Файл: Собеседования и испытания - основные методы сбора информации, необходимой при отборе персонала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические основы методы собеседования и испытания, как основных методов сбора информации, необходимые при отборе персонала

1.1 Подбор персонала: основные требования к сотруднику

1.2 Основы проведения собеседований

1.3 Испытание при приеме на работу

2 Анализ процедуры собеседования и испытания в Управлении Пенсионного фонда России в Вятскополянском муниципальном районе Кировской области

2.1 Краткая характеристика Управления Пенсионного фонда России в Вятскополянском муниципальном районе Кировской области

2.2 Анализ проведения собеседования и испытания в Управлении Пенсионного фонда России в Вятскополянском муниципальном районе Кировской области

2.3 Предложения по совершенствованию проведения собеседования и испытания в Управлении Пенсионного фонда России в Вятскополянском муниципальном районе Кировской области

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность курсовой работы. Сегодня, подбирая персонал, работодатель стоит перед выбором: принять на работу работника или на это рабочее место установить робота. Современный мир - мир конфликтов и скрытого насилия. Законом этого мира является борьба индивидов, семейств, родов, племен, народов, наций, государств, империй за существование и преобладание. Н.А. Бердяев считал, что демон воли к могуществу терзает людей и народы.

Мир кардинально меняется. Меняются масштабы современной жизни. На наших глазах развивается эпоха глобальной конкуренции. Формируется новый виток межэтнических и геополитических столкновений. Американский философ, социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества Э. Тоффлер (1928 - 2016) был убежден в том, что важно, как можно быстрее адаптироваться к стремительным переменам [13, с.55]. Перед организациями и людьми остро встают вопросы:

- как добиться устойчивого развития;

- как подбирать в новых условиях персонал.

По мнению Э. Тоффлера, в офисе, в супермаркете, в банке, в «коридорах» исполнительной, законодательной и судебной власти, в церквях, больницах, школах, домах старые модели власти ломаются, обретая новые, непривычные черты. Все чаще возникают этнические и расовые столкновения.

В мире бизнеса гигантские корпорации распадаются и объединяются, их главные исполнительные директора вместе с тысячами своих служащих теряют работу. «Золотой парашют» или пакет выплат и компенсаций может смягчить шок падения руководящему менеджеру, но он теряет атрибуты могущества: самолет корпорации, лимузин, конференции на шикарных курортах с непременным гольфом.

Власть не просто смещается в верхах корпоративной жизни. Менеджер в офисе и начальник производства обнаруживают, что работники не подчиняются слепо приказам, как это было раньше. Они задают вопросы и требуют ответов. Все эти факты свидетельствуют о крушении старого стиля управления.

Э. Тоффлер отмечал, что мир стоит на пороге неслыханного технологического переворота. И сегодня трудно представить себе в полной мере его социальные последствия. По мнению ученого, нас ждет глобальная битва за власть в организации, государстве и мире. Но что такое власть? Этот вопрос бесчисленное количество раз задает каждое поколение, и современники-интеллектуалы дают на него свои ответы. Современная структура власти основывается не на мускульной силе, богатстве или насилии. Ее пароль - интеллект. В то же время насилие, богатство и знания - наиболее значимые атрибуты власти.


Сегодня во всем мире идет поиск новых способов организации людей и организации труда. Бизнес перестраивается, испытывая множество потрясений. Управление постоянно меняющейся фирмой (меняются направления деятельности, структура, состав и т.д.) требует новых стилей лидерства, чуждых менеджеру-бюрократу, нового профессионализма и компетенций.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие при собеседовании и испытании, как основных методов сбора информации, необходимые при отборе персонала.

Предмет исследования - основы проведения собеседования и испытания, как основные методы сбора информации, необходимые при отборе персонала.

Цель курсовой работы – провести анализ собеседования и испытания, как основных методов сбора информации, необходимые при отборе персонала.

