Файл: Налоговая система Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЕЧСКИХ ПРОЦЕССОВ

1.1 Налоговая система понятие, эволюция, цели, содержание, роль

1.2 Принципы построения налоговой системы

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Этапы реформирования налоговой системы Российской Федерации

2.2 Особенности современной налоговой системы РФ

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАЛВЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы

3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - №31. – Ст.4398

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 07.03.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2018) //Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340

Специальная литература

Алпатов Ю.Ф. Повышение эффективности контрольной работы –важнейшая задача налоговых органов / Ю.Ф. Алпатов // Налоговый вестник.– 2017. № 5. – С. 3 – 8.

Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник для студентов, обучающихся по направлению 521600 - Экономика и другим экономическим специальностям - М.: ИНФРА-М, 2018. - 37 с.

Алиева Б.Х. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2015. - 41 с.

Батырова Д.К Налоговая система в зеркале статистики / Мы продолжаем традиции статистики  Материалы I Открытого статистического конгресса. 2015. С. 71-72.

Бондаренко Т.Н., Печенкина Ю.Е. Налоговая политика как элемент развития взаимодействия государства и бизнес -сообщества //Международный студенческий научный вестник. - 2015. - №2 .-С.4-3.

Борзунова О.А. Проблемы и тенденции кодификации налогового законодательства // Налоги. 2017. № 2.-С.2-6.

Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. и др.; Налоги и налоговое право: Учеб.пособие / Под. Ред. А.В. Брызгалина. – М.: Аналитика –Пресс, 2015. – 600 с.

Бусимин Е.В. Совершенствование методов налогового контроля с использованием информационных технологий / Е.В. Бусимин // Налоговый вестник. – 2017. - № 4. – С. 3 – 8.

Борьянова В.А. Налоговая система и пути ее совершенствования /Аллея науки . 2018. Т. 4.  № 5 (21) . С. 177-179.

Бурмистрова, Л. А. Финансово-кредитные составляющие регулирования экономики. Методы / Л. А. Бурмистрова // Вестник университета. - 2017. - № 3. - С. 73-78.

Бушмин Е.В., Нестеров В.В., Желтов Н.С. и др.; Под ред. Е.В. Бушмина. Налоги и информационнные технологии: Учеб.пособ. /– М.: Журн. «Налоговый вестник», 2017. – 175 с.

Воробьева Е.В. Налоговая система: основные направления модернизации / Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление . 2017.  № 9 . С. 75-76.

Голик Е.Н., Асатрян Д.Г. Состояние и перспективы развития налоговой системы / Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление . 2018. № 10 (101) . С. 34-39.

Грибакина Н.М., Докальская В.К. Недостатки налоговой системы/ Экономика и социум . 2015.  № 2-1 (15) . С. 1418-1421.

Губин Е.П. Государство и бизнес в условиях правовых реформ / Е.П. Губин // Журнал российского права. 2015. № 1. С. 13 - 23.

Гусева Т. Федеральная налоговая служба / Т. Гусева //Право и экономика.-2015.-№1.-С.34-44.

Демин А.В. О неопределенности в налоговом праве и задачах современных юристов // Налоговед. 2015. № 11.-С.57-66.

Демчук Н. Теория налогов и некоторые аспекты ее применения // Налоговый вестник. – 2017. - № 7. – С. 144 – 146.

Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования // Финансы. – 2015. - № 4. – С. 22 –24.

Дубина Ю.Ю. Современная налоговая система, основные направления её развития / Бенефициар . 2017.  № 14 . С. 31-34.

Елышева Н.С. Налоговая система: малый бизнес / Современное развитие малого бизнеса  материалы IV Всероссийской профессиональной конференции с международным участием. Ответственный редактор С.Б. Синецкий. 2016. С. 113-116.

Жаров А.С. Развитие налоговой системы: политический и исторический опыт ее реформирования / Общество: политика, экономика, право . 2018.  № 6 . С. 36-40.

