Файл: Современное бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РФ
1.2 Бюджетный процесс как механизм управления государственными и муниципальными финансами
2.1 Анализ доходов федерального бюджета России
2.2 Анализ расходов государственного бюджета
3 Проблемы и перспективы совершенствования бюджетного процесса в РФ
3.1 Проблемы совершенствования бюджетного процесса
3.2 Направления совершенствования бюджетного устройства и бюджетного процесса
Рисунок 2. Структура бюджетного процесса[12]
По данному рисунку можно сказать то, что каждая стадия бюджетного процесса имеет свое определенное значение, которое в свою очередь необходимо последовательно соблюдать в установленные законодательством сроки.
На современном этапе развития, Россия характеризуется высокой значимостью в области развития и управления государством экономики страны, а так же усиление борьбы с коррупцией и увеличение правонарушений в бюджетной сфере.
В каждой стране, бюджетный процесс представляет конкретный порядок и очередность вхождения в бюджетные отношения разных субъектов, которые являются участниками данного процесса, в соответствии с их функциональным предназначением и задачам, а кроме того полномочиям, закрепленным за ними бюджетным законодательством.
Основными задачами организации бюджетного процесса выступают:
– обнаружение экономических и вещественных запасов в масштабе государства;
– установление всеобщего размера прибыли бюджетов и объемов их отдельных источников в соответствии с прогнозом социально-экономического развития государства;
– формирование всеобщего размера затрат бюджетов и их направлений исходя из потребностей финансирования государственных общественно-финансовых проектов и мероприятий;
– регулирование прибыли и затрат бюджетов с общим планом макроэкономической и экономической стабилизации государства;
– повышение контроля за расходованием бюджетных средств для достижения их большой результативности[13].
Из определения содержания бюджетного процесса в РФ вытекает, что он регламентируется законодательством. В связи с этим необходимо особенно выделить то, что в абсолютно всех странах мира общие правовые основы организации бюджетного процесса зафиксированы, прежде всего, в их конституциях, где определены главные участники этого процесса и их основные полномочия.
Значимым инструментом организации бюджетного процесса в любом государстве считается урегулирование межбюджетных взаимоотношений, составляющее его неотъемлемую часть. От создания эффективной и справедливой системы межбюджетных отношений во многом зависит решение проблемы совершенствования бюджетного процесса и повышения качества управления государственными и муниципальными финансами.
На сегодняшний день в Российской Федерации сформировалась строгая концентрированная концепция межбюджетных взаимоотношений и продолжается процесс перераспределения бюджетных ресурсов в пользу федерального бюджета в ущерб финансовым интересам регионов.
2 Оценка формирования доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации в рамках бюджетного процесса
2.1 Анализ доходов федерального бюджета России
Стоит сказать, что федеральный бюджет на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов формировался в условиях стабилизации экономической ситуации благодаря мероприятиям, проводимым государством.
Основными отличительными признаками экономики РФ на данном этапе являются: крепкий платежный баланс; минимальная зависимость от внешнего долга; низкая инфляция и контролируемый уровень дефицита бюджета; снижающаяся зависимость от цен на нефть и более здоровые структурные пропорции.
Основные показатели федерального бюджета отражены в таблице 1.
Таблица 1
Основные макроэкономические показатели федерального бюджета на 2017-2020 гг.[14]
Наименование показателей |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
ВВП, млрд. рублей |
92 224 |
97462 |
103228 |
110237 |
Темп роста ВВП, % |
2,1 |
2,1 |
2,2 |
2,3 |
Цена на нефть марки «Юралс», долл. США за баррель |
49,9 |
43,8 |
41,6 |
42,4 |
Среднегодовой курс рубля к доллару США, руб. за долл. США |
59,4 |
64,7 |
66,9 |
68 |
Инфляция, % |
3,2 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
Федеральный бюджет сформирован с учетом того фактора, что будет иметь место сохранение действия экономических и финансовых санкций на протяжении всего прогнозного периода, в тоже время учтены ответные меры со стороны России для защиты своих национальных интересов.
Соблюдено бюджетное правило, согласно которому доходы от продажи нефти по цене выше 40 долларов США за баррель направляются не на расходы, а для восстановления финансовых резервов.
При этом предполагается использование мер мобилизации доходов и перераспределения расходов федерального бюджета, сокращение его дефицита, которое будет способствовать обеспечению сбалансированности бюджета в среднесрочном периоде. С этой целью запланировано снижение дефицита бюджета в 2020 году по отношению к 2017 году в 2,3 раза.
Следует отметить, что в 2018 году основным источником его финансирования останется Фонд национального благосостояния, который с 1 января 2018 года будет объединен с Резервным фондом. Однако начиная с 2019 года, Правительство РФ планирует отказаться от использования средств фондов для финансирования дефицита федерального бюджета. Для этих целей предполагается привлечение средств на внутреннем финансовом рынке – выпуск облигаций федерального займа.
В таблице 2 представлены основные показатели федерального бюджета на 2017-2020 гг.
