Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЕЧСКИХ ПРОЦЕССОВ
1.1 Налоговая система понятие, эволюция, цели, содержание, роль
1.2 Принципы построения налоговой системы
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Этапы реформирования налоговой системы Российской Федерации
2.2 Особенности современной налоговой системы РФ
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАЛВЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алиева Б.Х. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2015. - 41 с.
Гусева Т. Федеральная налоговая служба / Т. Гусева //Право и экономика.-2015.-№1.-С.34-44.
Климовский Р.В. Усложнение системы налогового права России //Налоги. 2015. № 1. С. 15 - 18.
Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования / Г. Карагусова. – Алматы, 2006. – 112 с.
Орлов С.Ю. О проблемах налогового права // Юридический мир. 2015. № 11, 12. С. 6 - 7.
Перов А.В. Налоги и налогообложение / А.В. Перов -М.:Юрайт, 2017.-670с.
Петрова Г.В. Налоговое право: Учеб.для вузов. – М.: ИНФРА – М: Норма, 2017. – 266 с.
Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 114.
Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ –http://www.nalog.ru
ВВЕДЕНИЕ
Прирост налоговых поступлений, зафиксированный уже несколько лет подряд, не обеспечивает стабильность налоговой политики современной налоговой системы Российской Федерации.
Тема исследования является актуальной, поскольку существует неуклонно возрастающая потребность в эффективном налогообложении, достижимом при гармоничном сочетании выбранного налогового механизма и целей, и задач, выдвигаемых государством при осуществлении управления экономикой.
В последнее время в Российской Федерации возникла сильная необходимость эффективного управления финансово-налоговой сферой. Совершенствование финансово-правового механизма, обеспечения развития налоговой системы занимает важное место в условиях глобальной и региональной финансовой непостоянности. Однако отсутствие существенной научно-теоретической базы приводит к тому, что процесс совершенствования происходит довольно неприятно как для налогоплательщиков, так и для государства, которые выступают субъектами налогообложения. К тому же, отсутствие необходимых научных разработок, в теории финансового права обуславливают множественные проблемы в данной сфере.
Повышение эффективности функционирования налоговой системы на сегодняшний день становится актуальной проблемой в современной экономике России. Для того чтобы удерживать оптимальный уровень дефицита бюджета в бюджетной системе Российской Федерации следует улучшать внутренние механизмы функционирования экономики, где особую роль занимает налоговый механизм, потому как в связи с экономической конъюнктурой ограничен доступ к внешним источникам финансирования дефицита бюджета.
Налоговый метод формирования финансовых ресурсов предполагает накопление денежных средств с целью финансового обеспечения
деятельности органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления в виде денежных выплат (налогов) юридических и физических лиц по обязательному, принудительному либо безвозмездному основанию. Используя налоговый метод необходимо принимать во внимание интересы двух сторон (государства в лице налоговых органов и организаций, домохозяйств, которые выступают в роли налогоплательщиков). Неблагоприятные последствия могут возникнуть вследствие нарушения баланса объемов, аккумулируемых налоговым механизмом финансовых ресурсов, соответственно, в нестабильных экономических условиях правильным, на наш взгляд, является улучшение качественных (увеличение доверия населения, эффективности деятельности налоговой системы), а не количественных признаков (увеличение налоговых ставок) налогового механизма.
В связи с тем, что поступления налогов способствуют формированию основной части доходов федерального, региональных и местных бюджетов, они гарантируют вероятность воздействия на темпы и соотношение общественного развития с помощью расходной части. Благодаря этому, органы государственного управления осуществляют бюджетное субсидирование отраслей промышленности и отдельных хозяйствующих субъектов, реализовывают социальную политику, организовывают общественные работы, проводят взвешенную ценовую и кредитную политику, направляют государственные инвестиции в экономику. Бюджетные расходы позволяют финансировать социально значимые секторы экономики, формировать промышленную инфраструктуру в экономически отсталых регионах, создавать новые высокотехнологичные производства, осуществлять прямые заказы на производство социально значимой и стратегической продукции. Именно поэтому, налогообложение является элементом организации и управления процессами общественного производства и играет важную роль в обеспечении экономической безопасности государства. В последнее время в Российской Федерации возникла сильная необходимость эффективного управления финансово-налоговой сферой. Совершенствование финансово-правового механизма обеспечения развития налоговой системы занимает важное место в условиях глобальной и региональной финансовой непостоянности. Однако отсутствие существенной научно-теоретической базы приводит к тому, что процесс совершенствования происходит довольно неприятно как для налогоплательщиков, так и для государства, которые выступают субъектами налогообложения. К тому же, отсутствие необходимых научных разработок, в теории финансового права обуславливают множественные проблемы в данной сфере.
Все, вышесказанное обуславливает актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Исследования налоговой политики РФ в частности представлены в работах: Погодиной И.В., Бакаевой А.С., Номоконовой С., Анухиной И.В., Горевого Е.Д., Сусликова В.Н., Рукавишниковой И.В., Макерова Н.В. и других авторов.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методологических подходов к определению категории налоговой системы Российской Федерации.
С этой целью были поставлены следующие задачи:
- дать определение налоговой системы, обозначить ее цели, содержание, роль налогов;
- определить принципы построения налоговой системы;
- выявить особенности современной налоговой системы РФ;
- определить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы;
- обозначить перспективы развития налоговой системы РФ;
- охарактеризовать и проанализировать поступления основных налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2018г.
Объект исследования в данной работе - общественные отношения,
возникающие в процессе построения налоговой системы государства и образования эффективных инструментов налогового регулирования.
