Файл: Налоговая система Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЕЧСКИХ ПРОЦЕССОВ

1.1 Налоговая система понятие, эволюция, цели, содержание, роль

1.2 Принципы построения налоговой системы

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Этапы реформирования налоговой системы Российской Федерации

2.2 Особенности современной налоговой системы РФ

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАЛВЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы

3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - №31. – Ст.4398

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 07.03.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2018) //Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340

Специальная литература

Алпатов Ю.Ф. Повышение эффективности контрольной работы –важнейшая задача налоговых органов / Ю.Ф. Алпатов // Налоговый вестник.– 2017. № 5. – С. 3 – 8.

Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник для студентов, обучающихся по направлению 521600 - Экономика и другим экономическим специальностям - М.: ИНФРА-М, 2018. - 37 с.

Алиева Б.Х. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2015. - 41 с.

Батырова Д.К Налоговая система в зеркале статистики / Мы продолжаем традиции статистики  Материалы I Открытого статистического конгресса. 2015. С. 71-72.

Бондаренко Т.Н., Печенкина Ю.Е. Налоговая политика как элемент развития взаимодействия государства и бизнес -сообщества //Международный студенческий научный вестник. - 2015. - №2 .-С.4-3.

Борзунова О.А. Проблемы и тенденции кодификации налогового законодательства // Налоги. 2017. № 2.-С.2-6.

Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. и др.; Налоги и налоговое право: Учеб.пособие / Под. Ред. А.В. Брызгалина. – М.: Аналитика –Пресс, 2015. – 600 с.

Бусимин Е.В. Совершенствование методов налогового контроля с использованием информационных технологий / Е.В. Бусимин // Налоговый вестник. – 2017. - № 4. – С. 3 – 8.

Борьянова В.А. Налоговая система и пути ее совершенствования /Аллея науки . 2018. Т. 4.  № 5 (21) . С. 177-179.

Бурмистрова, Л. А. Финансово-кредитные составляющие регулирования экономики. Методы / Л. А. Бурмистрова // Вестник университета. - 2017. - № 3. - С. 73-78.

Бушмин Е.В., Нестеров В.В., Желтов Н.С. и др.; Под ред. Е.В. Бушмина. Налоги и информационнные технологии: Учеб.пособ. /– М.: Журн. «Налоговый вестник», 2017. – 175 с.

Воробьева Е.В. Налоговая система: основные направления модернизации / Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление . 2017.  № 9 . С. 75-76.

Голик Е.Н., Асатрян Д.Г. Состояние и перспективы развития налоговой системы / Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление . 2018. № 10 (101) . С. 34-39.

Грибакина Н.М., Докальская В.К. Недостатки налоговой системы/ Экономика и социум . 2015.  № 2-1 (15) . С. 1418-1421.

Губин Е.П. Государство и бизнес в условиях правовых реформ / Е.П. Губин // Журнал российского права. 2015. № 1. С. 13 - 23.

Гусева Т. Федеральная налоговая служба / Т. Гусева //Право и экономика.-2015.-№1.-С.34-44.

Демин А.В. О неопределенности в налоговом праве и задачах современных юристов // Налоговед. 2015. № 11.-С.57-66.

Демчук Н. Теория налогов и некоторые аспекты ее применения // Налоговый вестник. – 2017. - № 7. – С. 144 – 146.

Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования // Финансы. – 2015. - № 4. – С. 22 –24.

Дубина Ю.Ю. Современная налоговая система, основные направления её развития / Бенефициар . 2017.  № 14 . С. 31-34.

Елышева Н.С. Налоговая система: малый бизнес / Современное развитие малого бизнеса  материалы IV Всероссийской профессиональной конференции с международным участием. Ответственный редактор С.Б. Синецкий. 2016. С. 113-116.

Жаров А.С. Развитие налоговой системы: политический и исторический опыт ее реформирования / Общество: политика, экономика, право . 2018.  № 6 . С. 36-40.