Занковский С.С. Конституция и бизнес: взгляд на историю и современность / С.С. Занковский // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2017. № 1. С. 15 - 28.

Караваева И.В. Направления и причины современных налоговых реформ // Финансы. – 2017. - № 10. – С. 26 –28.

Климовский Р.В. Усложнение системы налогового права России //Налоги. 2015. № 1. С. 15 - 18.

Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования / Г. Карагусова. – Алматы, 2006. – 112 с.

Кузнецов Л.Д. Структурные элементы налоговой системы /Вестник экономической безопасности . 2017.  № 2 . С. 56-61.

Кусикеева А.Ш. Налоги и налогообложение предприятий Сущность налоговой системы, принципы и функции налогов / Скиф. Вопросы студенческой науки . 2018.  № 11 (27) . С. 119-125.

Коноплянник, А. А. «Ножницы Кудрина», «серп Силуанова» - что дальше? // Нефть России. - 2015. - №10. - С. 18-24 (часть 1); 2015. - № 11-12. - С. 10-15 (часть 2).

Купина В.А. Налоговая политика России в условиях санкций. Повышение эффективности функционирования налоговой политики // Научное сообщество студентов : материалы XI Междунар. студенч. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 1 авг. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 154-157

Курбанов М.З., Рябичева О.И. Проблемы сбалансированности бюджета // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(31). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/20(31).pdf (дата обращения: 11.05.2018)

Малис Н.И. Совершенствование элементов налогового механизма - реальный путь к повышению доходов бюджета // Финансовый журнал. 2015. № 3 (17).-С.27-33.

Марчева, И. А. Налоги и налогообложение: учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород : Нижегородский госуниверситет, 2018. - 122 с.

Мишустин М. Совершенствование налогового администрирования- фактор повышения эффективности работы налоговых органов / М. Мишустин//Финансы.-2015.-№6._с.27-32.

Мишустин М.В. Совершенствование инструментов налогового администрирования по обеспечению стабильных доходов государственного бюджета / М.В. Мишустин // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 4. С. 4 - 8.

Модяева А.И. Налоговый контроль как метод налогового администрирования / А.И. Модяева //Закон и право.-2015.-№8.-С.71-72.

Орлов С.Ю. О проблемах налогового права // Юридический мир. 2015. № 11, 12. С. 6 - 7.

Основные направления налоговой политики на 2017-2019 годы -URL: http ://zakony2017. ru/o snovnye-napravleniya-nalogovoj-politiki-na-2017-2019-gody/ (дата обращения 18.01.2019)

Павлова Л.П., Ефремов А.В. Налоговые реформы и создание модели эффективной налоговой системы в России // Налоговый вестник. – 2017. - № 11. – С. 6 – 13.

Перов А.В. Налоги и налогообложение / А.В. Перов -М.:Юрайт, 2017.-670с.

Перонко И.А., Межерицкий С.И. Методы и формы налогового администрирования /И.А. Перонко, С.И. Межерицкий// Налоговый вестник. – 2017. - № 11. – С. 19 – 20.

Петелин В.В. О взаимодействии при осуществлении функций контроля за поступлением налогов и иных обязательных платежей / В.В.Петелин // Налоговый вестник. – 2017. - № 2. – С. 45 – 52.

Петрова Г.В. Налоговое право: Учеб.для вузов. – М.: ИНФРА – М: Норма, 2017. – 266 с.

Реш В.К., Алехин С.Н. К вопросу о разработке методики оценки эффективности работы налоговых органов / В.К. Реш, С.Н. Алехин //Налоговый вестник. – 2015. - № 18. – С. 12 – 15.

Рожнова Т. В. Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 492-494.

Рост налогов в России с 1 января 2018 года: полный перечень годы - URL: https://www.26-2.ru/art/351711-rost-nalogov-v-rossii-2018 (дата обращения 18.01.2019)

Сашичев В. О контрольной работе налоговых органов и мерах по повышению её эффективности / В. Сашичев //Налоговый вестник.-2015.-№8. С.3-7.

