Файл: Процедура разработки и реализации логистической стратегии в компании (Анализ внешней внутренней среды ПАО «Корпорация ВСМПО-Ависма»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 295
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты формирования стратегических подходов в логистике
1.1. Логистическая стратегия: понятие и сущность
1.2 Классификация логистических стратегий и пути их реализации
Глава 2 Анализ формирования стратегии в логистике в ПАО «Корпорация ВСМПО-Ависма»
2.1 Краткая характеристика и основные показатели финансового состояния и деятельности предприятия
2.2 Анализ внешней внутренней среды ПАО «Корпорация ВСМПО-Ависма»
2.3 Анализ логистической системы ПАО «Корпорация ВСМПО-Ависма»
3.1 Рекомендации по формированию стратегии ПАО «Корпорация ВСМПО-Ависма»
3.2 Разработка предложения по совершенствованию логистической стратегии на внешнеэкономическом рынке
Факторами внутренней среды, влияющими на деятельность предприятия, являются:
1) Производственные факторы. В настоящее время проводится активная диверсификация производства, портфель заказов расширяется. Основное направление – увеличение объемов выпуска продукции высокого качества, нацеленность на более глубокую механическую обработку титановых полуфабрикатов и снижение затрат на выплавку слитков путем вовлечения обработки возвратных отходов. В затратах на производство значительная доля приходится на энергоносители.
2) Кадровые вопросы. Подбор и расстановка кадров организованы так, чтобы выявить пригодность каждого работника по выполнению функциональных обязанностей. кадровая политика должна быть направлена на выработку мотивации персонала к производительному труду в Корпорации. Поскольку наблюдается тенденция оттока кадров в более масштабные города.
3) Маркетинговая деятельность. Корпорация имеет длительные связи с партнерами. Для поддержания связей и установления новых маркетинговая служба ведет рекламную деятельность. Корпорация участвует в международных и региональных выставках и салонах, где презентует продукцию и новые технологии. На таких мероприятиях составляются документы о намерениях и сотрудничестве, появляются новые заказчики. На многих выставках стенды ПАО «Корпорация ВСМПО-Ависма» представляются в составе экспозиции «Ростехнологий». Маркетинговая деятельность ведется в условиях нарастающей конкуренции.
4) Формирование имиджа и культуры организации. Корпорация имеет устойчивый имидж, постоянно растет культура производства. Сформирован свой корпоративный стиль, начиная от фирменного знака, стиля спецодежды. Но все же высший менеджмент на первое место ставит производственные показатели.
5)Финансовое положение. Предприятие имеет устойчивую прибыль, рост объемов производства. В настоящее время осуществляются большие вложения в новые технологии и модернизацию производства.
В таблице 6 подводятся итоги анализа внутренней среды, которые необходимо учитывать при формировании подхода к разработке логистической стратегии.
Таблица 6
Анализ внутренней среды для формирования подхода к разработке логистической стратегии
Фактор |
Возможности |
Угрозы |
Производственные факторы |
Высокая степень конкурентоспособности Уровень мировых стандартов Рост объемов Вертикально-интегрированное производство |
Высокая степень энергоемкости производства |
Кадровые вопросы |
Работа с кадровым составом по повышению квалификации Работа с молодыми кадрами |
Отъезд специалистов в крупные города Недостаточный уровень оплаты труда Недостаточная мотивация |
Маркетинговая деятельность |
Налаженная система сбыта Долгосрочные контракты Лидерство на рынке Активное продвижение на внешнем и внутреннем рынке |
Высокая степень конкуренции |
Формирование имиджа и культуры организации |
Наличие положительного имиджа Выработка корпоративного стиля |
Главное место занимают производственные интересы и получение прибыли |
Финансовое положение |
Стабильность Высокие прибыли |
Большие вложения в развитие производства |
Рассмотрев возможности и угрозы внешней и внутренней среды предприятия, при разработке логистической стратегии необходимо использовать возможности предприятия, чтобы уменьшить слабости и имеющиеся силы для минимизации угроз. Подход к логистической стратегии должен соответствовать корпоративной стратегии, которая является стратегией высшего уровня.
