Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЕЧСКИХ ПРОЦЕССОВ
1.1 Налоговая система понятие, эволюция, цели, содержание, роль
1.2 Принципы построения налоговой системы
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Этапы реформирования налоговой системы Российской Федерации
2.2 Особенности современной налоговой системы РФ
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАЛВЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алиева Б.Х. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2015. - 41 с.
Гусева Т. Федеральная налоговая служба / Т. Гусева //Право и экономика.-2015.-№1.-С.34-44.
Климовский Р.В. Усложнение системы налогового права России //Налоги. 2015. № 1. С. 15 - 18.
Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования / Г. Карагусова. – Алматы, 2006. – 112 с.
Орлов С.Ю. О проблемах налогового права // Юридический мир. 2015. № 11, 12. С. 6 - 7.
Перов А.В. Налоги и налогообложение / А.В. Перов -М.:Юрайт, 2017.-670с.
Петрова Г.В. Налоговое право: Учеб.для вузов. – М.: ИНФРА – М: Норма, 2017. – 266 с.
Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 114.
Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ –http://www.nalog.ru
На федеральном уровне региональные налоги утверждаются Налоговым кодексом Российской Федерации. Изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом имеют возможность власти регионов, и не больше размера, прописанного в Налоговом кодексе РФ, изменения закрепляются законами субъектов Российской Федерации. Согласно положениям Налогового кодекса РФ, органы регионального управления могут устанавливать и вводить в действие специальные налоговые режимы также вносить собственные изменения в них, на рисунке 3 схематично изображены налоги, относящиеся к налогам региональным.
Рис. 3. Региональные налоги
Все налоги и сборы в России, утверждаются Налоговым кодексом РФ, впрочем, как и местные налоги. [2] Местные органы самоуправления могут включать в них дополнения, изменения в рамках Налогового кодекса на рисунке 4 схематично изображены налоги, относящиеся к уровню налогов местных.
Рис. 4. Местные налоги
Разделяются налоги на категории, в зависимости от порядка взимания:
- прямые;
- косвенные.
Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. [30, с. 61]
Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, работ и услуг. По факту их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством к ним относятся такие налоги как НДС, акцизы, таможенные пошлины и т.д. Для государства косвенные налоги наиболее простые с точки зрения их взимания, а с точки зрения укрывательства от их уплаты достаточно сложные они для налогоплательщика. [62, с. 24]
Специальные налоговые режимы образуют особые виды систем начисления налогов, отличающиеся от общеустановленного порядка, которому посвящен весь НК РФ, за исключением раздела VIII.1, отведенного для описания основных принципов каждого из специальных налоговых режимов.
Возможность установления специальных режимов специальных налоговых режимов предусмотрена п. 7 ст. 12 НК РФ. [2] В нем же определены основные подходы к правилам их применения:
- переход на специальные налоговые режимы основан на добровольном решении налогоплательщика;
- основополагающие моменты каждого их них регламентируются НК РФ;
- каждому специальному режиму могут соответствовать свои налоги, не предусмотренные в основном перечне федеральных налогов, действующих в РФ;
- в отношении каждого режима велика роль субъекта РФ, в котором специальный режим введен. Субъект может влиять на условия и пределы применения режима, особенности определения базы и величину ставок по налогу, устанавливать дополнительную систему льгот. При этом, те платежи, с которыми специальный режим не связан, надо продолжать уплачивать по установленным НК РФ правилам.
Как уже отмечалось ранее в России налоговая система, в первую очередь предполагает взаимодействие всех комплексных подходов и ее элементов к решению налоговых задач. [41] Структуру налоговых органов Российской Федерации образуют все составляющие элементы.
Главные направления налоговой политики нашего государства определяет Министерство финансов РФ, в целом прогнозирует налоговые поступления, вносит предложения налоговой системы России для улучшения. В его ведомстве находится Федеральная налоговая служба Российской Федерации как исполнительный орган государственной власти, которая наделена в свою очередь необходимыми полномочиями в области налогообложения согласно конституции РФ. [1]
Главными функциями Федеральной налоговой службы России являются:
- учет плательщиков налогов и сборов;
- контроль за выполнением требований налогового законодательства;
- надзор и проверка начислений налогов их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.[22, с.24]
Федеральная налоговая служба России - это объединенная система всех налоговых органов в её состав входят:
- структурные подразделения центрального аппарата ФНС России;
- межрегиональные инспекции ФНС России;
- Управление ФНС России в каждом субъекте РФ.
