Файл: Налоговая система Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЕЧСКИХ ПРОЦЕССОВ

1.1 Налоговая система понятие, эволюция, цели, содержание, роль

1.2 Принципы построения налоговой системы

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Этапы реформирования налоговой системы Российской Федерации

2.2 Особенности современной налоговой системы РФ

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАЛВЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы

3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - №31. – Ст.4398

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 07.03.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2018) //Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340

Специальная литература

Алпатов Ю.Ф. Повышение эффективности контрольной работы –важнейшая задача налоговых органов / Ю.Ф. Алпатов // Налоговый вестник.– 2017. № 5. – С. 3 – 8.

Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник для студентов, обучающихся по направлению 521600 - Экономика и другим экономическим специальностям - М.: ИНФРА-М, 2018. - 37 с.

Алиева Б.Х. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2015. - 41 с.

Батырова Д.К Налоговая система в зеркале статистики / Мы продолжаем традиции статистики  Материалы I Открытого статистического конгресса. 2015. С. 71-72.

Бондаренко Т.Н., Печенкина Ю.Е. Налоговая политика как элемент развития взаимодействия государства и бизнес -сообщества //Международный студенческий научный вестник. - 2015. - №2 .-С.4-3.

Борзунова О.А. Проблемы и тенденции кодификации налогового законодательства // Налоги. 2017. № 2.-С.2-6.

Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. и др.; Налоги и налоговое право: Учеб.пособие / Под. Ред. А.В. Брызгалина. – М.: Аналитика –Пресс, 2015. – 600 с.

Бусимин Е.В. Совершенствование методов налогового контроля с использованием информационных технологий / Е.В. Бусимин // Налоговый вестник. – 2017. - № 4. – С. 3 – 8.

Борьянова В.А. Налоговая система и пути ее совершенствования /Аллея науки . 2018. Т. 4.  № 5 (21) . С. 177-179.

Бурмистрова, Л. А. Финансово-кредитные составляющие регулирования экономики. Методы / Л. А. Бурмистрова // Вестник университета. - 2017. - № 3. - С. 73-78.

Бушмин Е.В., Нестеров В.В., Желтов Н.С. и др.; Под ред. Е.В. Бушмина. Налоги и информационнные технологии: Учеб.пособ. /– М.: Журн. «Налоговый вестник», 2017. – 175 с.

Воробьева Е.В. Налоговая система: основные направления модернизации / Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление . 2017.  № 9 . С. 75-76.

Голик Е.Н., Асатрян Д.Г. Состояние и перспективы развития налоговой системы / Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление . 2018. № 10 (101) . С. 34-39.

Грибакина Н.М., Докальская В.К. Недостатки налоговой системы/ Экономика и социум . 2015.  № 2-1 (15) . С. 1418-1421.

Губин Е.П. Государство и бизнес в условиях правовых реформ / Е.П. Губин // Журнал российского права. 2015. № 1. С. 13 - 23.

Гусева Т. Федеральная налоговая служба / Т. Гусева //Право и экономика.-2015.-№1.-С.34-44.

Демин А.В. О неопределенности в налоговом праве и задачах современных юристов // Налоговед. 2015. № 11.-С.57-66.

Демчук Н. Теория налогов и некоторые аспекты ее применения // Налоговый вестник. – 2017. - № 7. – С. 144 – 146.

Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования // Финансы. – 2015. - № 4. – С. 22 –24.

Дубина Ю.Ю. Современная налоговая система, основные направления её развития / Бенефициар . 2017.  № 14 . С. 31-34.

Елышева Н.С. Налоговая система: малый бизнес / Современное развитие малого бизнеса  материалы IV Всероссийской профессиональной конференции с международным участием. Ответственный редактор С.Б. Синецкий. 2016. С. 113-116.

Жаров А.С. Развитие налоговой системы: политический и исторический опыт ее реформирования / Общество: политика, экономика, право . 2018.  № 6 . С. 36-40.

Занковский С.С. Конституция и бизнес: взгляд на историю и современность / С.С. Занковский // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2017. № 1. С. 15 - 28.

