Файл: Современное бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РФ
1.2 Бюджетный процесс как механизм управления государственными и муниципальными финансами
2.1 Анализ доходов федерального бюджета России
2.2 Анализ расходов государственного бюджета
3 Проблемы и перспективы совершенствования бюджетного процесса в РФ
3.1 Проблемы совершенствования бюджетного процесса
3.2 Направления совершенствования бюджетного устройства и бюджетного процесса
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетный процесс является тем основанием, вокруг которого формируется система управления как государственными, так и муниципальными финансами. Причиной данному процессу служат условия глобализации мировой экономики. Бюджетный процесс по своему содержанию обуславливается разносторонними направлениями. Относительно теории и методологии в основе его формирования заложено множество научных концепции, например о муниципальном и государственном финансировании. Бюджетный процесс по ходу формирования выявляет различные способы усовершенствования управления всей бюджетной системой, а новые средства в этом направлении основываются на системе актуальных на данный момент теоретических и методических концепций развития государственных и муниципальных финансов
На сегодняшний день вопрос бюджетного устройства достаточно актуален, так как для выполнения своих целей и обязанностей государству необходимы финансовые резервы, от степени обеспеченности которыми зависит, будет ли продуктивна деятельность государственной власти
Цель курсовой работы – проанализировать особенности совершенствования бюджетного устройства и бюджетный процесс в РФ.
Задачи:
- рассмотреть бюджетный процесс как механизм управления государственными и муниципальными финансами;
- рассмотреть особенности бюджетного устройства РФ;
- провести оценку доходов и расходов государственного бюджета РФ;
- выявить проблемы и направления оптимизации бюджетного устройства и бюджетный процесс в РФ.
Объектом исследования являются государственный бюджет Российской Федерации.
Предметом – особенности бюджетного устройства и бюджетный процесс в РФ.
Среди методов исследования использованы следующие: анализ литературы, группировка, экономико-статистический и расчетно-конструктивный методы, графический и табличный для наглядного отображения данных.
Практическая значимость курсовой работы заключается в разработке научно обоснованных положений, выводов, рекомендаций по повышению эффективности бюджетного процесса в РФ.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РФ
1.1 Бюджетное устройство РФ
Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов[1].
Для России в силу ее федеративного устройства основное значение играет не только выработка грамотного бюджетного механизма, но и рациональное соотношение бюджетов различных уровней. Но при отсутствии достойного бюджетного механизма, даже правильно построенный и сбалансированный бюджет не в состоянии целиком и полностью реализовывать свои распределительные и контрольные функции. Именно поэтому большую роль имеет норма единства этой системы.
Бюджетное устройство России можно характеризовать как бюджетное устройство федеративного типа, которое включает в себя следующие элементы, представленные на рисунке 1.
Элементы бюджетного устройства
Структура бюджетной системы
Организационные принципы построения бюджетной системы
Аудит формирования и исполнения бюджетов бюджетной системы
Рисунок 1. Элементы бюджетного устройства
Важной характеристикой бюджетного устройства государства, является структура его бюджетной системы. В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ, бюджетная система – это регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Такое определение бюджетной системы Российской Федерации в целом соответствует сложившемуся в отечественной экономической и юридической науке понятию бюджетной системы, как совокупности всех видов бюджетов страны[2].
Организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями составляют такое понятие, как «бюджетное устройство».
В Бюджетном Кодексе РФ (далее БК РФ) раздел «Бюджетное устройство Российской Федерации» определяет не понятие бюджетного устройства, а состав бюджетного устройства, как совокупность бюджетной системы и бюджетной классификации.
Важной частью развития бюджетного устройства Российской Федерации, является упорядочение отношений между бюджетами различных уровней. Правовая форма конкретного бюджета зависит от того, какое место он занимает в структуре бюджетной системы Российской Федерации. Под бюджетной классификацией понимается законодательно устанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджета.
Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджетная система РФ основывается на 13 принципах: единство, разграничение доходов и расходов, самостоятельность, равенство бюджетных прав, сбалансированность, эффективность использования бюджетных средств, покрытие расходов бюджетов, прозрачность, достоверность, адресность, подведомственность, единство кассы. Все вышеперечисленное является правилами поведения обязательные для исполнения субъектами бюджетных правоотношений в РФ[3].
По мнению Е.А. Бочкаревой бюджетное устройство имеет более широкое понятие, чем бюджетная система и является правовым институтом, охватывающим в качестве предмета правового регулирования совокупность бюджетно - правовых подинститутов и положений, обеспечивающих субъектам бюджетного процесса реализацию принадлежащих им полномочий[4].
