Файл: Налоговая система Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЕЧСКИХ ПРОЦЕССОВ

1.1 Налоговая система понятие, эволюция, цели, содержание, роль

1.2 Принципы построения налоговой системы

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Этапы реформирования налоговой системы Российской Федерации

2.2 Особенности современной налоговой системы РФ

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАЛВЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы

3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - №31. – Ст.4398

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 07.03.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2018) //Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340

Специальная литература

Алпатов Ю.Ф. Повышение эффективности контрольной работы –важнейшая задача налоговых органов / Ю.Ф. Алпатов // Налоговый вестник.– 2017. № 5. – С. 3 – 8.

Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник для студентов, обучающихся по направлению 521600 - Экономика и другим экономическим специальностям - М.: ИНФРА-М, 2018. - 37 с.

Алиева Б.Х. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2015. - 41 с.

Батырова Д.К Налоговая система в зеркале статистики / Мы продолжаем традиции статистики  Материалы I Открытого статистического конгресса. 2015. С. 71-72.

Бондаренко Т.Н., Печенкина Ю.Е. Налоговая политика как элемент развития взаимодействия государства и бизнес -сообщества //Международный студенческий научный вестник. - 2015. - №2 .-С.4-3.

Борзунова О.А. Проблемы и тенденции кодификации налогового законодательства // Налоги. 2017. № 2.-С.2-6.

Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. и др.; Налоги и налоговое право: Учеб.пособие / Под. Ред. А.В. Брызгалина. – М.: Аналитика –Пресс, 2015. – 600 с.

Бусимин Е.В. Совершенствование методов налогового контроля с использованием информационных технологий / Е.В. Бусимин // Налоговый вестник. – 2017. - № 4. – С. 3 – 8.

Борьянова В.А. Налоговая система и пути ее совершенствования /Аллея науки . 2018. Т. 4.  № 5 (21) . С. 177-179.

Бурмистрова, Л. А. Финансово-кредитные составляющие регулирования экономики. Методы / Л. А. Бурмистрова // Вестник университета. - 2017. - № 3. - С. 73-78.

Бушмин Е.В., Нестеров В.В., Желтов Н.С. и др.; Под ред. Е.В. Бушмина. Налоги и информационнные технологии: Учеб.пособ. /– М.: Журн. «Налоговый вестник», 2017. – 175 с.

Воробьева Е.В. Налоговая система: основные направления модернизации / Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление . 2017.  № 9 . С. 75-76.

Голик Е.Н., Асатрян Д.Г. Состояние и перспективы развития налоговой системы / Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление . 2018. № 10 (101) . С. 34-39.

Грибакина Н.М., Докальская В.К. Недостатки налоговой системы/ Экономика и социум . 2015.  № 2-1 (15) . С. 1418-1421.

Губин Е.П. Государство и бизнес в условиях правовых реформ / Е.П. Губин // Журнал российского права. 2015. № 1. С. 13 - 23.

Гусева Т. Федеральная налоговая служба / Т. Гусева //Право и экономика.-2015.-№1.-С.34-44.

Демин А.В. О неопределенности в налоговом праве и задачах современных юристов // Налоговед. 2015. № 11.-С.57-66.

Демчук Н. Теория налогов и некоторые аспекты ее применения // Налоговый вестник. – 2017. - № 7. – С. 144 – 146.

Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования // Финансы. – 2015. - № 4. – С. 22 –24.

Дубина Ю.Ю. Современная налоговая система, основные направления её развития / Бенефициар . 2017.  № 14 . С. 31-34.

Елышева Н.С. Налоговая система: малый бизнес / Современное развитие малого бизнеса  материалы IV Всероссийской профессиональной конференции с международным участием. Ответственный редактор С.Б. Синецкий. 2016. С. 113-116.

Жаров А.С. Развитие налоговой системы: политический и исторический опыт ее реформирования / Общество: политика, экономика, право . 2018.  № 6 . С. 36-40.

