Файл: Анализ методик диагностики стресса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принято вы делять три ст адии развит ия стресса [ 25]:

Первая ста дия АЛАРМ – ст адия (стад ия тревоги). Эт а стадия н азывается т акже «предстартовой готовност ью». Ресурс ы организм а на этой ст адии макси мально моб илизуются. Ребе нок находитс я в состоя нии напряже нности и н астороженност и. Физичес ки и психо логически ребе нок чувствует себ я комфортно, мо жет даже преб ывать в пр иподнятом н астроении. Е го поведен ие на этой ст адии удивл яет окружа ющих своей не адекватност ью. Это оче нь опасное и об манчивое з атишье. Это шт иль перед буре й;

Вторая ста дия резистентности (стадия со противлени я). Подъем, котор ый наблюда лся на пер вой фазе, с падает. Наб людается не которая усталость. Хот я в целом с амочувствие не п лохое, но ор ганизм уже н ачинает за являть о себе. В нутренние ресурс ы на этом эт апе расходу ются более о птимально. Про исходит не которое «врабатывание» в эту ситу ацию, псих ика словно гото вится к дл ительному прео долению тру дностей. Э нергия рас ходуется бо лее разумно, пр испособляяс ь к сложив шимся обсто ятельствам;

Третья ста дия истоще ния. Сил н а борьбу бо льше нет. З ащитные ме ханизмы не мо гут выполн ять свою фу нкцию. И ф изически и пс ихически, ребе нок выжат. Э нергия исчер пана. Сниж ается аппет ит. Возник ают пробле мы со сном, бессо нница, пов ышенная тре вожность, не возможност ь отвлечьс я от навязч ивых мысле й и расслаб иться. Ребе нок может ст ать раздра жительным, преу величенно ре агировать н а окружающ ие звуки и соб ытия – вздр агивать, вс крикивать и н ачинать пл акать, пуг аться. Уху дшается ко нцентрация в нимания, су жается соз нание. Могут н аблюдаться вс пышки гнев а. На этой ф азе требуетс я неотложное в мешательст во специал истов, необ ходимо обяз ательно пр ибегнуть к пс ихологичес кой помощи.

Стресс явл яется посто янной проб лемой в детст ве, потому что ж изнь и опыт ребе нка контро лируется взрос лыми. Дети ч асто чувст вуют, что о ни бессиль ны, ничего не мо гут поделат ь, ничего не мо гут изменит ь. Это при водит к ап атии и потере вс якой мотив ации. Стресс у ребе нка не опоз нают, а са м ребенок не с пособен с эт им справит ься, что з аставляет е го чувство вать неспособ ным и неаде кватным.

Устойчивость к стресс ам обеспеч ивает социабельность, предпола гающая добро желательное в нимание окру жающих и ко ммуникатив ные навыки, б лагодаря котор ым взрослые о казывают ребе нку поддер жку в случ ае необход имости.


Для детей м ладшего шко льного возр аста свойст венна потреб ность в за щите со сторо ны взрослы х, и, преж де всего, уч ителя и ро дителей. В л юбой стрессогенной ситуации ребе нок устрем ляет свой взор в сторо ну взросло го и ждет от не го помощи, по ддержки. Д ля него потр ясение, ес ли его ожи дания не о правдываютс я, если его ост авляют с пере живаниями о дин на оди н. И еще хуже, когд а вместо по мощи от взрос лого, ребе нок получает пор ицание или р авнодушие.

Правильная, поз итивная пе дагогическ ая политик а может по вышать способ ность учащ ихся проти востоять стресс ам им умен ьшать их пос ледствия. Се годняшний уч итель нача льных классо в должен з нать причи ны стресса у ш кольников, уч ить, как мо жно избежат ь стрессову ю ситуацию, вос питывать стрессоусто йчивую поз ицию учени ка. И самое г лавное, со временный пе дагог сам не до лжен высту пать в рол и очередно го стрессора для ребен ка. Чувству я проблемы дете й и проявл яя гибкост ь и понима ние, педаго г может уме ньшить вли яние стрессо вых ситуац ий на учащ ихся.

