Файл: Использование методов обучения в начальных классах (Сущность  методов обучения в начальной школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы курсовой работы связана с тем, что в основе ФГОС начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий развитие личности ученика. Требуется уделять большое внимание самостоятельности обучающихся. Отсутствие целенаправленной работы по формированию познавательной самостоятельности именно на начальной ступени образования приводит к снижению мотивации в образовательном процессе.

Современные методики и дидактика призывают решать проблемы, связанные с развитием у обучающихся УУД, самостоятельности и саморазвития. В рамках современного образования необходимо отказаться от традиционного представления результатов обучения в виде ЗУН. Формулировки федерального образовательного стандарта указывают на реальные виды учебной деятельности.

Поставленные задачи требуют перехода к системно-деятельностной образовательной системе, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями в деятельности учителя, реализующего новый образовательный стандарт [12]. Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что необходим поиск новых, продуктивных методов обучения.

Вопросами выбора более действенных методов обучения занимались такие известные педагоги, как К.Д.Ушинский, А. Дистервег, Я.А. Коменский, И. Песталоцци, Л. Занков.

Следует подчеркнуть, что в педагогической науке и в школьном обучении проблема методов обучения является одной из важнейших, так как учебные методы – это главный инструментарий, благодаря которому учитель вооружает обучающихся основами наук, организует познавательную деятельность, вызывает интерес к обучению.

Анализируя данные о различных методах обучения, можно сделать вывод, что их количество оказалось очень велико. Это дает основание сформулировать проблему исследования, которая содержится в том, что необходимо упорядочить это обширное множество методов обучения в соответствии с требованиями современного образования.

На основе вышеприведённого можно сказать, что этим и вызван интерес к теме моего исследования «Использование методов обучения в начальных классах».

Цель исследования изучение сущности и особенностей реализации методов обучения в начальной школе.

Объект – процесс обучения младших школьников.

Предмет — особенности использование различных методов обучения на уроках в начальной школе.


Задачи:

1. Раскрыть сущность понятия методы обучения, рассмотреть разные подходы к их классификаций и условия их использования.

2. Изучить опыт применения определенных методов.

3. Дать характеристику методам обучения младших школьников.

4. Выделить критерии выбора учителем методов обучения младших школьников.

Методы исследования:

  1. теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, анализ передового педагогического опыта);
  2. эмпирические (наблюдение, системный и сравнительный анализ результативности образовательной деятельности обучающихся; изучение и обобщение опыта учителей, работающих в начальных классах).

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


1.1 Сущность  методов обучения в начальной школе


Современный этап развития школьного образования предполагает уделить важнейшее внимание усовершенствованию методов обучения. Введение ФГОС НОО [1], изменение структуры школьного образования, разработка новых учебных пособий и методик преподавания, перемена в роли учителя требуют кардинального пересмотра в выборе методов обучения.

Проблемы выбора методов были освещены в большинстве фундаментальных исследований и благодаря им учитель реализовывает поставленные цели и задачи образования. Педагог с помощью правильно выбранных методов доносит до обучающихся весь необходимый учебный материал и вызывает положительное отношение к процессу обучения. Это особенно необходимо на начальной ступени образовательного процесса.

Несмотря на это, как в педагогических теориях, так и в реальной практике проблема выбора методов обучения остается весьма актуальной [7, с.234].

Изучая сущность методов обучения в начальной школе, была проведена работа по раскрытию понятия «метод обучения», рассмотрению разных подходов к их классификации и условий их использования. Анализ литературы по данной теме привел к следующим выводам.

Проанализировав информацию по теме, можно обнаружить два предмета для рассмотрения:

  • классификация методов на основе её совершенствования;
  • принятие традиционной классификации.

Основа использования способов обучения на начальном этапе школьного образования состоит в том, что следует правильно подобрать методы для работы с обучающимися, ссылаясь на современные принципы обучения и на возрастные особенности младших школьников.

Раскроем прежде всего сущность определения метода обучения с различных позиции и сторон разных авторов.

Термин «метод» (metodos), в переводе с греческого означает путь исследования, способ продвижения к истине, результату. [3] Это совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. [8, с.152]

В педагогике понятие метода иногда относят только к деятельности педагога (метод преподавания) или обучающихся (методы обучения). В совместной деятельности педагога и учащихся, без сомнения проявляются методы обучения.

Рассматриваемое понятие «метод» отечественные ученые трактовали по-разному:

С.А.Ананьев – совокупность координированных приемов преподавания;

К.В. Ельницкий – все способы, приемы и действия учителя;

Д.И. Тихомиров – «способ передачи другим познаний» [17]

К.Д. Ушинский приветствовал такие методы преподавания, которые "... заставляют работать разом целый класс... и имеют главной целью ... чтобы дети ... собственным опытом и мышлением открывали правила". Методы обучения, утверждал педагог, должны будить самостоятельную мысль детей, развивать самостоятельность в учебной работе, интерес к изучаемому. Он пишет: "Дитя должно само находить доказательства, а не так, как делается. Вместо того, чтобы дитя само находило доказательства, мы ему их диктуем: вместо того, чтобы заставить его рассуждать, учитель рассуждает за него и упражняет только его память. Это несправедливо, но не вполне, ибо основано на ложном убеждении гимнастики рассудка без содержания.

