Файл: Анализ методов исследования ценностных ориентаций личности (Ценностные ориентации и методы их исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1071

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что ценностные ориентации являются важнейшей составляющей структуры личности. Ценностные ориентации включают мотивационные, коммуникационные, когнитивные, эмоциональные и оценочные элементы. Данная структура личности наиболее гибкая, предполагает свободный выбор, с учетом индивидуальных интересов и потребностей личности, личных и социальных отношений, социальных институтов, культуры и менталитета.

Проблема исследования заключается в том, что ценностные ориентации личности позволяют определять направление профессиональной деятельности, придавать ценность смыслу жизни, занимать определенную позицию и регулировать свое поведение, формируют основы и способы самоактуализации личности.

Ценностная ориентация личности, жизненные перспективы и планы отражают духовную жизнь общества и определяются влиянием социальных факторов и определяются семьей, системой школьного образования и обучения, а также структурой определенных социальных отношений. Ценностно-ценностная ориентация в психологии рассматривается как осознанный и общепринятый смысл жизни человека, а личностный смысл индивидуально отражает реальность, отражая отношение личности к объекту, в котором развиваются деятельность и общение.

Объектом исследования являются ценностные ориентации личности.

Предмет исследования - методы психодиагностики ценностных ориентаций.

Цель исследования - изучить методы исследования ценностных ориентация личности.

Гипотеза. Мы предполагаем, что психодиагностические методики исследования ценностных ориентаций личности являются взаимозаменяемыми: методику «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина вполне допустимо не включать в программу исследования, если используется более полная и содержательная по шкалам методика «Опросник терминальных ценностей» (ОТеЦ) И.Г. Сенина.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть особенности ценностных ориентаций как объекта исследования в психологии;
  2. Проанализировать методы исследования ценностных ориентаций личности
  3. Провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций студентов.
  4. Представить интерпретацию результатов проведенного исследования

Теоретические основы исследования. Проблема ценностных ориентаций изучалась в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии таким исследователями, как К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, А.Я. Анцупов, С.С. Бубнова, А.А. Деркач, Б.И. Додонов, Д.А. Леонтьев, которые рассматривали проблему ценностей в связи с источниками активности человека - потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности. В настоящее же время изучением ценностных ориентаций занимаются ведущие социологи и психологи И.И. Докучаев, Н.А. Журавлева, С.М. Карашпай, М.В. Лисаускене, А.А. Синтюрина, при этом проблема изучения остается актуальной.


В представленном исследовании используются следующие методики:

- «Опросник терминальных ценностей» («ОТеЦ» И.Г. Сенина);

- «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина.

Практическое значение полученных результатов состоит в изучении методов исследования ценностных ориентаций, выявлении взаимосвязи между показателями шкал методик и изучении возможности их взаимозаменяемости.

Структура работы включает введение, две главы – теоретическую и эмпирическую, заключение, список используемой литературы и приложения.

Глава 1. Ценностные ориентации и методы их исследования

1.1 Ценностные ориентации как объект исследования в психологии

В зависимости от актуального интереса каждого конкретного исследования, ценностные ориентации могут быть рассмотрены в зеркале философии, психологии, социологии, экономики, а также ряда других общественных наук.

Д.А. Леонтьев подробным образом освещает проблему ценностей как проблему междисциплинарного характера. Автор выделяет три формы существования ценностей:

1. Общественные идеалы как обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни.

2. Предметно-воплощенные ценности как произведения материальной и духовной культуры человечества.

3. Личностные ценности. Автор конкретизирует также современные методологические подходы анализа понятия «ценности», а именно: феноменологический, социологический, экзистенциалистический, синергетический, позитивистский, персоналистический онтологизм, социокультурный подход, прагматический, бихевиористский, социально-психологический, постмодернистский[1].

Становление ценностей как научной категории происходило, прежде всего, в русле философских наук, открывая тем самым аксиологическое направление изучения внешней реальности и внутреннего мира человека. Высказывания о различных видах ценностей можно встретить уже у античных философов, а также средневековых мистиков и философов эпохи Просвещения (Сократ, Аристотель, Платон, Фома Аквинский, Н. Макиавелли, Р. Декарт и др.).


Понятие «ценностных ориентаций» впервые входит в науку в работе У. Томаса и Ф. Занецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918- 1920). В данной работе и методологических заметках к ней авторы рассматривают взаимозависимость индивида и социальной организации культуры, приходя к выводу о том, что любая деятельность индивида детерминирована, с одной стороны, социальной ценностью объекта деятельности для группы, и, с другой стороны, субъективными характеристиками самого субъекта деятельности[2].

Такой подход соответствует теории Т. Парсонса о деятельностной ориентации в системе общественных и культурных традиций. Каждая ситуация предлагает индивиду выбор действовать в том или ином направлении. Выбор альтернативы продиктован, с одной стороны, мотивационными ориентациями (т.е. ожидание индивидом какой-либо выгоды, удовлетворения от своего действия, «оценочное измерение»), а, с другой стороны, ценностными ориентациями в смысле самого «содержания селективных стандартов» («моральное измерение»)[3].

Информационное содержание социализирующих факторов вступает во взаимодействие с «целостным личностным модусом» человека в составе его сознательно-психических и идеологических свойств, процессов и отношений. Эксплицированная в ходе этого процесса ценностные ориентации представляют собой «персонифицированный феномен» как некое личное отношение к общественной системе ценностей.

Понятие ценностной ориентации входит в социальную психологию в виде альтернативы философскому понятию «ценность» как более практикоориентированное. Согласно этому подходу, «Ценностная ориентация – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров». В контексте настоящего исследования мы обращаем особое внимание на ценностные ориентации как психологическую категорию. В русле психологической науки понятие ценностных ориентаций претерпело многократное переосмысление параллельно с развитием различных направлений.

В отечественной и зарубежной психологии существует несколько подходов к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности.

В отечественной психологии ценностные ориентации преимущественно рассматривались в качестве внутриличностных образований - личностных смыслов (Зейгарник Б.В., Асмолов А.Г., Братусь Б.С.), а также направленности личности (Ломов Б.Ф.).


В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации как основная характеристика личности исследовались Э.Шпрангером, Дж. Холандом, М. Рокичем, В. Франклом и другими.

В частности, Э. Шпрангер рассматривает ценностную ориентацию как «познавательную форму мира» или «форму жизни» как чисто духовный принцип и продукт культурного состояния человечества. Теоретическая концепция В. Франкла основана на признании смысла жизни как базового компонента, определяющего действия и установки человека, и проявляется в форме системы ценностей (творчество, опыт, отношение).

Что касается природы ценностей, ролей и важности для различных аспектов человеческой жизни и поведения, психологическая наука имеет разные направления исследований и точки зрения.

Согласно точке зрения М. Рокича, «...ценности давно являются центром пересечения исследовательских интере­сов многих дисциплин — философии, общественных наук, эконо­мики, а также психологии и социологии. Все эти дисциплины ха­рактеризуются общим интересом к ценностям, последствиям орга­низации и изменения ценностей»[4]. Обычно подчеркивается изучение аспектов концепции «ценность», которая больше соответствует интересам определенной научной концепции, но эти интересы часто пересекаются. В случае социальной психологии особенно важны вопрос о положении и роли ценностей в происхождении индивида, процесс овладения социальной ценностью индивидом, роль ценности в познании социального мира индивида и процесс корректировки ценности социальных действий.

Под ценностями в социальной психологии, как правило, понимаются своего рода идеальные цели для общества, социальных групп или отдельных лиц. Кроме того, значение представляет собой конкретную отправную точку при оценке конкретного события[5]. Таким образом, ценность используется в качестве стандарта для определения направления действий и мыслей людей, а также для оценки и сравнения того, что нужно.

Наряду с понятием «ценность» существует много похожих понятий, которые каким-то образом подчеркивают определенные аспекты или функции, выполняемые ценностями. Прежде всего, выделяются социальные и личностные ценности, и ценностные ориентации в целом.

Дефиниции «социальные ценности» и «личностные ценности» отражают принадлежность некоторой общ­ности (всему обществу, социальной группе) или самой личности. В принципе, эти два понятия считаются тесно связанными друг с другом или противоположными друг другу. Поэтому рассмотрение социальных и личных ценностей в рамках антисоциальной парадигмы основывалось на противодействии ранним конфликтным взаимодействиям.


В рам­ках пансоциальной парадигмы личности, характерной психологии советского периода, происходило факти­ческое отождествление социальных и личностных ценностей[6]. В новой парадигме в рамках «культурно-исторической психологии» культура и обще­ство, а следовательно, и социальные ценности стали рассматриваться в качестве матери­ала индивидуального развития, которое заключается в их при­своении, превращении в собственное достояние, в элементы внутренней организации личности[7].

Социальные ценности представляют некоторые социальные идеалы, выработанные массовым сознанием, в социальные ценности, личные ценности, которые, по-видимому, усваиваются индивидами в процессе социализации и образуют ценностную структуру личности, то есть ценностную структуру личности. Можно сказать, что структура личных ценностей и важность каждой ценности для индивида в определенной степени отражает структуру социальных ценностей. Масштаб и степень вероятности зависят от многих «внешних» - социальных причин и «внутренних» - индивидуальных психологических и личностных факторов.

Д. А. Леонтьев выделяет четыре типа развития в соотношении с личными и социальными ценностями по отношению к степени их совпадения. Этот тип соотношения личностных и социальных ценностей коррелирует с различными вариантами личной социализации.

1. Конформное развитие (максимальное совпадение ценностного ядра и общей структуры ценностей, ядра ценности и периферии индивидуальной структуры ценностей в этом обществе).

2. Вариативное развитие (преобладающее совпадение ядер индивидуаль­ных и общественных ценностных структур при расхождении их пери­ферий).

3. Маргинальное развитие (незначительные совпадения ядра структуры личностных и социальных ценностей и сильные разногласия периферий).

4. Девиантное развитие (незначительное совпадение периферий индивидуальных и социальных ценностей индивида и полное несовпадение ценностных ядер)[8].

В процессе социализации формирование личностных ценностных структур - это процесс одновременного познания социального мира людьми. Ценность индивида в конечном итоге представляет его образ мира как основу (категорию) для построения его «я» и определяет основные и относительно постоянные отношения с другими и с самим собой. В то же время социальные ценности реализуются через призму социальных ценностей. В этом случае возникает проблема с соотношением социальных ценностей, культуры и личных ценностей. Следовательно, ценность считается одним из элементов «социальной составляющей» процесса социального осознания[9].