Файл: Влияние эмоций на выполнение компьютеризированных профессиональных задач(Понятие и сущность компьютеризированной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для эмоциональных реакций характерны высокая частота встречаемости и быстротечность. Они происходят в последние минуты, характеризуются достаточно выраженным качеством (модальность) и знаком (положительная или отрицательная эмоция), интенсивностью и объективностью. Объективность эмоциональной реакции понимается как ее более или менее однозначная связь с вызвавшим ее событием или объектом. Эмоциональная реакция, как правило, всегда происходит на события, вызванные чем-то или кем-то в конкретной ситуации. Это может быть страх перед внезапным шумом или криком, радость от слышания слов или воспринимаемого выражения, гнев на препятствие или чье-либо действие и т. д. В то же время следует помнить, что эти события являются лишь толчком к возникновению эмоций, но причиной является либо биологическая значимость, либо субъективное значение этого события для субъекта. Интенсивность эмоциональных реакций может варьироваться от тонких, даже для субъекта, до чрезмерных [7, с. 39].

Зачастую эмоциональные реакции – это реакции фрустрации некоторых выраженных потребностей. Фрустрация (от лат. frustration-deception - обман, разрушение планов) в психологии – это психическое состояние, которое возникает в ответ на появление объективного или субъективно непреодолимого препятствия на пути удовлетворения потребности, достижения цели или решения проблемы. Тип реакции на разочарование зависит от многих обстоятельств, но очень часто является характеристикой личности человека. Это может быть гнев, разочарование, отчаяние, чувство вины [9, с. 70].

Эмоциональные состояния характеризуются: большей продолжительностью, которая может измеряться в часах и днях, обычно меньшей интенсивностью, так как эмоции связаны со значительным расходованием энергии за счет сопутствующих физиологических реакций, в некоторых случаях бессмысленностью, которая выражается в том, что субъект может быть скрыт от причины и причины, вызвавшей их, а также некоторой неопределённостью модальности эмоционального состояния. Эмоциональные состояния могут проявляться как раздражительность, тревога, самодовольство, различные оттенки настроения - от депрессивных состояний до состояния эйфории. Однако чаще всего это смешанные состояния. Так как эмоциональные состояния – это тоже эмоции, то они отражают связь между потребностями субъекта и объективными или субъективными возможностями их удовлетворения, которые коренятся в данной ситуации [11, с. 34].

За исключением органических расстройств центральной нервной системы состояние раздражения по существу является высокой готовностью к гневным реакциям в ситуации длительного разочарования. Всплески гнева могут быть у человека по самым незначительным и различным причинам, но они основаны на неудовлетворенности какой-то личной потребностью, о которой субъект может не знать [11, с. 34].


Под эмоциональными состояниями понимаются состояния, обусловленные переживанием человеком своего отношения к внешнему миру и к самому себе и характеризующиеся изменением количественных и качественных параметров реакций на сигналы внешней среды [14, с. 129]. Следовательно, эмоциональные состояния тесно связаны с индивидуальной смысловой значимостью информации, получаемой человеком, и представляют собой своеобразную коррекцию, вносимую человеком в ответ, определяемую только информационной структурой стимула. Например, можно установить естественный рост эмоциональных состояний по мере роста цены решения. Доказано, что при фиксированной цене существует прямая зависимость уровня эмоций от энтропии, остающейся к моменту, необходимому для принятия решения (отсутствие информации как эмотогенного фактора) [10, с. 260].

Это положение также проясняет взаимосвязь эмоциональных состояний с общими функциональными состояниями, описанными выше, особенно с условиями адекватной мобилизации и динамического несогласия, а также с рядом внутренних характеристик человека, например, с уровнем тревоги, который влияет на присвоенные значения индивидуальной (субъективной) семантической значимости.

Из вышесказанного также становится ясно, что любая сознательная деятельность человека всегда так или иначе связана с развитием эмоциональных состояний [12, с. 167].

