Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЕЧСКИХ ПРОЦЕССОВ
1.1 Налоговая система понятие, эволюция, цели, содержание, роль
1.2 Принципы построения налоговой системы
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Этапы реформирования налоговой системы Российской Федерации
2.2 Особенности современной налоговой системы РФ
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАЛВЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алиева Б.Х. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2015. - 41 с.
Гусева Т. Федеральная налоговая служба / Т. Гусева //Право и экономика.-2015.-№1.-С.34-44.
Климовский Р.В. Усложнение системы налогового права России //Налоги. 2015. № 1. С. 15 - 18.
Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования / Г. Карагусова. – Алматы, 2006. – 112 с.
Орлов С.Ю. О проблемах налогового права // Юридический мир. 2015. № 11, 12. С. 6 - 7.
Перов А.В. Налоги и налогообложение / А.В. Перов -М.:Юрайт, 2017.-670с.
Петрова Г.В. Налоговое право: Учеб.для вузов. – М.: ИНФРА – М: Норма, 2017. – 266 с.
Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 114.
Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ –http://www.nalog.ru
Рис. 5. Динамика налоговых доходов консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016-2018 годах [63]
Таким образом, проведенное исследование выявило наличие проблем у Российской Федерации в области формирования доходов бюджета в обеспечении устойчивого экономического роста Российской Федерации, в частности за счет налогов. [27, с. 28] Выявлено, что, несмотря на то, что в стране наилучшие условия для налогообложения, в соотношении с рядом зарубежных стран результативность при этом не высока, что требует разработки рекомендаций по улучшению положения.
Итак, государственное регулирование экономики Российской Федерации в переходный период имеет высокую значимость, в особенности налоговой политики, поскольку она влияет на развитие страны и благосостояние народа. [24, с.113]
Таким образом, нами выделены такие особенности налоговой системы РФ, как трехуровневая налоговая система; Налоговый кодекс является основным законодательным актом о налогах; в Российской Федерации за Налоговым кодексом закреплена задача определения общих принципов построения налоговой системы и взаимоотношений между государством и налогоплательщиком. В Российской Федерации отмечается более частое внесение изменений в налоговое законодательство, нежели в Германии. [48, с.494] Многими учеными выдвигаются гипотезы о необходимости таких ставок налога, которые могли бы обеспечить справедливое перераспределение доходов; в Российской Федерации остра проблема собираемости налогов.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАЛВЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
При регулировании отношений с экономическими субъектами государство прибегает к использованию такого рычага воздействия, как налоговая система. Налоговая система Российской Федерации является несовершенной, отрицательно сказываясь на экономической и социальной динамике общества. В связи с этим требуется ее реформирование. [16, с. 35]
Реформы налоговой системы Российской Федерации идут столько же времени, сколько существует сама налоговая система. Непрерывность реформирования обусловлена сжатостью сроков ее формирования и образовавшимся большим бюджетным дефицитом, посредством изучения и включения иностранного опыта.
Отличия российской налоговой системы от налоговых систем других государств складываются на базе низкого уровня развития рыночных отношений. [21, с. 144] В первой главе работы были отмечены фискальная, регулирующая, социальная, контрольная функции налоговой системы. Переходя к рыночной экономике, налоговая система образовала противоречия между фискальной и другими функциями налогов в пользу фискальной функции. Обусловлено это переходом к рыночной экономике при остром бюджетном дефиците, и использовании налоговой системы в целях пополнения доходной части бюджета без учета интересов плательщиков.
Снижение налоговых ставок в период после 2015 года повлияло на некоторое увеличение деловой активности предприятий и снижение уровня теневой экономики. [33, с. 157] Но, проведенные без учета пенсионного законодательства, эти мероприятия вызвали и уменьшение значения поступлений взносов в доходную часть пенсионного фонда. Это внесло вклад в процесс снижение роста ВВП, снижения инвестиций и резкий рост теневой экономики.
Весь комплекс недостатков налоговой системы Российской Федерации, послуживший причиной проведения реформ для повышения ее эффективности, можно условно сгруппировать:
1) системные недостатки, образовавшиеся еще в процессе создания налоговой системы;
2) недостатки, возникшие из попыток устранения предыдущих недостатков, в числе которых выделяются:
а) большая величина, приходящаяся на налоговое обременение;
б) косвенные налоги преобладают относительно и абсолютно;
в) налоговое бремя распределяется неравномерно между такими группами, как категории плательщиков, отрасли и хозяйствующие комплексы;
г) малая величина поступлений от налога с физических лиц, что вызвано низким уровнем заработной платы и высокой долей «серой зарплаты»;
д) не выполнение функции стимулирования налогом на прибыль [4, с. 3]
Отмеченные недостатки содержатся в Налоговом кодексе РФ. Помимо них существуют и недостатки-следствия реформирования налоговой системы: они возникли в результате образования отрыва реформирования налогового законодательства от гражданского, бухгалтерского, таможенного, пенсионного. [20, с. 1418]
Предлагаются следующие меры по устранению отмеченных недостатков:
- повышение уровня заработной платы;
- пересмотр или отмена специальных налоговых режимов;
- усиление контроля государства соблюдения Трудового кодекса при специальных налоговых режимах;
- частичное или полное освобождение инновационных мероприятий от уплаты налога на прибыль;
- реформировать налоговое законодательство с учетом влияния на другие отрасли права;
- принятие более взвешенных решений по реформированию налогообложения.
