Файл: Проблемы оптимального использования рабочего времени. Принципы Парето и Эйзенхауэра ( Научно-теоретические основы эффективного использования рабочего времени ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.Научно-теоретические основы эффективного использования рабочего времени
1.1.Анализ международно-правового регулирования института рабочего времени в трудовом праве
1.2.Эффективность использования рабочего времени персонала
1.3. Принципы Парето и Эйзенхаура
Используя закон Парето и принцип Эйзенхауэра в технике личной работы, составляя план на день и контролируя его выполнение в течение дня, руководитель не должен забывать в конце дня подвести итог, как советует Лотар Зайверт, методом "5 пальцев".
2.Методическое обеспечение анализа трудовых ресурсов
2.1.Анализ эффективности использования рабочего времени в Министерстве сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края
Быстро меняющиеся социально-экономические условия современного мира ставят перед органами государственной власти новые цели и задачи, несопоставимые по своим масштабам, сложности, комплексности с задачами государства десять – пятнадцать лет назад. Для того чтобы дать достойный ответ на этот «вызов», субъекты государственного управления вынуждены не только пересматривать привычные, традиционные методы управления, но и постоянно повышать эффективность своей деятельности. Одним из важнейших приоритетов государственной политики является повышение эффективности деятельности государственных гражданских служащих. Решить эту задачу можно с применением технологий тайм-менеджмента. Под тайм-менеджментом в деятельности государственных служащих мы понимаем комплексную систему управления индивидуальной деятельностью государственных служащих, включающую структурирование, планирование, организацию времени выполнения задач и распределения ресурсов с использованием программы с целью повышения эффективности работы как отдельных структурных подразделений, так и органов государственного управления в целом.
Необходимость применения технологий тайм-менеджмента в деятельности государственных и муниципальных служащих во многом обусловлена её спецификой:
1. У государственного служащего в среднем больше руководителей, чем у сотрудника бизнес-организации, и эти руководители нередко более директивны в своем планировании. Поэтому чиновника могут вызывать одновременно на несколько совещаний, сбивая ему спланированный рабочий график.
2. Государственные органы генерируют значительное количество лишних документов, бессмысленных совещаний и ненужных отчетов.
3. Любое поручение ставится на контроль, обычно в системах электронного документооборота (СЭД). Крайне важно не только исполнить задачу, но и своевременно об этом отчитаться соответствующим документом: официальным письмом, служебной запиской и т. п. Многие эксперты считают, что «управление по поручениям» – это серьезная проблема органов государственной власти в России. Вместо размеренной и качественной реализации своего функционала государственный служащий вынужден «отрабатывать» поручения, которые нередко носят стихийный, бессистемный характер[10].
4. Значительную часть рабочего дня многих государственных служащих, в особенности руководителей, занимает участие в совещаниях.
5. В ряде структурных подразделений на подчиненных возлагаются большие полномочия и ответственность за принятие решений. Многие поручения требуют от него самостоятельного планирования своей работы, умения расставлять приоритеты, без обращения к руководителю в условиях ограниченности времени. С целью выявления основных причин, препятствующих эффективному использованию времени, и поиском ключевых «точек роста» – направлений и сфер деятельности, в области которых нужно внедрять технологии тайм-менеджмента для повышения результативности, авторами работы было проведено социологическое исследование в министерстве сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края.
Исследование проводилось по двум направлениям.
1. Опрос в форме личной встречи или телефонного интервью. В опросе приняли участие 76 человек (из 84 человек) – 14 руководителей среднего звена и 62 специалиста.
2. Фотография рабочего дня сотрудников отдела развития сельских территорий.
Опрос был направлен на исследование различных сторон временной организации деятельности сотрудников. В его результате было установлено, что использование своих возможностей и умение распоряжаться своим временем сотрудниками министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края можно оценить только на оценку «удовлетворительно». В основном это объясняется некачественной работой техники; чрезмерной загрузкой, нехваткой сотрудников, что особенно остро чувствуется в период отпусков; частыми перерывами на чаепитие и отдых.