Сюбарева И.Ф. Налоговое законодательство России на современном этапе развития // Налоги. 2017. № 4. С. 26 - 29.

Трокова А. А. Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг. // Молодой ученый. — 2016. — №7. С. 991-994.

Ульяненко Д.И. Оценка состояния и проблем действующей современной системы налогообложения России // Ростовский научный журнал.-2017. С 239-248.

Хадонов Е.Е. О путях устранения дефицита бюджета Российского государства //Финансы.- 2016.- № 4.- С.51-54.

Черник Д.П., Алексеев М.Ю., Брусиловская Н.А. и др.; Налоги: финансы и статистика, Учеб.пособие / Под ред. Д.П. Черника. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: 2015.- 542 с.

Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. и др.; Под ред. Д.Г. Черника.Основы налоговой системы: Учеб.пособие. М.: Финансы: ЮНИТИ.– 2015, - 422 с.

Черник Д.Г. Технология налогового контроля / Д.Г. Черник //Налоговый вестник. – 2015. - № 5. – С. 3 – 11.

Шишкин А.Г., Захаров М.А. Бюджетные проблемы в федеративном государстве: поиск решения // Финансы. - 2015. - №4. - С.8-10.

Штарев С.С. О мерах по повышению эффективности налоговой службы / С.С. Штарев // Финансы. – 2017. - № 5. – С. 20 – 25.

Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 114.

Яковлев В.Ф. О понятии правовой ответственности / В.Ф. Яковлев// Журнал российского права. 2017. №. 1. С. 5 - 7.

Якушев А.О. О необходимости углубленного изучения вопросов юридической техники применительно к налоговому праву РФ // Финансовое право. 2015. № 12.-С.22-25.

Интернет источники

Официальный cайт Министерства финансов Российской Федерации – «Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета» [Электронный ресурс] // URL:http://minfin.ru/ru/statistics/fedbud/

Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ –http://www.nalog.ru

Дискуссионным до настоящего времени остается вопрос о функциональной составляющей налоговой системы. На первый взгляд может показаться практически никчемным упор на теоретическое осмысление функций налоговой системы. Однако эволюционное развитие системы налогообложения дает четкое опровержение данному предположению. [57, с.3] Система налогообложения должна реализовывать потенциал, заключенный в этой экономической категории, иначе налоговая система может сработать негативно, и несмотря на применение репрессивных мер, доходная часть бюджета страны не будет обеспечена.

Базовые функции системы налогообложения схожи с функциями финансов в силу их отношения к экономическим категориям. К общепризнанным относятся распределительная и контрольная функции. [36, с.122] Они видоизменяются под воздействием специализации налоговых отношений. Система налогообложения реализует свои функции, исходя из общественного предназначения категории налогов, а именно обеспечивает поступление доходов государства, не причиняя ущерба бизнесу.

Рис. 1. Функции налогов

Рассмотрим функции налогов: фискальная, перераспределительная, контрольная, стимулирующая, регулирующая. [37, с. 30]

Л.П. Окуневой представлены следующие трактовки функций налогов - фискальная и распределительная

Фискальная функция направлена на реализацию главного общественного предназначения налогов - сформировать финансовые ресурсы государства, которые аккумулируются в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимы при осуществлении собственных функций (оборонные, социальные, природоохранные). [11, с.3] Формируя доходы бюджета государства путем стабильно и централизованно осуществляемого взимания налогов, государство превращается в субъект крупнейшего экономического масштаба.

Контрольная функция налогов выражается в предоставлении возможности количественно отразить налоговые поступления и сопоставить их имеющейся в государстве потребностью в финансовых ресурсах. [59, с.21] Назначение контрольной функции состоит в оценке эффективности работы налогового механизма, обеспечении контроля за движениями финансовых ресурсов, выявлении необходимости во внесении изменений такие области, как налоговая система и бюджетная политика. Говорить о контрольной функции налогово-финансовых отношений можно лишь при действии следующей функции – распределительной. [54, с.52] Иными словами, суть контрольной функции раскрывается в своевременной и полной уплате налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами) законодательно установленных налогов.


Распределительная функция налогов многогранна в силу наличия ряда свойств, проявляющихся в воспроизводственном процессе. [38, с.7] Во-первых, изначально налоги носили исключительно фискальный характер. Однако, с возрастанием роли государства в организации хозяйственной жизни, за налогами закрепилось и регулирующее свойство, проявляющееся посредством налогового механизма.

Целями налоговой системы являются:

- создать условия, необходимые для осуществления эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ;

- создать предпосылки, влекущие за собой решение социальных проблем на уровне страны или отдельного региона;

- создать условия, необходимые при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Нами рассмотрены функции налогов: фискальная, перераспределительная, контрольная, стимулирующая, регулирующая. [51, с.28]

1.2 Принципы построения налоговой системы

Впервые вопрос о принципах налоговой системы был изучен Адамом Смитом в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». Им отмечалось, что уплата налогов – обязанность каждого гражданина государства. Налог характеризовался им как точно определенный и установленный, не носящий произвольного характера. В точном установлении для налогоплательщиков, а также и других лиц, нуждается термин, способ и сумма платежей. [55, с. 542] Данное требование выдвигалось для исключения возможности злоупотребления создаваемой неопределенностью сборщиками налогов.

Следующий принцип построения налоговой системы – взимание налогов таким способом, как это будет удобно плательщикам.

Также требуется тщательная продуманность каждого налога, во избежание нанесения ущерба государственному казначейству. [39, с.71] Неразумность применения налога служит почвой для усиления контрабанды.

Особенности налоговой системы любого государства складываются под воздействием законодательства этого государства. Налоговая система Российской Федерации формируется на основе того же принципа. Ее строительство и развитие происходит в строгом соответствии Конституции Российской Федерации [1] и Налоговому кодексу. [2]

Строится она на основе принципов справедливости, определенности, удобства и экономии.

Рис. 2. Принципы налоговой системы РФ


Согласно принципу справедливости, налогообложение обязательно для всех субъектов и соразмерно с уровнем дохода, которым располагает объект налогообложения.

Принцип определенности предполагает, что сумма, способ и время уплаты налогов четко оговариваются. Требуется достичь хорошей проинформированности об этом налогоплательщиков. [12, с. 177]

Законодательное закрепление принципов построения налоговой системы осуществляется Налоговым кодексом РФ:

- принцип определенности. Каждый налог устанавливается Налоговым кодексом РФ [2] и должен соответствовать требованию о наличии всех необходимых элементов, а именно объекта налогообложения, налоговой базы, периода и ставки, порядка исчисления налога и сроков его уплаты. [3] При наличии неопределенностей налогового законодательства происходит их толкование в пользу плательщика;

- принцип справедливости;

- принцип удобства, который выражается в исполнении налоговых обязательств и предотвращении злоупотребления властью располагающими ею налоговыми органами. До каждого налогоплательщика должна быть доведена информация о налогах и сборах, сроках и порядке их уплаты;

- принцип экономии. Целью государства должно стать стремление сократить затраты на взимание налогов и сборов с плательщиков;

- принцип равенства. Каждому участнику налоговых отношений (плательщику и государству) предоставляется право на отстаивание своих интересов в суде

Таким образом, впервые принципы налоговой системы были сформулированы Адамом Смитом.

В их перечень входили:

- уплата налогов - обязанность каждого гражданина государства;

- взимать налоги таким способом, как это будет удобно плательщикам;

- тщательная продуманность каждого налога, во избежание нанесения ущерба государственному казначейству.

Законодательное закрепление принципов построения налоговой системы Российской Федерации осуществляется Налоговым кодексом РФ. [3] В Налоговом кодексе РФ выделены принципы определенности, справедливости, удобства, экономии, равенства.