Таким образом, очередным этапом налоговой реформы стало принятие с 1 января 1999 г. Налогового кодекса в основе которого использованы зарубежные схемы и модели налогообложения. Установлены принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок ввода, изменения и отмены налогов, определено правовое положение налогоплательщиков, налоговых агентов и других участников, установлены положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, привлечению к ответственности за налоговые правонарушения.[2] При создании Налогового кодекса РФ преследовалась цель через такой экономический инструмент как налоги, воздействовать на развитие производства, усиление экономической интеграции, избежание двойного налогообложения. С принятием Налогового кодекса РФ главная задача налоговой реформы достигнута. [31, с. 125]
Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2018г. Согласно данным, размещенным на сайте Федеральной налоговой службы, которые представлены в таблице 1, пополнение консолидированного бюджета Российской Федерации в 2018 году произошло посредством поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей, общей суммой 21328,3 млрд.рублей, что превысило прошлогоднюю величину на 23%. [6, с. 71]
Таблица 1
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, млрд.рублей
2018г. |
|||
консолиди- |
в том числе |
||
федеральный бюджет |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего |
21328,3 |
11926,6 |
9401,7 |
из них: |
4100,0 |
995,5 |
3104,5 |
налог на доходы физических лиц |
3653,0 |
- |
3653,0 |
налог на добавлен. стоимость на товары (работы, услуги) |
3761,2 |
3761,2 |
- |
из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
3574,6 |
3574,6 |
- |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
1493,2 |
860,7 |
632,4 |
налоги на имущество |
1396,8 |
- |
1396,8 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
6178,5 |
6106,9 |
71,6 |
из них налог на добычу |
6127,4 |
6060,3 |
67,0 |
Основной частью налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2018 году явился налог на добычу полезных ископаемых, который занял 28,7% от общей величины поступлений, налог на прибыль организаций -19,3%, налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) - 17,6%. [15, с. 76]
В 2018 году произошло пополнение консолидированного бюджета Российской Федерации федеральными налогами и сборами на сумму 11926, 6млрд.рублей в федеральный бюджет (55,9% от общей суммы налоговых доходов) и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - 9401,7 млрд. рублей (44,1%).
Величина налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году составила 4100 млрд. рублей и увеличилась на 24,6% относительно показателя за прошлый аналогичный период.
В 2018 году поступило 3653,0 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 12,4% превышает показатель 2017 года.
Величина сбора налога на добавленную стоимость
на товары (работы, услуги) составила 3761,2 млрд.рублей, что на 16,2 % больше прошлогоднего уровня.
Сборы по акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации составили 1493,2 млрд. рублей, что на 1,8 % меньше величины налога, собранной в 2017 году.
Налогов на имущество было уплачено на 1396,8 млрд. рублей, что на 11,7% больше чем в 2017 году. [8, с. 4]
Таблица 2
Структура задолженности по налогам, сборам,
пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации, млрд. рублей
Задолженность по налогам, сборам, пеням, налоговым санкциям |
Из нее недоимка |
Урегулированная |
||||
млрд. |
в % к |
млрд. |
в % к |
млрд. |
в % к |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего |
792,0 |
100 |
599,9 |
100 |
167,9 |
100 |
из них: по федеральным налогам и сборам |
410,2 |
51,8 |
298,4 |
49,8 |
113,6 |
67,6 |
из них: налог на прибыль организаций |
83,2 |
10,5 |
60,1 |
10,0 |
23,3 |
13,9 |
из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
248,8 |
31,4 |
184,6 |
30,8 |
72,3 |
43,1 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
9,2 |
1,2 |
8,4 |
1,4 |
1,8 |
1,1 |
из них налог на добычу полезных ископаемых |
8,9 |
1,1 |
8,3 |
1,4 |
1,7 |
1,0 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ |
13,7 |
1,7 |
10,5 |
1,8 |
5,2 |
3,1 |
по региональным налогам и сборам |
134,8 |
17,0 |
112,1 |
18,7 |
6,8 |
4,1 |
по местным налогам и сборам |
79,8 |
10,1 |
68,6 |
11,4 |
4,0 |
2,4 |
по налогам со специальным |
32,7 |
4,1 |
21,7 |
3,6 |
5,5 |
3,3 |
по единому социальному налогу |
2,4 |
0,3 |
0,7 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
по страховым взносам |
131,5 |
16,6 |
98,2 |
16,4 |
37,7 |
22,4 |
Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2018 год составила величину в 792,0 млрд. рублей. Сформирована она из задолженности по налогу на прибыль организаций - 83,2 млрд.рублей; налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) - 249,7 млрд.рублей; налогу, сбору и регулярным платежам за пользование природными ресурсами - 9,2 млрд.рублей; акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ - 13,7 млрд.рублей; по налогам со специальным
налоговым режимом- 32,7 млрд.рублей; по единому социальному налогу- 2,4 млрд.рублей; по страховым взносам- 131,5 млрд.рублей.[61, с.7]
Недоимка по налоговым платежам за 2018 год составила величину в 599, 9млрд.рублей (75,7% от общей задолженности). Большую часть в структуре недоимок составляют недоимки по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) – 185,3 млрд. рублей, по страховым взносам- 98,2 млрд. рублей.
Урегулированная задолженность в 2018 году составила 167,9 млрд. рублей (21,2% от общей задолженности).
Таким образом, нами проанализированы поступления основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году. [32, с. 11]
Основной частью налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2018 году явился налог на добычу полезных ископаемых, который занял 28,7% от общей величины поступлений, налог на прибыль организаций -19,3%, налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) - 17,6%.
Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2018 год составила величину в 792,0 млрд. рублей. Сформирована она из задолженности по налогу на прибыль организаций - 83,2 млрд.рублей; налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) - 249,7 млрд.рублей; налогу, сбору и регулярным платежам за пользование природными ресурсами - 9,2 млрд.рублей; акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ - 13,7 млрд.рублей; по налогам со специальным
налоговым режимом- 32,7 млрд.рублей; по единому социальному налогу- 2,4 млрд.рублей; по страховым взносам- 131,5 млрд.рублей.[63]
Недоимка по налоговым платежам за 2018 год составила величину в 599, 9млрд.рублей (75,7% от общей задолженности). Большую часть в структуре недоимок составляют недоимки по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) – 185,3 млрд. рублей, по страховым взносам- 98,2 млрд. рублей.
Урегулированная задолженность в 2018 году составила 167,9 млрд. рублей (21,2% от общей задолженности). [23, с. 34]
Рассмотрим исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 января 2019 года.