2.3 Анализ логистической системы ПАО «Корпорация ВСМПО-Ависма»
Финансово-хозяйственную деятельность предприятия можно охарактеризовать положительно. Об этом свидетельствует высокий уровень продаж, обусловленный следующим:
а) Финансовая стабильность, возможность преодолеть негативные экономические изменения.
б) Выгодное географическое положение, доступное транспортное сообщение.
в) Возможность военных конфликтов, чрезвычайных ситуаций, забастовок считается минимальной.
г) Предприятие имеет конкурентные преимущества:
1) уникальное оборудование;
2) качество продукции;
3) высококвалифицированные кадры;
4) долгосрочные контракты;
5) уникальная продукция и ассортимент.
Логистическую систему ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» возглавляет Заместитель генерального директора по закупкам и логистике. Структура Управления по закупкам и логистике представлена на рисунке 7.
Рис.7. Организационная структура Управления закупок и логистики
В каждом отделе управления закупок и логистики работают специалисты по логистике в соответствии с функциями отдела, но отдельного отдела логистики на предприятии нет. Логистические функции каждого отдела Управления по закупкам и логистике представлены ниже.
Материально-техническое снабжение выполняет осуществление комплексного, своевременного и равномерного обеспечения потребностей предприятия материальными ресурсами. Задачи отдела:
- обеспечивать соблюдение оптимальных размеров запасов, контролировать их оборачиваемость, уменьшение затрат, которые связаны с поступлением ТМЦ;
- контролировать хранение, учет и движение материалов;
- контролировать использование и реализацию отходов.
Служба материально-технического снабжения ведет договорную работу, организует поставки сырья, занимается оформлением сопроводительной документации, составляет прогнозы и планы поставок ТМЦ, ведет работу по оптимизации процессов закупки.
Отдел закупок занимается обеспечением предприятия комплектующими и инструментом, осуществляет постоянный мониторинг данного процесса и занимается его оптимизацией.
Отдел внешней комплектации занимается поставками полуфабрикатов и комплектующих, их рациональным использованием, ведет мониторинг и занимается разработкой оптимизации данного процесса.
Транспортный цех обеспечивает внутренние и внешние перевозки в соответствии с графиками производственного процесса, заявками на отгрузки и договорам. Транспортный отдел организует и контролирует графики отгрузки, ведет мониторинг процесса и разрабатывает меры по оптимизации работы транспортного цеха. В составе отдела работает диспетчерская служба, которая координирует работу по перемещению грузов.
Складско хозяйство обеспечивает хранение запасов ТМЦ, готовой продукции и контроль за остатками.
Непрерывность производственно-хозяйственного процесса обеспечивается сформировавшейся инфраструктурой. Для поддержки ее в рабочем состоянии функционирует инженерно-техническая служба предприятия.
Доставка сырья до предприятия осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом собственным и сторонних организаций.
Отгрузка готовой продукции производится в контейнеры и перевозится в большегрузных автомобилях до станции отправки. Часто продукции полностью перевозится автомобильным транспортом.
Грузоперевозки находятся в ведении транспортного участка. План перевозок составляется на основании данных отдела МТС, которые передаются через электронные информационные каналы.
Поскольку производство энергоемкое, то необходимо четкое регулирование процесса энергоснабжения. Данный вопрос находится в ведении главного энергетика предприятия. Специалисты рассчитывают потребное количество энергоресурсов и обеспечивают их поставку.
Производственный план на год составляется на основании сформированного портфеля заказов. Финансовая дирекция осуществляет планирование финансов и распределяет имеющиеся ресурсы на год с разбивкой по месяцам.
Стратегия логистики на предприятии выстраивается исходя из следующих фактов:
Производственный план составляется на год, с разбивкой поквартально.