Занковский С.С. Конституция и бизнес: взгляд на историю и современность / С.С. Занковский // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2017. № 1. С. 15 - 28.

Караваева И.В. Направления и причины современных налоговых реформ // Финансы. – 2017. - № 10. – С. 26 –28.

Климовский Р.В. Усложнение системы налогового права России //Налоги. 2015. № 1. С. 15 - 18.

Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования / Г. Карагусова. – Алматы, 2006. – 112 с.

Кузнецов Л.Д. Структурные элементы налоговой системы /Вестник экономической безопасности . 2017.  № 2 . С. 56-61.

Кусикеева А.Ш. Налоги и налогообложение предприятий Сущность налоговой системы, принципы и функции налогов / Скиф. Вопросы студенческой науки . 2018.  № 11 (27) . С. 119-125.

Коноплянник, А. А. «Ножницы Кудрина», «серп Силуанова» - что дальше? // Нефть России. - 2015. - №10. - С. 18-24 (часть 1); 2015. - № 11-12. - С. 10-15 (часть 2).

Купина В.А. Налоговая политика России в условиях санкций. Повышение эффективности функционирования налоговой политики // Научное сообщество студентов : материалы XI Междунар. студенч. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 1 авг. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 154-157

Курбанов М.З., Рябичева О.И. Проблемы сбалансированности бюджета // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(31). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/20(31).pdf (дата обращения: 11.05.2018)

Малис Н.И. Совершенствование элементов налогового механизма - реальный путь к повышению доходов бюджета // Финансовый журнал. 2015. № 3 (17).-С.27-33.

Марчева, И. А. Налоги и налогообложение: учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород : Нижегородский госуниверситет, 2018. - 122 с.

Мишустин М. Совершенствование налогового администрирования- фактор повышения эффективности работы налоговых органов / М. Мишустин//Финансы.-2015.-№6._с.27-32.

Мишустин М.В. Совершенствование инструментов налогового администрирования по обеспечению стабильных доходов государственного бюджета / М.В. Мишустин // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 4. С. 4 - 8.

Модяева А.И. Налоговый контроль как метод налогового администрирования / А.И. Модяева //Закон и право.-2015.-№8.-С.71-72.

Орлов С.Ю. О проблемах налогового права // Юридический мир. 2015. № 11, 12. С. 6 - 7.

Основные направления налоговой политики на 2017-2019 годы -URL: http ://zakony2017. ru/o snovnye-napravleniya-nalogovoj-politiki-na-2017-2019-gody/ (дата обращения 18.01.2019)

Павлова Л.П., Ефремов А.В. Налоговые реформы и создание модели эффективной налоговой системы в России // Налоговый вестник. – 2017. - № 11. – С. 6 – 13.

Перов А.В. Налоги и налогообложение / А.В. Перов -М.:Юрайт, 2017.-670с.

Перонко И.А., Межерицкий С.И. Методы и формы налогового администрирования /И.А. Перонко, С.И. Межерицкий// Налоговый вестник. – 2017. - № 11. – С. 19 – 20.

Петелин В.В. О взаимодействии при осуществлении функций контроля за поступлением налогов и иных обязательных платежей / В.В.Петелин // Налоговый вестник. – 2017. - № 2. – С. 45 – 52.

Петрова Г.В. Налоговое право: Учеб.для вузов. – М.: ИНФРА – М: Норма, 2017. – 266 с.

Реш В.К., Алехин С.Н. К вопросу о разработке методики оценки эффективности работы налоговых органов / В.К. Реш, С.Н. Алехин //Налоговый вестник. – 2015. - № 18. – С. 12 – 15.

Рожнова Т. В. Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 492-494.

Рост налогов в России с 1 января 2018 года: полный перечень годы - URL: https://www.26-2.ru/art/351711-rost-nalogov-v-rossii-2018 (дата обращения 18.01.2019)

Сашичев В. О контрольной работе налоговых органов и мерах по повышению её эффективности / В. Сашичев //Налоговый вестник.-2015.-№8. С.3-7.

