Файл: Использование методов обучения в начальных классах (Сущность  методов обучения в начальной школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • счёт чисел и предметов;
  • работа с текстовыми задачами;
  • измерение времени;
  • загадки на смекалку;
  • решение числовых выражений.

Во время игры «Угадай число» используется веер с числами. Данная

игра совершенствует знания обучающихся о взаимосвязи чисел между компонентами.

Игра «Весёлый счёт» формирует навык быстрого счёта.

Игра «Глаз – фотограф» развивает память при изучении таблицы сложения и вычитания.

Игра «Счётная машина» направлена на внимание школьников по исправлению ошибок в математических выражениях.

По мнению Г.М. Тузовой использование дидактической игры на уроках математики не вытесняет традиционную систему преподавания, а наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться и в начальных классах. 

2) Наглядные методы обучения – это такие методы, которые основываются на принципе наглядности при усвоении конкретного учебного материала. Хотя в педагогике являются одними из старейших, но в современном мире не теряют своей актуальности, особенно на начальном этапе обучения. [6]приё

Как говорилось ранее, подразделяется на 3 группы:

  • метод иллюстрации;
  • метод демонстраций;
  • видеометод.

Рассмотрим более подробно каждый из них.

К иллюстрациям необходимо относить не только рисунки, но и учебные таблицы и схемы. Они необходимы для более облегчённого запоминания учебного материала.

Функции иллюстративного материала:

  • может являться пояснением текстового материал;
  • компенсирует то, что трудно выразить словами;
  • помогает заменить основное содержание текста;
  • помогает школьнику понять обозначение предметов и явлений выраженных неизвестными словами.

Метод демонстрации целесообразно применять в основном на уроках окружающего мира. Его функция состоит в том, чтобы преодолеть разрыв в понимании слов и представлении их в сознании. Для этого необходим показ различных предметов и опытов при объяснении нового материала.

В начальных классах широко используется при изучении такого учебного материала, как: горные породы, свойства воды и т.п.

Видеометод – это метод, который позволяет повысить интерес обучающихся к изучаемой теме. В настоящее время является одним из эффективнейших источников. Современные школьники активно воспринимают материал с помощью информационных технологий.

Преимущества данного метода:

  • обеспечивает более прочное усвоение учебного материала;
  • возможность самостоятельно закрепить изученный материал детьми на дому.

Видеометод может разнообразить любой урок. Особенно уроки

литературы (с помощью просмотра видеофрагментов литературных произведений).

Рассмотрим применение наглядного метода обучения на примере урока окружающего мира.

Учитель начальных классов  МБОУ СОШ №5 Кодякина Екатерина Владимировна использует наглядный метод обучения на уроках окружающего мира в 3 классе по УМК «Планета знаний». [16]

Работа над учебной темой «Города и сёла» была направлена на открытие новых знаний обучающимися. Для этого учитель использовал наглядные методы обучения почти на каждом этапе учебного занятия:

  • плакат «Матрёшка» на доске

(В начале урока плакат был закрыт. На этапе актуализации знаний

и целеполагания учитель открывает изображения. Указывает связь матрёшки с темой урока)

  • макет древнерусского города
  • изображения древнерусского города

(На этапе изучения нового материала макет и изображение используется

в дополнение к рассказу учителя о древнерусском городе)

Таким образом учитель работал над систематизацией представлений школьников о внешнем виде и устройстве о города.

Наглядный метод помог учащимся увидеть целостную картину того материала, который они изучали на уроке.

3) Эвристический метод обучения – это метод, который предполагает овладение знаниями не в готовом виде, а посредством частичного поиска сведений самими обучающимися. Он позволяет учителю представить учащимся больше самостоятельности.

Функции эвристического метода:

  • формирование умения переносить приобретённые знания и умения в новую ситуацию;
  • развитие самостоятельности в усвоении знаний и способов действий;
  • развитие познавательных умений, формирование мыслительных навыков;
  • обучение школьников приемам активного познавательного общения.

При использовании данного метода педагог должен учитывать:

  • специфические особенности и черты изучаемого предмета;
  • общий уровень развития школьников;
  • личностные и возрастные особенности учащихся.

Эвристические методы обучения могут быть подразделены на

несколько групп. Рассмотрим основные из них:

Эвристическая беседа – представляет возможность ученикам создать

в короткий промежуток времени свой творческий продукт.

Творческие работы – направлены на создание детьми творческих работ относительно изучаемой темы (загадки, сказки, задачи).

Метод придумывания – предполагает применение умственных действий с целью создания нового продукта (придумывание нового названия произведениям, изменение свойств изучаемых объектов).


Метод символического видения – заключается в нахождении взаимосвязи объекта и его символа (голубь-символ мира и т.п.).

Таким образов рассмотрев данный метод можно сделать вывод: эвристический метод обучения отвечает требованиям современного образования, где учитель должен предоставлять знания не в готовом виде, а направлять учащихся на их открытие.

Учитель начальных классов МОУ Заславская СОШ Зубова Людмила Александровна использует эвристический метод обучения на различных уроках в своей деятельности. [15] По её мнению в начальной школе образовательный процесс имеет развивающую направленность. Данную направленность несёт в себе эвристический метод.

Рассмотрим несколько примеров его применения.

  • на уроке математики – учитель предлагает приучать школьников к исследовательской деятельности путём решения задач разными способами.
  • на уроках окружающего мира – необходимо вызвать интерес школьников объектом, а уже потом раскрывать его сущность.

Для этого учитель использует рассказы-задачи по различным темам:

  • рассказ-задача «Деревья в жаркую погоду»;
  • рассказ- задача «Дума о деревьях»;
  • рассказ-задача «Цветочные защитники».

