Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 1061
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования процесса креативности в психологии
1.1. Сущность понятия «креативность»
1.2. Основные подходы к изучению креативности
1.3. Креативность и воображение
Глава 2. Сравнительный анализ методик диагностики процесса креативности
2.1. Характеристика методик диагностики креативности и гипотезы
2.2. Результаты сравнения методик диагностики процессов креативности
В таблице 7, которая приведена ниже, показаны значимые взаимосвязи показателей методик среди девочек, и отображены те взаимосвязи, которые достигли значимого уровня.
Таблица 7
Значимые взаимосвязи показатели методик диагностики креативности среди девушек
Показатели (критерии оценки) |
Верб. тест Торренса |
Оригинальность |
Беглость |
Тест «Креативность» |
|||
Любознательность (Л) (Я-Реальный) |
,495* |
||
Творческое отношение к профессии (П) (Я-Реальный) |
,443* |
rs =0,423 (p≤0,05)* rs =0, 537 (p≤0,01)**
При анализе обнаружилось только две взаимосвязи между показателями двух методик на уровне значимости (p≤0,05). Значимо связаны между собой показатели любознательности теста «Креативность» и оригинальность вербального теста Торренса. Так же показатели творческого отношения к профессии теста «Креативность» связано с беглостью вербального теста Торренса. Полученные результаты говорят нам о том, что чем больше девушки интересуются какой-то информацией, природой вокруг и тд, тем выше у них степень нешаблонности мышления. Еще это говорит о том, что у девушек креативный подход к своей профессии тесно связан с продуктивностью человека. Чем выше продуктивность, тем больше нестандартных решений в работе.
Выводы по второй главе:
1. Девушкам свойственно проявлять более высокую разработанность креативности по вербальному тесту П.Торренса. Также, по тесту «Креативность», можно говорить об их стремлении к более творческому мышлению, хорошей самооценке своих реальных юмористических способностей, склонность делать упор на творческой составляющей в своей профессии и желании иметь развитую интуицию.
Еще полученные результаты говорят нам о том, что чем больше девушки интересуются какой-то информацией, природой вокруг и т.д., тем выше у них степень нешаблонности мышления; что у девушек креативный подход к своей профессии тесно связан с продуктивностью человека. Чем выше продуктивность, тем больше нестандартных решений в работе.
2. Юноши, судя по полученным результатам из теста «Креативность» хотят обладать более нестандартным чувством юмора и креативным мышлением в процессе работы, не действовать по указанному шаблону. Обратную взаимосвязь у юношей между собой имеют показатели чувства юмора тест «Креативность» и гибкости вербальный тест Торренса и это можно означать как то, что чем выше уровень чувства юмора, тем меньше способность молодого человека переходить от одной стратегии к другой, и наоборот.
3. Методики диагностики процесса креативности не являются взаимозаменяемыми.
Заключение
Наше исследование было нацелено на выявление взаимосвязи между методиками диагностики процесса креативности. Гипотеза строилась на идее, что методики не могут заменять друг друга.
По результатам нашего исследования гипотеза подтвердилась. У методик не обнаружилась связи, которая могла бы способствовать их взаимозаменяемости. Кроме того, для более глубокого рассмотрения гипотезы мы выявляли гендерные различия используемых методик по U-критерию Манна-Уитни и корреляционному анализу Пирсона. При рассмотрении методик по гендеру связи так же не обнаружилось, но обнаружились интересные корреляции.
Так, полученные результаты у группы девушек говорят об их стремлении к более творческому мышлению, хорошей самооценке своих реальных юмористических способностей, склонность делать упор на творческой составляющей в своей профессии и желании иметь развитую интуицию. Также они указывают, что чем больше девушки интересуются какой-то информацией, природой вокруг и т.д., тем выше у них степень нешаблонности мышления; что креативный подход к своей профессии тесно связан с продуктивностью человека. Чем выше продуктивность, тем больше нестандартных решений в работе.
Полученные результаты у группы юношей говорят об их желании обладать более нестандартным чувством юмора и креативным мышлением в процессе работы, не действовать по указанному шаблону. А обратная взаимосвязь указывает, что чем выше уровень чувства юмора, тем меньше способность молодого человека переходить от одной стратегии к другой, и наоборот.
Нам удалось еще сделать вывод, что креативность и воображение являются разными процессами. На основе рассмотренных различий в определении этих процессов можно сделать вывод, что креативность и воображение имеют разные проявления.
На данный момент накоплено большое количество материала по изучению креативности, но единой теории до сих пор не существует, как одинакового ее определения и всеми признанных методик, диагностирующих данную способность. Мы разобрали понятия авторов о креативности, их подходы. И большинство из них акцентируются на активности человека в направлении раскрытия и реализации его творческого потенциала.
Креативность — это область исследований, которая до сих пор остается самой важной и дискуссионной.
Все больше и больше растет потребность в развитии творческих способностей людей чтобы с их помощью найти ответы на любые вопросы, которые ставит наша эпоха.
Список использованной литературы:
1. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Современные концепции одаренности и творчества / под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.
