Файл: Влияние эмоций на выполнение компьютеризированных профессиональных задач(Понятие и сущность компьютеризированной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По результатам экспериментов 2 и 3 было предложено, что - помимо поведенческих составляющих - подготовительная деятельность включает формирование компактного представления контекста основной задачи и его хранение в рабочей памяти, при этом создается эффективная система «ключей», позволяющая перенести это представление в рабочую память по окончании прерывания. Возможность доступа к этому представлению практически исключает необходимость восстановления контекста основной задачи после выполнения дополнительной задачи, т.е. сокращает время переориентации в основной задаче и снижает вероятность ошибок. Естественно предположить, что проактивная стратегия особенно эффективна, когда прерывания связаны с повышенной когнитивной нагрузкой. Есть основания полагать, что в эксперименте 3 испытуемые оценивали условия эксперимента со сложными прерываниями как когнитивно более сложные и, следовательно, с большей вероятностью использовали проактивную стратегию. Согласно этому предположению, в случае сложных прерываний обнаружена отрицательная зависимость между временем входа и временем возобновления, т.е. показано, что чем интенсивнее подготовка к переключению, тем эффективнее обработка прерываний. В случае простых операций с прерываниями, когда нет оснований ожидать проактивной стратегии, эта зависимость не обнаружена.

Анализ данных регистрации движения глаз для обработки прерываний является важным экспериментальным инструментом для выявления микроструктуры когнитивных действий, обеспечивающих эффективный переход от основной задачи к дополнительной и обратно. В частности, в эксперименте 3 было обнаружено, что пространственные характеристики саккад непосредственно до и после выполнения дополнительной задачи имеют тенденцию совпадать в тех случаях, когда проактивная стратегия может быть использована. Этот результат можно рассматривать как свидетельство того, что ментальное представление, созданное в процессе активной подготовки к переходу, включает в себя ссылки на пространственное расположение ряда семантически и/или визуально значимых ориентиров. Сразу же после «выхода» из прерывания субъекты сначала визуально возвращаются к этим эталонам, указывая на свою возможную роль в обеспечении восстановления контекста для выполнения основной задачи. В частности, содержание выделенных таким образом ориентиров может быть использовано для обеспечения извлечения информации об основной задаче из долговременной памяти. Подводя итог, можно сказать, что в современных, компьютеризированных формах работы перебои неизбежны. Изучение механизмов переключения между задачами, обеспечивающих успешную обработку прерываний, очевидно, имеет практическое значение.


Уже сегодня необходимо говорить о развитии инновационных рабочих сред, которые облегчили бы работнику преодоление трудностей, вызванных перебоями, возникающими в процессе работы. В частности, если, как показывают исследования, человек способен компенсировать негативное влияние прерываний путем выбора адекватной стратегии подготовки переключателей, то усилия психологов и эргономов должны быть направлены на разработку человеко-компьютерных интерфейсов, которые бы поддерживали человека-оператора в применении этих стратегий. Особенно ценными могут быть интерфейсы, непосредственно облегчающие применение проактивной стратегии подготовки коммутаторов. Реализация такой исследовательской программы, сочетающей в себе фундаментальные и прикладные аспекты, приблизит к идеалу эффективной обработки прерываний, которая не будет сопровождаться негативными последствиями для качества выполняемой работы и благополучия работающего человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов /В.А. Бодров – М.. ПЕР СЭ, 2011 – 511 с.
  2. Блинникова И.В. Стратегии решения лексических задач в условиях эмоциональной напряженности / И.В. Блинникова, М.С. Капица, А.Б. Леонова //Идеи О.К. Тихомирова и А,В. Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии (к 80-летию со дня рождения). Материалы Всероссийской научной конференции (с иностранным участием)/Зинченко Ю.П. (ред), М: МГУ, 2013. С. 365-368.
  3. Блинникова И.В. Психологические исследования информационного поиска в интернет-среде / И.В. Блинникова, М.С. Капица, А.Б. Леонова // Мир психологии. 2016. № 4. С. 223—231.
  4. Блинникова И.В. Экспериментальное исследование прерываний в компьютеризированной деятельности: анализ стратегий переключений между основной и дополнительной задачами / И.В. Блинникова, Б.Б. Величковский, М.С. Капица, А.Б. Леонова // Экспериментальная психология. 2009. – № 1. – С. 35-51
  5. Гурьев М.Е. Сущность и структура эмоциональной сферы личности /М.Е. Гурьев// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. – № 41. – С. 125-139.
  6. Капица М. С. Перераспределение ресурсов внимания при выполнении компьютеризированных задач в условиях возрастания психической напряженности / И.В. Блинникова, М.С. Капица // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. — 2011. — Т. 3, № 1. — С. 78–79.
  7. Леонова А.Б. Эмпирическая апробация батареи микроструктурных тестов для оценки когнитивных ресурсов профессионалов / А.Б. Леонова, И.В. Блинникова, Т.А. Злоказова // Прикладная юридическая психология. 2013. – № 4. – С. 39—49.
  8. Леонова А. Б. Прерывания в компьютеризованной деятельности: стратегии переключения между основной и дополнительной задачами / А.Б. Леонова, И.В. Блинникова, Б.Б. Величковский, М.С. Капица // Экспериментальная психология. 2009. – Т. 2. – № 1. – С. 35–51.
  9. Леонова А.Б. Трансформация системы когнитивных ресурсов при возрастании эмоциональной напряженности. /А.Б. Леонова, И.В. Блинникова, М.С. Капица // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. – №1 – С.69-90.
  10. Леонова А. Б. Регуляторно-динамическая модель оценки индивидуальной стресс-резистентности / А.Б. Леонова // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / Под ред. В. А. Бодрова и А. Л. Журавлёва. Вып. 1. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. – С. 259–278.
  11. Федосина С.С. Особенности значения понятия «эмоция» в научных теориях эмоциональных явлений /С.С. Федосина// Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей». СПб.: Изд-во НИИРР, 2016. – № 1. –С. 33-39.
  12. Чижова К.И. Психологическая сущность эмоциональной сферы личности /К.И. Чижова// Вестник экономической интеграции. 2014. – № 1. – С. 166-170.
  13. Четвериков А.А. Влияние эмоций на распределение внимания в задаче Навона /А.А. Четвериков // Обработка текста и когнитивные технологии. Когнитивное моделирование в лингвистике / под ред. В.Д. Соловьева и В.Н. Полякова. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2010. — С. 255-268.
  14. Шмырева О.И. Развитие эмоциональной сферы личности как психолого-педагогическая проблема /О.И. Шмырева// Вестник Тамбовского университета им. Г.Р. Державина. Сер.: Гуманитарные науки. 2006. – № 4 (44). – С. 129-131.