В ходе изучения эмоциональных реакций необходимо чётко различать две формы стресс-эмоционального напряжения и эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение характеризует степень мобилизации функций организма для наиболее успешного осуществления той или иной деятельности и связано с волевым действием, направленным на эту деятельность, а именно характеризует степень эмоциональных сдвигов, обусловливающих наиболее полное развитие состояния адекватной мобилизации.

При возникновении динамического несоответствия между объективной значимостью ситуации и её субъективной оценкой и связанных с ней негативных изменений в двигательных и психических функциях возникает состояние эмоционального напряжения. При этом отмечается снижение устойчивости некоторых психических функций. Момент перехода эмоционального напряжения в эмоциональное определяет так называемую эмоциональную устойчивость. Чем ниже эмоциональная устойчивость, тем быстрее развивается состояние эмоционального напряжения при меньших значениях эмоционального фактора. Объективно эмоциональная устойчивость является показателем, который очень тесно связан с таким свойством личности, как уровень тревоги; она очень низка у людей с высоким уровнем тревоги [1, с. 109].


Следующее качество - эмоциональная возбудимость определяет скорость развития того или иного эмоционального состояния, а именно это качество очень близко к тому, что характеризует эмоциональную устойчивость.

Факторы, которые определяют развитие эмоциональных состояний. Исходя из этого представления о сущности эмоциональных реакций, становится ясно, что их развитие определяется двумя группами факторов - внешним и внутренним [5, с. 127].

Внешние эмоциональные факторы. К ним относятся, прежде всего, так называемые экстремальные факторы, то есть те, физические или информационные характеристики которых приводят к развитию экстремального напряжения физиологических и психологических функций с полным исчерпанием всех физиологических резервов. Чем экстремальнее этот фактор, тем выше вероятность того, что будут выражены степени эмоциональных сдвигов. Характер этих сдвигов определяется типом реакции, развивающейся в результате воздействия. Если формируется адекватный ответ, т.е. реакция, направленная на преодоление действия фактора или на поддержание необходимого уровня активности при продолжении действия конечности, как правило, имеет определенную степень эмоционального напряжения.

При развитии тревожной реакции, характеризующей тенденцию к выходу из экстремального фактора, как правило, наблюдается та или иная степень эмоционального напряжения [8, с. 35].

Развитие тревожной реакции, характеризующейся тенденцией к отходу от экстремального фактора и неспособностью мобилизовать функции, приводит к различной степени эмоционального напряжения вплоть до появления резко выраженных негативных эмоций.

В эту же группу факторов входят факторы с очень высокой значимостью, хотя сами факторы не являются экстремальными. Признак возникновения эмоциональной реакции и сила ее развития в этом случае обычно определяются сочетанием ряда внутренних факторов по отношению к человеку [4, с. 40].

Внутренние эмоциональные факторы. Эти факторы сами по себе не являются эмотиогенными, они являются лишь определенным внешним фактором в необходимой степени эмоциональности. К ним относятся такие факторы, как особенности нервной деятельности, темперамент, уровень тревоги, личностная ригидность и другие. - Они обычно определяют уровень реакции.

Такие факторы, как особенности трансформации инграмм (особенности памяти, внимания), которые отвечают за степень знакомства с возникающей ситуацией и скорость принятия решений, определяют не только степень развития эмоциональных состояний, но и их знак. Такие личностные характеристики, как уровень притязаний, очень близки к ним. Наконец, в эту группу следует также включить такие факторы, как мотивы, установки, сходные характеристики типа идеала и т.п. Их влияние на эмоциональную устойчивость наиболее выражено, которое при наличии позитивных мотивов может быть настолько велико, что полностью исключает возникновение эмоционального напряжения [10, с. 259].


Управление эмоциональными состояниями является одной из задач эргономики. Можно активно контролировать поведение человека-оператора, вводя определенные эмоциональные факторы. Например, для поддержания высокого уровня бдительности при монотонной работе оператора по наблюдению и контролю, наиболее эффективным способом воздействия на эмоциональную сферу.