Исходя из цели определены задачи:

  • рассмотреть основные требования к сотруднику при подборе персонала; изучить основы проведения собеседований и испытания при приеме на работу;
  • провести краткую характеристику Управления Пенсионного фонда России в Вятскополянском муниципальном районе Кировской области;
  • проанализировать проведения собеседования и испытания в Управлении Пенсионного фонда России в Вятскополянском муниципальном районе Кировской области;
  • разработать предложения по совершенствованию проведения собеседования и испытания в Управлении Пенсионного фонда России в Вятскополянском муниципальном районе Кировской области.

Методы: эмпирические методы сравнения, описания, интерпретации; теоретические методы формальной и диалектической логики; частнонаучные методы: юридико-догматический и метод толкования правовых норм.

Информационной основой написания курсовой работы послужила нормативно-правовая, учебная литература, материалы периодической печати.

1 Теоретические основы методы собеседования и испытания, как основных методов сбора информации, необходимые при отборе персонала


1.1 Подбор персонала: основные требования к сотруднику

Современный Трудовой кодекс РФ [1] называет 14 видов трудовых отношений:

1) социальное партнерство в сфере труда;

2) трудовой договор;

3) рабочее время;

4) время отдыха;

5) оплата и нормирование труда;

6) гарантии и компенсации;

7) трудовой распорядок и дисциплина труда;

8) квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников;

9) охрана труда;

10) материальная ответственность сторон трудового договора;

11) особенности регулирования труда отдельных категорий работников;

12) защита трудовых прав и свобод;

13) рассмотрение и разрешение трудовых споров;

14) ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

При этом трудовой закон регулирует в основном форму этих отношений. Содержание трудовых отношений определяется в трудовых и коллективных договорах и соглашениях [1].

В XXI веке все большее значение приобретает содержание трудовых отношений. Существует восемь видов трудовых отношений, которые лежат в основе каждого вида труда. Это - то общее, что присуще всем видам труда. Восемь видов трудовых отношений определяются по поводу:

1) знаний работника;

2) его умений;

3) навыков;

4) знаний своих трудовых функций и трудовых действий;

5) человеческих качеств, которые работник обязан проявлять или не проявлять в трудовых отношениях согласно трудовому договору;

6) состояния здоровья и энергии работника;

7) дисциплины труда;

8) результатов труда [2, с.158].

Работодатель, используя эти восемь требований, гарантированно найдет подходящего для конкретного рабочего места работника.

Оценку работника можно осуществлять во время собеседования до приема на работу и во время испытательного срока. В трудовых отношениях рекомендуются следующие виды оценки персонала (Рисунок 1).

до приема на работу

во время испытательного срока

ежегодная оценка профессионализма

ежегодная оценка дисциплинированности

ежедневно руководителем структурного подразделения

ежегодная оценка результативности работы

Виды оценки персонала

.

Рисунок 1 - Виды оценки персонала

Для выполнения любых трудовых действий и функций работнику на рабочем месте необходимы прежде всего знания.

Человек, поступая на работу, предъявляет документ, подтверждающий его профессиональное образование. Предполагается, что все владельцы профессиональных дипломов обладают 100-процентным профессионализмом, включая знания. Практика показывает, что это не так. По разным оценкам, средний уровень знаний специалистов не превышает 40% от необходимых 100%. Для того чтобы выяснить конкретные, присущие этому работнику знания, необходимые для выполнения трудовой функции, нужно вначале составить перечень знаний, которыми должен обладать работник на рабочем месте. Этот список состоит из единиц знаний, которые записаны в виде утвердительных повествовательных предложений (суждений, выраженных словами).


Качество умения определяется характером и содержанием знаний о выполняемом действии. Умение - это применение единицы знаний в практической деятельности, освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Умения могут быть как практическими, так и умственными (например, умение грамотно писать и умение делать грамматический анализ слова в уме) [4, с.89].

