Файл: Влияние эмоций на выполнение компьютеризированных профессиональных задач(Понятие и сущность компьютеризированной деятельности).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИЙ НА ВЫПОЛНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
1.1. Понятие и сущность компьютеризированной деятельности
1.2. Понятие и виды эмоций и эмоциональных состояний
1.3. Эффективность выполнения профессиональных задач в условиях компьютеризации
Размер умственной нагрузки определяется характером деятельности и, в частности, зависит от степени сложности (объективной и субъективной) рабочих заданий, продолжительности работы, уровня требований к скорости и точности выполнения операций и многих других показателей. Сложность оценки фактической нагрузки определяется не только сложностью ее сравнения по различным видам деятельности, но и расхождением между ее объективными и субъективными значениями. Важность, существенные особенности информации, представления о регламентированных процессах во многом определяются личностно-психологическими особенностями субъекта, его опытом и образованием. Способность обрабатывать информацию имеет свои ограничения в зависимости от типов информационных процессов (поиск информации, ее распознавание, подготовка и принятие решений, двигательная активность и т.д.) и от условий деятельности. Ограничения обусловлены структурными особенностями - возможностями органов чувств и двигательного аппарата, профессиональных знаний, опыта и т.д.; функциональными особенностями - например, способностью решать проблемы, как правило, последовательно, а не параллельно, что, в свою очередь, обусловлено механизмами активации ресурсов; особенностями обработки информации под когнитивным контролем, требующей постоянного внимания и сопровождающейся повышенными усилиями [10, с. 260].
Психическое напряжение можно отнести как к объективной нагрузке, налагаемой задачей (ее сложность, объем операций, временные ограничения и т. д.), так и к субъективной оценке человеком требований задачи. Большинство теорий связывают нагрузку только со способностью человека обрабатывать информацию, другие же рассматривают только эмоциональные и физические аспекты. В теориях психического напряжения выделяются умственные ресурсы, способность обрабатывать информацию, необходимую и доступную для выполнения задачи: требования к содержанию исходных данных и обработке информации для выполнения задачи, а не только к процессу решения задачи, но и к средствам, условиям труда и организации деятельности [1, с. 211].
При выполнении конкретной задачи автоматически включаются различные виды активации, обеспечивающие оптимальные и адекватные требования к состоянию задачи. Активация происходит в период ожидания будущей задачи. Единственным способом воздействия на энергетическое состояние в связи с поставленной задачей является мобилизация дополнительной энергии за счет умственных усилий, что зависит от мотивации к достижению определенной цели. Психические усилия играют важную роль, когда приходится работать в неоптимальных условиях - например, для выполнения задачи, требующей повышенного внимания. Это относится к сложным задачам, где ресурсы приходится перераспределять между различными компонентами задачи, а также когда требуется использование процессов с ограниченными возможностями обработки информации (например, оперативной памяти). Для выполнения задач, в которых цели или отношения входной или выходной информации постоянно и непрерывно меняются [10, с. 259], также требуются интеллектуальные усилия.
Таким образом, понятие умственных усилий, основанное на позициях когнитивно-энергетических теорий, направлено на изучение и оценку возможностей, пределов и ограничений человека как системы обработки информации. Эта концепция отражает особенности взаимосвязи информационно-трансформационных и энергетических процессов, различия между требованиями к деятельности и способностью человека удовлетворять эти требования. Наконец, данное понятие определяет наличие различий во взаимосвязи информационных и энергетических процессов, потребностей и способностей человека не только в связи с особенностями различных видов деятельности, но и между субъектами, обладающими индивидуальными особенностями информационной и энергетической регуляции процесса формирования и проявления профессиональных способностей в соответствии с критерием активизации труда по влиянию психической нагрузки.
2. ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИЙ НА ВЫПОЛНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
2.1. Описание целей эксперимента
В серии исследований, проведенных в Лаборатории трудовой психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, гетерогенное влияние прерываний на компьютеризированную деятельность изучалось с использованием структурно-интегрированного подхода к анализу стратегий перехода к прерывистым задачам, их выполнению и возвращению к прерванной работе и восстановлению контекста основной деятельности [6].
В лабораторных условиях также моделировалась фактическая деятельность по редактированию научных текстов. Эта деятельность всегда считалась основной для участников исследования. Кроме того, им приходилось выполнять дополнительные задания для экспериментатора. Таким образом, основная работа прерывалась в ряде условий, вводились дополнительные задания, а затем испытуемые должны были вернуться к прерванной деятельности. Для контроля и управления экспериментом была разработана специальная настройка, позволяющая исследователю наблюдать за работой испытуемого и точно выбирать момент, когда основная деятельность прерывается и вводится дополнительное задание. Экспериментатор находился в другой комнате. На его монитор подавался смешанный сигнал, совмещающий изображение объекта с камеры и «изображение» с дисплея тестируемого (для получения последнего использованного преобразователя сканирования). Смешанный видеосигнал, дополненный временным кодом (с точностью до 0,1 секунды), записывался на видеомагнитофон. Каждый испытуемый тестировался до и после экспериментальных занятий с использованием набора диагностических методик, включающих оценку его субъективного состояния, когнитивных показателей и индивидуальных особенностей, таких как темперамент и когнитивные стили [2].
