Файл: Анализ методов исследования ценностных ориентаций личности (Ценностные ориентации и методы их исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1067

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шкала измерения – ранговая.

Экспресс-диагностика социальных ценностей личности

Методика разработана Н.П. Фетискиным для диагностики персонала при найме на работу и впервые опубликована в сборнике «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп» в 2002 году.

Цель измерения - выявление личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений.

Инструкция: «Вам предлагается 16 утверждений. Оцените для себя значимость каждого из них в баллах по схеме: 10 (неважно), 20, 30, 40 … 100 (очень важно)».

Структура методики.

Тест включает 16 утверждений, которые оцениваются в баллах по схеме: 10 (неважно), 20, 30, 40 … 100 (очень важно).

Чем выше итоговое количество баллов по каждой шкале, тем большую ценность представляет данное направление. При этом чем ближе друг к другу значения во всех восьми разделах, тем более разносторонним человеком является испытуемый.

Методика включает следующие шкалы – ценности: профессиональные, финансовые, семейные, социальные, общественные, духовные, физические, интеллектуальные.

Шкала измерения – ранговая.

2.2 Интерпретация результатов исследования

В ходе эмпирического исследования была проведена психодиагностика испытуемых с помощью методик «Опросник терминальных ценностей» («ОТеЦ» И.Г. Сенина) и «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина.

Проведем анализ и интерпретацию данных, полученных по методике «Опросник терминальных ценностей» («ОТеЦ» И.Г. Сенина).

Полученные результаты показали, что в группе испытуемых оценка терминальных ценностей у большинства студентом соответствует среднему уроню и не выходит за пределы 4-7 стенов (рис. 1).

Сравнение результатов исследования по шкалам методики позволяет выявить, что наиболее высокие оценки в группе студентов были получены по шкале «Достижения», студенты высоко оценивали важность данной ценностной ориентации в своей жизни, у 14 студентов (46,7%) были выявлены оценки выше 7 стенов, что свидетельствует о высокой важности исследуемого признака для этих испытуемых.

Высокие баллы также были получены по шкалам «духовное удовлетворение», «развитие себя», «индивидуальность» и «социальные контакты».

Рисунок 1 – Средние показатели исследования терминальных ценностей

Более низкие оценки в группе испытуемых студентов получили такие терминальные ценности как «креативность», «духовное удовлетворение» и «материальное положение», оценки по данным шкалам находятся в пределах 4-6 стенах и соответствуют среднему уровню.


Полученные результаты свидетельствуют, что для студентов-психологов наиболее важными являются ценности, связанные с достижениями и проявлением индивидуальности, а также социальными контактами, что характерно для данной возрастной группы и будущего помогающего практика.

Далее рассмотрим результаты исследования жизненных сфер по методике ОТеЦ.

Полученные результаты показали, что у большинства студентов значимость жизненных оценивается на среднем уровне, в пределах 4-6 стенов (рис. 2).

Рисунок 2 – Средние показатели исследования сфер жизни

Более высокую значимость у студентов-психологов занимает сфера «увлечения», что характерно для данной возрастной и социальной категории. У 4 студентов (13,3%) выявлен высокий уровень значимости обучения.

По шкале «обучение и образование» выявлены высокие показатели у 7 студентов (23,3%). Средний показатель по шкале 7,5 баллов.

По шкале «общественная жизнь» наблюдаются средние показатели, только у 2 студентов (6,7%) данная сфера жизни оценивается выше 8 стенов. Что также характерно для социальной группы – студентов, имеющих активные социальные позиции, многие студенты – участники волонтерских проектов.

Оценка по шкалам «семейная жизнь» и «профессиональная жизнь» у всех студентов находится на среднем уровне и не превышает 7 стенов.

Таким образом, результаты исследования по методике «Опросник терминальных ценностей» («ОТеЦ» И.Г. Сенина) показали, что для студентов психологов в большей степени характерны такие терминальные ценности как «духовное удовлетворение», «развитие себя», «индивидуальность» и «социальные контакты» и сферы жизни: «обучение и образование» и «увлечения». Данные показатели соответствуют возрастной и социальной категории испытуемых, а также их направленности обучения.

Далее, проведем интерпретацию результатов исследования, полученных по методике «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина.

Рисунок 2 – Средние показатели исследования социальных ценностей личности

Было выявлено, что студенты наиболее высоко оценивают такие социальные ценности, как социальная реализация, финансовые, семейные и интеллектуальные.

Меньшее количество баллов было получено по шкалам профессиональные и физические ценности. Тем не менее, оценка у большинства студентов по всем группам социальных ценностей находится на среднем уровне.

У 3 студентов (10%) выявлены высокие показатели по шкале «профессиональные ценности», 11 студентов (36,7%) высоко оценивают значимость финансовых ценностей в их жизни, 7 студентов (23,3%) указывают на высокую значимость семейных ценностей, также для 7 студентов очень значима социальная реализация, 4 студента (13,3%) высоко оценивают значимость общественных ценностей, духовные ценности имеют высокую значимость для 6 испытуемых (20%), 2 студента высоко оценивают важность физических ценностей и 7 студентов (23,3%) высоко оценили важность интеллектуальных ценностей.


Полученные результаты позволили выявить наиболее значимые ценностные ориентации для студентов-психологов и жизненные сферы, которые представляют для студентов наибольшую важность.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы исследования был проведен корреляционный анализ данных (табл. 1). Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью непараметрических критериев – коэффициента ранговой корреляции Спирмена (rs) в программе IBM SPSS Statistics (Приложение 3).

Таблица 1 – Результаты корреляционного анализа данных

Профессиональные

Финансовые

Семейные

Социальные

Общественные

Духовные

Физические

Интеллектуальные

Престиж

Материальное положение

,492**

Креативность

,398*

Социальные контакты

Развитие себя

Достижения

,482**

Духовное удовлетворение

,457*

Индивидуальность

Профессиональная сфера

,408*

,459*

Обучение

Семейная жизнь

Общественная жизнь

Увлечения

rs =0,39 (p≤0,05)*

rs = 0,48 (p≤0,01)**

Результаты корреляционного анализа позволили выявить прямые взаимосвязи между показателями шкал методик:

- «Материальное положение» методика ОТеЦ и «финансовые ценности» методики «Экспресс-диагностика СЦЛ»: корреляция положительная 0,49 подтверждается на уровне достоверной значимости p≤0,01;

- «Креативность» методика ОТеЦ и «интеллектуальные ценности» методики «Экспресс-диагностика СЦЛ»: корреляция положительная 0,39 подтверждается на уровне доверительной значимости p≤0,05;


- «Достижения» методика ОТеЦ и «общественные ценности» методики «Экспресс-диагностика СЦЛ»: корреляция положительная 0,48 подтверждается на уровне достоверной значимости p≤0,01;

- «Духовное удовлетворение» методика ОТеЦ и «духовные ценности» методики «Экспресс-диагностика СЦЛ»: корреляция положительная 0,46 подтверждается на уровне доверительной значимости p≤0,05;

-«Профессиональная сфера» методика ОТеЦ и «профессиональные ценности» методики «Экспресс-диагностика СЦЛ»: корреляция положительная 0,41 подтверждается на уровне доверительной значимости p≤0,05;

-«Профессиональная сфера» методика ОТеЦ и «финансовые ценности» методики «Экспресс-диагностика СЦЛ»: корреляция положительная 0,46 подтверждается на уровне доверительной значимости p≤0,05.

Таким образом статистический анализ данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (rs) позволяет сделать следующие выводы:

- между показателями методик «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина и «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина выявлены значимые корреляции шкал: материальные ценности – финансовая сфера; креативность – интеллектуальные ценности; достижения – общественные ценности; духовное удовлетворение – духовные ценности; профессиональная сфера – профессиональные ценности и финансовые ценности;

- количество связанных друг с другом шкал значительное, следовательно анализируемые методики могут быть частично заменяемые. Так, методику «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина вполне допустимо не включать в программу исследования, если используется более полная и содержательная по шкалам методика «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина.

Подводя итог проведенного исследования, можно сделать следующие вводы:

1. Было проведено эмпирическое исследование ценностных ориентаций студентов-психологов, выборка составляла 30 человек.

2. Выбранные методики частично повторяли сферы ценностных ориентаций личности.

3. Были получены результаты, которые соответствуют возрастным и социальным особенностям испытуемых студенты наиболее высоко оценивают такие социальные ценности, как социальная реализация, финансовые, семейные и интеллектуальные.

4. Результаты корреляционного анализа полученных данных показали, что между показателями методик «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина и «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина выявлены значимые корреляции по 5 шкалам из 8. Был сделан вывод, что методики могут быть частично заменяемые. Гипотеза исследования подтверждена на достоверном уровне.


Заключение

В представленной курсовой работе было проедено изучение ценностных ориентаций как объекта исследования психологии и анализ методов диагностики данной сферы личности.

Цель курсовой работы заключалась в анализе методов психодиагностики ценностных ориентаций личности.

Для проведения исследования были выбраны методики «Опросник терминальных ценностей» («ОТеЦ» И.Г. Сенина) и «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина.

Гипотеза исследования состояла в том, что данные психодиагностические методики исследования ценностных ориентаций личности являются взаимозаменяемыми.

Был проведен анализ теоретических положений особенностей ценностных ориентаций как объекта исследования в психологии и методов их исследования.

Проведено эмпирическое исследование ценностных ориентаций личности. Выборка исследования включала 30 студентов факультета психологии МФПУ «Университет» в возрасте от 18 до 22 лет.

Было проведено сравнение средних показателей по шкалам методик исследования и корреляционный анализ полученных данных.

Результаты позволили выявить наиболее значимые ценностные ориентации для студентов-психологов и жизненные сферы, которые представляют для студентов наибольшую важность: социальная реализация, финансовые, семейные и интеллектуальные. Полученные результаты соответствуют возрастным и социальным особенностям испытуемых.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы исследования был проведен корреляционный анализ данных. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью непараметрических критериев – коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Между показателями методик «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина и «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина выявлены значимые положительные корреляции на уровне достоверной значимости p≤0,01 и доверительной значимости p≤0,05 шкал: материальные ценности – финансовая сфера; креативность – интеллектуальные ценности; достижения – общественные ценности; духовное удовлетворение – духовные ценности; профессиональная сфера – профессиональные ценности и финансовые ценности. Таким образом, были выявлены значимые корреляции по 5 шкалам из 8. Был сделан вывод, что методики могут быть частично заменяемые, что подтверждает гипотезу исследования.

По результатам исследования были даны рекомендации: методику «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина вполне допустимо не включать в программу исследования, если используется более полная и содержательная по шкалам методика «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина.