Файл: Человеческие ресурсы (Исторические особенности формирования понятия «человеческие ресурсы»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Особенности управления человеческих ресурсов
1.1.Исторические особенности формирования понятия «человеческие ресурсы»
1.2.Концепция управления человеческими ресурсами
1.3. Управление человеческими ресурсами и организационные инновации
ГЛАВА 2 Исследование влияния управления человеческими ресурсами на организацию
Пункты для укомплектования персоналом (ES) были приняты от Ngo, Lau и Foley (2008). 25 Были использованы четыре элемента, отмеченные по 5-балльной шкале Лайкерта (от 1 = категорически не согласен до 5 = полностью согласен). Примеры статей включали «Процесс отбора персонала нашей организации строгий» и «Выбор нашей организации основан на опыте и навыках потенциальных кандидатов». Альфа Кронбаха для укомплектования штатов составляла 0,805.
Пункты развития персонала (SD) были приняты от Lu et al 98 и Chen and Huang (2009). 34 Четыре элемента были использованы в 5-балльной шкале Лайкерта (от 1 = категорически не согласен до 5 = полностью согласен). Примеры статей включали «В нашей организации обучение на рабочем месте важнее формального» и «В нашей организации проводятся формальные учебные мероприятия». Альфа Кронбаха для развития персонала составила 0,717.
Управление эффективностью (PM) также использовало четыре элемента, адаптированные из Ali et al, Molleman и Timmerman, 100 и Ngo et al. 25 Все предметы были отмечены по 5-балльной шкале Лайкерта (от 1 = категорически не согласен до 5 = полностью согласен). Примеры элементов включали в себя «Поведение сотрудников является важным фактором для оценки эффективности» и «Сотрудники, которые выполняют недостаточно низкую зарплату». Альфа Кронбаха для управления эффективностью составила 0,783.
Компенсация и льготы (CB) использовали четыре предмета, разработанные Molleman и Timmerman. 100 Все предметы были отмечены по 5-балльной шкале Лайкерта (от 1 = категорически не согласен до 5 = полностью согласен). Примеры статей включали «Наш компенсационный пакет является более конкурентоспособным, чем другие организации в той же отрасли», и «Наш пакет вознаграждений призван способствовать удержанию сотрудников». Альфа Кронбаха для компенсации и пособий составила 0,810 (см. Таблицу 2).
В продуктовой инновации (PDIn) использовались четыре продукта, разработанные Ченом и Хуангом 34, а также Прифти и Алимехмети (2017). 99 Все предметы были отмечены по 5-балльной шкале Лайкерта (от 1 = категорически не согласен до 5 = полностью согласен). Приведенные примеры: «По сравнению с конкурентами наша организация за последние три года представила более инновационные продукты и услуги» и «Нам удается справляться с рыночными требованиями и быстро разрабатывать новые продукты и услуги с помощью инноваций». Альфа Кронбаха для инноваций продуктов было 0,766 (см. таблицу 2).
Процессные инновации (PCIn) измерялись тремя пунктами, адаптированными из Chen и Huang (2009). 34 Однако, измерение производительности труда было изменено в соответствии с потребностями этого исследования. Производительность труда рассчитывалась путем усреднения элементов, чтобы более высокие значения шкалы отражали более высокие уровни производительности. Примеры статей включали: «Новые или значительно инновационные процессы улучшения организационных услуг» и «Наша организация внедряет новые инновационные процессы для улучшения качества и снижения затрат». Альфа Кронбаха для инноваций процессов составила 0,843 (см. Таблицу 2).
Инновация знаний (KIn) использовала четыре предмета, разработанные Акрамом, Горайей, Маликом и Альяраллой (2018). 60 Все предметы были отмечены по 5-балльной шкале Лайкерта (от 1 = категорически не согласен до 5 = полностью согласен). Примеры статей включали «В нашей организации есть процессы, основанные на знаниях» и «В нашей организации существуют формальные процессы для обмена передовым опытом между различными сферами деятельности». Альфа Кронбаха для инноваций в области знаний составила 0,917 (см. Таблицу 2).
