люба Ж.

3

3

8

4

2

6

5

4

2

1

3

2

Влад И.

7

7

7

4

4

5

2

4

1

1

2

3

Витя И.

6

7

5

4

8

7

3

3

2

1

2

4

Артем К.

2

7

6

4

7

7

1

2

2

1

3

2

Алена К.

6

6

5

3

5

3

2

4

2

2

2

5

Сережа К.

4

5

4

4

5

6

2

4

1

2

1

3

Максим Л.

5

6

4

4

6

3

4

3

1

2

2

2

Люда Л.

6

5

2

4

8

5

4

3

1

2

3

3

Настя Л.

4

4

3

3

4

4

2

4

2

1

1

4

Олег М.

5

5

4

3

7

4

4

4

1

2

1

3

Оля П.

6

6

4

2

6

4

4

5

1

2

2

2

Кирилл П.

3

7

5

4

5

5

2

5

2

1

3

4

Артем П.

4

2

5

0

4

3

2

6

2

1

3

5

Наташа Я.

4

4

6

0

8

6

3

5

1

1

2

5

Итого

81

87

77

54

95

79

50

68

26

25

46

58


Анализ получе нных резул ьтатов поз воляет сде лать вывод о то м, что: бо льшинство дете й сильно пр ивязаны к се мье (преиму щественно к б абушке и де душке).

Отношения к м аме и папе не ме нее важны д ля детей. Дру жественные от ношения с дет ьми стоят н а втором месте.

Дети закрыт ы для обще ния

Дети достаточ но любознате льные, не стре мятся особо до минировать,

Наглядно по лученные резу льтаты пре дставлены н а рисунке 2. 2

Рисунок 2. 2 – Уровен ь социально й приспособ ленности, сфер ы межличност ных отноше ний и воспр иятия внутр исемейных от ношений дет ьми (конст атирующий эт ап)

Таким образо м, на конст атирующем эт апе экспер имента было в ыявлено, что у уч ащихся 1 « А» класса и меются пре дпосылки д ля возникно вения и раз вития стресс а. Что пре имуществен но связано с всту плением дете й на совер шенно новы й для них эт ап жизни – посту пление в ш колу. Посту пление в ш колу характер изуется: во- первых, сме ной деятел ьности дете й (от игры к учебе), во- вторых сме ной требов аний взрос лых (родите лей и учите ля), в-трет ьих, смено й круга об щения. Нал ичие у дете й высокого по казателя ш кольной тре вожности и н изкой сопрот ивляемости стрессу обус ловило разр аботку и пр именение про граммы по с нижению веро ятности воз никновения стресс а у учащихс я 1 «А» кл асса.

2.2 Программа, направленная на устранение стрессового состояния детей

Многими со временными с пециалиста ми и учены ми отмечено, что через 3-6 не дель после н ачала учеб ного года у все х школьнико в повышаетс я уровень тре вожности. Особе нно, высок и показате ли детей, и дущих в пер вый класс.

Сегодняшний уч итель нача льных классо в должен з нать причи ны стресса у м ладшего шко льника, уч ить, как мо жно избежат ь стрессову ю ситуацию, вос питывать стрессоусто йчивую поз ицию учени ка.

Чувствуя проб лемы детей и про являя гибкост ь и понима ние, учите ль может у меньшить в лияние факторо в, провоциру ющих появле ние и проя вление стрессо вого состо яния учащи хся.

Работа с дет ьми, в цел ях снижени я уровня тре вожности, до лжна прово диться по тре м направле ниям: повы шение самоо ценки ребе нка; обуче ние ребенк а умению у правлять собо й в конкрет ных, наибо лее волную щих его ситу ациях; снят ие мышечно го напряже ния. Именно поэто му была разр аботана про грамма, пре дставляюща я собой набор и гровых мето дик, так к ак именно посре дством игро вой деятел ьности мож но не толь ко воспитат ь, научить, р асслабить, по высить настрое ние детей, но и о казать ком плексное воз действие н а устранен ие негатив ных факторо в, провоциру ющих трево жность дете й.


Игры, предст авленные в т аблице 2.3 про водились в р азное врем я (между уро ками (на бо льших пере менах по 20 м инут), на уро ках (после изуче ния основно го материа ла), после уро ков (на про дленке). Вре мя проведе ния игр не бо лее 10 – 15 м инут.

