Файл: Анализ методов исследования ценностных ориентаций личности (Ценностные ориентации и методы их исследования).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 1172
Скачиваний: 19
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Ценностные ориентации и методы их исследования
1.1 Ценностные ориентации как объект исследования в психологии
1.2 Анализ методов изучения ценностных ориентаций личности
Глава 2. Практическое применение методик изучения ценностных ориентаций
2.1 Организация эмпирического исследования ценностных ориентаций
Практически тождественным понятию личностной ценности является понятие «ценностная ориентация», которое используется обычно при отнесении ценностей к мотивационно-потребностной сфере (т.е. связанной непосредствено с регулированием социального поведения), тогда как «личностные ценности» рассматриваются в большей степени при отнесении их к смысловой сфере личности[10].
Ценностные ориентации понимаются как система фиксированных установок, характеризующихся избирательным отношением человека к ценностям. В то же время ценностная ориентация личности характеризуется восприятием, устойчивостью и позитивной эмоциональной окраской.
Важнейшей функцией ценностных ориентаций является регулирование социального поведения человека. Ценностные ориентации выполняют функцию поведенческой мотивации, диктуют и изменяют процесс постановки целей человека. Различные авторы также называются ценностно-ориентированными функциями, такими как демонстрация и защита идеалов человека, определение цели жизни и выявление принципов жизни. Кроме того, ценностная ориентация может быть критерием, который действует как лицо, принимающее решения, делая выбор и принимая решения среди альтернативных методов действий.
С точки зрения В. Г. Алексеевой, ценностная ориентация является специфической формой включения социальных ценностей в механизмы действия и поведения личности. По ее словам, ценностно-ориентированная система является «основным каналом усвоения духовной культуры общества и превращения культурных ценностей в мотивы и мотивации реальных действий людей»[11].
Итак, ценностные ориентации является элементом когнитивной структуры личности и элементом мотивационной сферы, тем самым ценность выполняет двойную функцию. По словам А. Шерковина, двойственная природа системы ценностей определяется одновременно личным и социальным опытом: «Во-первых, ценности являются основой для формирования и сохранения установок в умах людей, которые помогают людям занять определенную позицию, выражать и оценивать их взгляды. Поэтому они становятся частью сознания. Во-вторых, ценность выступает в качестве трансформированной формы мотивации деятельности и действий, поскольку намерения и желания мира по достижению конкретных целей неизбежно связаны с ценностями, содержащимися в личных структурах»[12].
Выделенное «двойственное» положение и функционирование ценностей может быть объяснено семантическими характеристиками. Это основа для познания мира, направления и активизации человеческой деятельности. Этот взгляд на сущность ценности является своего рода активным взаимодействием между человеком и обществом, человеком и миром, которое может быть определено отношением человека к миру и всему, что его составляет. К примеру С.Л. Рубинштейн определял ценность, как значимость для человека чего-либо в мире. Эта значимость представляет необходимое производное от соотношения мира и человека... Диалектика ценностей как выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости разных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни»[13].
С точки зрения В. Франкла, в его концепции логотерапии, ценности выполняют роль смысла жизни человека. В. Франкл утверждает, что смысл не может быть «придуман» человеком — он должен быть «найден». Но смысл не может быть и дан «извне». Следовательно, с одной стороны, жизнь - это выбор цели, которую человек может понять, а с другой стороны, понимание определенной ситуации означает осознанный выбор человека. Следовательно, смыслы рождаются в точках пересечения «внутреннего и внешнего». Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями. Таким образом, ценности можно определить как универсалии смысла, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкивается общество или даже все человечество[14].
Г. Олпорт также рассматривал ценности как смысловые образования. Он считал, что стремление каждого человека найти порядок и смысл в жизни определяется ценностями. «Ценность в моем понимании — это некий личностный смысл. Ребенок осознает ценность всякий раз, когда смысл имеет для него принципиальную важность. Ценность — это «категория значимости», а не «категория знания»[15].
В российской психологии вся линия изучения сферы смысла личности выросла из концепции сознания Л. С. Выготского и концепции ощущения как структурного элемента личностного значения А. Н. Леонтьева.
Ценность, которая является семантической формацией, «объединяет» познавательные и мотивирующие сферы и связывает их в единую семантическую сферу, придавая личности определенную целостность.
Ценности личности организуются в определенные системы (иерархии). Сложное иерархическое строение системы ценностей в целом «определяется многообразием общественных условий развития и жизнедеятельности личности»[16]. При этом критерии ранжирования индивидуальных ориентаций ценностной ориентации неоднозначны. Их предпочтение может быть связано с его идеей об абсолютной значимости для общества и субъективной реальной значимости для личности.
Существуют теоретические подходы к рассмотрению иерархической структуры личностных ценностей. Например, А. И. Донцов выделяеттакие системы ценностей, как:
1) система самых устойчивых и обобщенных («стержневых») ценностных эталонов личности;
2) система эталонов более частных, опосредующих программу поведения индивида по отношению к окружающей действительности и себе самому в отдельных сферах его социальной деятельности — это ценностные ориентации личности;
3) совокупность эталонов, опосредующих в наиболее сложных случаях лишь жестко фиксированный план отдельных действий, реализующихся в строго однотипных условиях[17].
В. А. Ядовым разработана теория иерархической системы диспозиций. Самый низкий уровень — это фиксированная установка, которая формируется в соответствии с важными требованиями в простых ситуациях. Второй уровень - система социального отношения. Третий уровень относится к общему направлению личных интересов в конкретной области социальной активности - базовое социальное отношение. Наконец, верхний уровень представляет собой систему ценностей, ориентированную на жизненные цели деятельности и средства для достижения этих целей, определяемые общими условиями жизни данного человека[18].
М. Рокич выделяет иерархию ценностей как структуру предпочтений индивидом каждой из ценностей, путем определения и сравнения значимости ценностей для личности. При этом М. Рокич считает ценности «устойчивыми убеждениями в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования»[19].
Интерес представляет структура ценностей, предлагаемая Ш. Шварцем и У. Билски в «теории универсального содержания и структуры ценностей».
Теория Ш. Шварца и В. Бильского является попыткой обосновать единую структуру ценностей личности (мотивационных типов).
Создание теории изначально было связано с разработкой проекта по изучению универсальных ценностей в различных культурах. Исследовались ценности людей более 46 стран Европы, США, Латинской Америки Азии и Африки. Ценности в этой концепции рассматривались как цели, которые служат основным руководящим принципом в жизни человека. Они являются некоторыми критериями для выбора и оценки людьми своих действий, а также оценки других людей и событий. Следовательно, ценности служат основой для формирования у человека отношения к миру, в том числе к себе (самоотношение). Концептуальное определение ценностей, выдвинутое Ш. Шварцем и У. Билски, включает пять формальных признаков: превосходящие специфические ситуации; управляющие выбором или оценкой поведения и событий; упорядоченные по относительной важности. Также учеными выделен содержательный признак: основным аспектом ценностного содержания является тип цели или мотивационное отношение, которое оно представляет. Все ценности как осознаваемые цели направлены на удовлетворение трех универсальных потребностей человека: биологические, социальные и потребности, связанные с выживанием и благосостоянием социальных групп.
Отношения между ценностями определяют некоторую схему поведения человека и в конечном счете стратегию его поведения. На основе всех этих рассуждений была выделена следующая типология противоречий между ценностями:
1) ценности сохранения (консерватизм) — (безопасность, конформность, традиции) противоположны ценностям изменения (стимулирование, саморегуляция);
2) ценности самопреодоления (универсализм, благосклонность) противоположны ценностям самовозвышения (власть, достижение, гедонизм)[20].
Саморегуляция и стимулирование противоречат конформности, традициям и безопасности, поскольку существует некоторая оппозиция между сохранением собственных независимых взглядов и действий индивида и сохранением традиций, защитой стабильности и неизменности общества. Универсализм и благосклонность противоречат власти и достижению, так как принятие других людей как равных и благожелательное отношение к их благосостоянию плохо сочетаются с преследованием собственных целей и доминированием. Гедонизм противоречит конформности и традициям, выражая конфликт между потворствованием себе и сдерживанием собственных потребностей, принятием социальных ограничений.
Таким образом, ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни».
1.2 Анализ методов изучения ценностных ориентаций личности
Исследование ценностных ориентаций в современной психологии осуществляется с применением опросников, которые можно разделить на следующие группы:
- опросники с готовым списком ценностей;
- опросники, предполагающие полноту представления всех аспектов какой-либо группы или блока ценностей;
- опросники для подробного анализа одной ценностных ориентаций;
- опросники для выявления логической связи ценностных ориентаций и других конструктов испытуемого, выработанные в рамках когнитивного направления.
Также вспомогательными методами изучения ценностных ориентаций являются психометрические методы и проективные техники.
Проведем анализ наиболее известных методик исследования ценностных ориентаций.
Представитель «понимающей психологии» Э. Шпрангер отводил ценностным ориентациям роль ведущей составляющей личности, через которую человек познает мир. Уже сам факт познавательной активности сигнализирует о наделенности объекта элементами ценностных ориентаций для познающего.
В своей методике исследования ценностных ориентаций Э. Шпрангер выделяет 6 шкал ценностей: правда, красота, необходимость, власть, любовь и религия. Каждой из шкал соответствуют различные способы проявления ценностей, характерные как для отдельных личностей, так и для некоей культуры и некоего общества в целом[21].
Один из основателей семиотики, Ч. Моррис, предлагает 3 шкалы ценностей, сводимые к трем основным «способам жизни», сопряженными с определенными этическими и религиозными нормами:
- «дионисийский»: высвобождение и индульгенция гедонистических потребностей;
- «прометейский»: активное стремление к изменению мира;
- «буддийский»: саморегуляция и контроль[22].
Данная теория находит продолжение в классификации «типов направленности личности», предложенной И.Ю. Кулагиной и В.Н. Колюцким. Исследователи предлагают такие типы как:
- «гедонистическая» (доминируют мотивы получения удовольствий);
- «эгоистическая» (в списке доминирующих мотивов поведения - карьерный рост, власть, престиж, материальные блага);
- «духовно-нравственная» (доминирует «сущностный» мотив, «просто быть»);
- «сущностная» (ведущий мотив – единение с миром, трансцендентность)[23].
Интерес в данном контексте представляет теория «предпочитаемых переживаний» Б.И. Додонова. Согласно автору, каждый индивид имеет склонность к каким-либо конкретным переживаниям, и данная склонность становится личностной характеристикой. Предпочитаемые переживания диагностируют доминирующие потребности индивида, а именно: биологические, социальные или познавательные[24].
Американские антропологи Ф. Клакхон и Ф. Стродбек применили для анализа ценностных ориентаций логико-семантический принцип, а именно: идентификацию словаря ценностей в языке той или иной этнической группы, контекстуальный анализ содержания ценности при помощи антропологического наблюдения, в ходе которого носителям языка было предложено самостоятельно вербализовать содержание той или иной ценности. Данная методика представляет собой скорее качественное исследование ценностных ориентаций с применением эксперимента и интервью.