Файл: Анализ методов исследования ценностных ориентаций личности (Ценностные ориентации и методы их исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1065

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее популярную методику изучения ценностных ориентаций представляет собой опросник М. Рокича. В его представлении система ценностей суть их ранжирование в континууме относительной значимости, делающей возможным применение шкалирования.

По мнению М. Рокича, человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:

— истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, его институтах и личности;

— влияние ценностей прослеживается практически во всех со­циальных феноменах, заслуживающих изучения;

— общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

— все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

— ценности организованы в системы[25].

М. Рокич разделяет ценности, исходя из традиционного в психологии деятельности противопоставления ценностей-целей и ценностей-средств. Автором разделены ценности на два класса:

терминальные ценности — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования, с личной или общественной точки зрения, стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные ценности — убеждения в том, что в любой ситуации определенный способ действий предпочтителен с личной и общественной точки зрения.

На основании проведенной операционализации ценностных систем Рокич предлагает сравнительное исследование 18-ти терминальных и 18-ти инструментальных ценностей с учетом таких переменных как: уровень интеллектуального развития, степень интеграции культурных и институциональных ценностей, этническая и религиозная принадлежность, политические воззрения и др.

Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межин­дивидуальная вариативность.

С помощью ме­тодики М. Рокича, созданной на основе его теории, было проведено огромное число самых разнообразных исследований, в которых было показано, что действия человека определяются приоритетностью его ценностей. Так, например, люди, которые придают наибольшее зна­чение «спасению души», регулярно ходят в церковь; люди, высоко оценившие «здоровье», ведут, как правило, здоровый образ жизни. Большое число исследований было посвящено изучению приоритетов ценностей в связи с политичес­кими ориентациями респондентов, а также изучению приоритетов национальных ценностей[26].


Вслед за М. Рокичем Ш. Шварц и У. Билски разделяют терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности - это некое конечное состояние, конечная цель личной деятельности, к ним относятся «верная дружба», «богатство», «мир на земле» и так далее. Инструментальные ценности - это принцип поведения человека, модель и способ поведения. Примерами инструментальных ценностей являются «желание прощать», «уважать старших» и «самоопределение целей».

Все ценности были разделены Ш. Шварцем и У. Билски на дополнительные две большие группы:

1) ценности, выражающие интересы индивида. Эти ценности объе­диняются в следующие ценностные (мотивационные) блоки: власть, достижения, гедонизм, стимулирование, саморегуляция;

2) ценности, выражающие интересы группы. Они принадлежат таким ценностным (мотивационным) типам, как благосклонность, традиции, конформность.

Для проверки теоретических выводов Ш. Шварцем были пред­приняты эмпирические исследования, проведенные в различных странах, в целом подтвердившие правильность положений «теории универсального содержания и структуры ценностей»[27].

На основе теории универсального содержания и структуры ценностей Ш. Шварцем была создана опросная методика - «Ценностный опросник» (ЦО). Она ис­пользовалась для изучения различных кросс-культурных проблем; проблем социа­лизации; зависимости ценностей от условий жизни людей, демографических характеристик, религиозной принадлежности, структуры общества, тендерных различий. Ряд исследований был с целью изучения выборов и пред­почтений (политических, религиозных, потребительских и т.п.), которые делают люди на основе приоритетов их личностных цен­ностей.

Опросник Ш. Шварца, основанный на аналогичном опроснике М.Рокича, содержит 56 ценностей, разбиваемых на 10-11 мотивационных типов ценностных категорий, связанных с одной общей целью.

Э. Олдмейер, исследуя отношения человека с объектами его «горизонтальных» и «вертикальных» отношений, выделил следующие основные направления, в которых функционируют ценности:

1. Ценности в области межличностных отношений («я – ты», «мы – вы»).

2. Ценности в области отношений «человек-природа» («я – оно», «мы – оно»).

3. Ценности в области отношений с самим собой («я – я», «я – мы»).

4. Ценности, направленные на высшие смысловые инстанции («я – сверхя» и «мы – сверх-мы»)[28].

Автор теста культурно-ценностных ориентаций Дж. Таусенд предложил концепцию прямой зависимости ценностей от типа культуры. Исследователь выделил такие типы культуры как:


1. Традиционная культура с преобладанием ценностей, направленных на сохранение традиций, интерес к истории, приверженность к авторитетам и т.п.

2. Современная культура, характеризующаяся интересом к настоящему, актуальным событиям.

3. Динамично развивающаяся культура с интересом к инновациям, результату и т.п.

Среди отечественных методик интерес представляет работа С.С. Бубновой, предложившей многомерное шкалирование с определением четырех уровней исследования системы ценностных ориентаций:

1. Абстрактный анализ, в ходе которого выявляется три типа ценностей: материальные, социальные и духовные.

2. Рассмотрение компонентов трех типов абстрактных ценностей (так, духовные ценности состоят из нравственного, познавательного, религиозного и др. компонент).

3. Изучение конкретной ценности как качества, свойства личности.

4. Анализ конкретных ситуаций как проявлений той или иной ценности[29].

Далее, методика М.Рокича послужила отправной точкой для возникновения личностного опросника И.Г. Сенина «ОТеЦ», позволяющей оценить выраженность каждой из 8-ми терминальных ценностей, таких как:

1. собственный престиж;

2. высокое материальное положение;

3. креативность;

4. активные социальные контакты;

5. саморазвитие;

6. достижения;

7. духовное удовлетворение;

8. сохранение собственной индивидуальности.

Важной является представленность этих ценностей в таких сферах жизни как профессиональная жизнь, образование, семейная жизнь, увлечения и общественная жизнь.

Теоретический и эмпирический материалы позволяют выделить следующие ключевые моменты в исследовании ценностей и ценностных ориентаций:

- в психологической науке выделяют два понятия: «ценности» и «ценностные ориентации». Ценности существуют в культуре и являются составной частью социальной жизни общества. Некоторые ценности принимаются людьми и становятся их личными ценностями. Ценностные ориентации представляет собой субъективное отношение к определенной ценности, то есть отражает ориентацию человека на ту или иную цель. В психологии существуют концепции, согласно которым «ценности» и «ценностные ориентации» являются взаимозаменяемыми;

- ценностные ориентации являются интегральным образованием и определяют отношение человека к миру и себе. Ценность является единственной мерой сопоставления мотивов и служит основой для выбора;

- ценности имеют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.


Подводя итог рассмотрению проблемы ценнос­тных ориентаций личности в психологии и методов их исследования, можно сделать следующие выводы:

- ценностные ориентации формируют действительность человека, в которой он существует;

- ценностные ориентации позволяют личности построить собственный образ социального мира, поскольку построение собственной структуры, системы ценностей происходит на основе того, что существует и что актуально для общества и культуры, в которой эта личность формируется;

- ценностные ориентации позволяют человеку регулировать свое поведение, исходя из его представлений о социуме и о себе;

- анализ методов исследования ценностных ориентаций показал, что методика М.Рокича послужила отправной точкой для возникновения других методик исследования личностных ориентаций, в том числе личностного опросника И.Г. Сенина «ОТеЦ» и методики «Экспресс-диагностики социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина.

В ходе эмпирического исследования предпринимается попытка установить возможность взаимозаменяемости методик исследования ценностных ориентаций личности.

Глава 2. Практическое применение методик изучения ценностных ориентаций

2.1 Организация эмпирического исследования ценностных ориентаций

С целью изучения методов исследования ценностных ориентация личности было проведено эмпирическое исследование.

Объектом эмпирического исследования являются ценностные ориентации личности студентов.

Предмет эмпирического исследования - методы психодиагностики ценностных ориентаций.

Гипотеза исследования - психодиагностические методики исследования ценностных ориентаций личности являются взаимозаменяемыми.

Выборка исследования включала 30 студентов факультета психологии МФПУ «Университет»: 15 студентов 2 курса и 15 студентов 1 курса, юноши и девушки в возрасте от 18 до 22 лет.

Для исследования были выбраны студенты психологического факультета, так как исследование ценностных ориентаций будущих помогающих практиков представляет большой интерес для исследования.


В представленном исследовании использовались следующие методики:

- «Опросник терминальных ценностей» («ОТеЦ» И.Г. Сенина);

- «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина.

Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью непараметрических критериев – коэффициента ранговой корреляции Спирмена (rs).

Исследование включало три этапа.

На первом этапе исследования была проведена психодиагностика ценностных ориентаций студентов с помощью отобранных методик.

На втором этапе исследования проводился анализ и интерпретация полученных в ходе психодиагностики данных.

На третьем этапе исследования проводился статистический анализ взаимосвязи полученных показателей, делался ввод о подтверждении гипотезы исследования.

Охарактеризуем методики исследования.

Опросник терминальных ценностей («ОТеЦ»)

Опросник разработан И.Г. Сениным в 1991 г. Методика разрабатывалась на основе на теоретической позиции М. Рокича о структуре человеческих ценностей.

Цель проведения – диагностика жизненных целей человека (конечных ценностей).

Инструкция: «Вам предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Вас оценить каждое из утверждений опросника по 5-бальной шкале следующим образом:

«1» — если лично для Вас то, что написано в утверждении, не имеет никакого значения;

«2» — если для Вас это имеет небольшое значение;

«3» — если для Вас это имеет определенное значение;

«4» — если для Вас это важно

«5» — если для Вас это очень важно.

Структура методики.

Методика предполагает оценивание 8 терминальных ценностей:

1. собственный престиж,

2. высокое материальное положение,

3. креативность,

4. активные социальные контакты,

5. развитие себя,

6. достижения,

7. духовное удовлетворение,

8. сохранение собственной индивидуальности.

А также и их представленность в различных сферах жизни человека:

1. сфера профессиональной жизни,

2. сфера обучения и образования,

3. сфера семейной жизни,

4. сфера общественной жизни,

5. сфера увлечений.

Опросник состоит из 80 утверждений, каждое из которых испытуемый оценивает по 5-балльной шкале (1 — не имеет никакого значения, 2- небольшое значение, 3 — определенное значение, 4 — важно, 5 -очень важно). Полученные оценки в баллах по таблицам норм переводятся в стены (см. Приложение 1). Результаты представляются в форме индивидуального профиля, отдельно для шкал терминальных ценностей и жизненных сфер.