1.3 Ситуации, в которых дети наиболее подвержены стрессу

На сегодня шний день су ществует тр и ситуации, в котор ых дети на иболее под вержены стрессу [ 23]:

  1. Школа. Пере ход к школ ьной жизни ч асто вгоняет ребе нка в стресс. Н азвание это го стресса – ш кольная фоб ия (страх). Н а первом месте у м ладших шко льников бо язнь учите ля и боязн ь оценки. О ценка убив ает любовь, котору ю ребенок пр ивык получ ать ни за что, а те перь она з ависит от н ачисленных б аллов. Поэто му перед особе нно «страш ным» уроко м у ребенк а может все вре мя болеть го лова, подн иматься да вление и пр. в предподрастковом возрасте т яжелее все го перенос ятся насме шки и изде вательства с верстников. В от вет на все эт и школьные стр ахи у акти вного, живо го ребенка мо жет вспыхнут ь агрессия. Об ычно так дет и реагируют до дес яти лет, но и со ст аршими это с лучается – ч аще из-за не приятия од ноклассник ами. То же с амое может б ыть причино й странной р ассеянност и, неспособ ности сосре доточиться. Не которые, особо чу вствительн ые дети зач астую так ре агируют на л юбую нервну ю перегруз ку. Наиболее у язвимы для ш кольных на пастей дет и из небла гополучных се мей или те х, где нет н астоящего ко нтакта с ребе нком, то ест ь дети «стрессодоступные». Дети же, окруженные л юбовью и по ниманием до ма, чувству ют себя в ш коле гораз до более з ащищенными.
  2. Семейные ко нфликты. Яс но, что в несч астных сем ьях ждать от ребе нка здоров ья и пример ного поведе ния не при ходится. Ес ли дети посто янно болеют, з начит, семе йные пробле мы сказыва ются на ни х уже очен ь серьезно. А ктивные дет и реагируют н а домашние др амы явно – грубост ью, двойка ми, непослу шанием или истер икой, а дру гие – тихие и пр илежные – н и сбоев в учебе, н и капризов, д а и вообще н ичего примеч ательного не в ысказывают. Из менения про исходят ти хо и незамет но. Только оче нь внимате льный родите ль может з аметить та кие симпто мы, как: все бо льший уход в себ я, затормо женность, отре шенность, не которое оце пенение, груст ь, пугливост ь. Дети с оче видными от клонениями в по ведении – это у же результ ат пребыва ния в длите льном хрон ическом стрессе, с котор ым трудно что- либо сделат ь. Например, де вочке нрав ится делат ь пакости, порт ить чужие ве щи, красть у по дружек куко л, что нос ит название « деструктив ного поведе ния». Весь ма вероятно, что из ребе нка вырастет о пасная лич ность. Самое р аспростране нное заблу ждение – что ес ли тщатель но скрыват ь от ребен ка разлад в се мье, делат ь вид, что все хоро шо, дети мо гут ничего не з аметить. З аметят обяз ательно, и ес ли не осоз нают, то почу вствуют. Ребе нок с само го рождени я, как лок атор, настрое н на матер инское био поле. И ко гда плохо м атери – пло хо и ребен ку. Для ре шения данно й проблемы луч ше всего обр атиться за по мощью к спе циалисту.
  3. Подростко вый возраст. Т ак называе мый подрост ковый криз ис, связан ный с поис ком собстве нного «я», с гор мональной перестро йкой, нико гда не обхо дится без стрессо в. Данный мо мент являетс я нормальн ым. Дети в этот пер иод начина ют осознав ать трагичес кие сторон ы жизни. Бр итье наголо, потреб ность «тусо ваться», ж ить ночной ж изнью, слу шать громку ю музыку, бор ьбы с миро м взрослых, у ход в одиночест во, агресс ия – все это я вляется способо м снятия стресс а. Необход имо помнит ь одно: резу льтат того, к ак дети пере живут этот тру дный возраст, з ависит в пер вую очеред ь от отношений с ро дителями. Ес ли семейное н апряжение в эту пору с ильно нару шено, дети мо гут так и не йти собстве нное «я». А ес ли подросто к не смог пр инять и по любить себ я, то он вс ю жизнь бу дет страдат ь от заниже нной самоо ценки, котор ая может обер нуться массо й проблем.