В отличие от навыков умения могут образовываться и без специальных упражнений в выполнении каких-либо действий. В этих случаях они опираются на знания и навыки, приобретенные ранее, при выполнении действий, сходных с данными.

Умения совершенствуются по мере овладения навыком. Высокий уровень умения означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. При высокоразвитом умении действие может выполняться в разных вариантах. Приобретенные человеком умения могут стать показателем уровня его общего умственного развития, качеств его ума.

Для того чтобы составить список умений, рекомендуется взять список знаний. После каждой единицы знания записать умение, с помощью которого реализуется знание.

Основные черты и признаки умения представим на рисунке 2.

Основные черты и признаки умения

гибкость, т.е. способность рационально действовать в разных ситуациях

прочность, т.е. способность не утрачиваться с течением времени

устойчивость, т.е. сохранение правильности действий, их точности и темпа, несмотря на побочные явления

Рисунок 2 - Основные черты и признаки умения

Навыки являются следующим элементом профессионализма работников. Каждому работнику необходимы определенные навыки - доведенные до автоматизма умения выполнять определенные действия в результате многократного повторения.

Навыки определяются с помощью норм труда. Если работник выполняет с необходимым качеством нормы труда, у него есть навык. Для того чтобы у работника появились навыки, необходимы четыре условия, представленные на рисунке 3.

Условия для проведения навыков

умения

знания

опыт

нормы труда

Рисунок 3 - Условия для проведения навыков

Элементом профессионализма являются представления работников о процессах, в которых они принимают участие. Работник осуществляет в организации (корпорации, предприятии, фирме) конкретную деятельность, которая должна быть документально определена [12, с.10].


Определив трудовую функцию работника в трудовом договоре, необходимо представить и записать ее в виде процессов. Процесс следует разделить на элементы. Каждый работник участвует в ряде процессов. Редко процесс полностью осуществляет один служащий.

Существует два вида участия работника в трудовом процессе, которые представлены на рисунке 4.

Виды участия работника в трудовом процессе

он полностью осуществляет все элементы процесса

он осуществляет только часть элементов процесса

Рисунок 4 - Виды участия работника в трудовом процессе

В большинстве случаев служащий выполняет только часть процесса. Работник должен представлять все этапы процесса для того, чтобы понимать значимость свой конкретной работы и представлять последствия некачественной работы.

Обычно в трудовых, служебных отношениях работодатель, руководитель структурного подразделения различают до 10 человеческих качеств работника.

Наука кадрового менеджмента называет 120 качеств человека, которые влияют на результативность труда. Человеческие качества, которые проявляются в служебных отношениях, можно разделить на три группы, представленные на рисунке 5.

Человеческие качества, которые проявляются в служебных отношениях

не совместимые с занимаемой должностью

частично совместимые с занимаемой должностью

необходимые для результативного исполнения должностных обязанностей

Рисунок 5 - Человеческие качества, которые проявляются в служебных отношениях

Каждое качество имеет две формы со знаком «плюс» или «минус», например, честный - нечестный; умный - неумный; сотрудничающий - соперничающий.

На результаты труда влияет состояние здоровья работника.

Состояние здоровья упоминается 88 раз в ст. ст. 4, 6, 21, 41, 59, 63, 72.1, 73, 74, 76, 81, 83, 84, 88, 89, 96, 99, 113, 138, 182, 184, 209 - 215, 219, 220, 224, 227, 228, 229 - 229.2, 230, 230.1, 261, 265, 311, 330.4, 331, 348.2, 348.8 - 348.10, 351.1, 356, 357, 360, 370, 379, 412, 413 ТК РФ.

В ст. 209 ТК РФ дается определение охраны труда: это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия [11, с.13].

Основным направлением государственной политики в области охраны труда в ст. 210 ТК РФ называется обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников.

Состояние здоровья можно определять по трем показателям, представленным на рисунке 6.