Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой подход к принятию управленческих решений
1.1 Современный менеджмент и формирование целевого подхода в сфере управленческих решений
1.1.1 Факторы, оказавшие влияние на формирование современной модели менеджмента.
1.1.2 Цели современного менеджмента - стратегическое управление
1.2 Оценка организационно-целевой эффективности управленческих решений
1 2.1 Общие критерии оценки управленческих решений
1.2.2 Оценка уровня достижения цели управленческих решений при использовании рабочей силы
2. Анализ деятельности ООО ТК «Транс» и управленческих решений его руководства
2.1. Характеристика предприятия, его рыночная ситуация и маркетинговые стратеги
2.2 Материальные и финансовые ресурсы предприятия и эффективность их использования.
2.3 Анализ управленческих решений в фирме.
3. Обоснование целей совершенствования методов управления предприятием.
3.1 Анализ рынка и факторы конкурентоспособности.
3.2 Управленческие решения в области расширения ассортимента продуктов и услуг.
Введение
Когда оказались практически морально исчерпанными классические факторы экономического роста, на первое место стали выходить факторы когнитивности, реализуемые через «прорывные» технологии развития. При этом основной функцией топ-менеджера в процессе принятия управленческих решений является, прежде всего, управление изменениями.
Особенности современного менеджмента особенно полно проявляют себя в рамках стратегического управления, при котором менеджер, управляя изменениями, смотрит на управляемый им объект с позиций потребностей завтрашнего дня, потребностей «завтрашней цели». Отсюда основной метод стратегического управления и называется MBO (management by objection)-управление по целям.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что процесс принятия управленческих решений, став к настоящему времени одним из важнейших «моторов» развития производственных сил и роста капитала, в практике отечественного бизнеса пока еще мало исследован с точки зрения его оптимизации. При этом задача руководителя состоит в том, чтобы получить, обработать, проанализировать информацию и на этой основе правильно определить цель принимаемого решения. Подготовка оптимальных целевых решений основывается во многом также и на системе критериев оценки правильности принимаемых решений.
Целью данной работы является всесторонний показ и анализ методов принятия целевых управленческих решений на примере конкретного малого туристического предприятия. с точки зрения обеспечения стратегических целей бизнеса и достижения его прибыльности, а также исходя из структуры управления предприятием и актуальных задач поддержания его рыночной конкурентоспособности.
Проблема работы - проблема повышения потенциала и развития предприятия с помощью введения и совершенствования на нем методов и приемов целевого менеджмента и критериев оценки его качества.
Задачей исследования является анализ деятельности предприятия в контексте механизма принятия решений в рамках концепции стратегического управления и оценки их итоговой, в т.ч. количественной и финансовой эффективности.
Предметом исследования является деятельность предприятия (по ее результатам), перспективы его развития и их оценка в свете исследования практики принятие управленческих решений руководством предприятия.
Объектом исследования является туристическая компания ООО «Транс» - оператор Ярославского регионального рынка туриндустрии, выступавшая до последнего времени в основном как тур-агент в сфере зарубежного туризма.
В последние годы эта тема нашла широкое освещение в трудах отечественных авторов. Среди последних автором использовались такие работы как: Константинов Г.Н. Стратегический менеджмент. МГУ, 2005; Виханский О.С. Стратегическое управление. М. Гардарики. 2003; Ибрагимова Р.С. Стратегический маркетинг. Учебное пособие. Ярославль. ЯГУ. 1998 и др.
Ключевыми методами исследования в работе выступают сопоставительный анализ и аналитическое прогнозирование, критерием анализа уровня менеджмента здесь выступает качество управленческих решений.
1. Целевой подход к принятию управленческих решений
1.1 Современный менеджмент и формирование целевого подхода в сфере управленческих решений
1.1.1 Факторы, оказавшие влияние на формирование современной модели менеджмента.
Управление как наука, научная дисциплина возникла в США в начале
- века. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых следует отметить демократичность страны, трудолюбие граждан, высокий престиж образования, а также отсутствие государственного вмешательства в экономику. Страна была свободна от консервативных догм старого света, а создание монополий приводило к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса. Основателем научного менеджмента по праву считается Фредерик Уинслоу Тейлор (20.03.1856г. - 21.03.1915г.).
Другие - это так называемые “реформаторы труда”, куда входили умеренно или консервативно настроенные бизнесмены, промышленники и политические деятели. Их внимание - проблемы взаимоотношений рабочих
работодателей, социокультурного окружения и условий труда, различные благотворительные проекты и программы, например, улучшение трудовой морали, физического комфорта на производстве, жилищных условий, социального страхования, ухода за больными и престарелыми.1
Менеджмент как профессия и как деятельность формировался в конце
19 – начале 20 вв., в условиях создания крупных иерархических структур, разделения управленческого и исполнительского труда; введения норм и стандартов, установление должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности.