Следует посто янно наблю дать за ребе нком и обяз ательно ре агировать н а выявленн ые проблем ы. Если ребе нок не спр авиться с н апряжением, о н обязател ьно заболеет. Н аиболее яв ные болезн и стресса – не вроз, голо вные боли, г астриты, яз венные кол иты, астма, не произвольное моче испускание и пр. Д лительный стресс мо жет привест и к заикан ию. Обычно с крипение зуб ами во сне пр ивлекает в нимание ро дителей, а это пр изнак невроз а. Длитель ный стресс, котор ый уже ста новиться фо ном всей ж изни ребен ка приводит к необр атимым ано малиям пове дения. В ч астности дестру ктивному. Стр анный ребе нок, вредн ый, слишко м жестокий, неу правляемый, безуч астный, вя лый, чересчур з аторможенн ый – все это нес проста: зн ачит дети, в к акой-то мо мент «слом ались».

Стоит помн ить, что пере житые в детст ве травмы об язательно отр азятся во взрос лой жизни и мо гут привест и к необрат имым после дствиям.

Подводя ито г теоретичес кой части курсо вой работы, мо жно сделат ь следующие в ывод:

Стресс явл яется одно й из самых бо лезненных в лияний наше го времени. До лгое время стресс р ассматрива лся исключ ительно ка к проблема взрос лого челове ка. Но сего дня эта проб лема все бо льше и бол ьше распростр аняется на детс кий мир.

Дети, также к ак и взрос лые, страд ают от изб ыточных физ иологическ их и инфор мационных н агрузок и не посильного д ля них пси хологическо го давлени я. Основны ми ситуаци ями, в котор ых дети на иболее все го подверже ны стрессу, я вляются: ш кола, семе йные конфл икты, подрост ковый возр аст.

Причины стрессо вых реакци й детей во м ногом завис ят от возр аста ребен ка, однако н аличие стресс а у всех дете й, характер изуется посто янным наличием о дного или нес кольких сле дующих приз наков: бес покойство, р аздражител ьность, агресс ивность, н арушение с на, плакси вость, грубост ь

2. Эмпирическое исследование наличия стресс а у учащихся начальных классов

2.1 Выявление стресс а у учащихся начальных классов


Цель иссле дования: выявление стресс а у учащихс я начальны х классов и уст ановление мето дов, котор ые помогут устр анить подоб ные состоя ния детей.

Характеристика гру ппы испытуе мых (17 че ловек): оп ытной экспер иментально й базой исс ледования пос лужила Каргасокская СОШ – интер нат №1,Томской области, Каргасокского района.

В экспери ментальном исс ледовании пр инял участ ие коллект ив 1«А» кл асса. В кл ассе, обуч ается 17 че ловек.

Возраст ис пытуемых пр имерно оди наковый – 6,5 – 7 лет, сост ав группы 47,1% м альчиков, 5 2,9% девоче к.

Сведения о гру ппе испытуе мых:

1«А» класс – у 90% дете й семья по лная. 88,2% се мей матери ально обес печены, у 11,8% тру дное матер иальное по ложение. Пр и этом 58,8% се мьи, в котор ых 2 и более дете й.

Основные эт апы экспер имента: экс периментал ьное иссле дование про ходило в 3 эт апа:

  1. Констатирующий эт ап проводи лся в сент ябре 2014 го да.

Констатиру ющий этап н аправлен н а определе ние наличи я стресса у м ладших шко льников.

  1. Формирующий эт ап проводи лся с сент ября 2014 го да по февр аль 2015 го да.

На данном эт апе была ре ализована про грамма, на правленная н а установле ние методо в, помогаю щих устран ить стрессо вые состоя ния детей.

  1. Контрольно – обоб щающий эта п проводилс я в марте 2015 г.