Караваева И.В. Направления и причины современных налоговых реформ // Финансы. – 2017. - № 10. – С. 26 –28.

Климовский Р.В. Усложнение системы налогового права России //Налоги. 2015. № 1. С. 15 - 18.

Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования / Г. Карагусова. – Алматы, 2006. – 112 с.

Кузнецов Л.Д. Структурные элементы налоговой системы /Вестник экономической безопасности . 2017.  № 2 . С. 56-61.

Кусикеева А.Ш. Налоги и налогообложение предприятий Сущность налоговой системы, принципы и функции налогов / Скиф. Вопросы студенческой науки . 2018.  № 11 (27) . С. 119-125.

Коноплянник, А. А. «Ножницы Кудрина», «серп Силуанова» - что дальше? // Нефть России. - 2015. - №10. - С. 18-24 (часть 1); 2015. - № 11-12. - С. 10-15 (часть 2).

Купина В.А. Налоговая политика России в условиях санкций. Повышение эффективности функционирования налоговой политики // Научное сообщество студентов : материалы XI Междунар. студенч. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 1 авг. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 154-157

Курбанов М.З., Рябичева О.И. Проблемы сбалансированности бюджета // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(31). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/20(31).pdf (дата обращения: 11.05.2018)

Малис Н.И. Совершенствование элементов налогового механизма - реальный путь к повышению доходов бюджета // Финансовый журнал. 2015. № 3 (17).-С.27-33.

Марчева, И. А. Налоги и налогообложение: учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород : Нижегородский госуниверситет, 2018. - 122 с.

Мишустин М. Совершенствование налогового администрирования- фактор повышения эффективности работы налоговых органов / М. Мишустин//Финансы.-2015.-№6._с.27-32.

Мишустин М.В. Совершенствование инструментов налогового администрирования по обеспечению стабильных доходов государственного бюджета / М.В. Мишустин // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 4. С. 4 - 8.

Модяева А.И. Налоговый контроль как метод налогового администрирования / А.И. Модяева //Закон и право.-2015.-№8.-С.71-72.

Орлов С.Ю. О проблемах налогового права // Юридический мир. 2015. № 11, 12. С. 6 - 7.

Основные направления налоговой политики на 2017-2019 годы -URL: http ://zakony2017. ru/o snovnye-napravleniya-nalogovoj-politiki-na-2017-2019-gody/ (дата обращения 18.01.2019)

Павлова Л.П., Ефремов А.В. Налоговые реформы и создание модели эффективной налоговой системы в России // Налоговый вестник. – 2017. - № 11. – С. 6 – 13.

Перов А.В. Налоги и налогообложение / А.В. Перов -М.:Юрайт, 2017.-670с.

Перонко И.А., Межерицкий С.И. Методы и формы налогового администрирования /И.А. Перонко, С.И. Межерицкий// Налоговый вестник. – 2017. - № 11. – С. 19 – 20.

Петелин В.В. О взаимодействии при осуществлении функций контроля за поступлением налогов и иных обязательных платежей / В.В.Петелин // Налоговый вестник. – 2017. - № 2. – С. 45 – 52.

Петрова Г.В. Налоговое право: Учеб.для вузов. – М.: ИНФРА – М: Норма, 2017. – 266 с.

Реш В.К., Алехин С.Н. К вопросу о разработке методики оценки эффективности работы налоговых органов / В.К. Реш, С.Н. Алехин //Налоговый вестник. – 2015. - № 18. – С. 12 – 15.

Рожнова Т. В. Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 492-494.

Рост налогов в России с 1 января 2018 года: полный перечень годы - URL: https://www.26-2.ru/art/351711-rost-nalogov-v-rossii-2018 (дата обращения 18.01.2019)

Сашичев В. О контрольной работе налоговых органов и мерах по повышению её эффективности / В. Сашичев //Налоговый вестник.-2015.-№8. С.3-7.

Сюбарева И.Ф. Налоговое законодательство России на современном этапе развития // Налоги. 2017. № 4. С. 26 - 29.