Среди причин потерь рабочего времени сотрудниками анализируемого ведомства можно назвать следующие: попытка решить одновременно несколько проблем; телефонные разговоры на отвлекающие темы мешают снова сосредоточиться на вопросе; необходимость частого «переключения» с одного вида деятельности на другой; невозможность сказать «нет» тем, кто обращается по разным вопросам; откладывание на последний момент сложных или неприятных поручений; в итоге эти дела делаются в авральном режиме, в состоянии стресса и др. Устранить причины потерь рабочего времени, высвободить резервы повышения эффективности профессиональной деятельности можно с помощью правильного планирования рабочего дня и оптимального распределения нагрузки. Важно также учиться расставлять приоритеты, составлять перечень наиболее важных и срочных дел. Изменить ситуацию в данном случае можно с помощью внедрения технологии тайм-менеджмента в органы исполнительной власти. Одной из современных технологий, доказавшей свою эффективность в Правительстве Хабаровского края, является цифровая программа « Zimbra Collaboration Suite» (далее – Zimbra).
Применение данной системы направлено на повышение эффективности использования индивидуального рабочего времени, сокращение количества сверхурочного времени работы с одновременным повышением качества результатов сотрудников органов исполнительной власти (далее – ОИВ). Данной системой предусмотрено поквартальное, ежемесячное, недельное и ежедневное планирование. Особое внимание сотрудникам органов государственной власти следует уделять недельному и ежедневному планированию. Технология планирования дня состоит в последовательном выполнении 5 основных шагов:
1. Создание обзора всех дел. При получении сотрудником вновь поступившей задачи через систему электронного документооборота, ее необходимо зафиксировать (в зависимости от вида – жесткая или гибкая) в разделе «Календарь» либо в подразделе «Список дел» в Zimbra. Чтобы создать обзор всех дел на день, необходимо просмотреть категорию «1-Неделя» и перенести в категорию «1-День» все задачи, которые нужно выполнить в данный день. Присвоить категорию «1-День» можно, нажав кнопку «Выбрать категорию» на панели инструментов справа и поставив соответствующую цветовую метку (дополнительно к существующим контекстам).
2. Расстановка приоритетов. Приоритет присваивается каждой задаче в категории «1- День» и в разделе «Календарь». Для этого требуется открыть окно задачи и в поле «Тема» перед формулировкой задачи проставить букву, определяющую уровень приоритета с двоеточием. Например, имеется следующая формулировка задачи «Портал: Петров: обсудить расписание мероприятий». После присвоения высокого приоритета формулировка будет выглядеть: «А: Портал: Петров: согласовать расписание мероприятий». Подобное именование позволяет с первого взгляда понять, к какому приоритету относится данная задача.
3. Оценка продолжительности выполнения задачи. Подобная оценка позволяет понять, насколько реально выполнение всего запланированного на данный день объема работ, а также выделить крупные и мелкие задачи. Продолжительность определяется на основе прошлого опыта выполнения задач подобного типа либо методом экспертной оценки. При определении длительности необходимо указывать минимальное, но достаточное время для выполнения задачи. В подразделе «Список дел» в категории «1-День» продолжительность можно обозначить, нажав в окне выбранной задачи на панели инструментов кнопку «Подробно» и заполнив поле «Объем работ».
4. Формирование плана в календаре. При формировании плана в разделе «Календарь» вносятся жесткие задачи (встречи, совещания и т.п.) с учетом продолжительности и отмечаются синим цветом. Также резервируется время на выполнение гибких задач из категории «1-День» с высоким приоритетом. Резервы – запасы по срокам и ресурсам, закладываемые при планировании. Чем выше непредсказуемость ситуации и ниже вероятность осуществления первоначального плана, тем больше должны быть резервы, закладываемые в план.
