Файл: Использование методов обучения в начальных классах (Сущность  методов обучения в начальной школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система. В ходе исследования были рассмотрены основные классификации методов обучения. В настоящее время их известны десятки. Наиболее обоснованными являются следующие[10, с.202-205]:

  1. Традиционная классификация методов обучения берёт своё начало

в древних философских и педагогических системах, адаптируясь для нынешних условий. Общий признак выделяемых в ней методов — источник знаний.

Используемые методы:

1) Практический - опыт, упражнения, учебно-производительный труд

2) Наглядный - иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся

3) Словесный - объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут

4) Работа с книгой - чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение и др.

5) Видеометод - просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя», контроль.

2. На основе целостного подхода (Ю.К. Бабанский). Он подразделял всё многообразие методов на три группы:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

3. По типу (характеру) познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). Тип познавательной деятельности — это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения.

В данной классификации выделяются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный (рецепция – восприятие): рассказ, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
  • репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму;
  • проблемное изложение изучаемого материала;
  • частично-поисковый, или эвристический метод;
  • исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

4. По дидактической цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации выступают цели и задачи реализуемые на конкретных этапах, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:

  • приобретения знаний;
  • формирования умений и навыков;
  • применения знаний;
  • закрепления и проверки знаний, умений, навыков (методы контроля).

Необходимо отметить, что данная классификация методов согласуется с классической схемой организации учебного занятия.

5. Бинарные и полинарные классификации методов обучения, в которых последние группируются на основе двух или более общих признаков.

Бинарная классификация методов обучения Махмутова М. И. включает две группы методов:

1)методы преподавания (информационно-сообщающие; объяснительные; инструктивно-практические; объяснительно-побуждающие; побуждающие);

2) методы учения (исполнительные; репродуктивные; продуктивно-практические; частично-поисковые; поисковые).

Полинарную классификацию методов обучения предложили В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук. В ней сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности, а также логические пути учебного познания,

6. По уровню активности (Е.Я. Голант). Активные и пассивные методы.

Каждая из рассмотренных классификаций имеет свои основания и недочёты. Однако с моей точки зрения наиболее применимой является классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. В ней методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся.

Одна из последних тенденций — отказ от искусственного обособления методов в группы и вычленение только тех методов, которые содержат новые признаки. Многомерность методов заставляет отказаться от надуманных построений и переходить к простому перечислению методов, раскрывать особенности их применения в различных условиях.

Методы обучения одновременно сочетаются друг с другом на каждом этапе учебной деятельности, они взаимосвязаны друг с другом и характеризуются разносторонним взаимодействием учителей и обучающихся. И если мы можем на конкретном этапе указать на использование определенного метода, то это лишь означает, что он доминирует на определенном акте учебной деятельности.

Далее перейдём к рассмотрению требований к методам, условиям их реализации. Существуют 2 основных требования: активизировать интерес учащихся в учебной деятельности и обеспечить глубокое понимание изучаемых дисциплин. Эти требования неразрывно связаны друг с другом: невозможно понять изучаемый материал без активного вовлечения в учебный процесс, но школьники не могут быть активны, если не понимают содержания изучаемого материала.

При выборе методов и способов их реализации целесообразно учитывать:

  • психологические особенности учащихся;
  • анатомо-физиологические особенности;
  • какие органы чувств будут участвовать в восприятии материала;
  • теоретическую обоснованность.

Методы обучения обязаны основываться на педагогических теориях и иметь глубокое теоретическое обоснование. Однако без теоретической направленности методы обучения не имеют смысла. В ней дана связь педагогической теории с практикой. Эффективность методов обучения зависит от глубины и научности теории.

Доказано, что в учебно-воспитательном процессе методы выполняют следующие функции: воспитывающую, развивающую, обучающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную.

Посредством метода достигается цель обучения — в этом его обучающая функция, обусловливаются те или иные темпы и уровни развития учащихся (развивающая функция), а также результаты воспитания (воспитывающая функция).

Таким образом, взгляды на методы обучения, как в нашей стране, так и за рубежом имеют свою историю развития. В современном отечественном образовании сложились условия для выбора оптимальных, востребованных методов обучения. Учитывая ошибки прошлых лет, необходимо глубоко изучить все стороны этого дидактического средства для правильного и эффективного его использования относительно требований современного образования.

Все выше сказанное, дает основание сделать вывод: даже претерпев некоторую эволюцию, суть метода осталась прежней – мотивировать учеников к знаниям и научить их применять для решения конкретных проблем на практике.

1.2 Особенности реализации методов обучения в начальной школе

Для успешной реализации целей и задач образования учитель должен руководствоваться в своей деятельности пониманием возрастного этапа развития обучающихся. На каждом этапе происходит развитие и формирование личности, которое обусловлено своими характерными признаками и закономерностями.

