Файл: Влияние эмоций на выполнение компьютеризированных профессиональных задач(Понятие и сущность компьютеризированной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Использование компьютеров в различных сферах человеческой деятельности создало ряд проблем, связанных с человеко-компьютерным взаимодействием. Они включают в себя различные психологические аспекты использования компьютера, организации и взаимодействия в диалоге с компьютером.

В современной психологической литературе внимание исследователей все чаще обращается на стратегии решения проблем. Предполагается, что одни и те же результаты могут быть достигнуты при различной организации средств и методов выполнения и иметь разную «стоимость деятельности», которая выражается в потере физиологических и психологических ресурсов. Особое значение в этой перспективе приобретает анализ соотношения когнитивных и аффективных механизмов, обеспечивающих достижение стоящих перед субъектом целей.

В современном мире профессиональная деятельность динамично компьютеризируется. Все больше специалистов решают свои задачи, используя различные виды компьютерных программ и информационных ресурсов, с которыми становится все сложнее работать. В то же время анализ компьютеризированных средств труда и их соответствия умственным возможностям человека, связанным с обработкой информации, принятием решений, организацией действий, отстает от динамики их создания и совершенствования.

В то же время эмоциональные состояния пользователей компьютеров практически не изучались.

Значительная часть исследований проведена авторами И.В. Блинниковой, Б.Б. Величковским, М.С. Капицей, А.Б. Леоновой. Вместе с тем, в условиях компьютеризации всех сфер профессиональной деятельности становится все более актуальным вопрос исследования влияния эмоций на эффективное решение профессиональных задач в условиях компьютеризации.

Целью курсовой работы является исследование влияния эмоций на выполнение компьютеризированных профессиональных задач.

В соответствие с поставленной целью в работе должны быть решены следующие задачи:

- исследовать теоретические основы влияния эмоций на выполнение компьютеризированных профессиональных задач;

- рассмотреть опыт экспериментального исследования влияния эмоций на выполнение компьютеризированных профессиональных задач.

Объектом исследования являлась эмоциональная сфера человека.

Предметом исследования в процессе написания курсовой работы является эффективность выполнения компьютеризированных профессиональных задач.


В процессе написания курсовой работы использованы методы анализа, синтеза, обобщения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИЙ НА ВЫПОЛНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

1.1. Понятие и сущность компьютеризированной деятельности

Под компьютерной деятельностью понимается специфический вид человеческой деятельности. Специфичность его по сравнению с другими формами деятельности заключается в непосредственном получении информации о тех или иных результатах своих действий и изменении характера этой информации. Контроль и анализ результатов выполнения заданий человеком осуществляется с помощью компьютера.

В качестве элемента системы «человек-компьютер» используются два определения человека: оператор и пользователь. Пользователь – это физическое или юридическое лицо, использующее компьютерную систему или программный инструмент, т.е. любое лицо, использующее компьютер для достижения своих целей. При этом оператор осуществляет трудовую деятельность, основанную на взаимодействии с объектом труда, машиной и окружающей средой через информационную модель и органы управления [13, с.225]. Фактически он управляет работой как самого компьютера, так и сложной автоматизированной системы. Активность пользователя, в отличие от структуры деятельности оператора, которая связана с большим количеством ситуаций при достижении цели, состоит из большего количества действий и более элементарных операций. При этом пользователь, выполнивший некоторые действия, может их прервать, исключить некоторые ранее запланированные действия и/или выполнить новые. В условиях роста компьютеризации в последние двадцать лет все более актуальными становятся исследования в области деятельности пользователей ПК. При этом проблема «встраивания» компьютеров в человеческую деятельность активно развивается.

Отечественной психологической наукой был предложен более широкий взгляд на проблему взаимодействия человека и компьютера. Новым мощным направлением стала психология компьютеризации, методологическую основу которой выдвинул А.А. Четвериков [13] концепция трансформации психической деятельности человека, опосредованной компьютерами и другими средствами вычислительной техники. Подчеркивалось, что «психологическое исследование человеческой деятельности в режиме диалога с компьютером должно основываться, прежде всего, на общей психологической теории деятельности и психологическом исследовании творческого мышления, основанного на этой теории». Это означает, что наиболее ярко выражена связь между проблемой изучения человеко-компьютерных систем в общей психологии.


Под компьютеризацией жизнедеятельности человека понимается то, что компьютерные технологии становятся формирующим элементом культуры и во многом определяют состояние социокультурной среды. Функции опосредования психических функций человека выполняют сигнальные системы (в первую очередь языковые). Вместе с появлением информационных технологий компьютерные технологии опосредуют использование основных символических средств, используемых человечеством. Как утверждает К.И. Чижов [12], опосредованные средствами (физическими внешними и внутренними психологическими), психические процессы в человеке изменяются так же, как изменяются процессы его практической деятельности. Преобразовывая природу и создавая в своей деятельности особое бытие и культуру, человек изменяет и развивает собственную психическую природу, отсюда и разработанная М.Е. Гурьевым [5] сущностная позиция, компьютерные технологии, являясь как внешними, так и внутренними орудиями труда, вызывают изменения не только в структуре и составляющих деятельности, но и в личностных изменениях своего субъекта.