Таким образом, нами выделен комплекс недостатков налоговой системы Российской Федерации, послуживший причиной проведения реформ для повышения ее эффективности:
1) системные недостатки, образовавшиеся еще в процессе создания налоговой системы;
2) недостатки, возникшие из попыток устранения предыдущих недостатков, в числе которых выделяются:
а) большая величина, приходящаяся на налоговое обременение;
б) косвенные налоги преобладают относительно и абсолютно;
в) налоговое бремя распределяется неравномерно между такими группами, как категории плательщиков, отрасли и хозяйствующие комплексы;
г) малая величина поступлений от налога с физических лиц, что вызвано низким уровнем заработной платы и высокой долей «серой зарплаты»;
д) не выполнение функции стимулирования налогом на прибыль.
3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ
Совершенствование налоговой системы Российской Федерации может быть осуществлено при условии упрощения налогового механизма. [35, с. 33] Правовую базу налогового законодательства следует укрепить, приняв ряд нормативно-правовых актов, касающихся вопросов налогового регулирования, что внесет чёткость в действующий Налоговый кодекс.
Нецелесообразность контроля за сбором налогов подтверждается увеличением степени уклонения физическими и юридическими лицами от уплаты налогов, что обуславливает уменьшение величины поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации. Реалии таковы, что возрастает потребность в стимулировании пополнения бюджета посредством сбора налоговых платежей. [34]
Исходя из этого приобретает актуальность задача, которая заключается в формировании налогообложения, отвечающего современным требованиям экономики, становлению полноценных субъектов рынка.
Бесспорно, важна роль взвешенной, стабильной и развивающейся налоговой политики. Реализуя фискальную функцию, налоговая система одновременно должна активно стимулировать в процессе формирования рынка и производственных отношений на нем.
Ученые настаивают на том, что реформы могут обеспечить эффективность налоговой системы. Проведение реформ важно, поскольку налоговой политикой во многом формируется экономика страны, определяются ее перспективы, развиваются все государство и отдельные отрасли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема исследования является актуальной, поскольку существует неуклонно возрастающая потребность в эффективном налогообложении, достижимом при гармоничном сочетании выбранного налогового механизма и целей, и задач, выдвигаемых государством при осуществлении управления экономикой.
Финансовая категория налогов относится к одной из древнейших. Представляя собой обязательные платежи, уплачиваемые государству, налоги по-разному назывались, и переименовывались согласно требованиям экономических и социальных условий развития общества.
Целями налоговой системы являются:
- создать условия, необходимые для осуществления эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ;
- создать предпосылки, влекущие за собой решение социальных проблем на уровне страны или отдельного региона;
-создать условия, необходимые при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Нами рассмотрены функции налогов: фискальная, перераспределительная, контрольная, стимулирующая, регулирующая.
Впервые принципы налоговой системы были сформулированы Адамом Смитом.
В их перечень входили:
- уплата налогов - обязанность каждого гражданина государства;
- взимать налоги таким способом, как это будет удобно плательщикам;
- тщательная продуманность каждого налога, во избежание нанесения ущерба государственному казначейству.
Налоговую систему можно охарактеризовать с двух позиций. С одной стороны, как совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере налогообложения (условно такую характеристику можно рассматривать как внешнюю форму налоговой системы). С другой стороны, налоговая система отражает основные элементы налогообложения, включая в себя разграничение полномочий органов власти различных уровней в сфере налогообложения, существенные элементы налогообложения, права и субъекты налоговых отношений.
Думается, что в современных условиях фискальной политики государства существуют важные проблемы с наполнением доходной части бюджетной системы РФ. Одним из способов, помогающих уполномоченным органам выполнять фискальное администрирование, является наличие возможностей государственного принуждения с помощью налоговой, административной и/или уголовной ответственности.
Можно отметить, что в РФ характеризуется низкой эффективностью налоговой политики. Причина того кроется в большом проценте теневого сектора экономики, а именно 56 %. При таком показателе можно утверждать, что налоговая система, действующая сейчас, является неэффективной. Следовательно, Правительству РФ необходимо оптимизировать направления, которые существуют на данный момент.
Итак, из всего сказанного можно сделать вывод о том, что нужно осуществить следующие меры:
– Разработать усовершенствованный законодательный документ, регулирующий зону ответственности разных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области обращения взыскания в федеральную, а также муниципальную собственность согласно различным типам налогов и неотъемлемых платежей;
– отталкиваясь от вопросов помощи и поддержки отечественного предпринимательства, в данном случае нужно регулировать правовыми нормами, в согласовании с приоритетами структурной и региональной политики РФ, также характерные черты выполнения процедуры несостоятельности отдельных, самостоятельных предприятий, являющихся налоговыми должниками;
– нормативно согласовать работу согласно исполнению режима наложения взыскания государственными налоговыми и иными органами на имущество налогоплательщика и упорядочить в налогово-бюджетных законах субсидирование государственных индустриальных ценностей;
– совершенствовать законную основу налогово-бюджетного регулирования, дозволяющую осуществить проекты на государственном уровне взаимозачетов в области реструктуризации налоговой задолженности предприятий должников и экономических обязанностей.