В программе дидактики Ушинский указывает на два главных метода преподавания и изучения: метод синтетический и аналитический. Сочетание аналитического и синтетического методов обучения, по мнению К.Д. Ушинского, способствует умственной активности учащихся. [14]

Метод обучения, предлагавшийся Я.А. Коменским, был достаточно прост и в целом характеризовался рядом признаков, которые сам великий педагог изложил в ряде правил и основоположений, раскрытых в многочисленных его сочинениях, прежде всего в «Великой дидактике». В общем же требования к организации обучения, сформулированные Я.А. Коменским, могут быть сведены к следующим: поскольку в школе нужно учить самим вещам, а не обозначающим их словам, обучение нужно начинать с наблюдения над этими вещами, лишь после этого можно обсуждать увиденное.


А. С. Макаренко отмечал, что сам по себе метод не может быть ни хорош, ни плох. В основу воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система. «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим.» [11]

По определению М.А. Данилова [3], «метод обучения – применяемый учителем логический способ, посредством которого учащиеся сознательно усваивают знания и овладевают умениями и навыками». М.А. Данилов поставил методы в связь не только с логикой построения содержания, но и с самим содержанием, не разработав этот вопрос сколько-нибудь подробно.

М.А. Данилов в своей работе обратил внимание на:

  • отсутствие чёткого определения метода;
  • недостаточность аргументации у авторов различных определений;
  • отсутствие актуальности существующих классификаций методов.

Он подчеркнул, что методы обсуждаются без проникновения в их внутреннюю природу, только со стороны формы, По его мнению, главным в методе является логическая основа обучения.

Л.В. Занков считал, что что метод обучения оказывает влияет не только на качество полученных знаний, но и на психологию ученика. В качестве основных методов он рассматривал частично-поисковый и проблемный.

И.Я.Лернер определяет метод обучения, как систему последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования.

И.Г.Песталоцци рассматривает метод, как элементарное обучение. Это  число, форма, слово, которое должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью.

А. Дистервег считает, что в начальной школе целесообразно применять развивающий метод. "Всякий метод плох, - заявляет он, - если приучает учащегося к простой восприимчивости или пассивности, и хорош, если возбуждает в нем самодеятельность".

Рассмотрев вышеперечисленные определения, которые давались различными педагогами, необходимо отметить нечто общее. Каждый из них считает метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Далее рассмотрим распространённый в педагогике термин «приёмы обучения», который выделяется в структуре методов обучения. [8, с.154]

Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Приём обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обусловливаются целью применения. В педагогической литературе он часто трактуется как часть метода, отдельный акт обучения, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных учебных задач. [18]


Отдельные приёмы обучения составляют реальную деятельность обучения. На уровне учебных предметов сочетание приемов составляют методики, и даже целые методические системы.

Теперь остановимся на структуре методов обучения, которые подразделяются на 2 части [11]: объективную и субъективную.

Объективная часть метода не зависит от личности конкретного педагога. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности.

Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.

Не вполне разрешенным вопросом является соотношения объективной и субъективной части метода. По данной проблеме мнения расходятся: одни считают метод чисто объективным образованием. Именно благодаря наличию в методе постоянной, общей для всех объективной части дидактики разрабатывают теорию методов, рекомендуют пути, являющиеся более эффективными в большинстве случаев, а также успешно решают проблемы логического выбора, оптимизации методов. Другие полностью отрицают эту точку зрения и признают метод личным произведением учителя. Истина находится между этими взглядами.

Также, правда и в том, что в области применения методов педагоги больше всего проявляют собственное творчество, индивидуальное мастерство, и поэтому методы обучения всегда были и останутся сферой высокого педагогического искусства.

На методы преподавания существенное влияние оказывают и исторически сложившиеся традиции. Наука обобщает передовой педагогический опыт учителей, раскрывает сущность традиционного обучения, помогает в поиске более результативных и современных методов.

Метод обучения должен быть чётким и ясным. Учитель должен видеть, какие задачи он может поставить и решить при выборе определённого метода обучения и какие не сможет реализовать. Научность метода обучения отражает также ясность и определенность мысли учащихся: цель, средства, способы, результаты доказательств и рассуждений в процессе усвоения материала.

Большую роль в разнообразии номенклатуры методов обучения у разных авторов оказал эмпирический подход. Что привело к недостатку научности, числа необходимости, системности, достаточности, принципов классификации и границ применения методов обучения.[9, с.142]

Метод обучения многомерен и имеет много сторон. По каждой из них методы группируются в системы. В связи с этим появляется множество классификаций методов, в которых последние объединяются на основе одного или ряда общих признаков.