Трокова А. А. Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг. // Молодой ученый. — 2016. — №7. С. 991-994.

Ульяненко Д.И. Оценка состояния и проблем действующей современной системы налогообложения России // Ростовский научный журнал.-2017. С 239-248.

Хадонов Е.Е. О путях устранения дефицита бюджета Российского государства //Финансы.- 2016.- № 4.- С.51-54.

Черник Д.П., Алексеев М.Ю., Брусиловская Н.А. и др.; Налоги: финансы и статистика, Учеб.пособие / Под ред. Д.П. Черника. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: 2015.- 542 с.

Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. и др.; Под ред. Д.Г. Черника.Основы налоговой системы: Учеб.пособие. М.: Финансы: ЮНИТИ.– 2015, - 422 с.

Черник Д.Г. Технология налогового контроля / Д.Г. Черник //Налоговый вестник. – 2015. - № 5. – С. 3 – 11.

Шишкин А.Г., Захаров М.А. Бюджетные проблемы в федеративном государстве: поиск решения // Финансы. - 2015. - №4. - С.8-10.

Штарев С.С. О мерах по повышению эффективности налоговой службы / С.С. Штарев // Финансы. – 2017. - № 5. – С. 20 – 25.

Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 114.

Яковлев В.Ф. О понятии правовой ответственности / В.Ф. Яковлев// Журнал российского права. 2017. №. 1. С. 5 - 7.

Якушев А.О. О необходимости углубленного изучения вопросов юридической техники применительно к налоговому праву РФ // Финансовое право. 2015. № 12.-С.22-25.

Интернет источники

Официальный cайт Министерства финансов Российской Федерации – «Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета» [Электронный ресурс] // URL:http://minfin.ru/ru/statistics/fedbud/

Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ –http://www.nalog.ru

ВВЕДЕНИЕ

Прирост налоговых поступлений, зафиксированный уже несколько лет подряд, не обеспечивает стабильность налоговой политики современной налоговой системы Российской Федерации.

Тема исследования является актуальной, поскольку существует неуклонно возрастающая потребность в эффективном налогообложении, достижимом при гармоничном сочетании выбранного налогового механизма и целей, и задач, выдвигаемых государством при осуществлении управления экономикой.

В последнее время в Российской Федерации возникла сильная необходимость эффективного управления финансово-налоговой сферой. Совершенствование финансово-правового механизма, обеспечения развития налоговой системы занимает важное место в условиях глобальной и региональной финансовой непостоянности. Однако отсутствие существенной научно-теоретической базы приводит к тому, что процесс совершенствования происходит довольно неприятно как для налогоплательщиков, так и для государства, которые выступают субъектами налогообложения. К тому же, отсутствие необходимых научных разработок, в теории финансового права обуславливают множественные проблемы в данной сфере.

Повышение эффективности функционирования налоговой системы на сегодняшний день становится актуальной проблемой в современной экономике России. Для того чтобы удерживать оптимальный уровень дефицита бюджета в бюджетной системе Российской Федерации следует улучшать внутренние механизмы функционирования экономики, где особую роль занимает налоговый механизм, потому как в связи с экономической конъюнктурой ограничен доступ к внешним источникам финансирования дефицита бюджета.

Налоговый метод формирования финансовых ресурсов предполагает накопление денежных средств с целью финансового обеспечения

деятельности органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления в виде денежных выплат (налогов) юридических и физических лиц по обязательному, принудительному либо безвозмездному основанию. Используя налоговый метод необходимо принимать во внимание интересы двух сторон (государства в лице налоговых органов и организаций, домохозяйств, которые выступают в роли налогоплательщиков). Неблагоприятные последствия могут возникнуть вследствие нарушения баланса объемов, аккумулируемых налоговым механизмом финансовых ресурсов, соответственно, в нестабильных экономических условиях правильным, на наш взгляд, является улучшение качественных (увеличение доверия населения, эффективности деятельности налоговой системы), а не количественных признаков (увеличение налоговых ставок) налогового механизма.


