Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 1070
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования процесса креативности в психологии
1.1. Сущность понятия «креативность»
1.2. Основные подходы к изучению креативности
1.3. Креативность и воображение
Глава 2. Сравнительный анализ методик диагностики процесса креативности
2.1. Характеристика методик диагностики креативности и гипотезы
2.2. Результаты сравнения методик диагностики процессов креативности
Воображение является психическим процессом, а креативность — это общая способность, которая развивается в личности и является общественно значимой составляющей.
Выводы по первой главе:
1. Креативность – это творческие возможности человека, которые проявляются в мышлении, чувствах, общении и деятельности.
2. На сегодняшний день термин креативность не имеет единого понятия. Все понятия складываются из собственного видения объекта изучения автора.
3. Креативность – это уникальная способность творческого мышления человека, которая смогла привлечь к себе внимание многих авторов и изучается по сей день.
4. Понятия креативность и воображение разные. Они различаются по своему проявлению, воображение неотделимо от памяти и мышления, тогда как креативность складывается из творческой одаренности и продуктивности. Воображение – психический процесс, а креативность – характеристика процесса и способность личности.
Глава 2. Сравнительный анализ методик диагностики процесса креативности
2.1. Характеристика методик диагностики креативности и гипотезы
Ход исследования представленной курсовой работы:
- Изучен теоретический материал (глава 1)
- Выдвинута гипотеза
- Подобраны методики
- Проведено исследование
- Произведена первичная обработка полученных результатов (глава 2, параграф 2)
- Проведен статистический анализ полученных результатов (глава 2, параграф 2)
- Полученные результаты оформлены в таблицы
- Совершены описание и интерпретация полученных данных (глава 2, параграф 2)
Объект исследования - креативность
Предмет исследования – методики диагностики креативности
Цель исследования – провести анализ методик диагностики креативности.
Гипотеза исследования: Методики по изучению процессов креативности не являются взаимозаменяемыми.
В нашем исследовании мы выбрали студентов для изучения методик креативности. Исследование проводилось в одном из Московских высших учебных заведений. Были выбраны обучающиеся 2-ого курса, количество испытуемых – 37 человек: 22 девушки и 15 юношей.
Данные были обработаны в программе IBM SPSS 22.
В качестве диагностического инструментария использовались: Тест «Креативность» (Автор Н.Вишнякова) и методика диагностики креативности П. Торренса.
Используемые методики в отличии от других имеют преимущества (таблица 2):
- сравнение двух образов креативности «Я - реальный» и «Я - идеальный» в тесте «Креативность» позволяет определять креативный резерв и творческий потенциал личности;
- имеется стимульный материал;
- методики можно использовать для юношеского возраста.
Тест «Креативность». Автор Н.Вишнякова.
Позволяет выявить уровень творческих склонностей личности и построить психологический креативный профиль, рефлексируя креативный компонент образа «Я - реальный» и представление об образе «Я-идеальный». Сравнение двух образов креативности «Яреальный» и «Я-идеальный» позволяет определять креативный резерв и творческий потенциал личности.
Инструкция. Испытуемому предлагается самостоятельно оценить свои личностные качества, отвечая на вопросы теста. От него требуется внимательно читать вопросы. При положительном ответе на вопрос поставить знак «+», при отрицательном поставить знак «-» в графу «Я-реальный» и «Я-идеальный».
Тест включает себя 80 вопросов и исследует показатели:
- творческое мышление,
- любознательность,
- оригинальность,
- воображение,
- интуиция,
- эмоциональность, эмпатия,
- чувство юмора,
- творческое отношение к профессии.
Шкала измерения – интервальная.
Методика диагностики креативности П. Торренса (незаконченные фигуры). Автор П. Торренс. Первое издание теста вышло в 1966-ом году. Переработанные издания появились в 1974-ом году, а затем — в 1983-ом году.
Адаптация выполнена в ходе многолетних исследований под руководством Е. Е. Туник на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства.[19]
Тест диагностирует креативные способности, которые очевидно проявляются в признанной творческой продукции.