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


2.1 Этапы реформирования налоговой системы Российской Федерации

Российская налоговая система - сложный механизм, включающий большое число разнообразных налогов. [53, с. 248] Эта система характеризуется изменчивостью и достаточной гибкостью. Это обуславливается участием государства в международных отношениях, что, в свою очередь, вызывает необходимость соответствовать существующим условиям. Российская система налогов подвергалась изменениям на протяжении последних двадцати лет. И эти изменения, во многом, опирались на опыт зарубежных стран, особенно европейских. Как известно, налоги являются наиболее важным источником пополнения доходов государственного бюджета. Также от их объема зависит, насколько благополучно будет развиваться социум в стране, и насколько благополучно себя будет чувствовать каждый гражданин в отдельности. [13, с.77]

Налоги - неотъемлемая часть любого государства. Ещё в Древнерусском государстве в IX веке задумались о необходимости поступлений налогов и сборов в казну. В те времена дань взималась повсеместно. Как только образовалось Киевское государство- оно была преобразована в подымную подать, подлежащую уплате со всех домашних труб и печей с дымом. Процесс сбора дани стал сложным испытанием для простого населения в период Золотой Орды. Требовалось срочно пополнение казны, так как государство было разорено, в то же время приходилось платить подать монгольскому игу. Тогда по всей России была распространена система в облике естественных и валютных сборов послам от ханов татарских. [10, с. 8]

Экономическая система России была изменена кардинально в период правления императора Петра I. Он ввел множество сборов и налогов, самыми известными из которых стали подушный налог и налог на бород. Петр I принял на государственную службу прибыльщиков, функциями которых был контроль процесса уплаты налогов и сборов, также разрабатывали ещё новые налоги и сборы.

Следующей ступенью в формировании налоговой системы России является период, следовавший за отменой крепостного права в 1861 году. Под обложение теперь попали земля, доходы от недвижимости, таможенные сборы, введены винные и табачные акцизы. [25, с.38]

Большие перемены ждали Советскую Россию после принятия НЭП (новой экономической политики) в 1921 году.

Она фактически возвратила в действие систему налогов и сборов, действующую в России вплоть до Октябрьской революции 1917 года - обложению были подвергнуты кулацкие хозяйства. Однако в период с 1930 по 1932 год акцизная система была отменена полностью. Предприятия начали платить налоги с оборота и прибыли.


Налоговая система России основательно начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. В это время был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Согласно ему, появились новые налоги и сборы, такие как НДС, акцизы на алкогольную и табачную продукцию, подоходный налог и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м - 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в налоговой системе России. Налоговый кодекс установил правила взаимоотношений государства и налогоплательщиков, элементы и структуру российской налоговой системы. [26, с. 15]

Особо стоит отметить формирование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, позже преобразованная в Государственную налоговую службу. [47, с.13] В 1998 году было учреждено Министерство по налогам и сборам. В 2004 году была реорганизация и функции перешли к Минфину России, в этом же году начала работать Федеральная налоговая служба, дошедшая до наших дней.

2.2 Особенности современной налоговой системы РФ

С 2019 года действует огромное количество изменений и поправок в налоговом и бухгалтерском законодательстве (в частности, по НДС, НДФЛ, налогу на прибыль и УСН). Также в НК РФ внедрен новый налог для самозанятых – «Налог на профессиональный доход». Появились новые формы 2-НДФЛ и 3-НДФЛ. Повысился федеральный МРОТ, и, соответственно, изменились размеры некоторых пособий. [29, с. 112]

Структура российской системы налогов - это комплексное взаимодействие сборов и налогов их плательщиков, государственных органов и правовой основы.

Устройство налоговой системы Российской Федерации заключается из трех уровней:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий для него бюджет, зачислению в который он подлежит. [40, с. 7]

Федеральные налоги имеют единые налоговые ставки по всей территории Российской Федерации и правила расчёта перечисления. Средства, взимаемые в рамках федеральных налогов, поступают со всей территории Российской Федерации в единый центр Федеральное казначейство, а после чего распределяются в соответствии с бюджетной политикой государства РФ. Сфера федеральных налогов наиболее обширна по количественному составу и регулируется исключительно Налоговым кодексом РФ. [14, с. 175]