В.В. Бандурин и В.И. Щедров отмечают, что бюджетным устройством страны определяются взаимосвязь между бюджетами бюджетной системы, правовые основы их функционирования, состав бюджетов, процедуры их составления, рассмотрения, утверждения и исполнения, осуществлением контроля за формированием и расходованием бюджетных средств[5].
На наш взгляд, особую роль в функционировании бюджетного устройства Российской Федерации играет аудит формирования и исполнения бюджетов.
Бюджетное устройство зависит от государственного устройства, основывается на принципах, прописанных в Конституции РФ, и включает в себя три элемента: бюджетная система, принципы построения бюджетной системы, бюджетная классификация[6].
В финансовом праве предметом формирования бюджетного устройства можно выделить следующие группы:
- между Российской Федерацией и субъектами, то есть муниципальными образованиями связанные с распределением ресурсов финансов страны;
- между налоговыми и финансовыми органами государства, а также с предприятиями и учреждениями выполняющие финансовые обязательства перед государством и распределением государственных бюджетных средств;
- между государственными финансово - кредитными органами в образовании, распределении и использование денежных ресурсов и фондов государства;
- между государственными и муниципальными предприятиями, организациями, а также учреждениями в распределении и урегулировании кредитных ресурсов и собственных средств в соответствии с уровнем жизни и отрасли экономики;
- между финансово - кредитными органами, то есть физическими и юридическими лицами для образования и распределения кредитных ресурсов, принадлежащих государству и страховым фондам [7].
Данные финансово-правовые отношения разнообразны и содержат основную направленность на образование, распределение и использование денежных фондов государства.
В процессе анализа понятий вышеназванного кодекса было замечено отсутствие термина «бюджетное устройство», что демонстрирует нам преуменьшение существенности бюджетных элементов. Как следствие это стало причиной того, что в стране не сформирован план мероприятий по повышению их действенности.
Бюджетное устройство состоит из следующих элементов[8]:
‒ принципы построения бюджетной системы;
‒ принципы и методы разграничения бюджетных полномочий;
‒ правила формирования и исполнения бюджетов;
‒ принципы организации межбюджетных отношений;
‒ система ответственности за нарушение бюджетного и налогового законодательства.
Российская Федерация – федеративное государство, поэтому в соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система России представляет трехуровневую иерархическую систему:
‒ первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных и внебюджетных фондов;
‒ второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
‒ третий уровень – местные бюджеты (около 30 тыс.)[9].
Бюджеты в РФ осуществляют свою деятельность самостоятельно. Это означает, что местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты членов федерации, а последние – в федеральный бюджет.
Лидирующая роль принадлежит федеральному бюджету, который признается финансовой базой центрального правительства, так как он обеспечивает концентрацию части бюджетных ресурсов общегосударственного характера и через него происходит перераспределение национального дохода между субъектами РФ.
Несмотря на то, что каждое из звеньев бюджета самостоятельно, в РФ предусматривается применение консолидированного бюджета, который означает свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Более 60% консолидированного бюджета Российской Федерации занимает федеральный бюджет[10].
Обозначим, что консолидированные бюджеты не утверждаются в качестве нормативно-правового акта, а используются лишь в аналитических целях.
В статье 28 БК РФ приводится перечень принципов построения бюджетной системы. Каждый из них находится во взаимосвязи с другими, что говорит о последовательном и логичном развитии.
Особое внимание уделяется бюджетному федерализму – это принцип построения бюджетных отношений, позволяющий в условиях самостоятельности каждого бюджета сочетать интересы Федерации с интересами ее субъектов и органов местного самоуправления[11].
Эта проблема заключается в исторически сложившейся неравномерности размещения производительных сил и поэтому у достаточно многих субъектов РФ отсутствуют необходимые ресурсы для осуществления своих задач. Для ее решения следует предоставить соответствующим бюджетам собственные доходные источники поступлений и предоставить право самостоятельно распоряжаться ими.
Резюмируя, можно сделать вывод о том, что бюджетная система Российской Федерации достаточно сложна, как и все ее компоненты. Бюджетное устройство имеет неординарный характер и зависит от ряда особенностей государства. Оптимальное функционирование механизма осуществимо при условии корректного построения межбюджетных отношений и справедливого баланса доходов и расходов. Все это поспособствует стабилизации и укреплению экономики.
1.2 Бюджетный процесс как механизм управления государственными и муниципальными финансами
Эффективное управление государственными и муниципальными финансами для множества стран обретает основное значение в условиях обеспечения устойчивости, финансовой безопасности и экономического роста.
Бюджетный процесс непосредственно представляет собой деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса, которые в свою очередь контролируют его исполнение. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст.6) регламентируется законодательством Российской Федерации. Общую структуру бюджетного процесса можно представить в виде схемы (рис.2), благодаря которой видно, что бюджетный процесс это сложный механизм социально-экономической жизни как физических и юридических лиц, так и государства.