Инструкция. Испытуемому предлагается стимульный материал (незаконченные фигуры). Необходимо дорисовать незаконченные фигуры, чтобы получить интересные предметы и картинки. Стараться каждый раз придумывать такую картинку, которую никто другой придумать не сможет. Делать картинку подробнее и интереснее, добавляя к ней детали. На выполнение задание отводится 10 минут. Испытуемому желательно работать быстро, но без спешки.
Методика предлагает 10 незаконченных фигур и включает себя показатели:
- беглости,
- гибкости,
- оригинальности,
- разработанности.
Шкала измерения – интервальная.
2.2. Результаты сравнения методик диагностики процессов креативности
Изначально на всей выборке была проведена первичная статистическая обработка данных по методикам диагностики креативности, которая представлена в таблице 3.
Таблица 3
Первичный статистический анализ
Показатели (критерии оценки) |
Среднее арифметическое |
Стандартное отклонение |
Мода |
Медиана |
Возраст |
20,1 |
2,2 |
19 |
20 |
Вербальный тест Торренса |
||||
1.Оригинальность |
7,9 |
3,4 |
8 |
8 |
2.Беглость |
8,7 |
1,8 |
10 |
10 |
3.Разработанность |
9,7 |
4,3 |
9 |
9 |
4.Гибкость |
7,9 |
1,9 |
8 |
8 |
Тест «Креативность» (Автор Вишнякова Н.) |
||||
1. Творческое мышление (Я-Реальный) |
5,7 |
1,6 |
7 |
6 |
Творческое мышление (Я-Идеальный) |
6,5 |
2,0 |
8 |
7 |
2. Любознательность (Я-Реальный) |
5,3 |
1,8 |
4 |
6 |
Любознательность (Я-Идеальный) |
5,1 |
1,9 |
7 |
5 |
3. Оригинальность (Я-Реальный) |
5,5 |
1,8 |
6 |
6 |
Оригинальность (Я-Идеальный) |
6,0 |
1,7 |
7 |
6 |
4. Воображение (Я-Реальный) |
4,9 |
1,9 |
6 |
5 |
Воображение (Я-Идеальный) |
5,3 |
1,3 |
5 |
5 |
5. Интуиция (Я-Реальный) |
6,8 |
1,8 |
8 |
7 |
Интуиция (Я-Идеальный) |
6,0 |
1,8 |
7 |
6 |
6. Эмоциональность (Я-Реальный) |
5,2 |
1,7 |
6 |
6 |
Эмоциональность (Я-Идеальный) |
4,6 |
1,6 |
4 |
4 |
7. Чувство юмора (Я-Реальный) |
5,2 |
2,3 |
6 |
6 |
Чувство юмора (Я-Идеальный) |
6,1 |
2,2 |
8 |
6 |
8. Творческое отношение к профессии (Я-Реальный) |
4,9 |
1,7 |
6 |
5 |
Творческое отношение к профессии (Я-Идеальный) |
5,6 |
2,0 |
6 |
6 |
Между методиками по всей выборке была проведена ранговая корреляция Спирмена, которая направлена на выявление взаимосвязи между показателями используемых методик (таблица 4).
Таблица 4
Значимые взаимосвязи показателей между методиками диагностики креативности
Показатели (критерии оценки) |
Верб. тест Торренса |
Беглость |
Тест «Креативность» |
||
Оригинальность (О) (Я-Реальный) |
,394* |
|
Любознательность (Л) (Я-Реальный) |
rs =0,325 (p≤0,05)* rs =0, 418(p≤0,01)**
При анализе было выявлено, что обнаруживается только одна взаимосвязь между показателями двух методик на уровне значимости (p≤0,05). Положительная взаимосвязь обнаружилась у показателей беглости вербального теста Торренса и оригинальности теста «Креативность». Если значение одного показателя переменной возрастает, то значения другой имеет тенденцию к возрастанию. Богатство и своеобразие воображения зависит от его плодотворности.
Для того чтобы выявить гендерные различия между выборками испытуемых по показателям проведенных тестов, мы использовали U-критерий Манна-Уитни.
Как мы можем видеть из таблицы 5, гендерные различия достигают статистической значимости только по 4 показателям проведенных методик.