Занковский С.С. Конституция и бизнес: взгляд на историю и современность / С.С. Занковский // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2017. № 1. С. 15 - 28.

Караваева И.В. Направления и причины современных налоговых реформ // Финансы. – 2017. - № 10. – С. 26 –28.

Климовский Р.В. Усложнение системы налогового права России //Налоги. 2015. № 1. С. 15 - 18.

Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования / Г. Карагусова. – Алматы, 2006. – 112 с.

Кузнецов Л.Д. Структурные элементы налоговой системы /Вестник экономической безопасности . 2017.  № 2 . С. 56-61.

Кусикеева А.Ш. Налоги и налогообложение предприятий Сущность налоговой системы, принципы и функции налогов / Скиф. Вопросы студенческой науки . 2018.  № 11 (27) . С. 119-125.

Коноплянник, А. А. «Ножницы Кудрина», «серп Силуанова» - что дальше? // Нефть России. - 2015. - №10. - С. 18-24 (часть 1); 2015. - № 11-12. - С. 10-15 (часть 2).

Купина В.А. Налоговая политика России в условиях санкций. Повышение эффективности функционирования налоговой политики // Научное сообщество студентов : материалы XI Междунар. студенч. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 1 авг. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 154-157

Курбанов М.З., Рябичева О.И. Проблемы сбалансированности бюджета // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(31). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/20(31).pdf (дата обращения: 11.05.2018)

Малис Н.И. Совершенствование элементов налогового механизма - реальный путь к повышению доходов бюджета // Финансовый журнал. 2015. № 3 (17).-С.27-33.

Марчева, И. А. Налоги и налогообложение: учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород : Нижегородский госуниверситет, 2018. - 122 с.

Мишустин М. Совершенствование налогового администрирования- фактор повышения эффективности работы налоговых органов / М. Мишустин//Финансы.-2015.-№6._с.27-32.

Мишустин М.В. Совершенствование инструментов налогового администрирования по обеспечению стабильных доходов государственного бюджета / М.В. Мишустин // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 4. С. 4 - 8.

Модяева А.И. Налоговый контроль как метод налогового администрирования / А.И. Модяева //Закон и право.-2015.-№8.-С.71-72.

Орлов С.Ю. О проблемах налогового права // Юридический мир. 2015. № 11, 12. С. 6 - 7.

Основные направления налоговой политики на 2017-2019 годы -URL: http ://zakony2017. ru/o snovnye-napravleniya-nalogovoj-politiki-na-2017-2019-gody/ (дата обращения 18.01.2019)

Павлова Л.П., Ефремов А.В. Налоговые реформы и создание модели эффективной налоговой системы в России // Налоговый вестник. – 2017. - № 11. – С. 6 – 13.

Перов А.В. Налоги и налогообложение / А.В. Перов -М.:Юрайт, 2017.-670с.

Перонко И.А., Межерицкий С.И. Методы и формы налогового администрирования /И.А. Перонко, С.И. Межерицкий// Налоговый вестник. – 2017. - № 11. – С. 19 – 20.

Петелин В.В. О взаимодействии при осуществлении функций контроля за поступлением налогов и иных обязательных платежей / В.В.Петелин // Налоговый вестник. – 2017. - № 2. – С. 45 – 52.

Петрова Г.В. Налоговое право: Учеб.для вузов. – М.: ИНФРА – М: Норма, 2017. – 266 с.

Реш В.К., Алехин С.Н. К вопросу о разработке методики оценки эффективности работы налоговых органов / В.К. Реш, С.Н. Алехин //Налоговый вестник. – 2015. - № 18. – С. 12 – 15.

Рожнова Т. В. Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 492-494.

Рост налогов в России с 1 января 2018 года: полный перечень годы - URL: https://www.26-2.ru/art/351711-rost-nalogov-v-rossii-2018 (дата обращения 18.01.2019)

Сашичев В. О контрольной работе налоговых органов и мерах по повышению её эффективности / В. Сашичев //Налоговый вестник.-2015.-№8. С.3-7.