Предметом исследования являются управленческие решения, вырабатываемые в процессе проведения налогового регулирования, нормативные правовые акты, регулирующие взаимоотношения в налоговой системе, опыт их применения, теоретические материалы и исследования по выбранной теме, материалы практики.
Теоретической базой исследования послужили научные труды и исследования отечественных и зарубежных авторов, законодательные и нормативно-правовые акты, статьи по заявленной теме.
Информационно-эмпирическую и нормативно-правовую базу исследования составили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации: Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, федеральные законы, указы президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы Минфина РФ, рекомендации министерств и ведомств.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЕЧСКИХ ПРОЦЕССОВ
1.1 Налоговая система понятие, эволюция, цели, содержание, роль
Эволюция. Налоговая система - сложный механизм, включающий большое число разнообразных налогов. [5, с. 37] Эта система характеризуется изменчивостью и достаточной гибкостью. Это обуславливается участием государства в международных отношениях, что, в свою очередь, вызывает необходимость соответствовать существующим условиям. Современная система налогов подвергалась изменениям на протяжении последних двадцати лет. И эти изменения, во многом, опирались на опыт зарубежных стран, особенно европейских. Как известно, налоги являются наиболее важным источником пополнения доходов государственного бюджета. Также от их объема зависит, насколько благополучно будет развиваться социум в стране, и насколько благополучно себя будет чувствовать каждый гражданин в отдельности. [43, с.670]
Налоги - неотъемлемая часть любого государства. Ещё в Древнерусском государстве в IX веке задумались о необходимости поступлений налогов и сборов в казну. В те времена дань взималась повсеместно. Как только образовалось Киевское государство, она была преобразована в подымную подать, подлежащую уплате со всех домашних труб и печей с дымом. Процесс сбора дани стал сложным испытанием для простого населения в период Золотой Орды. Требовалось срочно пополнение казны, так как государство было разорено, в то же время приходилось платить подать монгольскому игу. Тогда по всей России была распространена система в облике естественных и валютных сборов послам от ханов татарских. [6, с. 41]
Экономическая система была изменена кардинально в период правления императора Петра I. Он ввел множество сборов и налогов, самыми известными из которых стали подушный налог. Петр I принял на государственную службу прибыльщиков, функциями которых был контроль процесса уплаты налогов
и сборов, также разрабатывали ещё новые налоги и сборы.
Следующей ступенью в формировании налоговой системы России является период, следовавший за отменой крепостного права в 1861 году. Под обложение теперь попали земля, доходы от недвижимости, таможенные сборы, введены винные и табачные акцизы. [56, с. 422]
Большие перемены ждали Советскую Россию после принятия НЭП (новой экономической политики) в 1921 году.
Она фактически возвратила в действие систему налогов и сборов, действующую в России вплоть до Октябрьской революции 1917 года - обложению были подвергнуты кулацкие хозяйства. Однако в период с 1930 по 1932 год акцизная система была отменена полностью. Предприятия начали платить налоги с оборота и прибыли.
Налоговая система России основательно начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. [46, с. 266] В это время был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Согласно ему, появились новые налоги и сборы, такие как НДС, акцизы на алкогольную и табачную продукцию, подоходный налог и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м - 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в налоговой системе России. Налоговый кодекс установил правила взаимоотношений государства и налогоплательщиков, элементы и структуру российской налоговой системы. [3]
Финансовая категория налогов относится к одной из древнейших. Представляя собой обязательные платежи, уплачиваемые государству, налоги по-разному назывались, и переименовывались согласно требованиям экономических и социальных условий развития общества.
Налоги представляются обязательными безвозвратными и безвозмездными денежными платежами в бюджет, законодательное установление которых является прерогативой государства, а взимание осуществляется в одностороннем порядке согласно определенным размерам. Сбор всегда является целенаправленным платежом, в форме платы
государству за комплекс оказанных услуг налогоплательщику. По названию сбора может быть определена его адресность. Также существует безадресная форма сбора, уплачиваемого за определенный вид деятельности или за право осуществления таковой. [60, с.114]
Экономическим содержанием налогов представляется в олицетворении ими части производственных отношений, связанных с изъятием части национального дохода, законодательно установленной, у субъектов хозяйствования, граждан, аккумулируя которые государство создает ресурсы, направляемые на осуществление функций и стоящих задач. Составными элементами налоговой системы государства являются виды налогов, формы и методы их построения, органы налоговой службы.
В данной работе мы руководствуемся первым определением, передающим значение налоговой системы наиболее полно и точно.
Перед налоговой системой стоят цели:
- создать условия, необходимые для осуществления эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ;
- создать предпосылки, влекущие за собой решение социальных проблем на уровне страны или отдельного региона;
- создать условия, необходимые при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Роль и функции системы налогообложения. Большинство взглядов экономистов нацелено на раскрытии функции системы налогообложения через функции налогов. [42, с. 10] Считаем данную трактовку некорректной, потому что налог, с позиции экономической категории это представляет собой теоретическую субстанцию, служащей представлением о том, как при формировании фонда общегосударственных ресурсов происходит перераспределение стоимости. Следовательно, за экономической категорией не закрепляются определённые функции. [10, с. 600] В экономическую категорию закладывается экономический потенциал, служащий выражением
той или иной совокупности воспроизводственных отношений. Значит, налог экономическая категория таит в себе потенциал, реализуемый системой налогообложения, выполняющей определённые функции. Систему налогообложения, законодательно принятую, можно причислить к практическому инструменту, участвующему в процессе перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков. [9, с.6] Роль налоговой системы, полнота использования функций передаются именно через систему налогообложения, а не через категорию налогов.