При возникновении эмоционального напряжения позиция становится иной, это состояние явно неблагоприятно, и все усилия должны быть направлены на то, чтобы перевести это состояние в состояние эмоционального напряжения.

1.3. Эффективность выполнения профессиональных задач в условиях компьютеризации

Большое значение имеет изучение и оценка психической нагрузки, характерной для подавляющего числа профессий, в том числе и профиля оператора, который является ведущим фактором профессиональной готовности [1, с. 142]:

- возрастает вероятность снижения профессиональной готовности и возникновения стрессовых ситуаций, когда человеку приходится работать на пределе своих возможностей;

- снижение производительности труда может произойти, когда человек работает длительное время в условиях высокой загруженности;

- содержание и структура задачи, а также условия работы могут быть изменены и улучшены путем выявления факторов, создающих высокую рабочую нагрузку;

- можно лучше планировать новые задачи или перераспределять задачи, когда известна ожидаемая рабочая нагрузка;

- рабочая нагрузка регулирует деятельность. Интеллектуальная нагрузка в профессиях оператора и руководителя определяется объемом и содержанием рабочих заданий, а также уровнем познавательных, личных, профессиональных и других способностей человека [7, с. 41].

Психическая нагрузка определяется и генерируется, прежде всего, когнитивными ограничениями. Определены предельные значения параметров функции восприятия информации, оперативной и долговременной памяти, организации внимания, продуктивного мышления. В то же время мы выделили ряд условий, при которых значение этих параметров может непосредственно изменяться (особенности представления и структурирования информации, временные факторы, психологические особенности субъекта и т. д.):


- начальная загрузка, или загрузка на входе в систему;

- рабочая сила человека;

- процесс выполнения или результат деятельности [8, с. 37].

Человеческое усилие определяется совокупностью факторов, включая входную нагрузку и требования к производительности по содержанию решаемой задачи. Критерии внутренней нагрузки зависят от состояния человека, требований к производительности и полученных инструкций. Можно предположить, что условия информационного давления и значительные усилия по выполнению поставленной задачи возникают в тех случаях, когда проектные и ситуационные характеристики объекта, системы управления предъявляют чрезмерные требования к человеческим ресурсам, а методы, используемые для выполнения деятельности, неадекватны и усугубляют негативное влияние нагрузки. Что касается деятельности оператора и, в частности, системы «человек-компьютер» или другой подобной технологической системы управления, то в первую очередь необходимо рассмотреть когнитивные аспекты деятельности человека-оператора, и в этой связи обсуждение нагрузки должно вестись с точки зрения когнитивных требований к субъекту. Влияние компьютеризации наиболее выражено, во-первых, в повышенных требованиях к оперативной памяти: например, при «извлечении» из памяти различных компонентов концептуальной модели («ментальной картины») задачи или при реализации планов управления. Во многих формах интерактивной работы на компьютере пользователь должен уметь восстанавливаться из памяти и отслеживать текущее состояние задания при выполнении ряда команд. Это накладывает дополнительные требования на оперативную память, и не каждый пользователь способен успешно работать в этом режиме. Использование компьютера на работе, во-вторых, связано с повышенными требованиями к функции внимания. Пользователь (оператор) должен знать текущее состояние системы и очень внимательно следить за последовательностью событий в диалоге с компьютером. Требования к вниманию возрастают при необходимости переключения и распределения его между несколькими действиями, которые происходят одновременно [2, с. 365].

В-третьих, источник повышенной когнитивной активности ресурсов связан с принятием решений и планированием. Работа с компьютером позволяет создать более или менее высокий уровень управляемости в зависимости от характеристик задач и самой системы. Низкие уровни принятия решений и планирования обычно связаны с одним и тем же видом повторяющейся работы в течение рабочего дня [5, с. 130]. Жесткие диалоговые структуры, в которых пользователь не может самостоятельно выбрать стратегию выполнения задачи, также снижают требования к процедурам планирования. Работа с компьютером также может повысить потребность в планировании и принятии решений при подаче пользователю большого объема информации, что потребует от него организации работы по решению дополнительных задач, иногда весьма различного содержания.