Файл: Использование методов обучения в начальных классах (Сущность  методов обучения в начальной школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Причины неудачи при проведении беседы:

  • стереотипы педагога – упрощенные мнения относительно отдельных учащихся или ситуации, которая возникла. В результате нет объективного анализа и понимания подростков, ситуаций, проблем;
  • ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность;
  • «предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно;
  • неверный выбор стратегии и тактики общения;
  • привычка делать выводы и заключения при отсутствии достаточного числа фактов.

Проанализировав характеристику наиболее интересных на мой взгляд методов обучения и рассмотрев их применение в работе педагогов необходимо сделать вывод: в своей практической деятельности каждый педагог должен стремиться к тому, чтобы мотивировать и активизировать работу учащихся на уроке с помощью данных методов обучения.

2.2 Критерии выбора учителем методов обучения младших школьников

Для педагога существенной проблемой является выбор рационального сочетания приемов и методов обучения в конкретной педагогической ситуации. Данный выбор не является случайным. Осуществляя его, преподаватель обязан принимать во внимание почти все зависимости. Перечислим те из них, которые выполняют функции критериев:

  • закономерности и основы педагогического процесса;
  • цели и задачи определённого урока, воспитательного мероприятия или же педагогического процесса в целом;
  • среда условий обучения и материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
  • степень развития школьного коллектива;
  • содержание изучаемого урока (цикла уроков) или же учебной дисциплины;
  • время, отводимое на изучение такого же или же другого учебного материала;
  • способности и личностные особенности учителя (уровень становления профессионально-педагогической культуры, методического профессионализма, навык практической работы, личные качества, возможности, интересы и др.);
  • возрастные и личностные особенности обучающихся, в том числе особенности их психофизического становления;
  • степень обученности школьников, степень сформированности и особенности их мотивации к учебно-познавательной работе;
  • стиль педагогического управления и общения;
  • тип и структура урока, формы организации работы обучающихся, содержание их домашней работы и т. д.

Способность выбирать необходимые методы обучения и воспитания состоит в том, чтобы отбирать и сочетать методы, целесообразные и надлежащие системе работы учителя. Вероятность использования того или же другого метода продиктовано необходимостью его использования. При этом необходимо чётко знать и принимать во внимание, что любой из них развивает и формирует. К примеру, репродуктивные методы обучения развивают практические умения, словесные методы – словесно-логическое мышление, проблемно-поисковые методы - самостоятельность мышления, креативные умения.

Рассмотрим основания для выбора и сочетания оптимальных методов обучения с точки зрения различных педагогов.

По мнению Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. выбор методов образовательной деятельности находится в зависимости от множества объективных и субъективных причин, а точнее:

  • содержания материала;
  • закономерностей и вытекающих из них основ обучения;
  • возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • общих целей обучения, развития, воспитания школьника;
  • времени, отводимого на изучение того или же другого материала;
  • степень мотивации обучения;
  • уровня подготовленности учащихся;
  • особенностей способа преподавания определённой учебной дисциплины;
  • наличия оснащения, технических средств, материально-технического обеспечения, наглядных пособий;
  • количества и трудности содержания учебного материала;
  • особенностей личности преподавателя, его квалификации;
  • интереса обучающихся;
  • сформированности у обучающихся учебных навыков;
  • типа и структуры занятия;
  • количества учащихся;
  • взаимоотношений между педагогом и учениками, которые сформировались в процессе учебной деятельности (авторитарность или же демократичность);
  • конкретных образовательно-воспитательных задач.

Принимая во внимание комплекс перечисленных обстоятельств и условий педагог принимает решение о выборе определённых методов обучения или же их сочетания для организации и проведения уроков.

Далее рассмотрим критерии выбора оптимальных методов обучения с точки зрения Ю. К. Бабанского. [2]

Дидактика устанавливает следующую закономерность:

Чем в большем количестве аспектов выбор методов обучения был обусловлен педагогом (в мотивационном, гностическом, логическом, перцептивном, контрольно-оценочном), тем более прочные и высокие учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, при этом за наименьшее количество времени.