К критериям возрастного развития относят: педагогические, психологические, физиологические, анатомические, физические показатели организма человека. 

Рассмотрим характеристику младшего школьного возраста. Он соответствует периоду обучения в начальной школе. Его границы на настоящее время составляют с 6-7 до 9—10 лет. В психологии данный возрастной период происходит с кризиса поступления в начальную школу и заканчивается кризисом полового созревания.

Именно в младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей. Это обусловлено данными характеристиками:


  • ребёнок осознает свою позицию и роль в обществе;
  • имеет желание учиться, стремиться к успеху в учебной деятельности;
  • возникает интерес к содержанию учебных предметов;
  • возникает положительное отношение к процессу усвоения знаний.

Учебная деятельность направлена на формирование у младшего школьника психологических новообразований, характеризующих наиболее значимые достижения в развитии и являющиеся основанием, обеспечивающим развитие на последующих возрастных этапах. Со временем заинтересованность в учебной деятельности, столь сильная в первых классах, начинает снижаться. Подобная ситуация возникает из-за сокращения интереса к обучению и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы это предотвратить необходимо придать новую лично значимую мотивацию в учебной деятельности.

В процессе развития младшего школьника ведущей ролью является учебная деятельность, что не исключает активного включения ребёнка в другие виды деятельности, во время которых его школьные достижения закрепляются и усовершенствуются. В данный возрастной период необходима целенаправленная работа по формированию мнемонической деятельности, которая представляется наиболее продуктивной, так как младший школьный возраст сензитивен для развития высших форм произвольного запоминания.

Методы обучения играют значимую роль в создании и поддержании мотивации. Поэтому необходимо правильно и осознанно подбирать методы обучения. Их выбор не может быть случайным. Только на первый взгляд непрофессионал может посчитать, что педагог выбирает методы, какие ему вздумается. Однако по факту его выбор очень ограничен в определении путей для достижения целей. Для продуктивной работы учителю остаются считанные способы. Это связано с имеющимися возможностями, объективными и субъективными причинами, случайностями, которые уменьшают диапазон выбора. Делая выбор того или иного метода обучения, педагог должен каждый раз учитывать многие обстоятельства. В первую очередь необходимо определить главную цель и конкретные задачи, которые будут реализовываться на уроке. Они «устанавливают» группу методов, в общих чертах подходящих для достижения поставленных задач. После следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс.

Отобрано немало причин в психолого-педагогической литературе, которые влияют на выбор методов обучения. Определить выбор метода обучения возможно с помощью шести общих условий:


1. Закономерности и принципы обучения, которые вытекают из них.

2. Содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы в частности.

3. Цели и задачи обучения.

4.Учебные возможности школьников (возрастные, уровень подготовленности, особенности классного коллектива).

5. Внешние условия (географические, производственное окружение).

6. Возможности учителей (опыт, уровень подготовленности, знание типичных ситуаций процесса обучения).

Анализирую передовой педагогический опыт можно сделать вывод: педагогов необходимо обучать выбору оптимальных методов обучения. В образовательных организациях должны быть реализованы определенные организационно-педагогические условия: организация самообразования учителей по овладению всем арсеналом методов обучения, накопленных педагогической наукой и передовой практикой (изучение программ, учебников, методических пособий по предмету, материалов о передовом опыте обучения и прочее).

Также, необходимым условием для успешной реализации педагогической деятельности является анализ учителем выбранных методов обучения на уроках и уровень их эффективности. При этом необходимо выявить количество затраченного времени, степень приложенных усилий относительно сформулированных ранее критериев. Если будет установлено отклонение в расходах времени, то необходимо провести анализ причин, кроющихся в выборе методов обучения, предусмотреть в последующем профилактику этих причин. При сложном комплексе факторов, от которых зависит успешность решения педагогических задач, мы всегда будем иметь некоторые отклонения от ожидаемого результата, но настойчивое стремление уменьшить разрыв между максимально возможным и реальным результатом будет способствовать повышению эффективности процесса, приблизит его к оптимальному функционированию.

Далее необходимо рассмотреть отдельные, наиболее распространённые методы, которые используются педагогами в своей практике.

Рассмотрим прежде всего словесные методы обучения. К словесным методам относятся способы овладения новыми знаниями, источником которых служит устное или письменное слово. На каждом уроке педагог не может обойтись без применения словесных методов. С их помощью возможно передать большой объём информации за кратчайший срок. С помощью слова учитель активизирует память, воображение и чувства обучающихся.

Словесные методы применяемые в начальной школе подразделяются на следующие виды: рассказ, беседа, объяснение, дискуссия и работа с книгой.