В первом эксперименте изучалось влияние факторов (1) наличия прерываний и (2) сложности прерывания задания на характеристики когнитивной деятельности и состояние испытуемого. Использовались два вида прерывающих заданий: простые (требующие мало времени на выполнение и не связанные с содержанием основной задачи) и сложные (занимающие гораздо больше времени и похожие по типу на основную задачу). Дополнительная задача могла быть введена либо при перемещении параграфа (когда текст помещался в «карман»), либо при вводе параграфа. Дополнительным фактором, требующим изучения, является тип прерванной операции.
Цель эксперимента 2 - подтвердить и развить результаты эксперимента. Исследователи предполагали, что этот фактор сложности прерванной операции оказывает существенное влияние не только на поведение, но и на эффективность когнитивного функционирования и субъективное состояние (1). Показано (2), что воздействие прерываний не только ухудшает выполнение основной задачи, но и при определенных условиях может играть положительную роль, оказывая мобилизующее и активизирующее воздействие на испытуемых. Не исключено, что в первом эксперименте этот эффект был связан с прерыванием канала - телефонным звонком. Поэтому во втором эксперименте исследователи поставили задачу сравнить два канала введения прерываний - телефонный звонок и систему электронных сообщений. Результаты первого эксперимента позволили выделить время на возврат к основной задаче после выполнения дополнительной задачи в качестве крайне значимого индикатора (3). Этот показатель позволяет определить характеристики используемых стратегий [6].
Целью третьего эксперимента был сбор доказательств существования различных типов когнитивных стратегий, используемых субъектами при «входе» и «выходе» из прерываний. В частности, эксперимент был направлен на проверку гипотезы о том, что если условия прерывания оцениваются испытуемым как достаточно «трудные», то возрастает вероятность использования активной («проактивной») стратегии для подготовки «входа» в прерывание. Основываясь на предыдущих экспериментах, можно также предположить, что реализация проактивной стратегии включает несколько этапов:
(а) создание ментального представления контекста главной задачи;
б) «разгрузка» созданных мысленных представлений в долговременной памяти перед переходом к дополнительной задаче;
в) восстановление контекста главной задачи в рабочей памяти при возвращении из дополнительной задачи на основе представления, хранящегося в долговременной памяти [6].
Таким образом, проактивная стратегия позволяет снизить «затраты на прерывание» за счет более интенсивной подготовки к ее обработке. Проактивная стратегия противопоставляется реактивной, которая заключается в переходе непосредственно к принятому прерыванию без явной дополнительной подготовки. Для проверки этих утверждений в эксперименте манипулировали нагрузкой на рабочую память, связанной с обработкой прерывания, и анализировали временные интервалы, связанные с переходом к дополнительной задаче, ее непосредственным выполнением и возвращением к основной задаче. Временной анализ дополнялся анализом двигательной активности глазного яблока испытуемого непосредственно перед переходом к дополнительному заданию и сразу после его возвращения из него.
2.2. Результаты эксперимента
1.1. Методология. Тридцать один сотрудник Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (11 женщин и 20 мужчин в возрасте от 17 до 38 лет) принял участие в исследовании в качестве испытуемых. Участники эксперимента работали в условиях, имитирующих обычную офисную обстановку. Эксперименты по каждому предмету включали четыре экспериментальных занятия по два занятия в отдельный экспериментальный день. Экспериментальные занятия состояли из основной задачи с изменением условий для двух независимых переменных: «Присутствие прерываний» на двух уровнях - (1) отсутствие прерываний и (2) представление двух прерываний во время одного сеанса; «сложность прерываний» на двух уровнях - (1) простые прерывания и (2) сложные прерывания. В каждый день эксперимента испытуемый выполнял одно занятие без прерываний и одно занятие с «простым» или «сложным» прерыванием. Для каждого испытуемого был рандомизирован порядок представления сеансов с различными условиями эксперимента, что обеспечило реализацию полностью сбалансированного плана эксперимента для всей выборки испытуемых [8]. Основной задачей, выполняемой в каждом экспериментальном занятии, было редактирование на компьютере научного текста среднего уровня (до 16 000 знаков), включая такие стандартные операции, как перенос фрагментов текста, внесение ручных исправлений, форматирование страниц в соответствии с заданной выборкой и т.д. Время выполнения основной задачи не ограничивалось и составляло в среднем 45-50 минут. В половине экспериментальных сеансов выполнение основного задания прерывалось телефонным звонком от экспериментатора, находившегося в соседнем помещении, который просил испытуемого срочно выполнить дополнительное задание (прерывание задания). Использовались два вида прерывания заданий различной степени сложности: простое прерывание состояло из просьбы найти в телефонной книге или справочнике информацию, не относящуюся к основному заданию - номер телефона или адрес работника, год публикации той или иной публикации и т.д. Сложное прерывание включало в себя переключение темы для выполнения другого задания, аналогичного типу основного - вручную внести небольшие исправления в короткий текст, напечатанный на бумаге. После выполнения задания прерывания субъект должен был вернуться к основной работе и закончить ее. На основе анализа видеозаписи в каждом экспериментальном сеансе определялись качественные показатели выполнения основного задания (общее количество ошибок, количество упущений и некорректных действий) и время его выполнения (общее время, время выполнения основного задания, время прерывания выполнения задания), а также измерялось время перехода от одного задания к другому. Все участники исследования прошли краткую тренировку и выполняли психологические тесты в начале и в конце каждого экспериментального занятия. При этом определялись показатели уровня психофизиологической активации и объема затраченных внутренних усилий, которые оценивались по методике ccm и шкале DSME; показатели субъективного комфорта/некомфорта текущего состояния и степени эмоционального напряжения, полученные по методикам «шкалы состояния» и «шкалы ситуационной тревоги» Ч.Д. Шпилбергера; показатели эффективности когнитивного функционирования, полученные по микроструктурным тестам «RAM» и «распределение объема внимания», которые включали в себя следующие показатели [11].
1.2. Результаты. Статистический анализ выявил влияние обеих независимых переменных (наличие прерывания и сложность прерывания) на различные качественные и количественные параметры деятельности. В серии с перерывами наблюдалось значительное увеличение общего рабочего времени (F = 4,74; Р = 0,03), хотя время выполнения основной задачи не менялось. Также наблюдалось незначительное увеличение количества ошибок (F = 2,9; p = 0,09) и количества основных исполнительных действий при редактировании текста (F = 4,8; p = 0,03). Это свидетельствует о том, что испытуемые не снижают скорость работы при перерывах, а делают это за счет снижения качества и интенсификации деятельности. Сложность прерывающей задачи также повлияла на качество работы испытуемого, увеличив общее время и количество основных исполнительных действий. Особый интерес представляет значительное увеличение времени возвращения к основной задаче после сложного прерывания (F = 4,3; Р = 0,04). Можно предположить, что в условиях коротких простых перерывов испытуемые не выходят из контекста основной задачи и поэтому быстро возвращаются к ней. Сложные дополнительные задания, требующие больше времени для выполнения, заставляют испытуемых выходить из контекста основной задачи и тратить больше времени на ее возобновление. Не исключено, что это дополнительное время необходимо для некоторой переориентации в основной задаче. Одним из наиболее интересных результатов является анализ ошибок, допущенных испытуемыми в первом эксперименте при выполнении основной задачи. Оказалось, что чем сложнее была дополнительная задача, тем меньше ошибок делали испытуемые: для сложной прерывающей задачи испытуемые делали в среднем 5,9 ошибки, а для простой – 7,3 (различия значимы; F (1,30) = 2,5; p < 0,1). Это свидетельствовало о том, что качество выполнения основной задачи не ухудшилось, а даже несколько улучшилось. Этот результат довольно парадоксален. Первоначально мы предполагали, что более сложная задача прерывания приводит к более значительному негативному эффекту, но в данном случае это не подтвердилось. Это можно было бы объяснить, если бы испытуемым было разрешено использовать различные стратегии для простых и сложных прерываний, что было подтверждено более тщательным анализом данных. Когда основная задача прерывается сложной задачей, субъект вынужден переключиться на сознательные стратегии регуляции деятельности. Он вынужден планировать выполнение дополнительной задачи и возвращаться к основной. он выполняет задания строго последовательно, контролируя переход между ними. Другая картина наблюдается в ситуациях простого прерывания задачи. Здесь можно частично совместить параллельное выполнение двух задач. Происходит интенсификация деятельности, повышается напряженность и скорость исполнительных операций [6]. На этом фоне качество исполнения снижается, и испытуемые совершают больше ошибок. Изучение видеозаписей и выявление последовательности действий испытуемых в условиях прерываний позволило описать пять поведенческих стратегий. При использовании первой стратегии испытуемый немедленно реагировал на вызов, прерывая выполнение основной задачи, выслушивал указания экспериментатора, клал трубку и приступал к выполнению дополнительной задачи. Вторая стратегия характеризовалась запоздалой реакцией испытуемого на телефонный звонок, испытуемый предпочитал закончить операцию и только после этого снять трубку. Третья стратегия включала в себя два одновременных действия: испытуемый немедленно брал трубку, но продолжал редактировать текст, слушая инструкции. Четвертая стратегия представляла собой комбинацию второй и третьей: испытуемый не сразу брал трубку, а даже когда брал, продолжал выполнять основную задачу. Пятая стратегия была наименее распространенной: когда испытуемый слышал звонок, он брал трубку, слушал экспериментатора, клал трубку, продолжал выполнять основную задачу до определенного момента, наименее критичного для прерывания, и только после этого переходил к дополнительной задаче. Была рассчитана частота выбора той или иной стратегии в зависимости от сложности прерываемой операции. Показано, что в зависимости от сложности прерванной операции испытуемые использовали различные поведенческие стратегии [8].