Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЕЧСКИХ ПРОЦЕССОВ
1.1 Налоговая система понятие, эволюция, цели, содержание, роль
1.2 Принципы построения налоговой системы
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Этапы реформирования налоговой системы Российской Федерации
2.2 Особенности современной налоговой системы РФ
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАЛВЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алиева Б.Х. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2015. - 41 с.
Гусева Т. Федеральная налоговая служба / Т. Гусева //Право и экономика.-2015.-№1.-С.34-44.
Климовский Р.В. Усложнение системы налогового права России //Налоги. 2015. № 1. С. 15 - 18.
Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования / Г. Карагусова. – Алматы, 2006. – 112 с.
Орлов С.Ю. О проблемах налогового права // Юридический мир. 2015. № 11, 12. С. 6 - 7.
Перов А.В. Налоги и налогообложение / А.В. Перов -М.:Юрайт, 2017.-670с.
Петрова Г.В. Налоговое право: Учеб.для вузов. – М.: ИНФРА – М: Норма, 2017. – 266 с.
Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 114.
Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ –http://www.nalog.ru
Дискуссионным до настоящего времени остается вопрос о функциональной составляющей налоговой системы. На первый взгляд может показаться практически никчемным упор на теоретическое осмысление функций налоговой системы. Однако эволюционное развитие системы налогообложения дает четкое опровержение данному предположению. [57, с.3] Система налогообложения должна реализовывать потенциал, заключенный в этой экономической категории, иначе налоговая система может сработать негативно, и несмотря на применение репрессивных мер, доходная часть бюджета страны не будет обеспечена.
Базовые функции системы налогообложения схожи с функциями финансов в силу их отношения к экономическим категориям. К общепризнанным относятся распределительная и контрольная функции. [36, с.122] Они видоизменяются под воздействием специализации налоговых отношений. Система налогообложения реализует свои функции, исходя из общественного предназначения категории налогов, а именно обеспечивает поступление доходов государства, не причиняя ущерба бизнесу.
Рис. 1. Функции налогов
Рассмотрим функции налогов: фискальная, перераспределительная, контрольная, стимулирующая, регулирующая. [37, с. 30]
Л.П. Окуневой представлены следующие трактовки функций налогов - фискальная и распределительная
Фискальная функция направлена на реализацию главного общественного предназначения налогов - сформировать финансовые ресурсы государства, которые аккумулируются в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимы при осуществлении собственных функций (оборонные, социальные, природоохранные). [11, с.3] Формируя доходы бюджета государства путем стабильно и централизованно осуществляемого взимания налогов, государство превращается в субъект крупнейшего экономического масштаба.
Контрольная функция налогов выражается в предоставлении возможности количественно отразить налоговые поступления и сопоставить их имеющейся в государстве потребностью в финансовых ресурсах. [59, с.21] Назначение контрольной функции состоит в оценке эффективности работы налогового механизма, обеспечении контроля за движениями финансовых ресурсов, выявлении необходимости во внесении изменений такие области, как налоговая система и бюджетная политика. Говорить о контрольной функции налогово-финансовых отношений можно лишь при действии следующей функции – распределительной. [54, с.52] Иными словами, суть контрольной функции раскрывается в своевременной и полной уплате налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами) законодательно установленных налогов.
Распределительная функция налогов многогранна в силу наличия ряда свойств, проявляющихся в воспроизводственном процессе. [38, с.7] Во-первых, изначально налоги носили исключительно фискальный характер. Однако, с возрастанием роли государства в организации хозяйственной жизни, за налогами закрепилось и регулирующее свойство, проявляющееся посредством налогового механизма.
Целями налоговой системы являются:
- создать условия, необходимые для осуществления эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ;
- создать предпосылки, влекущие за собой решение социальных проблем на уровне страны или отдельного региона;
- создать условия, необходимые при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Нами рассмотрены функции налогов: фискальная, перераспределительная, контрольная, стимулирующая, регулирующая. [51, с.28]
1.2 Принципы построения налоговой системы
Впервые вопрос о принципах налоговой системы был изучен Адамом Смитом в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». Им отмечалось, что уплата налогов – обязанность каждого гражданина государства. Налог характеризовался им как точно определенный и установленный, не носящий произвольного характера. В точном установлении для налогоплательщиков, а также и других лиц, нуждается термин, способ и сумма платежей. [55, с. 542] Данное требование выдвигалось для исключения возможности злоупотребления создаваемой неопределенностью сборщиками налогов.
Следующий принцип построения налоговой системы – взимание налогов таким способом, как это будет удобно плательщикам.
Также требуется тщательная продуманность каждого налога, во избежание нанесения ущерба государственному казначейству. [39, с.71] Неразумность применения налога служит почвой для усиления контрабанды.
Особенности налоговой системы любого государства складываются под воздействием законодательства этого государства. Налоговая система Российской Федерации формируется на основе того же принципа. Ее строительство и развитие происходит в строгом соответствии Конституции Российской Федерации [1] и Налоговому кодексу. [2]
Строится она на основе принципов справедливости, определенности, удобства и экономии.
Рис. 2. Принципы налоговой системы РФ
Согласно принципу справедливости, налогообложение обязательно для всех субъектов и соразмерно с уровнем дохода, которым располагает объект налогообложения.