Сюбарева И.Ф. Налоговое законодательство России на современном этапе развития // Налоги. 2017. № 4. С. 26 - 29.

Трокова А. А. Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг. // Молодой ученый. — 2016. — №7. С. 991-994.

Ульяненко Д.И. Оценка состояния и проблем действующей современной системы налогообложения России // Ростовский научный журнал.-2017. С 239-248.

Хадонов Е.Е. О путях устранения дефицита бюджета Российского государства //Финансы.- 2016.- № 4.- С.51-54.

Черник Д.П., Алексеев М.Ю., Брусиловская Н.А. и др.; Налоги: финансы и статистика, Учеб.пособие / Под ред. Д.П. Черника. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: 2015.- 542 с.

Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. и др.; Под ред. Д.Г. Черника.Основы налоговой системы: Учеб.пособие. М.: Финансы: ЮНИТИ.– 2015, - 422 с.

Черник Д.Г. Технология налогового контроля / Д.Г. Черник //Налоговый вестник. – 2015. - № 5. – С. 3 – 11.

Шишкин А.Г., Захаров М.А. Бюджетные проблемы в федеративном государстве: поиск решения // Финансы. - 2015. - №4. - С.8-10.

Штарев С.С. О мерах по повышению эффективности налоговой службы / С.С. Штарев // Финансы. – 2017. - № 5. – С. 20 – 25.

Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 114.

Яковлев В.Ф. О понятии правовой ответственности / В.Ф. Яковлев// Журнал российского права. 2017. №. 1. С. 5 - 7.

Якушев А.О. О необходимости углубленного изучения вопросов юридической техники применительно к налоговому праву РФ // Финансовое право. 2015. № 12.-С.22-25.

Интернет источники

Официальный cайт Министерства финансов Российской Федерации – «Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета» [Электронный ресурс] // URL:http://minfin.ru/ru/statistics/fedbud/

Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ –http://www.nalog.ru

Рис. 5. Динамика налоговых доходов консолидированных

бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016-2018 годах [63]

Таким образом, проведенное исследование выявило наличие проблем у Российской Федерации в области формирования доходов бюджета в обеспечении устойчивого экономического роста Российской Федерации, в частности за счет налогов. [27, с. 28] Выявлено, что, несмотря на то, что в стране наилучшие условия для налогообложения, в соотношении с рядом зарубежных стран результативность при этом не высока, что требует разработки рекомендаций по улучшению положения.

Итак, государственное регулирование экономики Российской Федерации в переходный период имеет высокую значимость, в особенности налоговой политики, поскольку она влияет на развитие страны и благосостояние народа. [24, с.113]

Таким образом, нами выделены такие особенности налоговой системы РФ, как трехуровневая налоговая система; Налоговый кодекс является основным законодательным актом о налогах; в Российской Федерации за Налоговым кодексом закреплена задача определения общих принципов построения налоговой системы и взаимоотношений между государством и налогоплательщиком. В Российской Федерации отмечается более частое внесение изменений в налоговое законодательство, нежели в Германии. [48, с.494] Многими учеными выдвигаются гипотезы о необходимости таких ставок налога, которые могли бы обеспечить справедливое перераспределение доходов; в Российской Федерации остра проблема собираемости налогов.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАЛВЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы

При регулировании отношений с экономическими субъектами государство прибегает к использованию такого рычага воздействия, как налоговая система. Налоговая система Российской Федерации является несовершенной, отрицательно сказываясь на экономической и социальной динамике общества. В связи с этим требуется ее реформирование. [16, с. 35]


Реформы налоговой системы Российской Федерации идут столько же времени, сколько существует сама налоговая система. Непрерывность реформирования обусловлена сжатостью сроков ее формирования и образовавшимся большим бюджетным дефицитом, посредством изучения и включения иностранного опыта.