Устойчивая организационная эффективность (SOP) является зависимой переменной, для которой мы использовали три элемента, разработанные Akram et al (2018). 60 Все предметы были отмечены по 5-балльной шкале Лайкерта (от 1 = категорически не согласен до 5 = полностью согласен). Примеры элементов включали «Наши креативные продукты / услуги включают концепции экологической устойчивости и организационных знаний» и «Во время производства и предоставления услуг наши эксплуатационные расходы низки по сравнению с нашими конкурентами». Альфа Кронбаха для SOP составила 0,791 (см. Таблицу 2),
2.2.Результаты исследования
Отобранные банки уже применяют современные методы управления человеческими ресурсами и знают об инновационных механизмах, которые эти методы приводят к достижению СОП. Большинство респондентов были мужчины (54,6% мужчин и 45,4% женщин); 30% респондентов имели опыт работы менее пяти лет, 31,9% - 5–10 лет, а 31,1% - более десяти лет; 16% респондентов были старшими менеджерами, 44,3% были менеджерами среднего звена и 38,9% были административным персоналом; 30,6% были моложе 35 лет, 28,3% были 35–44 года, и 9,7% были в возрасте более 44 лет; 41,7% окончили бакалавриат, 45,7% - выпускники и 12,6% - аспиранты. Пять основных китайских банков были рассмотрены для этого исследования, с распределением выборки следующим образом: Банк A, 21,7%, Банк B, 18,9%, Банк C, 20%, Банк D, 19,1%, и Банк E, 20,3% , Данных достаточно для анализа пути в SmartPLS. Предыдущие исследования имели сопоставимые характеристики выборки. 95, 101 в таблице 1 представлена демографическая статистика респондентов.
Подход к моделированию структурного уравнения с частичными наименьшими квадратами (PLS-SEM 3.2) был использован для анализа отношений, взятых из теоретической основы. 102 Причина выбора подхода к моделированию на основе дисперсионных структурных уравнений (SmartPLS) заключается в том, что он сравнительно менее чувствителен к размеру выборки по сравнению с подходами SEM на основе ковариации, такими как AMOS. Сначала мы рассмотрели надежность и обоснованность весов.
Для дальнейшего тестирования надежности используемых конструкций и их указанной сходящейся валидности была проверена дискриминантная валидность. 106 Для этой цели квадратный корень AVE для каждой конструкции должен быть выше, чем общая дисперсия между конструкциями. Таблица 3 показывает, что значения диагонали, выделенные жирным шрифтом, превышают значения корреляции между построениями. Дискриминантная действительность была поэтому признана
Проверка гипотез была проведена с помощью механизма начальной загрузки в SmartPLS.
Чтобы проверить опосредующие эффекты PDIn, PCIn и KIn, мы сначала проверили косвенное влияние ES, SD, PM и CB на SOP, результаты которого приведены в таблице 5 . Косвенные эффекты были обнаружены для ES на SOP (β = 0,110, p <0,000), SD на SOP ( β = 0,093, p <0,000), PM на SOP ( β = 0,120, p <0,000) и CB на SOP ( β = 0,082, р <0,000). Таким образом, PDIn, PCIn и KIn обеспечивают связь между ES, SD, PM, CB и зависимой переменной (SOP). Чтобы определить тип частичного или полного посредничества, мы наблюдали изменение величины эффекта ES, SD и PM, CB на SOP через прямые и косвенные эффекты. Во всех случаях суммарное влияние ES, SD, PM и CB на SOP (β = 0,057, p <0,253; β = 0,000, p <0,994; β = 0,278, p <0,000; β = 0,098, p <0,016) обеспечили эффекты различной значимости (Таблица 4). Обнаружено, что ES и SD не имеют непосредственного значения, что означает полностью опосредованное влияние ES и SD на СОП через PDIn, PCIn и KIn. Однако было обнаружено, что прямые эффекты PM и CB значительны как через прямые, так и косвенные эффекты, что означает частично опосредованное воздействие указанных конструкций на SOP через PDIn, PCIn и KIn. Максимальную же степень внедрения, по мнению Ф.К. Туктаровой, концепция УЧР приобрела на уровне организаций[4].
Таблица 1 — Методы по оценке эффективности УЧР
Содержание
Название |
Источник информации |
|
Экспертный |
Мнения специалистов — экспертов. |
BSC — сбалансированная система показателей (Horvach & Partners, 2008). |
Оценка по BSC |
Применение показателей оценки работы с персоналом: прием, обучение, текучесть кадров и т.д. |
Дедов О.А.[5] (Dedov, O.A. 2008). |
Комплексная оценка |
Через расчет показателя, как средневзвешенной величины |
Формула: где Эi– комплексный показатель эффективности подбора. |
SWOT-анализ |
Через оценку среды организации: внутренней и внешней |
Инструмент стратегического планирования |
Математические методы |
Анализ воздействия показателей на итоги работы организации |
Экономический анализ |
Рассматривая теоретические положения СУЧР, следует обязательно отметить степень установления взаимного влияния функции стратегического управления и его структуры. В философии выделялись два направления, которые определяют подобную взаимозависимость, — структурализм и функционализм. В социологической науке XX века даже сформировалось направление, которое назвали структурный функционализм (авторы Т. Парсонс, П. Сорокин, Р. Мертон), где предполагается отклонение баланса влияния функции или структуры на хозяйствующий субъект и состояние социальной системы на ту или иную величину.
Можно предположить, что изменения структуры в процессе жизнедеятельности таких социально-экономических систем (далее СЭС) будет вызывать изменения функции и бывают ими же обусловлены. По мнению авторов, такой подход позволяет взаимно увязывать функцию и структуру СЭС. В случае стратегического управления, например – ЧР, по структуре, в рамках СЭС в большей части определяет их функционал. К СЭС относятся как экономика региона, так и находящиеся на её территории хозяйствующие субъекты.
Учитывая изложенные ключевые контуры технологии структурирования в стратегическом УЧР, в целом методология структурирования рассматривается нами, в общем плане, как представление об организации деятельности, конкретно – как представление об организации структурирования как деятельности по СУЧР. Решением задач оптимизации параметров структуры компонентов ЧР, максимизации позитивного факторного воздействия элементов ЧР на устойчивое развитие СЭС достигается определенный баланс в системе.
Тогда наиболее приемлемой методологией структурирования может быть адаптированная к данным задачам методология BSC – Balanced Score Card[6].
При адаптации следует принять во внимание управленческие теории и концепции, связанные с СУЧР (табл. 2). На основании чего нами выделены 6 групп стейкхолдеров СУЧР (население, профсоюзы, государство, производство – управляющие, производство – исполнители, процессы объектов управления).
Как результат проработки вопросов организации деятельности по СУЧР на предложенной теоретической основе структурирования предлагается методологическая модель структурирования на основе методологии BSC, представленная на рис. 3, наиболее значимые элементы которой могут быть рассмотрены отдельно.
Рис. 3. Методологическая модель структурирования СУЧР на основе методологии BSC
В данной методологической модели имеет место переход от структур к функционалу при переходе к блоку «План мероприятий по достижению поставленных целей». При этом отдельное внимание должно быть уделено вопросам оценок по различным аспектам СУЧР, реализуемого через структурирование.
Таблица 2 — Управленческие теории и концепции, связанные с СУЧР
Теория |
Ключевая категория |
Основная идея |
Направление воздействия |
Субъект воздействия |
Оценка вклада в деятельность организации |
Человеческого капитала |
Инвестиции |
Отвлечениe текущих сpедств pади будущих дoполнительных дoхoдов |
Образование, здоровье, обучение, стимулирование труда |
Работник, его семья, работодатель, государство |
Методы субъективной оценки, прокси-переменные, прямая оценка |
Социального капитала |
Качество социальных связей |
Укрепление доверия и развитие социальных организационных сетей |
Социальный климат |
Работодатель, государство |
Методы субъективной оценки, прокси-переменные, прямая оценка |
Стейкхолдеров |
Группы влияния |
Анализ влияния различных заинтересованных групп |
Интересы стейкхолдеров |
Работодатель, профсоюз, линейные руководители, местные органы гос.власти |
Методы субъективной оценки, прокси-переменные, прямая оценка |
Методологическая модель структурирования на основе методологии BSC позволяет предметно рассматривать структурные особенности СУЧР с проблематикой формирования структуры целей СУЧР. С учетом современных особенностей СУЧР и вопросов государственного регулирования структуры СУЧР методологическая модель структурирования на основе методологии BSC есть основа моделирования системы стратегического УЧР на основе технологии структурирования.
2.3 Результаты исследования
Стратегическое УЧР – одна из главнейших составляющих всеобщей системы управления экономикой региона. Только люди представляют собой ресурс, который имеет необходимые знания, навыки и умениями и создает для региональной экономики конкурентоспособность и обеспечивает потенциал устойчивого экономического развития. Но, для получения заданного результата экономического роста с имеющимися качественными характеристиками ЧР этого недостаточно. Важно ещё и наличие эффективной системы УЧР. Система УЧР на территориальном уровне – это СЭС, сложноорганизованная система, с разнообразием координации, высоким уровнем организации и неопределенности. Этим система УЧР на уровне региона отличается от природных, технических и организационных систем. Главной особенностью системного подхода — иерархичность познания относительно более широкой системы и проведение исследования влияния предмета изучения на низшие уровни[7].