5. Планирование неприоритетных дел, перерывов. Список задач в категории «1-День» просматривается в течение дня несколько раз по окончании выполнения каждого крупного дела с целью структурирования внимания и возможности выбора задачи при наличии резерва времени. Согласно исследованиям Центра кадрового аудита, использование программы, подобной Zimbra, влияет на эффективность использования рабочего времени госслужащими следующим образом: при работе с документами затраты времени уменьшаются на 34%, при телефонных разговорах – на 18%, при участии в совещаниях и подготовке к ним – на 11%, при заполнении отчётов – на 15%, при разработке нормативно-правовых актов – на 12%[11]. На основании данных исследований можно рассчитать эффект, который будет достигнут после внедрения программы Zimbra в деятельности министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края (таблица 1).
Таблица 1 – Оценка эффективности внедрения программы Zimbra в деятельность министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края
Список дел |
Затраты времени в неделю (до внедрения ТМ), ч |
Затраты времени в неделю (после внедрения ТМ), % |
Затраты времени в неделю (после внедрения ТМ), ч |
Разница, ч |
Работа с документами (распечатка, формирование архива) |
4,1 |
0,66 |
2,706 |
1,394 |
Телефонные разговоры |
4 |
0,82 |
3,28 |
0,72 |
Прием граждан для консультаций |
3,5 |
0,82 |
2,87 |
0,63 |
Подготовка ответов на запросы ОИВ, обращения граждан |
4,2 |
0,66 |
2,772 |
1,428 |
Организация совещаний |
3,8 |
0,89 |
3,382 |
0,418 |
Присутствие на совещании |
5,9 |
0,89 |
5,251 |
0,649 |
Заполнение отчетов |
2 |
0,85 |
1,7 |
0,3 |
Разработка НПА, касающихся работы отдела |
1,9 |
0,88 |
1,672 |
0,228 |
Подготовка докладов на совещания, семинары |
3 |
0,89 |
2,67 |
0,33 |
Сбор информации для свода от структурных подразделений, ОИВ, муниципальных образований |
4,6 |
0,85 |
3,91 |
0,69 |
Согласование документов с руководителями, структурными подразделениями |
11,4 |
0,66 |
7,524 |
3,876 |
Использование технологий ТМ |
0 |
- |
1 |
-1 |
Из таблицы 1 видно, что фактически сотрудники министерства работают больше, чем определено законодательством (48 ч. вместо 40 ч.). Значительную часть времени съедает работа с документами и их согласование с другими подразделениями. Расчетная экономия временных затрат после внедрения программы Zimbra в деятельность министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края составит 9,7 ч. в неделю или 20 %. Кроме того, внедрение компьютерной программы дополнительно мотивирует сотрудника, служащий имеет возможность не задерживаться на работе и решать порученные вопросы в срок.
2.2.Управление рабочим временем как фактор повышения эффективности деятельности персонала организации
При изучении трудовых ресурсов, корректировании норм труда возникает необходимость установки затрат рабочего времени, которое является необходимым и должно регламентироваться и включаться в норму, а также времени считающегося нерациональным и излишним. Для этого рабочее время подразделяется на несколько категорий по выделенным признакам Рабочее время это продолжительность, установленная в законном порядке, рабочего дня и рабочей недели. В классических условиях труда оно составляет 8 ч в день или сорокачасовую рабочую неделю неделе с двумя, реже с одним, выходными днями.
Также под рабочим временем понимается период времени, в течение которого работник находится на предприятии или фирме в связи с выполняемой им работой. Для исполнителя рабочее время подразделяется на непосредственно время работы, в течение которого исполнитель занимается выполнением своих непосредственным обязанностей, выполняя предусмотренную или не предусмотренную производственным заданием деятельность, а также время перерывов и время перерывов в работе, в течении которого исполнитель не выполняет свои функции по тем, или иным причинам.
Время непосредственной работы исполнителя включает в себя следующие категории рабочего времени:
1) подготовительно-заключительное время;
2) оперативное время;
3) основное время;
4) вспомогательное время;