Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 319
Скачиваний: 4
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что возникновение права – длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Поначалу зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения.
Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Без права невозможно существование современного цивилизованного общества, поэтому большое значение имеет изучение права, его функций и теорий возникновения. Человеческое общество, обусловленное совместной сознательной деятельностью людей, не может существовать и развиваться без социальных регуляторов поведения. На первых порах, пока еще индивид не выделял себя из первобытного стада, для выражения некой социальности достаточно было ряда запретов, тотемов, близких по своему происхождению к естественным требованиям поддержания самого рода человеческого, например, запрета кровосмесительного брака, который резко ухудшал здоровую наследственность.
Если признать тот факт, что возникновение права как сферы свободы, и зависит, конечно, от уровня культуры, духовности, моральных принципов человека и от той среды, в которой он жил и творил, от характера материальных отношений. Изучение процесса возникновения права позволяет глубже понять социальную природу, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. По мере развития позволяют четче определить все свойственные праву функции, то есть основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений.
Право является системой общих обычаев и правил поведения, установленных и охраняемых от нарушения государством. Проблема происхождения права делится на два различных друг от друга вопроса: о появлении права и о его совершенствовании как в целом, так и непосредственно в сфере исполнения обязанностей субъектами права. Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что право, как основная категория правоведения традиционно используется в совершенно разных значениях. Проблема образования права – это вопрос о том, как появилось в обществе то явление, которое сегодня именуется правом. Выяснение данной проблемы необходимо из-за того, что ни в мировой, ни в российской юриспруденции не существует единых взглядов на происхождение права.
Цель данной работы – рассмотреть особенности возникновения права.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с закономерностями возникновения и развития права.
Предмет исследования – возникновение права.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть истоки исследования понятия права;
2. Выявить причины и условия возникновения права;
3. Охарактеризовать закономерности возникновения права;
4. Определить особенности права в раннеклассовых обществах;
5. Выявить основные теории возникновения права;
6. Охарактеризовать современные теории возникновения права.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, включающей две главы и шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
1. Понятие и сущность возникновения права
1.1. Истоки исследования понятия права
На протяжении всей истории существования права так и не сложилось единое общее, устраивающее всех определение права, поскольку это очень сложное и многоаспектное явление. Даже в русском языке слово «право» используется в разных значениях («правило поведения», «правда», «справедливость» и т.п.)[1].
Надо отметить, что в современной юридической науке сложились в основном три подхода к пониманию права:
а) нормативный;
б) социологический;
в) философский[2].
Нормативный подход трактует право как совокупность охраняемых государством норм. Здесь основной акцент делается на нормативности права, его формальной определенности и обеспеченности государственным принуждением.
Социологический подход трактует право, как регулируемые им общественные отношения. Сторонники данного подхода считают, что право надо искать не в нормах, а в самой жизни. При этом они различают право и закон, но полагают, что норма права, взятая вне регулируемых ею общественных отношений, теряет свои регулятивные свойства. Иначе говоря, при этом подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике[3].
Философский подход связывает право с мерой свободы и справедливости. Эта позиция основывается на естественно-правовой теории, которая различает право и закон. При этом право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободе - извечные идеалы человечества. Если нормативные установления государства не соответствуют идеям свободы и справедливости, то они не являются правом. Отсюда различают правовые и внеправовые законы[4].
Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлении.
Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. «Право, – писал В.М. Сырых, – употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что всегда является справедливым и добрым, – каково естественное право. В другом смысле право – это то, что полезно всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право»[5].
Следует отметить, что многие институты римского права в качестве своеобразного первоисточника постоянно использовались и используются при разработке гражданских кодексов и иных нормативно-правовых актов и в других странах. Подобное влияние римского права на правовые системы других стран, восприятие последними наиболее в ясных принципов и институтов римского права, называемое в юридической литературе рецепцией римского права, в значительной мере сказалось на характере и содержании этих систем, а также на определении понятия самого права[6].
«Юристы все еще ищут определение права», – писал Кант более 200 лет тому назад, обобщая более чем двухтысячелетнюю историю постижения природы этого явления[7]. Его слова справедливы и сегодня, так как до сих пор по-прежнему не существует общепризнанной дефиниции права.
Более того, по мнению российского ученого Л.И.Спиридонова, вряд ли эта задача вообще может быть разрешима при помощи формально-логических средств, которые только и могут быть использованы для разработки традиционных определений[8].
Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.
Достаточно проанализировать знаменитый Кодекс Наполеона, или Гражданский кодекс Франции 1804 г., который был подготовлен на основе глубокого изучения и широкого использования римского права. В нем, например, под сильным влиянием принципов и различных институтов римского права особо выделялось право собственности, которое определялось как «право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами» (ст. 544). В Кодексе Наполеона закреплялись пути и способы приобретения собственности. Устанавливалось, в частности, что «собственность на имущество приобретается и передается путем наследования, путем дарения между живыми или по завещанию и в силу обязательств» (ст. 711). Особое внимание уделялось договорным обязательствам, имеющим огромное значение для развития и имущественных, и иных общественных отношений. Договор при этом рассматривался как «соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими другими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо» (ст. 1101)[9].
Следует отметить, что многие институты римского права в качестве своеобразного первоисточника постоянно использовались и продолжают использоваться при разработке гражданских кодексов и иных нормативно-правовых актов и в других странах. Подобное влияние римского права на правовые системы многих стран, восприятие последними наиболее важных его принципов и институтов, называемое в юридической литературе рецепцией римского права, в значительной мере сказалось на характере и содержании этих систем, а также на определении понятия самого права[10].
В полной мере сохранили свою значимость и актуальность, например, положения, сформулированные древнеримскими и древнегреческими юристами о неразрывной связи права и справедливости, права и добра[11].
Будучи «регулирующей нормой политического общения», право, как отмечал еще древнегреческий мыслитель Аристотель, должно служить «критерием справедливости». Для того чтобы знать, что такое право, писал древнеримский юрист Ульпиан, нужно понять, с чем, с какими явлениями оно связано и откуда оно происходит. Нужно помнить, прежде всего, что «оно получило свое название от justitia – правда, справедливость», что право есть «искусство добра», равенства и справедливости[12].
Таким образом, право может существовать и в виде норм (нормативный подход), и в виде общественных отношений, порождающих правовые нормы и испытывающих, и в свою очередь, воздействие этих норм, и, наконец, в форме идеи, правосознания, представлений о праве.
1.2. Причины и условия возникновения права
Причины и условия возникновения права, во многом совпадают с причинами, которые породили государство. Также можно отметить, что ни государство, ни право не могут существовать отдельно друг от друга и поэтому право практически возникло вместе с государством.
Но, тем не менее, вопрос о происхождении права не имеет однозначного решения и является спорным. В связи с этим существует несколько точек зрения о причинах возникновения права. Одни ученые, как отмечалось выше, полагают, что право возникло вместе с государством. Другие полагают, что право существовало уже при первобытнообщинном строе. Правом тогда являлись правила поведения, племенные обычаи, которые регулировали на раннем этапе вожди, старейшины и церковь[13].
Однако ни обычаи, ни нормы морали, ни религиозные ритуалы не могли определить права и обязанности человека в дано обществе, а также отражать интересы всего общества. Для поддержки порядка в историческом обществе необходимо было социальное регулирование. Существует два вида социального регулирования: индивидуальное и нормативное. Появление нормативного социального регулирования является толчком процесса возникновения и развития права[14].
В первобытном обществе таким регулятором являлись нормы-обычаи. Нормы – обычаи – правила поведения, которые вошли в привычку в результате многочисленных повторений в течение длительного периода времени. Целью норм-обычаев было поддержание и сохранение кровнородственной семьи.
Другие связывают процесс возникновения права с возникновением общества, поскольку общество не может функционировать и развиваться без права[15].
Право исторически возникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов. Так как произошло имущественное расслоение общества на классы, между ними велась ожесточенная борьба, то в данном случае основными причинами возникновениями права являлись такие, как политические, социальные, экономические и духовные.
Некоторые ученые смогли четко сформулировать причины возникновения права. Во-первых, необходимо было установить и поддерживать единый порядок в обществе, во-вторых, необходимость смягчить противоречия между различными классами, в-третьих, оформление товара – денежных отношений[16].
Можно сказать, что право способ социального регулирования общественных отношений и с появлением государственности является необходимым условием существования самого общества. Но все же необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при их взаимном влиянии друг на друга. Так, например, на Востоке велика роль традиций и право возникает и развивается под воздействие религии и нравственности, а основными источниками права становятся религиозные положения (поучения) – Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских же странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право[17].