Отличия российской налоговой системы от налоговых систем других государств складываются на базе низкого уровня развития рыночных отношений. [21, с. 144] В первой главе работы были отмечены фискальная, регулирующая, социальная, контрольная функции налоговой системы. Переходя к рыночной экономике, налоговая система образовала противоречия между фискальной и другими функциями налогов в пользу фискальной функции. Обусловлено это переходом к рыночной экономике при остром бюджетном дефиците, и использовании налоговой системы в целях пополнения доходной части бюджета без учета интересов плательщиков.

Снижение налоговых ставок в период после 2015 года повлияло на некоторое увеличение деловой активности предприятий и снижение уровня теневой экономики. [33, с. 157] Но, проведенные без учета пенсионного законодательства, эти мероприятия вызвали и уменьшение значения поступлений взносов в доходную часть пенсионного фонда. Это внесло вклад в процесс снижение роста ВВП, снижения инвестиций и резкий рост теневой экономики.

Весь комплекс недостатков налоговой системы Российской Федерации, послуживший причиной проведения реформ для повышения ее эффективности, можно условно сгруппировать:

1) системные недостатки, образовавшиеся еще в процессе создания налоговой системы;

2) недостатки, возникшие из попыток устранения предыдущих недостатков, в числе которых выделяются:

а) большая величина, приходящаяся на налоговое обременение;

б) косвенные налоги преобладают относительно и абсолютно;

в) налоговое бремя распределяется неравномерно между такими группами, как категории плательщиков, отрасли и хозяйствующие комплексы;

г) малая величина поступлений от налога с физических лиц, что вызвано низким уровнем заработной платы и высокой долей «серой зарплаты»;

д) не выполнение функции стимулирования налогом на прибыль [4, с. 3]

Отмеченные недостатки содержатся в Налоговом кодексе РФ. Помимо них существуют и недостатки-следствия реформирования налоговой системы: они возникли в результате образования отрыва реформирования налогового законодательства от гражданского, бухгалтерского, таможенного, пенсионного. [20, с. 1418]


Предлагаются следующие меры по устранению отмеченных недостатков:

- повышение уровня заработной платы;

- пересмотр или отмена специальных налоговых режимов;

- усиление контроля государства соблюдения Трудового кодекса при специальных налоговых режимах;

- частичное или полное освобождение инновационных мероприятий от уплаты налога на прибыль;

- реформировать налоговое законодательство с учетом влияния на другие отрасли права;

- принятие более взвешенных решений по реформированию налогообложения.

Таким образом, нами выделен комплекс недостатков налоговой системы Российской Федерации, послуживший причиной проведения реформ для повышения ее эффективности:

1) системные недостатки, образовавшиеся еще в процессе создания налоговой системы;

2) недостатки, возникшие из попыток устранения предыдущих недостатков, в числе которых выделяются:

а) большая величина, приходящаяся на налоговое обременение;

б) косвенные налоги преобладают относительно и абсолютно;

в) налоговое бремя распределяется неравномерно между такими группами, как категории плательщиков, отрасли и хозяйствующие комплексы;

г) малая величина поступлений от налога с физических лиц, что вызвано низким уровнем заработной платы и высокой долей «серой зарплаты»;

д) не выполнение функции стимулирования налогом на прибыль.

3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ

Совершенствование налоговой системы Российской Федерации может быть осуществлено при условии упрощения налогового механизма. [35, с. 33] Правовую базу налогового законодательства следует укрепить, приняв ряд нормативно-правовых актов, касающихся вопросов налогового регулирования, что внесет чёткость в действующий Налоговый кодекс.

Нецелесообразность контроля за сбором налогов подтверждается увеличением степени уклонения физическими и юридическими лицами от уплаты налогов, что обуславливает уменьшение величины поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации. Реалии таковы, что возрастает потребность в стимулировании пополнения бюджета посредством сбора налоговых платежей. [34]

Исходя из этого приобретает актуальность задача, которая заключается в формировании налогообложения, отвечающего современным требованиям экономики, становлению полноценных субъектов рынка.


Бесспорно, важна роль взвешенной, стабильной и развивающейся налоговой политики. Реализуя фискальную функцию, налоговая система одновременно должна активно стимулировать в процессе формирования рынка и производственных отношений на нем.

Ученые настаивают на том, что реформы могут обеспечить эффективность налоговой системы. Проведение реформ важно, поскольку налоговой политикой во многом формируется экономика страны, определяются ее перспективы, развиваются все государство и отдельные отрасли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема исследования является актуальной, поскольку существует неуклонно возрастающая потребность в эффективном налогообложении, достижимом при гармоничном сочетании выбранного налогового механизма и целей, и задач, выдвигаемых государством при осуществлении управления экономикой.

Финансовая категория налогов относится к одной из древнейших. Представляя собой обязательные платежи, уплачиваемые государству, налоги по-разному назывались, и переименовывались согласно требованиям экономических и социальных условий развития общества.

Целями налоговой системы являются:

- создать условия, необходимые для осуществления эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ;

- создать предпосылки, влекущие за собой решение социальных проблем на уровне страны или отдельного региона;

-создать условия, необходимые при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Нами рассмотрены функции налогов: фискальная, перераспределительная, контрольная, стимулирующая, регулирующая.

Впервые принципы налоговой системы были сформулированы Адамом Смитом.

В их перечень входили:

- уплата налогов - обязанность каждого гражданина государства;

- взимать налоги таким способом, как это будет удобно плательщикам;

- тщательная продуманность каждого налога, во избежание нанесения ущерба государственному казначейству.

Налоговую систему можно охарактеризовать с двух позиций. С одной стороны, как совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере налогообложения (условно такую характеристику можно рассматривать как внешнюю форму налоговой системы). С другой стороны, налоговая система отражает основные элементы налогообложения, включая в себя разграничение полномочий органов власти различных уровней в сфере налогообложения, существенные элементы налогообложения, права и субъекты налоговых отношений.


Думается, что в современных условиях фискальной политики государства существуют важные проблемы с наполнением доходной части бюджетной системы РФ. Одним из способов, помогающих уполномоченным органам выполнять фискальное администрирование, является наличие возможностей государственного принуждения с помощью налоговой, административной и/или уголовной ответственности.

Можно отметить, что в РФ характеризуется низкой эффективностью налоговой политики. Причина того кроется в большом проценте теневого сектора экономики, а именно 56 %. При таком показателе можно утверждать, что налоговая система, действующая сейчас, является неэффективной. Следовательно, Правительству РФ необходимо оптимизировать направления, которые существуют на данный момент.

Итак, из всего сказанного можно сделать вывод о том, что нужно осуществить следующие меры:

– Разработать усовершенствованный законодательный документ, регулирующий зону ответственности разных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области обращения взыскания в федеральную, а также муниципальную собственность согласно различным типам налогов и неотъемлемых платежей;

– отталкиваясь от вопросов помощи и поддержки отечественного предпринимательства, в данном случае нужно регулировать правовыми нормами, в согласовании с приоритетами структурной и региональной политики РФ, также характерные черты выполнения процедуры несостоятельности отдельных, самостоятельных предприятий, являющихся налоговыми должниками;

– нормативно согласовать работу согласно исполнению режима наложения взыскания государственными налоговыми и иными органами на имущество налогоплательщика и упорядочить в налогово-бюджетных законах субсидирование государственных индустриальных ценностей;

– совершенствовать законную основу налогово-бюджетного регулирования, дозволяющую осуществить проекты на государственном уровне взаимозачетов в области реструктуризации налоговой задолженности предприятий должников и экономических обязанностей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - №31. – Ст.4398