Файл: Анализ методик диагностики креативности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1069

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема диагностики креативности продолжает оставаться одним из самых животрепещущих вопросов в психологии в наше время.

Во многом обострение проблемы оценки уровня креативности объясняется тем, что на сегодняшний день вырос спрос на специалистов, способных к творческой деятельности и неординарному мышлению. На данный момент, в современном мире пристальный интерес исследователей сместился от такого типа людей как ученый, осмотрительный, точный и критически мыслящий, к такому типу личности как изобретательный, нестандартный, оригинальный и остроумный, а способность к творчеству, долгое время считавшаяся необходимой в основном для создания произведений искусства, все больше и больше признается основой не только научных, но и любых достижений.[1]

Диагностика креативности - одна из слабо разработанных областей психодиагностики, что связано со сложностью исследуемого феномена. Ученые пришли к выводу, что творческие способности не являются тождественными способностям к обучению и редко отражаются в тестах, направленных на определение IQ. Важно отметить, что методики диагностики креативности предназначены в первую очередь для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.

В результате множества экспериментальных исследований, проведенных учеными, среди способностей личности была выделена способность особого рода - порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации, что и была названа креативностью.

Креативность — это область исследований, которая до сих пор остается самой важной и дискуссионной. Креативность составляет центральное звено деятельности любого человека, когда он пытается решить новые проблемы или должен гибко подстраиваться к изменениям окружающей среды. Все больше и больше растет потребность в развитии творческих способностей людей чтобы с их помощью найти ответы на любые вопросы, которые ставит наша эпоха.

Объект – креативность.

Предмет – методики диагностики креативности.

Цель – провести анализ методик диагностики креативности.

Задачи работы:

  1. Проанализировать теоретические основы исследования процесса креативности в психологии.
  2. Рассмотреть основные подходы авторов к изучению креативности.
  3. Установить отношение между воображением и креативностью
  4. Провести сравнительный анализ методик диагностики креативности.
  5. Описать результаты сравнения методов диагностики креативности.

Теоретической основой исследования курсовой работы являются работы как отечественных, так и зарубежных авторов, которые посвятили их изучению понятия креативности, видам, особенностям и подходам. Креативность рассматривали Е.Е.Туник, П.Торренс, Н.Вишнякова, В.Н.Дружинин, Е.П.Ильин и др.

Гипотеза исследования: Методики по изучению процессов креативности не являются взаимозаменяемыми.

Методологической основой исследования выступили три группы методов: теоретические методы, методы психодиагностики и методы статистической обработки данных.

Был проведен теоретический анализ объекта исследования курсовой работы. Составление библиографии; конспектирование и цитирование выражений или данных, содержащихся в литературном источнике.

В качестве методик психодиагностического исследования были задействованы: вербальный тест П.Торренса и тест «креативность» Н.Вишняковой.

Для статистической обработки полученных данных использовалась программа IBM SPSS 22. Проведен групповой анализ при помощи непараметрического критерия Манна-Уитни для двух несвязанных выборок и корреляционный анализ – метод ранговой корреляции Спирмена.

Практическое значение исследования заключается в том, что по результатам проведенного исследования станет понятно можно ли взаимозаменять выбранные методики и существует ли разница между процессом креативности у групп молодых парней и девушек.

Курсовая работа состоит из: введения, 2 глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и 2 приложений, включает в себя 2 таблицы.

Глава 1. Теоретические основы исследования процесса креативности в психологии

1.1. Сущность понятия «креативность»

Креативность — это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.[2] Впервые понятие «креативность» использовал Д. Симпсон, обозначая способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. [3] Но начала приобретать популярность «креативность» после выхода работ Дж.Гилфорда, который изучал зависимость креативности от интеллектуальных способностей. Он указал на различия двух типов мыслительных операций: конвергенции и дивергенции.


Дивергентное мышление связано с порождением множества решений на основе однозначных данных и, по предположению Гилфорда, является основанием творчества. Конвергентное мышление связано с нахождением единственно правильного решения задачи при наличии многих условий. Автор отождествил способность к конвергентному мышлению с интеллектом, измеряемым тестами IQ.[4]

На данный момент накоплено большое количество материала по изучению креативности, но единой теории до сих пор не существует, как одинакового ее определения и всеми признанных методик, диагностирующих данную способность.

На сегодняшний день существует множество различных понятий термина «креативность». И в большинстве из них присутствует тенденция к сведению сущности понятия к обеспечению новизны и уникальности, которые получаются в результате творческой деятельности. Дж. Перри-Смит и К. Шэлли дают определение креативности следующим образом: «Люди могут быть творческими в своей деятельности благодаря генерированию новых способов выполнения своей работы, придумыванию новых процедур или инновационных идей, или благодаря использованию уже известных подходов в новых условиях... Мы даем следующее рабочее определение креативности на индивидуальном уровне: это подход к деятельности (работе), который ведет к генерированию новых и соответствующих идей, процессов и решений». Можно заметить, что это определение входит в число тех, где авторы ориентируются на «результативную» составляющую творческого процесса. Но не стоит забывать, что у процесса креативности существует не только результативная, но и процессуальная сторона. Многие авторы в своем понимании сущности понятия креативности как раз делают акцент на ее процессуальной стороне. Так, Е. Торренс приравнивает креативность к творческому мышлению, считая, что она связана прежде всего с процессом решения проблем и включает в себя шесть составляющих. (рис. 1)

Рис. 1. Составляющие креативности (П.Торренс)

«Процессуальные» определения креативности, даваемые некоторыми другими авторами, акцентируются на активности человека в направлении раскрытия и реализации его творческого потенциала. В рамках такого понимания «творческость понимается как личностная характеристика, но не как тот или иной набор личностных черт, а как реализация человеком собственной индивидуальности. Человеческая индивидуальность неповторима и уникальна, поэтому реализация индивидуальности — это и есть творческий акт (внесение в мир нового, ранее не существовавшего). Характеристики творческости, с нашей точки зрения, не предметны (в смысле наличия продукта — материального или идеального), а процессуальны, так как творческость рассматривается как процесс выявления собственной индивидуальности». Указанное определение перекликается с определением креативности, данным А.В. Либиным. Он рассматривает феномен креативности как особую форму самовыражения, связанную «с конструктивной тенденцией в развитии личности и активностью, направленной на созидание, а не разрушение».[5]


Р. Мэйер составил пять основных вопросов, на которые необходимо ответить, чтобы полностью понять термин «креативность»:

  • чем на самом деле является креативность: свойством личности, продукта или процесса?
  • креативность — это социальный или личностный феномен?
  • какой характеристикой своих носителей (людей, процессов, продуктов) она является: особенной или общей?
  • является ли креативность общим феноменом для всех сфер жизни человека или она имеет особые виды в каждой из них?
  • она представляет собой качественную или количественную категорию?

С. И. Макшанов и Н. Ю. Хрящева определяют креативность как способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта. Н. Ю. Хрящева отмечает, что креативность проявляется в богатом воображении, чувстве юмора, приверженности высоким эстетическим ценностям, умении детализировать образы проблемы. Существенными условиями актуализации этой способности являются самообладание и уверенность в себе. Отмечается и способность к нестандартному поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.[6]

Самая молодая концепция, предложенная Р. Стернбергом и Д. Лавертом, «теория инвестирования» определяет креативным такого человека, который стремится и способен покупать идеи по низкой цене и продавать по высокой. Креативность, по мнению Р. Стернберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Проявление креативности невозможно, если отсутствует творческая среда.[7] По Р. Стернбергу, творческие проявления определяются следующими факторами:

  • интеллект (способность),
  • знание,
  • стиль мышления,
  • индивидуальные черты,
  • мотивация,
  • внешняя среда.

Как можно заметить, каждый автор добавляет в определение креативности всё больше новых подробностей. Их систематизацию попыталась дать О. В. Буторина. Вот как понимается креативность разными авторами:

  • способность к творчеству;
  • интеллектуальное творчество;
  • нечто новое, оригинальное;
  • отдаленные ассоциации;
  • реструктурирование целостной системы;
  • необычное кодирование информации;
  • дивергентное мышление;
  • результат (либо отсутствие) внутриличностных конфликтов;
  • выход за переделы уже имеющихся знаний;
  • нетрадиционное мышление, позволяющее быстро разрешить проблемную ситуацию, и т. д.

Наиболее адекватным представляется такое понимание креативности, которое позволяет рассматривать ее как феномен, объединяющий в себе и «результативную», и «процессуальную» стороны. Важно подчеркнуть, что ее изучение как способности человека создавать оригинальный продукт требует обязательного учета субъективной и объективной новизны этого продукта. В таком понимании креативности, на наш взгляд, синтезированы как ее феноменологические и интраиндивидуальные, так и социокультурные стороны. Они проявляются как на уровне ее детерминации, так и на уровне востребованности и оценки результатов творчества со стороны социокультурного окружения человека.[8]

В заключении параграфа можно сделать вывод, что сущность понятия креативности расширяется до невероятных размеров и именно из-за этого размывается. Поэтому, говоря о креативности, следует обозначить, о какой креативности идет речь: креативности как способности или креативности как особенности личности. Поэтому и получается путаница в определении понятия данного термина. Одни авторы говорят о креативности как когнитивном процессе, типе мышления, другие подразумевают под ней тип личности, третьи объединяют и тот и другой подход, не очень задумываясь, что есть истинная креативность, а что является лишь свойствами личности, способствующими проявлению креативности.

1.2. Основные подходы к изучению креативности

Разнообразие теоретических подходов к изучению креативности обусловило необходимость в их классификации. Как уже говорилось ранее, в предыдущих параграфах, единой системы не существует. Авторы выделяют свои классификации по историческому принципу и, в большинстве своём, по собственным представлениям объекта изучения.

Сейчас мы рассмотрим уровневую классификацию подходов изучения, представленную С.Р.Яголковским. (таблица 1)

Таблица 1

Классификация подходов изучения креативности

Подходы

Краткая характеристика подхода

Психофизиологический (биометрический)

Основывается на выявлении и изучении биологических и психофизиологических оснований творческих процессов, черт творческой личности, креативности и пр.

Когнитивно-эмоциональный

Направлен на изучение когнитивных и эмоциональных аспектов креативности и творческой деятельности.

Когнитивный аспект в изучении креативности и творческой деятельности ориентирован прежде всего на поиск ментальных (умственных) презентаций и процессов, обусловливающих творческий процесс.

Эмоциональный аспект в изучении креативности и творческой деятельности ориентирован на выявление роли эмоций в мыслительном процессе.

Исследования в когнитивной сфере направлены на изучение познавательных способностей человека и построение компьютерных моделей творческого мышления.

Личностный

Ориентирован на изучение особенностей и черт творческой личности, ее мотивации и жизненного пути.

В рамках подхода выделены три основных направления: психоаналитическое - изучает творчество человека с позиций анализа его личности, дифференциальное -исследует индивидуальность, личностные черты и мотивационные особенности творческой личности, биографическое – рассматривает биографическое направление, в рамках которого личность творческого человека изучается в основном с использованием методов качественного анализа.

Экономико-прагматический

Основной акцент помещается на социально-экономических, прагматических, технологических и прикладных сторонах творчества.

Включает в себя два основных направления: психоэкономическое направление, представлено теми теориями, которые исследуют социально-экономические факторы и предпосылки творческой активности человека; прикладное направление, ориентировано на практические применения знаний о человеческом творчестве, в первую очередь изучаются способы стимулирования и развития креативности и лишь затем делаются попытки понять, что же она на самом деле собой представляет.

Системный

Подразумевает учет социальных, культурных, экономических и иных факторов, влияющих на творчество человека (мультидисциплинарный подход).

Сторонники – Д.Саймонтон и М.Чиксентмихайи

Психометрический

В рамках этого подхода разрабатываются психометрические тесты, при создании которых используется статистический аппарат и принцип сравнения. С помощью психометрических методов изучаются творческие процессы, личностные особенности творческих людей, а также условия, в которых осуществляется творческая деятельность.

Основателями и главными его идеологами, по всеобщему признанию, являются Дж. Гилфорд и Э. П. Торренс.

Атрибутивное направление

В рамках данного направления основное внимание уделяется изучению представлений человека о причинах и источниках творчества. Также значительное внимание уделяется рассмотрению творчества как взаимодействия и тому, как различные факторы влияют не только на творческий процесс, но и на оценку полученного продукта другими людьми

Один из основателей – Дж.Кейсоф