В 19 веке в США усиливается роль администрации, как в частном, так и и в государственном секторе, собственность теряет индивидуальный характер.
1 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. с.154.
(акционерные общества и пр.) и становится корпоративной, создаются механизмы поддержания иерархической структуры, которая исключает конкуренцию, выборы и оценку работников по деловым качествам. В западном обществе при этом повышается социальная значимость «чина», происходит тотальная бюрократизация управленческого аппарата.
Предприятия – гиганты испытывают потребность в рациональной организации труда, в четкой, взаимосвязанной работе всех подразделений и
менеджеров с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.2
Российский исследователь профессор Бестужев–Лада по этому поводу пишет: «Великая индустриальная революция XVII - XVIII веков оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. По мере того как индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен сотнями и тысячами акционеров.
Появилась новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единого собственника стало множество акционеров, т.е. совместных (и долевых) владельцев одного капитала. Вместо единственного руководителя-собственника появились несколько наёмных менеджеров, рекрутировавшихся из всех, а не только привилегированных классов. При этом под администрированием понималась формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль за их реализацией. Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел,
подразделение), а общие координационные функции отдаются менеджменту».3
2 Бердникова, Г.Б. Прогнозирование экономического и социального развития. – М. : Инфра-М, 2010. с.147
3 Бестужев –Лада И.В. Социальные аспекты моделей управления. – М.: Олимп, 2004. с.364
Здесь важно отметить следующую закономерность. Вначале собственник и менеджер представлены в одном лице. Затем управление отделяется от капитала и производства. Вместо одного капиталиста-менеджера возникают два сообщества: акционеров и наёмных руководителей.
Следующий этап развития: менеджеров много и каждый следит за конкретной функцией. После этого единый менеджер-специалист вновь дробится, и вместо него появляется сообщество специалистов. Теперь менеджер координирует работу специалистов, используя для этого специальные инструменты координирования, в частности, систему принятия решений, цели политики компании и др. Именно с учетом этих особенностей современной экономики и формируется эффективная модель менеджмента.4
Основоположником науки управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856 – 1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им. Впервые свои взгляды он изложил в статье «Система кусочных расценок (1895). Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911).
А вот как излагает основы системы Ф. Тейлора И.И. Семенова в своей «История менеджмента»:
- Умение анализировать работу, изучать последовательность ее выполнения;
- Подбор рабочих (работников) для выполнения данного вида;
- Обучение и тренировка рабочих;
- Сотрудничество администрации и рабочих.
Важная характеристика системы – ее практическая реализация с помощью определенных средств, или «техника системы». Применительно к разработкам Ф. Тейлора она включала:
- Определение и точный учет рабочего времени и решение в этой связи проблемы нормирования труда;
- Калькуляция затрат на производство;5
4 Виханский, О.С. Стратегическое управление. – М. : МГУ, 2003 с.227
5Антикризисный менеджмент / Под ред. Проф. Грязновой А.Г. - М.: изд. ЭКМОС, 2005. c.308
- Подбор функциональных мастеров – по проектированию работы; движениями; нормированию и заработной плате; ремонту оборудования; планово – распределительным работам; разрешению конфликтов и дисциплине;
- Введение инструкционных карт;
- Дифференциальная оплата труда (прогрессивная оплата).
Резюмируя, можно сказать, что главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т. е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.
Научное управление по Тейлору сосредотачивалось на работе, выполняемой на самом нижнем уровне организации. Тейлор и его последователи проанализировали взаимосвязь между физической сущностью работы и психологической сущностью работающих для установления рабочих дефиниций. И следовательно, оно не могло предложить решение проблем деления организации на отделы, сферы и диапазоны контроля и поручения полномочий.
Другим представителем американской модели менеджмента, точнее ее «организационной школы» является Г. Форд (1863 – 1947), названный в свое время «автомобильным королем». Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г. Форд совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека.
Основные идеи Г. Форда изложены в работах «Моя жизнь, мой труд» (1922), «Сегодня, завтра» (1926), «Движение вперед» (1930), «Эдисон, каким я его знал» (1930).
И далее она же излагает основные принципы системы Г. Форда:
- Массовое изготовление стандартной продукции на конвейере;
- Непрерывность и подвижность процесса производства;
- Максимальный темп работы;
-
- Новая технология на основе поточного производства;
- Точность как стандарт и качество продукции;
- Определяющая роль технико–технологической системы;
- Экономический эффект системы;
-
- Не быть зависимым от человека, его слабостей.6
Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом. В 20—30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американский ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.
Основоположником этой американской школы стал Элтон Мэйо (1880-1949), считавший, что управление должно основываться не на интуитивных представлениях о человеке, а на достижениях научной психологии.