Планово-экономический и производственно-диспетчерский отдел в сотрудничестве с отделом маркетинга и сбыта составляют прогнозы продаж. Затем с производственным управлением планируется загрузка производственных мощностей.
Стратегия логистики предприятия должна быть направлена на реализацию целей организации. Цель Корпорации – получение прибыли, удовлетворение потребностей заказчиков. Основная задача на сегодня – удержать имеющийся рынок и освоить новые сегменты. Поскольку основная продукция – титановые изделия, то следует рассмотреть, по каким сегментам рынка формируется выручка от реализации титановой продукции, таблица 7.
Таблица 7
Данные по выручке от реализации титановой продукции, тыс. руб.
Наименование сегмента |
Наименование географического региона |
2017 г |
2016 г |
Изменение |
Производство и реализация титановой продукции |
Российская Федерация |
19 198 863 |
21 382 675 |
-2 183 812 |
Дальнее Зарубежье |
50 890 323 |
43 847 680 |
-7 042 643 |
|
Ближнее Зарубежье |
687 635 |
2 341 486 |
-1 653 851 |
|
Итого: |
70 776 821 |
67 571 841 |
3 204 980 |
Динамика по выручке по сегментам продемонстрирована на рисунке 8.
Рис. 8. Динамика реализации титановой продукции по географическим сегментам
Как видно из данных таблицы и диаграммы, поставки продукции на экспорт снизились, а по Российской Федерации возросли. Доля реализации титановой продукции в Дальнее Зарубежье снизилась с 72% до 65%.
Соотношение реализации продукции по сегментам представлено на рисунке 9.
2016 г |
2017 г г |
Рис. 9. Соотношение реализации титановой продукции по сегментам в 2016 г и в 2017 г
За отчетный год произошло перераспределение объемов поставок продукции предприятия. Объемы экспорта в дальнее зарубежье снизились. Отгрузка титановой продукции на экспорт сократились в связи с тенденцией сокращения запасов в цепочке поставок, а также стремлением снижать объем закупаемого материала, за счет увеличения доли продукции с более глубокой степенью переработки.
Процесс налаживания поставок за рубеж является более сложным, поэтому существует необходимость в организации отдела по работе по новым направлениям внешнеэкономической деятельности.
При этом поставки технически чистого титана, потребляемого химической и энергетической промышленностью для производства теплообменного и технологического оборудования, что осуществлялось в рамках совместного предприятия UNITI, США сократились, в связи со стагнационным состоянием рынка титановой продукции индустриального применения. Тем не менее, внешний рынок является более привлекательным для Корпорации. Поэтому предприятие ставит задачу более глубокого внедрения на азиатский рынок и в страны Латинской Америки.
Логистическую систему компании можно представить в виде схемы, представленной на рис. 10.
Цели стратегии |
Возможности по мощности |
Внутри страны |
||||||||
Управление планированием |
||||||||||
Прогнозы |
Снабжение |
Процесс производства |
Процесс распределения |
|||||||
Управление заказами |
Портфель заказов |
Управление запасами |
Международные поставки |
Рис. 10. Организация логистического процесса ПАО «Корпорация ВСМПО-Ависма»
Процесс управления потоками ТМЦ осуществляется при помощи компьютерной программы ведения оперативного учета. Документация по движению материальных потоков (сырье, материалы, готовая продукция) ведется в электронном виде с дублированием на бумажных носителях.
Для ПАО «Корпорация ВСМПО-Ависма» логистика является одним из ключевых параметров эффективной организации работы. Особенность разработки логистической стратегии связана со спецификой и уникальностью титанового производства. Логистическая стратегия Корпорации направлена на оптимизацию ресурсов компании. Стратегические цели формируются при помощи выделения нескольких ключевых параметров эффективности логистики. Логистическая стратегия строится на основе минимизации ключевых показателей. Стратегия описывает принципиальный образ действий, выбранный для того, чтобы достичь установленных целей. При разработке логистической стратегии исходным моментом является всесторонний анализ стратегии более высокого уровня, которая позволяет понять, как логистика может влиять на ее реализацию.