Принцип определенности предполагает, что сумма, способ и время уплаты налогов четко оговариваются. Требуется достичь хорошей проинформированности об этом налогоплательщиков. [12, с. 177]
Законодательное закрепление принципов построения налоговой системы осуществляется Налоговым кодексом РФ:
- принцип определенности. Каждый налог устанавливается Налоговым кодексом РФ [2] и должен соответствовать требованию о наличии всех необходимых элементов, а именно объекта налогообложения, налоговой базы, периода и ставки, порядка исчисления налога и сроков его уплаты. [3] При наличии неопределенностей налогового законодательства происходит их толкование в пользу плательщика;
- принцип справедливости;
- принцип удобства, который выражается в исполнении налоговых обязательств и предотвращении злоупотребления властью располагающими ею налоговыми органами. До каждого налогоплательщика должна быть доведена информация о налогах и сборах, сроках и порядке их уплаты;
- принцип экономии. Целью государства должно стать стремление сократить затраты на взимание налогов и сборов с плательщиков;
- принцип равенства. Каждому участнику налоговых отношений (плательщику и государству) предоставляется право на отстаивание своих интересов в суде
Таким образом, впервые принципы налоговой системы были сформулированы Адамом Смитом.
В их перечень входили:
- уплата налогов - обязанность каждого гражданина государства;
- взимать налоги таким способом, как это будет удобно плательщикам;
- тщательная продуманность каждого налога, во избежание нанесения ущерба государственному казначейству.
Законодательное закрепление принципов построения налоговой системы Российской Федерации осуществляется Налоговым кодексом РФ. [3] В Налоговом кодексе РФ выделены принципы определенности, справедливости, удобства, экономии, равенства.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Этапы реформирования налоговой системы Российской Федерации
Российская налоговая система - сложный механизм, включающий большое число разнообразных налогов. [53, с. 248] Эта система характеризуется изменчивостью и достаточной гибкостью. Это обуславливается участием государства в международных отношениях, что, в свою очередь, вызывает необходимость соответствовать существующим условиям. Российская система налогов подвергалась изменениям на протяжении последних двадцати лет. И эти изменения, во многом, опирались на опыт зарубежных стран, особенно европейских. Как известно, налоги являются наиболее важным источником пополнения доходов государственного бюджета. Также от их объема зависит, насколько благополучно будет развиваться социум в стране, и насколько благополучно себя будет чувствовать каждый гражданин в отдельности. [13, с.77]
Налоги - неотъемлемая часть любого государства. Ещё в Древнерусском государстве в IX веке задумались о необходимости поступлений налогов и сборов в казну. В те времена дань взималась повсеместно. Как только образовалось Киевское государство- оно была преобразована в подымную подать, подлежащую уплате со всех домашних труб и печей с дымом. Процесс сбора дани стал сложным испытанием для простого населения в период Золотой Орды. Требовалось срочно пополнение казны, так как государство было разорено, в то же время приходилось платить подать монгольскому игу. Тогда по всей России была распространена система в облике естественных и валютных сборов послам от ханов татарских. [10, с. 8]
Экономическая система России была изменена кардинально в период правления императора Петра I. Он ввел множество сборов и налогов, самыми известными из которых стали подушный налог и налог на бород. Петр I принял на государственную службу прибыльщиков, функциями которых был контроль процесса уплаты налогов и сборов, также разрабатывали ещё новые налоги и сборы.
Следующей ступенью в формировании налоговой системы России является период, следовавший за отменой крепостного права в 1861 году. Под обложение теперь попали земля, доходы от недвижимости, таможенные сборы, введены винные и табачные акцизы. [25, с.38]
Большие перемены ждали Советскую Россию после принятия НЭП (новой экономической политики) в 1921 году.
Она фактически возвратила в действие систему налогов и сборов, действующую в России вплоть до Октябрьской революции 1917 года - обложению были подвергнуты кулацкие хозяйства. Однако в период с 1930 по 1932 год акцизная система была отменена полностью. Предприятия начали платить налоги с оборота и прибыли.
Налоговая система России основательно начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. В это время был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Согласно ему, появились новые налоги и сборы, такие как НДС, акцизы на алкогольную и табачную продукцию, подоходный налог и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м - 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в налоговой системе России. Налоговый кодекс установил правила взаимоотношений государства и налогоплательщиков, элементы и структуру российской налоговой системы. [26, с. 15]
Особо стоит отметить формирование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, позже преобразованная в Государственную налоговую службу. [47, с.13] В 1998 году было учреждено Министерство по налогам и сборам. В 2004 году была реорганизация и функции перешли к Минфину России, в этом же году начала работать Федеральная налоговая служба, дошедшая до наших дней.
2.2 Особенности современной налоговой системы РФ
С 2019 года действует огромное количество изменений и поправок в налоговом и бухгалтерском законодательстве (в частности, по НДС, НДФЛ, налогу на прибыль и УСН). Также в НК РФ внедрен новый налог для самозанятых – «Налог на профессиональный доход». Появились новые формы 2-НДФЛ и 3-НДФЛ. Повысился федеральный МРОТ, и, соответственно, изменились размеры некоторых пособий. [29, с. 112]
Структура российской системы налогов - это комплексное взаимодействие сборов и налогов их плательщиков, государственных органов и правовой основы.
Устройство налоговой системы Российской Федерации заключается из трех уровней:
- федеральный;
- региональный;
- местный.
Уровень налога определяет соответствующий для него бюджет, зачислению в который он подлежит. [40, с. 7]
Федеральные налоги имеют единые налоговые ставки по всей территории Российской Федерации и правила расчёта перечисления. Средства, взимаемые в рамках федеральных налогов, поступают со всей территории Российской Федерации в единый центр Федеральное казначейство, а после чего распределяются в соответствии с бюджетной политикой государства РФ. Сфера федеральных налогов наиболее обширна по количественному составу и регулируется исключительно Налоговым кодексом РФ. [14, с. 175]