Также, по её мнению, целесообразно использовать на уроках литературы и окружающего мира эвристическую беседу.

Учитель выделил основные признаки эвристической беседы:

  • вопросы по теме должны быть взаимосвязаны;
  • каждый вопрос представляет логический шаг поиска;
  • поиск протекает при частичной самостоятельности учащихся под руководством учителя: учитель направляет путь поиска, а учащиеся решают частичные задачи, то есть шаги целостной задачи;
  • поиск ориентирован на получение знаний и способов получения знаний либо на доказательство истинности последних;
  • успех поиска обеспечивается наличным запасом исходных знаний.

4) Метод упражнений – это многократно повторяющиеся учебные действия, направленные на повышение качества их выполнения.

Специфика выполняемых упражнений находится в зависимости от:

  • специфики изучаемого предмета;
  • содержания учебного материала;
  • возрастных особенностей обучающихся.

Существуют 4 правила при проведении упражнений:

  • необходимо обозначить учащимся цель и порядок выполнения упражнений;
  • систематичность при организации проведения и увеличение количества упражнений (особенно после объяснения нового материала);
  • наличие многообразия в упражнениях;
  • постепенное увеличение сложности упражнений.

После этапа изучения новой темы преподаватель даёт учащимся типичные упражнения для отработки полученных знаний. Когда усвоение нового материала сформировалось прочно, учащимся необходимо давать задачи и упражнения, для выполнения которых будет нужно использовать знания других тем предмета.

Для повышения эффективности упражнений необходимо обратить внимание на ряд условий:

  • приучение обучающихся к самоконтролю в учебных действиях;
  • решению задач с проверкой, проверке упражнений после их выполнения и т.д.

Правильно организованные упражнения имеют большое воспитательное значение. Характер воздействия упражнений на учащихся зависит от степени самостоятельности их выполнения. Не менее важное значение имеет и содержание упражнений.

Далее рассмотрим опыт применения данного метода, наблюдаемого мною на практике в МБОУ СОШ №10 с УИОП. Учитель начальных классов Калинина Валентина Матвеевна использует устные упражнения на уроках математики. По её мнению применение данных упражнений в начале урока активизирует познавательную деятельность обучающихся. Такие упражнения должны проводиться целенаправленно и систематически.

Рассмотрим несколько примеров применения данного метода.

  • Сравните числа 24 и 42.

В чём сходство и различие данных чисел?

  • Даны два ряда чисел.

1 4 7 10 …

12 15 18 21 …

Внимательно рассмотрим их. Каким образов связаны между собой числа в каждой строчке? Пользуясь найденной закономерностью, продолжите эти ряды, назвав в каждом ещё пять чисел.

При этом необходимо усилить внимание не только к устным вычислениям, но и к рассмотрению свойств действий над числами и величинами, закономерностей и алгебраическому материалу.

Достижение целей урока и степени активности учащихся в процессе познания находится в прямой зависимости от заданий, подобранных учитель для устных упражнений, последовательности их выстраивания.

В школьной практике Калинина В.М. постоянно сталкивается с тем, что обучающиеся используют привычные, во многом навязанные им способы решения. Так, например, некоторые школьники, после того как изучены приёмы письменных вычислений, начинают применять эти способы и при устном решении примеров.

По её мнению работа над приёмами устных вычислений должна вестись с 1 класса.

5) Беседа – это метод обучения, который состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных вопросов активизировать обучающихся к актуализации полученных ими знаний. Её главная функция заключается в побуждении учащихся к участию в уроке.


С помощью беседы развивать познание обучающихся можно дедуктивным и индуктивным путём.

Дедуктивная беседа направлена на предоставление обучающимся наиболее общих понятий темы с целью самостоятельного поиска ими частных заключений. Такой вид беседы в большей степени используется при закреплении изученного материала.

Индуктивная беседа состоит в том, чтобы использовать общие правила и понятия для их анализа и формулирования общих выводов по ним.

Условия использования беседы в начальных классах:

  • беседа не должна превращалась в лекцию;
  • не допускать того, чтобы беседа развивалась по заранее составленному плану;
  • учитель помогает ученикам самостоятельно прийти к выводу;
  • беседа должна нести проблемный характер;
  • проанализировать все точки зрения школьников в ходе беседы.

Необходимо продумывать варианты изложения темы с целью её доступности и интереса для младших школьников.

По своей продолжительности беседы могут отличаться в зависимости от их содержания: от 2 – 5 до 15-30 минут. Поэтому и проводятся они в разной обстановке. Значительное время бесед удобно проводить на перемене, прогулке. Таким образом проявляется не только её образовательная функция, но и воспитательная.

В выборе тем или бесед необходимо ориентироваться на тематический план школы, а также на те события, которые происходят в нашей стране. Желательно держать детей в курсе последних научных, трудовых достижениях нашего народа, новостях.

Учитель начальных классов МКОУ Краснознаменская СОШ Гончарик Светлана Петровна активно использует метод беседы в своей деятельности. [13] Рассмотрим требования к организации и причины неудачи проведения бесед с её точки зрения.

На взгляд Гончарик С.П. существуют следующие требования к беседе:

  • в первую очередь необходимо двустороннее общение (диалог).  Двусторонняя связь даёт больше результата, та как если учитель только задаёт вопросы, а учащийся на них отвечает, при этом не проводится их анализ и нет развития тематики обсуждаемой проблемы, не делаются выводы, не даются разъяснения и т. п., то это не беседа.
  • наилучший результат приносит беседа в случае установления личного контакта между педагогом с учащимися. Здесь важны открытость, искренность и доверительные отношения. (непринужденность)
  • Продуманность. Необходимо заранее тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем и вопросов, подлежащих выяснению. Этим беседа отличается от простого разговора.