Файл: Использование методов обучения в начальных классах (Сущность  методов обучения в начальной школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Далее рассмотрим требования, благодаря которым происходит оптимальный выбор методов обучения:

  • опора на аналогии из личного опыта использования методов обучения с целью использования успешных подходов;
  • опора на всю совокупность принципов обучения при выборе методов;
  • опора на исторический опыт изучения соответствующих тем с целью выбора более успешной системы;
  • системный подход к выбору методов обучения;
  • выделение из вероятных методов наиболее оптимальных, ключевых, главных для данной ситуации с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
  • формирование вывода о комплексе методов обучения, которые станут использоваться в конкретной ситуации.

Для современного урока существуют следующие дидактические требования – точное формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с воспитательными и развивающими задачами.

Изучив в представленной работе обстоятельства выбора преподавателем тех или иных методов обучения, можно прийти к выводу о том, что методы сочетаются и комбинируются в модели обучения, позволяющие активизировать познавательную работу обучающихся. Для этого применяется целый арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности. Педагогу при подготовке к уроку нужно кропотливо продумывать, какие методы обучения будут эффективны на представленном этапе урока, в данном классе и в сочетание с другими методами обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило изучить сущность и особенности реализации методов обучения в начальной школе

Результаты дают основание утверждать, что методы обучения играют важнейшую роль в работе учителя начальных классов при формировании самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, что возможно при использовании современных методов обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Анализ теоретических аспектов применения различных методов свидетельствует о том, что методы обучения имеет свою историю развития как в нашей стране, так и за рубежом. Исследование практических результатов использования методов в начальной школе показало, что в современном отечественном образовании востребованы эффективные методы, поскольку стимулируют интерес учеников к знаниям и учат их применять для решения конкретных проблем на практике.

Однако в настоящий момент не все педагоги используют рациональные методы обучения в своей работе. Это связано с тем, что не все учителя владеют способом отбора оптимальных методов обучения. Поэтому в образовательных организациях должны быть реализованы определенные организационно-педагогические условия: организация самообразования учителей по овладению всем арсеналом эффективных методов обучения.


Результаты исследования позволяют сформулировать следующие положения:

- В начальной школе целесообразно использование различных методов обучения, которые позволяют развивать у младших школьников самостоятельность, инициативу, познавательную мотивированность, формирует опыт исследовательско-творческой деятельности, социальные навыки в процессе группового взаимодействия, позволяет использовать межпредметную интеграцию знаний, умений, применяя их на практике.

- При использовании некоторых методов обучения необходимо помнить, что учащиеся начальной школы испытывают затруднения при осуществлении учебной деятельности (особенно в к классе), т.к. у них еще не сформированы коммуникативные умения: умения работать в группе и сотрудничать; спрашивать и формулировать свои мысли; владеть голосом и выражать свою точку зрения.

Таким образом, исследование позволяет утверждать, что при выборе методов обучения необходимы профессиональные компетенции современного учителя начальных классов.

Результаты анализа передового педагогического опыта, психолого-педагогической литературы и педагогических наблюдений дают основание сделать следующие выводы и рекомендации:

  1. Использование наиболее эффективных методов обучения на уроках позволяет реализовать требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а именно: личностным, метапредметным, предметным.
  2. Особенность использования методов обучения в начальной школе заключается в том, что выбор методов должен соответствовать возрасту и психолого-педагогическим характеристике коллектива школьников, а также задачам формирования УУД обучающихся на каждом этапе работы.
  3. Оценивание, как самого процесса познания, так и результатов использования различных методов обучения на уроках помогает учителю выбрать наиболее эффективные методы и приёмы обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в образовательной деятельности.

Исходя из всего выше перечисленного, можно сказать, что поставленные в исследовании задачи решены, цель достигнута.

Данные выводы и рекомендации по использованию методов обучения на уроках могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных классов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный образовательный стандарт НОО. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373. – 2019.

Монографии, учебники, учебные пособия:

  1. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, -1985. 208c.
  2. Войтина Ю.М. Шпаргалка по общим основам педагогики; 2-е изд. ––М.: Аллель, 2008. – №89. – 85 с.
  3. Голуб Б.А. Основы общей дидактики: учеб. пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999. 96 с.
  4. Кукушин B.C., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. М.: Издательство Март, 2005. 592 с.
  5. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения, учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009. 192 с.
  6. Педагогика. уч. пособие В.Г. Рындак, Н.В. Алехин, И.В.Власюк и др./под ред. проф. В.Г. Рындак – М.: Высшая школа, 2006. 495 с.
  7. Педагогика. уч. пособие для студентов пед. учеб. заведений./ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н.Шиянов.- М.: Школа-пресс, 1998. 512 с.
  8. Подласый И.П. Педагогика. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1996. 432 с.
  9. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2006. 365 с.
  10. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.

Интернет-источники:

  1. Бузецкая Т.В. Урок в свете ФГОС [Электронный ресурс] // Электронный журнал Экстернат. РФ. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/78-fgos2/6761--q-q.html (дата обращения: 28.03.2019)
  2. Гончарик С.П. Методические приемы проведения беседы [Электронный ресурс] // Мультиурок URL: https://multiurok.ru/blog/mietodichieskiie-priiemy-proviedieniia-biesiedy.html (дата обращения: 28.03.2019)
  3. Данилов М. А. Дидактика К. Д. Ушинского [Электронный ресурс] // Научная педагогическая электронная библиотека. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/danilov_didaktika-ushinskogo_1948/ (дата обращения: 28.03.2019)
  4. Зубова Л.А. Применение эвристических задач обучения в начальной школе [Электронный ресурс] // 100-bal.ru URL: http://100-bal.ru/geografiya/139137/index.html (дата обращения: 28.03.2019)
  5. Кодякина Е.В. Конспект урока окружающего мира на тему "Города и сёла" (3 класс) [Электронный ресурс] // Инфоурок URL: https://infourok.ru/konspekt-uroka-okruzhayuschego-mira-na-temu-goroda-i-syola-klass-2786208.html дата обращения: 28.03.2019)
  6. Методы обучения [Электронный ресурс] // Педагогический энциклопедический словарь. 2012 URL: https://slovar.cc/enc/ped/2137503.html (дата обращения: 28.03.2019)
  7. Приёмы обучения [Электронный ресурс] // Глубинная психология URL: https://www.psyoffice.ru/6-1013-pri-my-obuchenija.htm (дата обращения: 28.03.2019)
  8. Тузова Г.М. Дидактические игры по математике в начальной школе [Электронный ресурс] // Учебно-методический кабинет. URL : https://ped-kopilka.ru/blogs/gulnara-mihailovna-tuzova/-didakticheskie-igry-v-procese-obuchenija-matematike-v-nachalnoi-shkole.html (дата обращения: 28.03.2019)