Сюбарева И.Ф. Налоговое законодательство России на современном этапе развития // Налоги. 2017. № 4. С. 26 - 29.

Трокова А. А. Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг. // Молодой ученый. — 2016. — №7. С. 991-994.

Ульяненко Д.И. Оценка состояния и проблем действующей современной системы налогообложения России // Ростовский научный журнал.-2017. С 239-248.

Хадонов Е.Е. О путях устранения дефицита бюджета Российского государства //Финансы.- 2016.- № 4.- С.51-54.

Черник Д.П., Алексеев М.Ю., Брусиловская Н.А. и др.; Налоги: финансы и статистика, Учеб.пособие / Под ред. Д.П. Черника. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: 2015.- 542 с.

Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. и др.; Под ред. Д.Г. Черника.Основы налоговой системы: Учеб.пособие. М.: Финансы: ЮНИТИ.– 2015, - 422 с.

Черник Д.Г. Технология налогового контроля / Д.Г. Черник //Налоговый вестник. – 2015. - № 5. – С. 3 – 11.

Шишкин А.Г., Захаров М.А. Бюджетные проблемы в федеративном государстве: поиск решения // Финансы. - 2015. - №4. - С.8-10.

Штарев С.С. О мерах по повышению эффективности налоговой службы / С.С. Штарев // Финансы. – 2017. - № 5. – С. 20 – 25.

Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 114.

Яковлев В.Ф. О понятии правовой ответственности / В.Ф. Яковлев// Журнал российского права. 2017. №. 1. С. 5 - 7.

Якушев А.О. О необходимости углубленного изучения вопросов юридической техники применительно к налоговому праву РФ // Финансовое право. 2015. № 12.-С.22-25.

Интернет источники

Официальный cайт Министерства финансов Российской Федерации – «Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета» [Электронный ресурс] // URL:http://minfin.ru/ru/statistics/fedbud/

Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ –http://www.nalog.ru

На федеральном уровне региональные налоги утверждаются Налоговым кодексом Российской Федерации. Изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом имеют возможность власти регионов, и не больше размера, прописанного в Налоговом кодексе РФ, изменения закрепляются законами субъектов Российской Федерации. Согласно положениям Налогового кодекса РФ, органы регионального управления могут устанавливать и вводить в действие специальные налоговые режимы также вносить собственные изменения в них, на рисунке 3 схематично изображены налоги, относящиеся к налогам региональным.

Рис. 3. Региональные налоги

Все налоги и сборы в России, утверждаются Налоговым кодексом РФ, впрочем, как и местные налоги. [2] Местные органы самоуправления могут включать в них дополнения, изменения в рамках Налогового кодекса на рисунке 4 схематично изображены налоги, относящиеся к уровню налогов местных.

Рис. 4. Местные налоги

Разделяются налоги на категории, в зависимости от порядка взимания:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. [30, с. 61]

Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, работ и услуг. По факту их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством к ним относятся такие налоги как НДС, акцизы, таможенные пошлины и т.д. Для государства косвенные налоги наиболее простые с точки зрения их взимания, а с точки зрения укрывательства от их уплаты достаточно сложные они для налогоплательщика. [62, с. 24]

Специальные налоговые режимы образуют особые виды систем начисления налогов, отличающиеся от общеустановленного порядка, которому посвящен весь НК РФ, за исключением раздела VIII.1, отведенного для описания основных принципов каждого из специальных налоговых режимов.

Возможность установления специальных режимов специальных налоговых режимов предусмотрена п. 7 ст. 12 НК РФ. [2] В нем же определены основные подходы к правилам их применения:

- переход на специальные налоговые режимы основан на добровольном решении налогоплательщика;

- основополагающие моменты каждого их них регламентируются НК РФ;

- каждому специальному режиму могут соответствовать свои налоги, не предусмотренные в основном перечне федеральных налогов, действующих в РФ;


- в отношении каждого режима велика роль субъекта РФ, в котором специальный режим введен. Субъект может влиять на условия и пределы применения режима, особенности определения базы и величину ставок по налогу, устанавливать дополнительную систему льгот. При этом, те платежи, с которыми специальный режим не связан, надо продолжать уплачивать по установленным НК РФ правилам.

Как уже отмечалось ранее в России налоговая система, в первую очередь предполагает взаимодействие всех комплексных подходов и ее элементов к решению налоговых задач. [41] Структуру налоговых органов Российской Федерации образуют все составляющие элементы.

Главные направления налоговой политики нашего государства определяет Министерство финансов РФ, в целом прогнозирует налоговые поступления, вносит предложения налоговой системы России для улучшения. В его ведомстве находится Федеральная налоговая служба Российской Федерации как исполнительный орган государственной власти, которая наделена в свою очередь необходимыми полномочиями в области налогообложения согласно конституции РФ. [1]

Главными функциями Федеральной налоговой службы России являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.[22, с.24]

Федеральная налоговая служба России - это объединенная система всех налоговых органов в её состав входят:

  • структурные подразделения центрального аппарата ФНС России;
  • межрегиональные инспекции ФНС России;
  • Управление ФНС России в каждом субъекте РФ.

Таким образом, очередным этапом налоговой реформы стало принятие с 1 января 1999 г. Налогового кодекса в основе которого использованы зарубежные схемы и модели налогообложения. Установлены принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок ввода, изменения и отмены налогов, определено правовое положение налогоплательщиков, налоговых агентов и других участников, установлены положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, привлечению к ответственности за налоговые правонарушения.[2] При создании Налогового кодекса РФ преследовалась цель через такой экономический инструмент как налоги, воздействовать на развитие производства, усиление экономической интеграции, избежание двойного налогообложения. С принятием Налогового кодекса РФ главная задача налоговой реформы достигнута. [31, с. 125]


Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2018г. Согласно данным, размещенным на сайте Федеральной налоговой службы, которые представлены в таблице 1, пополнение консолидированного бюджета Российской Федерации в 2018 году произошло посредством поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей, общей суммой 21328,3 млрд.рублей, что превысило прошлогоднюю величину на 23%. [6, с. 71]

Таблица 1

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, млрд.рублей

2018г.

консолиди-
рованный бюджет

в том числе

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

1

2

3

4

Всего

21328,3

11926,6

9401,7

из них:
налог на прибыль организаций

4100,0

995,5

3104,5

налог

на доходы физических лиц

3653,0

-

3653,0

налог на добавлен. стоимость на товары (работы, услуги)

3761,2

3761,2

-

из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

3574,6

3574,6

-

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

1493,2

860,7

632,4

налоги на имущество

1396,8

-

1396,8

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

6178,5

6106,9

71,6

из них налог на добычу
полезных ископаемых

6127,4

6060,3

67,0

Основной частью налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2018 году явился налог на добычу полезных ископаемых, который занял 28,7% от общей величины поступлений, налог на прибыль организаций -19,3%, налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) - 17,6%. [15, с. 76]


В 2018 году произошло пополнение консолидированного бюджета Российской Федерации федеральными налогами и сборами на сумму 11926, 6млрд.рублей в федеральный бюджет (55,9% от общей суммы налоговых доходов) и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - 9401,7 млрд. рублей (44,1%).

Величина налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году составила 4100 млрд. рублей и увеличилась на 24,6% относительно показателя за прошлый аналогичный период.

В 2018 году поступило 3653,0 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 12,4% превышает показатель 2017 года.

Величина сбора налога на добавленную стоимость
на товары (работы, услуги) составила 3761,2 млрд.рублей, что на 16,2 % больше прошлогоднего уровня.

Сборы по акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации составили 1493,2 млрд. рублей, что на 1,8 % меньше величины налога, собранной в 2017 году.

Налогов на имущество было уплачено на 1396,8 млрд. рублей, что на 11,7% больше чем в 2017 году. [8, с. 4]

Таблица 2

Структура задолженности по налогам, сборам,

пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации, млрд. рублей

Задолженность по налогам, сборам, пеням, налоговым санкциям

Из нее недоимка

Урегулированная
задолженность по налогам и сборам

млрд.
рублей

в % к
итогу

млрд.
рублей

в % к
итогу

млрд.
рублей

в % к
итогу

1

2

3

4

5

6

7

Всего

792,0

100

599,9

100

167,9

100

из них: по федеральным налогам и сборам

410,2

51,8

298,4

49,8

113,6

67,6

из них: налог на прибыль организаций

83,2

10,5

60,1

10,0

23,3

13,9

из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

248,8

31,4

184,6

30,8

72,3

43,1

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

9,2

1,2

8,4

1,4

1,8

1,1

из них налог на добычу полезных ископаемых

8,9

1,1

8,3

1,4

1,7

1,0

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ

13,7

1,7

10,5

1,8

5,2

3,1

по региональным налогам и сборам

134,8

17,0

112,1

18,7

6,8

4,1

по местным налогам и сборам

79,8

10,1

68,6

11,4

4,0

2,4

по налогам со специальным
налоговым режимом

32,7

4,1

21,7

3,6

5,5

3,3

по единому социальному налогу

2,4

0,3

0,7

0,1

0,2

0,1

по страховым взносам

131,5

16,6

98,2

16,4

37,7

22,4


Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2018 год составила величину в 792,0 млрд. рублей. Сформирована она из задолженности по налогу на прибыль организаций - 83,2 млрд.рублей; налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) - 249,7 млрд.рублей; налогу, сбору и регулярным платежам за пользование природными ресурсами - 9,2 млрд.рублей; акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ - 13,7 млрд.рублей; по налогам со специальным
налоговым режимом- 32,7 млрд.рублей; по единому социальному налогу- 2,4 млрд.рублей; по страховым взносам- 131,5 млрд.рублей.[61, с.7]

Недоимка по налоговым платежам за 2018 год составила величину в 599, 9млрд.рублей (75,7% от общей задолженности). Большую часть в структуре недоимок составляют недоимки по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) – 185,3 млрд. рублей, по страховым взносам- 98,2 млрд. рублей.

Урегулированная задолженность в 2018 году составила 167,9 млрд. рублей (21,2% от общей задолженности).

Таким образом, нами проанализированы поступления основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году. [32, с. 11]

Основной частью налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2018 году явился налог на добычу полезных ископаемых, который занял 28,7% от общей величины поступлений, налог на прибыль организаций -19,3%, налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) - 17,6%.

Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2018 год составила величину в 792,0 млрд. рублей. Сформирована она из задолженности по налогу на прибыль организаций - 83,2 млрд.рублей; налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) - 249,7 млрд.рублей; налогу, сбору и регулярным платежам за пользование природными ресурсами - 9,2 млрд.рублей; акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ - 13,7 млрд.рублей; по налогам со специальным
налоговым режимом- 32,7 млрд.рублей; по единому социальному налогу- 2,4 млрд.рублей; по страховым взносам- 131,5 млрд.рублей.[63]

Недоимка по налоговым платежам за 2018 год составила величину в 599, 9млрд.рублей (75,7% от общей задолженности). Большую часть в структуре недоимок составляют недоимки по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) – 185,3 млрд. рублей, по страховым взносам- 98,2 млрд. рублей.

Урегулированная задолженность в 2018 году составила 167,9 млрд. рублей (21,2% от общей задолженности). [23, с. 34]

Рассмотрим исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 января 2019 года.