Таблица 5
Различия между группами юношей и девушек по показателям проведенных тестов
Показатели (критерии оценки) |
Сумма рангов группы юношей (1) |
Сумма рангов группы девушек (2) |
Критерий Манна -Уитни Uэмп |
Вербальный тест Торренса |
|||
1.Оригинальность |
80 |
125 |
148 |
2.Беглость |
80 |
128 |
148,5 |
3.Разработанность |
70 |
133 |
103* |
4.Гибкость |
80 |
129 |
143 |
Тест «Креативность» |
|||
1. Творческое мышление (Я-Реальный) |
82 |
129 |
143 |
Творческое мышление (Я-Идеальный) |
86 |
153 |
110* |
2. Любознательность (Я-Реальный) |
83 |
113 |
150 |
Любознательность (Я-Идеальный) |
77 |
113 |
151 |
3. Оригинальность (Я-Реальный) |
86 |
116 |
141,5 |
Оригинальность (Я-Идеальный) |
85 |
138 |
143,5 |
4. Воображение (Я-Реальный) |
79 |
101 |
134,5 |
Воображение (Я-Идеальный) |
77 |
120 |
139,5 |
5. Интуиция (Я-Реальный) |
97 |
153 |
139,5 |
Интуиция (Я-Идеальный) |
82 |
141 |
106* |
6. Эмоциональность (Я-Реальный) |
72 |
122 |
121 |
Эмоциональность (Я-Идеальный) |
68 |
102 |
155 |
7. Чувство юмора (Я-Реальный) |
93 |
100 |
99,5* |
Чувство юмора (Я-Идеальный) |
90 |
137 |
157,5 |
8. Творческое отношение к профессии (Я-Реальный) |
69 |
111 |
142,5 |
Творческое отношение к профессии (Я-Идеальный) |
73 |
135 |
110,5* |
**Uкр ≤ 89 (p≤0.01), *Uкр ≤ 111 (p≤0.05)
По вербальному тесту Торренса по показателю разработанности (p≤0.05) выявлены различия в сторону 2 группы, т.е. девочек. Это свидетельствует о том, что девушки проявляют большое внимание к деталям. Это может проявляться как на рисунках, так и в одежде (аксессуары).
По методике «Креативность» по показателям творческого мышления(идеальный), чувства юмора(реальный), творческого отношения к профессии(идеальный) и интуиция(идеальный) (p≤0.05) выявлены различия к 2 группе, т.е. девочек. Это свидетельствует о стремлении девушек к более творческому мышлению, хорошей самооценке своих реальных юмористических способностей, склонности выбирать творческое направление в своей будущей профессии и желании иметь хорошую интуицию.
В таблице 6, которая приведена ниже, показаны результаты значимых взаимосвязей методик среди юношей и отображены те взаимосвязи, которые достигли значимого уровня.
Таблица 6
Значимые взаимосвязи показателей методик диагностики креативности среди юношей
Показатели (критерии оценки) |
Верб. тест Торренса |
Оригинальность |
Беглость |
Гибкость |
Тест «Креативность» |
||||
Оригинальность (О) (Я-Реальный) |
,564* |
|||
Оригинальность (О) (Я-Идеальный) |
||||
Чувство юмора (Ю) (Я-Реальный) |
-0,576* |
|||
Чувство юмора (Ю) (Я-Идеальный) |
,535* |
|||
Творческое отношение к профессии (П) (Я-Реальный) |
||||
Творческое отношение к профессии (П) (Я-Идеальный) |
,524* |
rs =0,514 (p≤0,05)* rs =0, 641 (p≤0,01)**
При анализе было выявлено 4 взаимосвязи показателей двух методик на уровне значимости (p≤0,05). Взаимосвязь у юношей между собой имеют показатели оригинальность, чувство юмора (я-идеальный) и творческое отношение к профессии (я-идеальный) теста «Креативность» с показателем оригинальности вербального теста Торренса. Обратную взаимосвязь у юношей между собой имеют показатели чувства юмора тест «Креативность» и гибкости вербальный тест Торренса. Это можно обозначить как то, что чем выше уровень чувства юмора, тем меньше способность молодого человека переходить от одной стратегии к другой, и наоборот. Еще можно сделать вывод: юноши хотят обладать более нестандартным чувством юмора и креативным мышлением в процессе работы, не действовать по указанному шаблону. Важно отметить, в случае с юношами оригинальность двух методик связана между собой.