Таблица 2. 3 – Игровые мето ды, направ ленные на с нижение уро вня тревож ности дете й

Название и гры

Направление

Игра «Зайк и и слоник и»

Повышение с амооценки

Игра «Волшеб ный магази нчик страхо в»

Игра «Кто в до мике живет?»

Игра «Потер ялась девоч ка»

Игра «Я хочу – о ни хотят – я посту паю»

Умение упр авлять сво им поведен ием

Игра «Слов а»

Игра «Шаги пр авды»

Игра «Театр м асок»

Снятие мышеч ного напря жения

Игра «Скул ьптура»

Игра «Превр атись в пластилинчик»

Подробнее про ведение игр о писано в Пр иложении 3. И гры, приве денные в д анном разде ле использо вались нес колько раз, з адействова ны были все дет и 1 «А» кл асса.

С родителя ми младших ш кольников б ыло проведе но классное собр ание, на которо м помимо ус певаемости м ладших шко льников бы ли затронут ы вопросы стрессо вого состо яния учащи хся. Конеч но же, огро мное влиян ие на данное состо яние младш их школьни ков оказыв ает поступ ление дете й в первый к ласс, нача ло учебной де ятельности, всту пление в но вый коллект ив, на сме ну воспитате лю в детско м саду (а не которым дет ям, не посе щавшим детский са д, и появле ние нового в и х жизни че ловека) пр иходит учите ль, но сто ит обратит ь внимание н а то, что в ыведение дете й из состо яния, которое мо жет спрово цировать стресс с т яжелыми пос ледствиями, до лжно ложит ься не тол ько на плеч и педагога, но и ро дителей. Поэто му на родите льском собр ании были д аны рекоме ндации род ителям по с нижению тре вожности пер вокласснико в, а именно:

  1. Постарайтесь б ыть более в нимательны ми к своему ребе нку, прояв ляйте боль ше любви, те пла и ласк и, чаще го ворите ему, что в ы его любите и с кучаете без не го. Будьте в нимательны к ребе нку, любите е го, но не пр ивязывайте к себе, пуст ь у него бу дут друзья, с вой круг обще ния. Будьте гото вы поддерж ать ребенк а, выслушат ь и ободрит ь его. Зало г успеха – добро желательные и от крытые отно шения в се мье. Стара йтесь искре нне интересо ваться шко льной жизн ью ребенка, р асспрашиват ь его о шко ле, делитьс я своим шко льным опыто м.
  2. Помните о то м, что у в ашего ребе нка тоже ест ь свои проб лемы. Дайте е му возможност ь выговорит ься, обсуд ить вместе с в ами то, что е го тревожит и о горчает. К аждый день в ыделяйте вре мя для бесе ды с ребен ком, чтобы о н мог расс казать вам о то м, что про изошло за де нь.
  3. Никогда не в ысказывайте в пр исутствии ребе нка своих о пасений от носительно н ачала его обуче ния в школе, не пу гайте школо й и учителе м. Ваши тре воги и опасе ния обязате льно перед адутся ребе нку. Послу жат причино й формиров ания школь ной тревож ности – усто йчивого состо яния трево ги и страх а в отноше нии всего, что с вязано со ш колой и уче нием.
  4. Не срывайтес ь и не крич ите на ребе нка. Даже ес ли он совер шил что-то, н а ваш взгл яд, ужасное, дер жите себя в ру ках, стара йтесь говор ить ровным, с покойным го лосом. Дет и, чьи род ители посто янно кричат и ру гаются, перест ают их слы шать.
  5. Пересмотрите с вои требов ания к ребе нку, всегд а ли они обос нованы, не с лишком ли м ного вы хот ите от него? По лезно вспо мнить себя в это м возрасте и про пустить требо вания к свое му ребенку через собст венные детские пере живания. То лько при это м постарайтес ь быть объе ктивными. Взрос лым свойст венно идеа лизировать с вое прошлое. Про являйте вн имание к л ичности ребе нка, постар айтесь пре дъявлять о птимальные требо вания к не му. Подчер кивайте, в ыделяйте в к ачестве чрез вычайно зн ачимой ту сферу де ятельности, г де ребенок бо льше успеше н, помогая те м самым обрест и веру в себ я.
  6. Большое зн ачение имеет пр авильный ре жим дня ребе нка: долже н быть пол ноценный со н; необход имы продол жительные е жедневные про гулки на с вежем возду хе, подвиж ные игры и у пражнения; не поз воляйте по долгу сидет ь перед те левизором, ч асами играт ь в компьютер ные игры, кро вавые боев ики и филь мы ужасов – не д ля вашего ребе нка, их ну жно полност ью исключит ь.
  7. Поддержите в ребе нке его стре мление стат ь школьнико м. Ваша ис кренняя за интересова нность в е го школьны х делах и з аботах, сер ьезное отно шение к его пер вым достиже ниям и воз можным тру дностям по могут перво класснику по дтвердить з начимость е го нового по ложения и де ятельности.
  8. Обсудите с ребе нком те пр авила и нор мы, с котор ыми он встрет ился в шко ле. Объясн ите ему необ ходимость и це лесообразност ь. Беседуйте с ребе нком о том, з ачем нужно уч иться, поче му в школе и менно такие пр авила, как ие могут б ыть трудност и и как мо жно с ними с правиться.
  9. Ваш ребено к пришел в ш колу, чтоб ы учиться. Ко гда челове к учиться, у не го может что-то не ср азу получат ься, это естест венно. Ребе нок имеет пр аво на ошиб ку. Для фор мирования по ложительно го отношен ия к школе, в ажно, чтоб ы ребенок по нимал, что уч иться ему по с илам, он мо жет справит ься с учеб ными задан иями.
  10. Не пропуск айте трудност и, возможн ые у ребен ка на нача льном этапе о владения учеб ными навык ами. Если у пер воклассник а, например, ест ь логопедичес кие пробле мы, постар айтесь спр авиться с н ими на пер вом году обуче ния. Постар айтесь выс лушать и пр изнать, что обуче ние в школе мо жет быть дейст вительно тру дным, оказ ывайте необ ходимую эмо циональную по ддержку свое му ребенку.
  11. Поддержите пер воклассник а в его же лании добит ься успеха. В к аждой работе об язательно н айдите, за что мо жно было б ы его похв алить. Пом ните, что по хвала и эмо циональная по ддержка способ ны заметно по высить инте ллектуальн ые достиже ния челове ка. Важно поо щрение ребе нка, важно х валить резу льтат его де ятельности, по мочь ребен ку проверит ь свои сил ы. Формиро вание интерес а к содерж анию учебно й деятельност и, приобрете нию знаний с вязано с пере живанием ш кольниками чу вства удов летворения от с воих дости жений. А по дкрепляетс я это чувст во одобрен ием, похва лой родите лей, котор ые подчерк ивают кажд ый, даже саамы маленький ус пех, самое м аленькое про движение в перед.

И напоследо к, если вас что-то бес покоит в по ведении ребе нка, его учеб ных делах, не стес няйтесь обр ащаться за со ветом и ко нсультацие й к учител ю или школ ьному психо логу.

2.3 Оценка эффективности работы, направленной на снижение стресс а у младших школьников

Во время про ведения эм пирического исс ледования пе дагог посто янно наблю дал за пове дением дете й в классе, т ак на контро льном этапе э ксперимент а было выя влено: бол ьшинство дете й, за искл ючением те х кто прож ивает дост аточно дале ко от школ ы, приходят в ш колу самосто ятельно, то ест ь не нужда ются в под держке род ителей.

При входе в к ласс, дети з дороваются с уч ителем, ко нечно, каж дый со сво им особым н астроем с котор ым пришел в ш колу, кто-то р адостно и з вонко, кто-то бо лее спокой но («заспа нно»), но у же при встрече с о дноклассни ками и до н ачала урок а дети ведут себ я более ож ивленно, об щаются дру г с другом, и грают в «догоняшки» (преимущест венно мальч ики), класс ики, изобр аженные на по лу в рекре ации (в ос новном девоч ки). Расск азывают дру г другу о то м, что дел али вечеро м, во что и грали, что с мотрели по те левизору. При этом в р ассказах м ногих дете й присутст вуют родите ли, например: Арте м К. в раз говоре с М аксимом Л.: « Мы с папой вчер а ездили в м агазин и п апа купил м не Kinder в котором б ыла вот эт а машина… ( показывает)»; К атя А.в раз говоре с Л юбой Ж.: « Мы с мамой вчер а смотрели му льтфильм про Б арби…»; Сере жа К. в раз говоре с м альчиками: « А мы с род ителями в п ятницу пой дем в цирк, а в ы пойдете?» и пр. Дет и стали бо лее уверен ными, на уро ках стали р аботать ож ивленно, нес мотря на не которые за мечания от носительно по ведения дете й.

На контрол ьном этапе э ксперимент а, с испол ьзованием Мето дики диагност ики школьно й тревожност и Филлипса, б ыли получе ны следующ ие результ аты, предст авленные в т аблице 2.4 и н а рисунке 2. 3. Бланки от ветов школ ьников на про веденный тест пре дставлены в Пр иложении 1.

Таблица 2.4 – Д инамика по казателей резу льтатов по д иагностике ш кольной тре вожности уч ащихся 1 « А» класса ( констатиру ющий и контро льный этап)


Факторы

Показатель по к лассу, % ( констатиру ющий этап)

Показатель по к лассу, % ( контрольны й этап)

Общая трево жность в ш коле

65,8

59,1

Переживание со циального стресс а

59,2

50,2

Фрустрация потреб ности в дост ижение успе ха

54,7

33

Страх само выражения

48,8

28

Страх ситу ации провер ки знаний

43,8

40

Страх не соот ветствоват ь ожидания м окружающ их

52,9

43,5

Низкая физ иологическ ая сопроти вляемость стрессу

67

57,6

Проблемы и стр ахи в отно шениях с уч ителями

49

33,5

Анализируя д анные показ атели видно, что об щая тревож ность учащ ихся 1 «А» к ласса повы шена и сост авляет 59,1%. Нес мотря на это, тре вожность дете й имеет те нденцию к с нижению, т ак, относите льно показ ателей, полученных н а констатиру ющем этапе э ксперимент а, общая тре вожность в к лассе сниз илась на 6,7%. Со противляемост ь к стрессу возрос ла на 9,4%. Дет и за время про ведения экс перимента бо лее привык ли друг к ругу, стали луч ше понимат ь сверстни ков, приобре ли большую у веренность в себе, собст венных сил ах и возмо жностях, что естест венно поло жительно с казывается к ак на школ ьных, так и н аличных ус пехах каждо го. В резу льтате соот ветствоват ь требован иям родите лей и учите лей каждому ребе нку стало про ще. Конечно, у дете й присутст вует волне ние, трево га по пово ду оценок, про верок, но д анные показ атели трево жности мин имальны.

Рисунок 2. 3 – Динами ка показате лей школьно й тревожност и учащихся 1 « А» класса ( констатиру ющий и контро льный этап)

Исследование н а контроль ном этапе по мето дике Р.Жиля показало с ледующие резу льтаты, пре дставленные в т аблице 2.5 и н а рисунке 2.4

Таблица 2.5 – По казатели резу льтатов уро вня социал ьной приспособ ленности, сфер ы межличност ных отноше ний и воспр иятия внутр исемейных от ношений уч ащимися 1 « А» класса ( ко нтрольный эт ап)

Ф.И. учащи хся

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Катя А.

6

5

6

1

4

2

4

5

1

1

2

5

Лена А.

5

5

3

4

5

4

2

5

2

2

2

5

Марина Г.

4

5

5

4

5

4

4

5

2

1

2

4

Люба Ж.

4

4

5

4

6

5

4

4

1

2

1

4

Влад И.

4

4

7

4

5

6

4

5

2

1

2

3

Витя И.

4

5

5

4

4

5

4

4

2

2

3

4

Артем К.

5

4

5

5

4

5

4

5

2

1

1

2

Алена К.

6

4

6

4

3

4

2

4

1

2

2

4

Сережа К.

6

5

5

5

3

5

3

5

2

1

1

3

Максим Л.

6

6

5

4

2

6

2

5

2

1

2

4

Люда Л.

4

4

5

5

4

5

2

5

1

2

2

3

Настя Л.

6

3

5

3

5

4

2

5

1

2

1

4

Олег М.

4

6

5

3

2

5

3

5

2

1

2

5

Оля П.

4

5

5

3

4

3

3

5

2

2

1

5

Кирилл П.

2

4

5

4

5

5

2

6

1

1

3

5

Артем П.

4

6

4

4

7

5

2

5

2

2

2

6

Наташа Я.

3

5

3

4

5

5

3

6

2

2

3

6

Итого

77

80

84

65

73

78

57

84

28

26

31

72