Таблица 2
Основные показатели федерального бюджета на 2017-2020 гг., млрд. руб.[15]
Наименование показателей |
2017 г. (оцен-ка) |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Темп прироста, % |
||
2018/ 2017 |
2019/ 2018 |
2020/ 2019 |
|||||
Доходы: |
14 720,3 |
15 257,8 |
15 554,6 |
16 285,4 |
3,65 |
1,95 |
4,70 |
нефтегазовые доходы |
5 795,2 |
5 479,6 |
5 247,5 |
5 440,4 |
-5,45 |
-4,24 |
3,68 |
ненефтегазовые доходы |
8 925,1 |
9 778,2 |
10 307,1 |
10 845,0 |
9,56 |
5,41 |
5,22 |
Расходы |
16 728,4 |
16 529,2 |
16 373,7 |
17 155,3 |
-1,19 |
-0,94 |
4,77 |
Дефицит |
-2 008,1 |
-1 271,4 |
-819,1 |
-869,9 |
-36,69 |
-35,57 |
6,20 |
Следует отметить, что в течение планового периода планируется увеличение объема доходов федерального бюджета. Прогнозируемые на 2018 год доходы превысят уточненную оценку поступления доходов на 2017 год на 537,5 млрд. рублей или на 3,65%. Превышение прогноза доходов на 2019 год над прогнозом на 2018 год составит 296,8 млрд. рублей (1,95%) , а превышение прогноза на 2020 год над прогнозом на 2019 год – 730,8 млрд. рублей (4,7%).
Данные таблицы 2 наглядно демонстрируют, что из года в год планируется снижение дефицита бюджета с 2 008,1 млрд. руб. в 2017 г. до 869,9 млрд. руб. в 2020 г.
При этом рост доходов предполагается обеспечить за счет увеличения доходов от ненефтегазовых источников. Рост доходов от ненефтегазовых источников в 2020 г. по сравнению с 2017 г. составит 1919,9 млрд. руб. или 21,5% (рис. 3).
Рисунок 3. Динамика доходов федерального бюджета на 2017-2020 гг., млрд. руб.[16]
Зависимость доходной части бюджета от нефтегазовых доходов с каждым годом снижается, к концу планового периода их доля составит 93% по сравнению с 2017 г.
Следует отметить, что при формировании расходов федерального бюджета основными приоритетами остались:
- индексация всех социальных выплат, в том числе пенсий, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обеспечение безусловного и своевременного выполнения всех социальных обязательств государства на федеральном уровне;
- реализация «майских» указов Президента РФ о повышении заработной платы для отдельных категорий бюджетного сектора.
В заключение отметим, что в Российской Федерации поступления налоговых доходов в бюджеты всех уровней растут, в то же время, наблюдается замедление темпов прироста налоговых доходов, что связано с кризисными явлениями в экономике, падением покупательской и инвестиционной способности населения, снижением деловой активности. В отношении налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации наблюдается та же тенденция – налоговые доходы в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в абсолютном выражении растут, но темпы прироста замедляются.
2.2 Анализ расходов государственного бюджета
Среди наиболее объемных направлений расходования средств федерального бюджета можно отметить расходы на социальную политику, национальную экономику, национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность и общегосударственные вопросы.
В таблице 3 приведены расходы федерального бюджета на 2017-2020 гг. по разделам функциональной классификации.
Из таблицы 3 очевидно, что имеет место значительная разница в объеме расходов по разделу «Социальная политика» между 2017 и 2018 годами. Это связано с предоставлением в январе 2017 года единовременной выплаты к пенсии в размере 5 000 рублей, а также с уменьшением количества назначаемых пенсий. Значительно сокращены расходы по разделу «Физическая культура и спорт», так как в основном завершено финансирование мероприятий по подготовке и проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года.
Таблица 3
Направления расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации на 2017-2020 гг., млрд. руб.[17]
Раздел бюджета |
2017 г. (оцен-ка) |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Темп прироста, % |
||
2018/ 2017 |
2019/ 2018 |
2020/ 2019 |
|||||
1. Социальная политика |
5 053,6 |
4706,1 |
4741,8 |
4873,3 |
-6,88 |
0,76 |
2,77 |
2. Национальная экономика |
2 369,7 |
2404,1 |
2377,0 |
2438,7 |
1,45 |
-1,13 |
2,60 |
3. Национальная оборона |
3 054,4 |
2771,8 |
2798,5 |
2808,0 |
-9,25 |
0,96 |
0,34 |
4. Образование |
608,0 |
663,2 |
653,4 |
668,9 |
9,08 |
-1,48 |
2,37 |
5. Здравоохранение |
389,2 |
460,3 |
428,5 |
499,4 |
18,27 |
-6,91 |
16,55 |
6. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2 028,5 |
2108,1 |
2131,0 |
2140,7 |
3,92 |
1,09 |
0,46 |
7. Общегосударственные вопросы |
1 249,0 |
1305,8 |
1243,5 |
1238,9 |
4,55 |
-4,77 |
-0,37 |
8. Обслуживание государственного и муниципального долга |
730,3 |
824,3 |
819,1 |
869,8 |
12,87 |
-0,63 |
6,19 |
9. Жилищно-коммунальное хозяйство |
72,5 |
125,8 |
98,5 |
91,0 |
73,52 |
- 21,70 |
-7,61 |
10. Культура, кинематография |
95,5 |
93,7 |
89,2 |
84,5 |
-1,88 |
-4,80 |
-5,27 |
11. Физическая культура и спорт |
93,8 |
59,2 |
37,3 |
38,9 |
- 36,89 |
- 36,99 |
4,29 |
12. Охрана окружающей среды |
92,4 |
88,8 |
92,8 |
98,2 |
-3,90 |
4,50 |
5,82 |
13. Средства массовой информации |
83,2 |
82,7 |
67,8 |
67,9 |
-0,60 |
-18,02 |
0,15 |
14. Межбюджетные трансферты общего характера |
808,4 |
835,3 |
795,4 |
808,2 |
3,33 |
-4,78 |
1,61 |