2. Богоявленская Д.Б. Стандартно о нестандартном // Проблемы современного образования. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/standartno-o-nestandartnom
3. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
4. Виноградова Т.И. Взаимосвязь креативности и индивидуально-личностных особенностей старшеклассников // Сибирский педагогический журнал. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-kreativnosti-i-individualno-lichnostnyh-osobennostey-starsheklassnikov
5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 368 с.
6. Егорова А. М. Креативность - насущная проблема современности // Система ценностей современного общества. 2010. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnost-nasuschnaya-problema-sovremennosti
7. Еремина Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnosti-lichnosti-psihologicheskiy-aspekt
8. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности и одаренности. – СПб.: Питер, 2009. – 434 с.
9. Карпенко В.В. Творчество и креативность как психологические феномены// Теоретичні і прикладні проблеми психології. - № 2, 2013. – 158 с.
10. Лабораторный практикум по психологии человека. [Электрон. ресурс] - http://cito-web.yspu.org/link1/lab/met27/met27.html
11. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2013. – 583 с.
12. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 392с.
13. Савенков А.И. Основные подходы к диагностике креативности // Наука и школа. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-diagnostike-kreativnosti
14. Е.Е. Туник. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. - СПб.: Питер, 2013. — 320 с.
15. Е.Е. Туник. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство. – СПб.: Питер, 1998. – 170 с.
16. Чуприкова Н.И. Воображение и творчество / Психика и психические процессы (система понятий общей психологии). – М.: Языки славянской культуры, 2015. – 608 с.
17. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. – М., 2007. – 158 с.
Приложения
Приложение 1
Социально-биографические данные и стандартные баллы, полученные по методике П.Торренса
№ |
пол |
возраст |
оригинальность |
беглость |
разработанность |
гибкость |
1 |
1 |
19 |
7 |
7 |
4 |
6 |
2 |
1 |
19 |
5 |
7 |
8 |
8 |
3 |
1 |
29 |
3 |
5 |
5 |
1 |
4 |
1 |
23 |
8 |
7 |
4 |
8 |
5 |
1 |
20 |
6 |
7 |
7 |
8 |
6 |
0 |
19 |
8 |
7 |
3 |
6 |
7 |
0 |
19 |
6 |
7 |
4 |
6 |
8 |
0 |
20 |
7 |
7 |
4 |
6 |
9 |
1 |
18 |
6 |
4 |
5 |
5 |
10 |
1 |
20 |
6 |
7 |
8 |
6 |
11 |
0 |
19 |
6 |
5 |
8 |
3 |
12 |
1 |
19 |
6 |
6 |
9 |
7 |
13 |
0 |
19 |
3 |
7 |
6 |
8 |
14 |
0 |
19 |
5 |
7 |
5 |
3 |
15 |
1 |
20 |
4 |
7 |
7 |
6 |
16 |
1 |
20 |
4 |
7 |
5 |
6 |
17 |
1 |
19 |
8 |
7 |
5 |
8 |
18 |
0 |
20 |
8 |
5 |
6 |
6 |
19 |
1 |
19 |
7 |
7 |
5 |
6 |
20 |
1 |
21 |
3 |
2 |
6 |
3 |
21 |
1 |
22 |
3 |
4 |
10 |
5 |
22 |
1 |
21 |
6 |
6 |
5 |
7 |
23 |
1 |
19 |
3 |
2 |
4 |
3 |
24 |
1 |
18 |
6 |
2 |
3 |
3 |
25 |
1 |
19 |
7 |
7 |
8 |
6 |
26 |
0 |
20 |
7 |
7 |
7 |
8 |
27 |
0 |
21 |
3 |
1 |
2 |
2 |
28 |
1 |
18 |
8 |
7 |
5 |
8 |
29 |
0 |
17 |
10 |
7 |
6 |
8 |
30 |
1 |
17 |
6 |
6 |
5 |
3 |
31 |
0 |
22 |
3 |
5 |
4 |
6 |
32 |
0 |
20 |
4 |
4 |
2 |
5 |
33 |
0 |
20 |
1 |
0 |
4 |
0 |
34 |
1 |
23 |
8 |
7 |
7 |
8 |
35 |
0 |
22 |
4 |
4 |
7 |
5 |
36 |
0 |
22 |
5 |
7 |
2 |
8 |
37 |
1 |
23 |
5 |
7 |
8 |
8 |
Приложение 2
Стандартные баллы, полученные по тесту «Креативность» (Автор Н.Вишнякова)
М(р) |
М(и) |
Л(р) |
Л(и) |
О(р) |
О(и) |
В(р) |
В(и) |
И(р) |
И(и) |
Э(р) |
Э(и) |
Ю(р) |
Ю(и) |
П(р) |
П(и) |
5 |
6 |
4 |
6 |
6 |
8 |
3 |
4 |
9 |
7 |
3 |
2 |
6 |
8 |
6 |
5 |
5 |
8 |
6 |
6 |
8 |
8 |
6 |
6 |
7 |
6 |
6 |
4 |
8 |
8 |
7 |
9 |
7 |
8 |
4 |
3 |
4 |
5 |
2 |
6 |
7 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
4 |
5 |
7 |
7 |
8 |
8 |
8 |
8 |
6 |
7 |
6 |
6 |
5 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
6 |
4 |
6 |
3 |
3 |
4 |
2 |
4 |
4 |
1 |
6 |
7 |
1 |
1 |
3 |
4 |
6 |
9 |
4 |
7 |
5 |
7 |
5 |
5 |
4 |
7 |
6 |
3 |
3 |
8 |
5 |
7 |
2 |
7 |
3 |
7 |
6 |
4 |
3 |
4 |
8 |
4 |
1 |
3 |
6 |
4 |
3 |
4 |
2 |
4 |
4 |
6 |
5 |
7 |
2 |
6 |
4 |
5 |
3 |
5 |
6 |
6 |
4 |
6 |
4 |
8 |
5 |
5 |
5 |
8 |
4 |
6 |
4 |
8 |
7 |
6 |
6 |
8 |
5 |
9 |
8 |
6 |
6 |
5 |
7 |
6 |
6 |
6 |
8 |
7 |
7 |
5 |
4 |
5 |
6 |
5 |
7 |
8 |
6 |
6 |
7 |
7 |
8 |
8 |
6 |
6 |
6 |
6 |
9 |
9 |
3 |
3 |
7 |
7 |
4 |
4 |
3 |
4 |
6 |
7 |
7 |
7 |
4 |
3 |
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
6 |
7 |
6 |
8 |
5 |
5 |
8 |
6 |
3 |
4 |
5 |
8 |
5 |
5 |
5 |
5 |
8 |
7 |
8 |
8 |
6 |
5 |
9 |
8 |
9 |
8 |
9 |
9 |
5 |
6 |
2 |
9 |
2 |
2 |
7 |
7 |
4 |
7 |
7 |
7 |
6 |
7 |
1 |
5 |
3 |
6 |
7 |
6 |
8 |
6 |
7 |
8 |
5 |
6 |
9 |
8 |
3 |
4 |
4 |
4 |
7 |
5 |
4 |
7 |
5 |
7 |
6 |
6 |
6 |
5 |
9 |
7 |
6 |
3 |
5 |
7 |
6 |
9 |
5 |
7 |
4 |
5 |
7 |
7 |
6 |
7 |
8 |
7 |
5 |
4 |
7 |
9 |
4 |
6 |
5 |
4 |
4 |
7 |
3 |
6 |
6 |
6 |
8 |
5 |
5 |
7 |
3 |
6 |
4 |
5 |
5 |
6 |
1 |
3 |
3 |
6 |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
4 |
0 |
5 |
2 |
3 |
3 |
6 |
2 |
6 |
4 |
6 |
0 |
4 |
4 |
4 |
7 |
4 |
5 |
7 |
6 |
9 |
7 |
9 |
6 |
5 |
2 |
3 |
2 |
5 |
8 |
8 |
6 |
6 |
4 |
6 |
3 |
7 |
9 |
9 |
5 |
6 |
5 |
6 |
8 |
8 |
9 |
6 |
6 |
5 |
6 |
9 |
4 |
6 |
7 |
9 |
7 |
5 |
6 |
6 |
5 |
5 |
8 |
8 |
7 |
3 |
6 |
7 |
3 |
6 |
6 |
6 |
5 |
5 |
6 |
7 |
5 |
5 |
8 |
8 |
3 |
2 |
8 |
9 |
3 |
5 |
6 |
5 |
7 |
3 |
7 |
2 |
6 |
5 |
5 |
5 |
3 |
6 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
7 |
1 |
2 |
7 |
7 |
3 |
7 |
2 |
6 |
3 |
6 |
3 |
7 |
2 |
6 |
3 |
7 |
2 |
4 |
5 |
6 |
3 |
5 |
4 |
4 |
5 |
6 |
3 |
6 |
3 |
7 |
2 |
8 |
0 |
6 |
3 |
6 |
3 |
6 |
3 |
5 |
4 |
6 |
4 |
6 |
4 |
6 |
8 |
6 |
7 |
4 |
7 |
3 |
7 |
4 |
7 |
6 |
5 |
3 |
7 |
8 |
8 |
7 |
7 |
8 |
7 |
8 |
7 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
7 |
6 |
6 |
6 |
5 |
4 |
4 |
5 |
6 |
3 |
5 |
4 |
4 |
5 |
3 |
6 |
4 |
5 |
5 |
4 |
6 |
3 |
3 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
6 |
3 |
8 |
1 |
6 |
2 |
7 |
8 |
6 |
5 |
8 |
7 |
7 |
5 |
9 |
9 |
5 |
4 |
8 |
8 |
7 |
8 |
6 |
8 |
4 |
4 |
4 |
5 |
7 |
5 |
9 |
7 |
4 |
2 |
7 |
7 |
1 |
8 |
8 |
8 |
7 |
7 |
5 |
6 |
3 |
6 |
8 |
6 |
6 |
5 |
5 |
6 |
4 |
6 |
6 |
9 |
6 |
7 |
7 |
7 |
6 |
5 |
8 |
5 |
8 |
4 |
1 |
8 |
7 |
8 |