На данном эт апе происхо дила оценк а эффектив ности прове денной работ ы.

Для проведе ния экспер имента был и выбраны с ледующие мето ды и метод ики:

  1. Наблюдение. Д анный мето д используетс я с целью обоб щенной хар актеристик и поведени я детей в к лассе с це лью выявле ния наличи я тревожност и, как одно й из показ ателей стресс а, у детей м ладшего шко льного возр аста.
  2. Методика д иагностики ш кольной тре вожности Ф иллипса. Д анная мето дика была в ыбрана исхо дя из того, что р яд исследо вателей, т аких как А. Говард, К. Матвеев, Л.Мазарус, рассматр ивают трево жность как я вление, воз никающее в р амках стрессо вых ситуац ий. Тревож ность хара ктеризуетс я субъекти вно пережи ваемыми эмо циями: напр яжением, бес покойством, оз абоченност ью, нервоз ностью. Это состо яние возни кает как э моциональн ая реакция н а стрессову ю ситуацию. Це ль данной мето дики состо ит в изуче нии уровня и х арактера тре вожности, с вязанной со ш колой у дете й младшего ш кольного возр аста.
  3. Методика Р.Жиля. Данная мето дика напра влена на изуче ние социал ьной приспособ ленности ребе нка, сферы е го межличност ных отноше ний и их особе нностей, е го восприят ия внутрисе мейных отно шений. Поз воляет выя вить конфл иктные зон ы (как фактор ы, влияющие н а возникно вение стресс а у ребенк а) в систе ме межличност ных отноше ний ребенк а, давая воз можность, воз действуя н а эти отно шения, вли ять на дал ьнейшее спо койное раз витие личност и ребенка.

На констат ирующем эт апе экспер имента было про ведено наб людение за по ведением дете й в классе и в ыявлено, что: дет и, которых пр ивели в шко лу родител и, стараютс я больше р азговариват ь и реагиро вать на ро дителей, м ало вниман ия уделяя с верстникам.

При встрече с уч ителем дет и застенчи во здорова ются. Пове дение дете й робкое, и меется неу веренность в осу ществлении по веденчески х актов. Все эт и показатели в со вокупности с видетельст вуют о на личии трево жности у дете й. Однако, вз гляд детей н а учителя и н а однокласс ников дово льно открыт ый, дети гото вы к воспр иятию ново й информац ии, к расш ирению кру га друзей и з накомых, р асширению сфер ы общения, что, несо мненно, яв ляется поло жительным мо ментом. Ко нечно, сре ди детей ест ь и более а ктивные, но эт и дети ранее об щались дру г с другом, не с мотря на то, что не посе щали до шко лы детский с ад, но под готовка в гру ппе предшкольников, помогла дет ям сплочиться, стать бо лее уверен ными. Так к ак класс предшколы расположе н в здании Каргасокской СОШ – интер нат №1, то эт и дети уже ус пели позна комиться с р асположение м кабинето в в школе, у видеть некотор ых учителе й, ознаком иться с по ведением и распрорядком дня в шко ле, именно поэто му детям ле гче справит ься с трево жностью пр и поступле нии в перв ый класс.

На констат ирующем эт апе экспер имента, с ис пользование м Методики д иагностики ш кольной тре вожности Ф иллипса, б ыли получе ны следующ ие результ аты, предст авленные в т аблице 2.1 и н а рисунке 2.1. Б ланки ответо в школьнико в на прове денный тест пре дставлены в Пр иложении 1.

Таблица 2.1 – По казатели резу льтатов по д иагностике ш кольной тре вожности уч ащихся 1 « А» класса ( констатиру ющий этап)

Факторы

Показатель по к лассу, %

Общая трево жность в ш коле

65,8

Переживание со циального стресс а

59,2

Фрустрация потреб ности в дост ижение успе ха

54,7

Страх само выражения

48,8

Страх ситу ации провер ки знаний

43,8

Страх не соот ветствоват ь ожидания м окружающ их

52,9

Низкая физ иологическ ая сопроти вляемость стрессу

67

Проблемы и стр ахи в отно шениях с уч ителями

49