Результаты психологических исследований [2,6,7] наглядно показывают, что под влиянием компьютеризации деятельности меняются многие субъективные свойства и характеристики личности пользователя. На уровне субъекта деятельности, например, меняется мотивация, целеустремленность и операционный состав деятельности. При этом, как правило, это развитие мотивации к достижению или «выходу» в виртуальную реальность, появление новых целей, операций и действий (шаблонных и творческих), связанных с постановкой и решением практических задач на языке компьютерных технологий. В ряде работ, где пользователь изучается как субъект познания, наиболее существенные изменения отмечаются в развитии абстрактного логического мышления, невербального интеллекта и, одновременно, замедлении процесса формирования вербального логического мышления, подавлении интуиции [11, с. 33]. В процессе анализа психологии пользователя информационных технологий на уровне их проявления в качестве субъекта коммуникации также отмечается, что передача коммуникативного опыта (принципов, коммуникативных целей, операций, навыков), приобретенного в процессе работы в компьютерных сетях, в реальное общение создает условия для возникновения семантических барьеров в общении и взаимодействии. Основываясь на исследованиях А.Б.Леонова [9], можно выявить специфику познания субъекта социального взаимодействия, которая определяется включением виртуальной реальности в его картину мира.


В связи с этим отмечается, что проблема психических и личностных изменений в предмете компьютерной деятельности особенно актуальна для образования. В системе жизнедеятельности, происходящей в зрелой личности, особое (и противоречивое) влияние на отношения между человеком и обществом оказывают компьютеризированная деятельность и компьютерные технологии, которые все больше вовлекают человека в процесс алгоритмизации и структуризации опыта, изменяя прежние образы мышления, представления об объективном мире [10, с.260]. Поэтому психологическая и социальная незрелость личности учащегося обусловливает необходимость подходить к внедрению компьютерных технологий в систему образования и воспитания с предельной осторожностью и учитывать влияние компьютерной деятельности, которую они спонтанно разворачивают (компьютерные игры, общение в компьютерных сетях, хакерские атаки).

Феномен воздействия компьютерной деятельности на сферу отношений ее субъекта как целостной личности имеет ряд существенных особенностей [1, с.99].

Во-первых, результаты его воздействия на психику ребенка (подростка, юноши) затягиваются во времени, и преобразованная «новая» реакция человека на природу и общество наступит только тогда, когда он станет взрослым.

Во-вторых, аналитико-синтетический тип интеллектуальной деятельности и социальное отчуждение в определенной степени провоцируют развитие КТ, но в дальнейшем они сами формируются и развиваются в процессе компьютеризированной деятельности. Феномен интерференции возникает, когда люди с левополушарным типом мышления и восприятия, более успешно программирующие и проявляющие больший интерес к природе интеллектуальной деятельности (в том числе и компьютеризированной), при активном участии в компьютеризированной деятельности, существенно усложняют и ухудшают свою существующую интеллектуальную деятельность [6, с.78].

В-третьих, ориентация в виртуальной среде, оценка виртуальных ситуаций, создаваемых компьютером, с увеличением опыта компьютеризированной деятельности все чаще реализуется через (и по форме) логическое мышление. Интенсивное использование интеллектуальных средств как основного способа получения и обработки информации для человека, которому трудно опосредовать отношения с реальностью с помощью автоматизированных программ, становится условием подавления функционирования эмоциональной и сенсорной ткани сознания. Это меняет процедурный аспект объективных отношений как многомерной структурированной системы [5, с.125]. Субъективные отношения существуют, формируются и развиваются все больше и больше в результате интеллектуальной деятельности, а не в ее единстве с аффективной деятельностью, которая имеет глубокую предметно-сенсорную основу. Это также приводит к тенденции личности пользователя компьютерных технологий к рационализации смыслового содержания умственного опыта, что изменяет структуру ценностных представлений [6, с.79].


Профессиональные пользователи отмечают превосходство интеллектуальных умений над эмоциональными переживаниями и гораздо больший интерес к активным действиям в виртуальном мире, что лишь отчасти передает полноту человеческих отношений. Это снижает потребность человека в обращении к эмоциональной и сенсорной структуре переживания. В целом, отношение к миру и людям, сложившееся в системе сложного опосредованного взаимодействия, является результатом акцентированной взаимной обусловленности сторон компьютерной деятельности - обедненной индивидуальной эмоциональной активности и жестко структурированной логической и рациональной деятельности.

1.2. Понятие и виды эмоций и эмоциональных состояний

Человеку дается любая, в том числе и когнитивная потребность, через эмоциональный опыт.

Под эмоциями понимаются элементарные переживания, которые возникают в человеке под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей [6, с. 78]. Это определение эмоций дано в большом психологическом словаре.

Это определение эмоций дается в большом психологическом словаре. То есть «эмоции - это субъективные психологические состояния, отражающие, в виде непосредственных переживаний, ощущения приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, к процессу и результату его практической деятельности» [10, с. 259].

Ряд авторов [3,8,11] придерживаются следующего определения. Под эмоциями понимается психическая рефлексия в виде прямого, предвзятого опыта, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленная отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Согласно авторам, это определение содержит одну из главных особенностей эмоций, отличающих их, например, от когнитивных процессов - прямое представление о связи потребности субъекта с возможностью ее удовлетворения [6].

М. Е. Гурьев [5] отмечает, что эмоции – это форма психической рефлексии, которая стоит на границе (с точки зрения известного содержания) с физиологической рефлексией и представляет собой своеобразную личностную установку человека на окружающую действительность и на себя.

По продолжительности, интенсивности, объективности или неопределённости, а также качеству эмоций, все эмоции можно разделить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения.