Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 314
Скачиваний: 4
Но говоря о происхождении права, стоит отметить, что существует два вида права. Право естественное и право позитивное. Естественное право можно назвать правом в обще социальном смысле. Естественное право возникает естественным путем, в процессе общения людей друг с другом. Можно сказать, что это свобода определенного поведения людей, которая закрепляется в обычаях. Позитивное право принято понимать как право в юридическом смысле. Это правила (нормы) поведения людей, которые установлены или санкционированы государством[18].
Следует отметить, что исторически первым возникает естественное право, которое выражается и закрепляется в нормах поведения первобытного общества. Этими нормами являлись первобытные обычаи, которые складывались в процессе общения между людьми, затем нередко принимая форму ритуалов и обрядов, переходили из поколения в поколение.
Но первобытные обычаи едва ли можно назвать правом, так как в них находили свое выражение и первобытная религия, и первобытная мораль. Многие современные исследователи называют их мононормами, поскольку в первобытных обычаях в единстве выражены религиозные и нравственные (моральные) начала[19].
Позитивное же право возникает непосредственно с возникновением государства. Позитивное право обеспечивается государством, государственным принуждением и оно уже четко разграничивает юридические права и обязанности. Ученые выделяют три основных способа возникновения позитивного права – санкционирование обычаев, создание юридических прецедентов и установление нормативных правовых актов.
Санкционирование обычаев – наиболее ранний способ возникновения позитивного права. Со временем правовые обычаи начали подвергаться систематизации и обретать письменную форму. Так возникли первые источники позитивного права[20].
Создание юридических прецедентов – тоже довольно ранний способ возникновения позитивного права; выносимые на основе правовых обычаев судебные решения постепенно становились образцами для решения аналогичных дел[21].
Установление нормативных правовых актов считается более поздним способом возникновения позитивного права. Он выражается в издании государственными органами нормативных правовых актов, в которых содержаться юридические нормы – правила поведения исходящие непосредственно от государства.
Таким образом, можно сказать, что процесс возникновения права шел параллельно процессу возникновения государства. У разных народов и в разное время образование права имело свои особенности.
1.3. Закономерности возникновения права
В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Особую роль она сыграла в возникновении права у народов, где в производящем хозяйстве доминировали скотоводство и земледелие. Так, естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца (Месопотамия, Передняя Азия, Индия, Древний Египет, Горное Перу)[22].
Возникновение культа высшего божества содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы, носители новой религии, выработали представления о временах года, воплотившиеся в древних агрокалендарях, устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных и ирригационных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной верхушки и бюрократии[23].
В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было неразвитым, а полевые работы оставались делом сельской общины, календари природы и поклонение Солнцу не получили столь явного «огосударствления»[24].
С развитием неравенства в обществе мононормы, традиции, обычаи уже не могли урегулировать всё возрастающие общественные конфликты. Тогда государство начинает гарантировать их, таким образом, формируется правовой обычай. Одним из источников права были обычаи, сложившиеся в период формирования древних цивилизаций и освящаемые религией, и охраняемые государством. Среди них все большее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших[25].
В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писаных законов («законы ХII таблиц», «варварские правды», «законы Хаммурапи», «Русская правда» и др.). Но со временем, и они перестают успевать за изменениями в обществе, тогда государство формирует новые формы: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры. А это уже организованная система права. И, как видно из выше изложенного, государство явилось купелью права[26].
Возникающее право опиралось на принудительную силу государства, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи.
Установлению единого правового порядка у некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны.
Государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся межгосударственных союзов, установления таможенных правил и т.п. Начинается формирование зачатков международного права[27].
Некоторые учёные не останавливаются на достигнутом, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права:
-необходимость установления единого порядка;
-необходимость его поддержания;
-оформление товарно-денежных отношений;
-смягчение противоречий между различными слоями общества;
-оформление товарно-денежных отношений.
Появление права во многом связано с отделением индивида от коллектива, с осознанием им своей обособленности, свободы. Право по сути своей выражает меру свободы и ответственности в обществе. У индивидов, обладающих частной собственностью, появляется не только сознание собственной независимости от членов рода, но и притязания к другим индивидам, связанные с желанием максимально полно реализовывать свои возможности в своих интересах[28].
На определенном этапе человек перестает быть неотъемлемой частью общины, племени, он становится более или менее независимым индивидом, частные (собственные) интересы которого могут уже не совпадать с интересами общества в целом. В этой ситуации неопределенные и немногочисленные нормы родовой организации уже не могут справляться с функцией упорядочения отношений в обществе.
Обычаи архаичны, они не способны решить многие коллизии развивающегося общества. К тому же лица-обладатели частной собственности стремятся к установлению определенных правил, которые защитили бы их права и интересы. Все эти вопросы и должно решать право как особая система формализованных общеобязательных норм, которые бы поддерживались от нарушений достаточно действенными средствами принуждения[29].
Одним из источников права были обычаи, сложившиеся в период формирования древних цивилизаций и освящаемые религией, и охраняемые государством (обычное право или правовой обычай). Среди них все большее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писаных законов[30].
Большую роль в формировании права сыграли судебные органы. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Постепенно возникает прецедентное право, т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму[31].
С развитием письменности появляются и первые писанные законы. Становление государства требовало все более прочного закрепления правовых норм, придания им высокой степени формальной определенности. Возникающее право опиралось на принудительную силу государства, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи.
Формирующееся право преследовало двоякую цель: с одной стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой - установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможно нормальное функционирование общества[32].
Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов[33].
Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:
1. Возникновение права произошло по каким-либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;
2. Право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.
3. Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.
Таким образом, необходимо отметить, что и у права и у государства были одинаковые условия и причины возникновения. Другое дело их последовательность, первоочередность и обусловленность. При всем этом процессы формирования права и государства проходили параллельно.
2. Теории возникновения права
2.1. Право в раннеклассовых обществах
Многие законы раннеклассового общества, которые до нас донесла история, выражали лишь идеалы устройства первых государств, социальные обязательства царей, социальную критику, а вовсе не ту практику, которая действительно складывалась во всех сторонах жизни этих первых политически образованных обществах. Свидетельство тому – судебные и иные письменные источники, прочитанные историками[34].
Попытки ограничить богатство, ростовщичество, закрепить справедливые цены – к этому подчас сводились прогрессивные реформы царей раннеклассовых государств. Подобные попытки, однако, подрывались товарным производством, распространением денежных систем, которые развивались в этих обществах. Именно такая характеристика законов Хаммурапи, Ману и некоторых других соответствует новым историческим знаниям[35].
Появление «прогрессивных» законов уже на самых первых этапах правового развития объясняется тем, что борьба народных масс временами тормозила процесс правообразования, направленный на усиление эксплуатации. Такая борьба и находила отражение в древнейших юридических актах (законы Хаммурапи, реформы Солона, законы XII таблиц). Именно в этой связи в некоторых западных политико-антропологических работах и делается вывод о преимущественно организаторской роли раннего государства, о «взаимной эксплуатации» работников и управителей, о понимании раннего права как системы регулирования, одной из функций которой было установление правды и справедливости, социального мира[36].
Однако такой подход был бы также идеализацией и преувеличением некоторых реальных процессов правообразования, поскольку право уже на самых первых этапах своего возникновения наряду с выполнением общесоциальных функций выступало и в роли нормативно-классового регулятора, т.е. регулирования общественных отношений с позиций господствующего класса[37].
Процедуры как формы обеспечения и осуществления правил поведения в раннеклассовых обществах также приобретают качественно новый характер. Прежде всего, формируются новые способы социального контроля за выполнением норм раннеклассового общества. И если раньше таким контролером выступали общество в целом, группы, общественные лидеры, то теперь это – специально назначенные должностные лица (например, учетчики выхода на работу и организации труда общинников-земледельцев), специально созданные социальные институты – полиция, армия. Для разрешения споров создается и специальный государственный орган – суд. Он же используется для поддержания законов, наказания их нарушителей.
Появляются и люди, профессией которых становится удостоверение тех или иных соглашений, доверенностей и иных процедурных документов. Отныне государство вмешивается в экономический оборот, договорные отношения. Тем самым процедурная сторона регулятивной системы раннеклассового общества приобретает все более формализованный институциональный характер. В то же время в раннеклассовых обществах действуют и обычаи, перерастая затем в обычное право – если эти обычаи начинает признавать и защищать аппарат государства, в том числе суды[38].