В связи с тем, что поступления налогов способствуют формированию основной части доходов федерального, региональных и местных бюджетов, они гарантируют вероятность воздействия на темпы и соотношение общественного развития с помощью расходной части. Благодаря этому, органы государственного управления осуществляют бюджетное субсидирование отраслей промышленности и отдельных хозяйствующих субъектов, реализовывают социальную политику, организовывают общественные работы, проводят взвешенную ценовую и кредитную политику, направляют государственные инвестиции в экономику. Бюджетные расходы позволяют финансировать социально значимые секторы экономики, формировать промышленную инфраструктуру в экономически отсталых регионах, создавать новые высокотехнологичные производства, осуществлять прямые заказы на производство социально значимой и стратегической продукции. Именно поэтому, налогообложение является элементом организации и управления процессами общественного производства и играет важную роль в обеспечении экономической безопасности государства. В последнее время в Российской Федерации возникла сильная необходимость эффективного управления финансово-налоговой сферой. Совершенствование финансово-правового механизма обеспечения развития налоговой системы занимает важное место в условиях глобальной и региональной финансовой непостоянности. Однако отсутствие существенной научно-теоретической базы приводит к тому, что процесс совершенствования происходит довольно неприятно как для налогоплательщиков, так и для государства, которые выступают субъектами налогообложения. К тому же, отсутствие необходимых научных разработок, в теории финансового права обуславливают множественные проблемы в данной сфере.

Все, вышесказанное обуславливает актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Исследования налоговой политики РФ в частности представлены в работах: Погодиной И.В., Бакаевой А.С., Номоконовой С., Анухиной И.В., Горевого Е.Д., Сусликова В.Н., Рукавишниковой И.В., Макерова Н.В. и других авторов.

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методологических подходов к определению категории налоговой системы Российской Федерации.

С этой целью были поставлены следующие задачи:

- дать определение налоговой системы, обозначить ее цели, содержание, роль налогов;

- определить принципы построения налоговой системы;

- выявить особенности современной налоговой системы РФ;


- определить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы;

- обозначить перспективы развития налоговой системы РФ;

- охарактеризовать и проанализировать поступления основных налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2018г.

Объект исследования в данной работе - общественные отношения,

возникающие в процессе построения налоговой системы государства и образования эффективных инструментов налогового регулирования.

Предметом исследования являются управленческие решения, вырабатываемые в процессе проведения налогового регулирования, нормативные правовые акты, регулирующие взаимоотношения в налоговой системе, опыт их применения, теоретические материалы и исследования по выбранной теме, материалы практики.

Теоретической базой исследования послужили научные труды и исследования отечественных и зарубежных авторов, законодательные и нормативно-правовые акты, статьи по заявленной теме.

Информационно-эмпирическую и нормативно-правовую базу исследования составили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации: Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, федеральные законы, указы президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы Минфина РФ, рекомендации министерств и ведомств.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЕЧСКИХ ПРОЦЕССОВ

1.1 Налоговая система понятие, эволюция, цели, содержание, роль

Эволюция. Налоговая система - сложный механизм, включающий большое число разнообразных налогов. [5, с. 37] Эта система характеризуется изменчивостью и достаточной гибкостью. Это обуславливается участием государства в международных отношениях, что, в свою очередь, вызывает необходимость соответствовать существующим условиям. Современная система налогов подвергалась изменениям на протяжении последних двадцати лет. И эти изменения, во многом, опирались на опыт зарубежных стран, особенно европейских. Как известно, налоги являются наиболее важным источником пополнения доходов государственного бюджета. Также от их объема зависит, насколько благополучно будет развиваться социум в стране, и насколько благополучно себя будет чувствовать каждый гражданин в отдельности. [43, с.670]


Налоги - неотъемлемая часть любого государства. Ещё в Древнерусском государстве в IX веке задумались о необходимости поступлений налогов и сборов в казну. В те времена дань взималась повсеместно. Как только образовалось Киевское государство, она была преобразована в подымную подать, подлежащую уплате со всех домашних труб и печей с дымом. Процесс сбора дани стал сложным испытанием для простого населения в период Золотой Орды. Требовалось срочно пополнение казны, так как государство было разорено, в то же время приходилось платить подать монгольскому игу. Тогда по всей России была распространена система в облике естественных и валютных сборов послам от ханов татарских. [6, с. 41]

Экономическая система была изменена кардинально в период правления императора Петра I. Он ввел множество сборов и налогов, самыми известными из которых стали подушный налог. Петр I принял на государственную службу прибыльщиков, функциями которых был контроль процесса уплаты налогов

и сборов, также разрабатывали ещё новые налоги и сборы.

Следующей ступенью в формировании налоговой системы России является период, следовавший за отменой крепостного права в 1861 году. Под обложение теперь попали земля, доходы от недвижимости, таможенные сборы, введены винные и табачные акцизы. [56, с. 422]

Большие перемены ждали Советскую Россию после принятия НЭП (новой экономической политики) в 1921 году.

Она фактически возвратила в действие систему налогов и сборов, действующую в России вплоть до Октябрьской революции 1917 года - обложению были подвергнуты кулацкие хозяйства. Однако в период с 1930 по 1932 год акцизная система была отменена полностью. Предприятия начали платить налоги с оборота и прибыли.

Налоговая система России основательно начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. [46, с. 266] В это время был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Согласно ему, появились новые налоги и сборы, такие как НДС, акцизы на алкогольную и табачную продукцию, подоходный налог и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м - 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в налоговой системе России. Налоговый кодекс установил правила взаимоотношений государства и налогоплательщиков, элементы и структуру российской налоговой системы. [3]

Финансовая категория налогов относится к одной из древнейших. Представляя собой обязательные платежи, уплачиваемые государству, налоги по-разному назывались, и переименовывались согласно требованиям экономических и социальных условий развития общества.


Налоги представляются обязательными безвозвратными и безвозмездными денежными платежами в бюджет, законодательное установление которых является прерогативой государства, а взимание осуществляется в одностороннем порядке согласно определенным размерам. Сбор всегда является целенаправленным платежом, в форме платы

государству за комплекс оказанных услуг налогоплательщику. По названию сбора может быть определена его адресность. Также существует безадресная форма сбора, уплачиваемого за определенный вид деятельности или за право осуществления таковой. [60, с.114]

Экономическим содержанием налогов представляется в олицетворении ими части производственных отношений, связанных с изъятием части национального дохода, законодательно установленной, у субъектов хозяйствования, граждан, аккумулируя которые государство создает ресурсы, направляемые на осуществление функций и стоящих задач. Составными элементами налоговой системы государства являются виды налогов, формы и методы их построения, органы налоговой службы.

В данной работе мы руководствуемся первым определением, передающим значение налоговой системы наиболее полно и точно.

Перед налоговой системой стоят цели:

- создать условия, необходимые для осуществления эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ;

- создать предпосылки, влекущие за собой решение социальных проблем на уровне страны или отдельного региона;

- создать условия, необходимые при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Роль и функции системы налогообложения. Большинство взглядов экономистов нацелено на раскрытии функции системы налогообложения через функции налогов. [42, с. 10] Считаем данную трактовку некорректной, потому что налог, с позиции экономической категории это представляет собой теоретическую субстанцию, служащей представлением о том, как при формировании фонда общегосударственных ресурсов происходит перераспределение стоимости. Следовательно, за экономической категорией не закрепляются определённые функции. [10, с. 600] В экономическую категорию закладывается экономический потенциал, служащий выражением

той или иной совокупности воспроизводственных отношений. Значит, налог экономическая категория таит в себе потенциал, реализуемый системой налогообложения, выполняющей определённые функции. Систему налогообложения, законодательно принятую, можно причислить к практическому инструменту, участвующему в процессе перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков. [9, с.6] Роль налоговой системы, полнота использования функций передаются именно через систему налогообложения, а не через категорию налогов.