При изучении проблемы методов обучения большая часть исследователей делает вывод о том, что поскольку понятие «метод» многостороннее, неординарное, то в каждой конкретной ситуации метод обучения обязан конструироваться педагогом. В любом этапе учебной работы всякий раз сочетается несколько методов. Они постоянно как бы взаимопроникают друг в друга, характеризуя с различных сторон одно и то же взаимодействие учителей и обучающихся. В том случае если мы всё же говорим об использовании в конкретный момент определенного метода обучения, то это значит, что он преобладает на рассматриваемом этапе, внося больший вклад в решение ведущей дидактической задачи.

Рассматривая наиболее оптимальный выбор и сочетание методов обучения нужно обратить внимание на надлежащие критерии:

  • соответствие возможностям самих педагогов. Эти способности ориентируются их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, личностными качествами педагога;
  • соответствие содержанию представленной темы занятия;
  • соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для изучения содержания учебного материала;
  • соответствие цели и задачам обучения;
  • соответствие методов основным принципам обучения;
  • соответствие учебным возможностям обучающихся: уровню подготовленности (образованности, развития и воспитанности); возрастным (психологическим, физическим); особенностям школьного коллектива.

Далее хочется отметить, что каждый преподаватель обязан иметь представление о том, когда необходимо использовать надлежащие методы обучения, делая упор на общие принципы обучения. (Понимать их сравнительные возможности)

Делая выбор в пользу одного или нескольких методов обучения невозможно не принимать во внимание особенности учащихся. Методы обучения и воспитания должны изменяться в прямой зависимости от запаса знаний, умений и навыков обучающегося, жизненного опыта, физических сил, его способностей к абстрактному мышлению и т. п. При всём этом необходимо также учитывать возрастные особенности школьников. На начальной ступени обучения предпочтительнее использовать в работе рассказ и беседу, в среднем звене – беседу-рассказ, а в старших классах в совокупности с перечисленными методами можно применить лекции.

Подобное применимо и к наглядным методам обучения: объём их использования будет сокращаться от младшего звена к старшему с учетом возрастных особенностей учащихся. Таким образом станет меняться и сам характер – от предметной наглядности ко всё более схематической. Собственно, что касается практических методов, уровень их использования станет полностью находиться в зависимости от особенностей темы, а характер заданий станет определяться учебной программой.


Педагогу будет необходимо принимать во внимание и возрастные особенности познавательной работы обучающихся. Запоминание станет меняться от младших классов к старшим по траектории расширения логических приемов. В старших классах познавательная деятельность репродуктивного характера будет всё обширнее заменяться на проблемно-поисковую. Будет всё меньше видов работы, связанных с конкретным изложением учебного материала учителем на уроке, а количество разнообразных методов самостоятельной работы школьников по овладению учебным материалом станет расти.

При активизации в учебной работе от младших к средним и старшим классам будет наблюдаться сокращение роли стимулирования занимательностью и возрастание значения стимулов исходящих из преодоления познавательных затруднений.

Далее необходимо рассмотреть несколько уровней принятия решения педагогами о выборе методов обучения:

  • Оптимизированные решения – принятие таких решений зависит от научно обоснованного выбора более оптимальных методов для данных условий с точки зрения некоторых конкретных критериев;
  • Решение типа проб и ошибок – преподаватель пробует изменить выбор методов с учетом определённых условий, но реализует это путем стихийных проб, допуская ошибки, избирая новый вариант и вновь без научного обоснования выбора;
  • Стереотипные решения – преподаватель постоянно отдает своё предпочтение конкретному стереотипу использования методов обучения независимо от особенностей учащихся, специфики задач, содержания и т. д.

Принимая во внимание всё выше сказанное перед учителем необходимо поставить цель: овладеть умением принимать оптимальное решение при выборе методов обучения.

Как на практике выбирают подходящие методы обучения?

Их прогнозирование с чисто формальной точки зрения не кажется особенно трудным.

Делая упор на теоретико-множественный подход, рассуждаем так. Существует некоторое множество методов обучения и множество условий, в которых они используются. Основные значения первого и второго множеств известны. Не считая множества методов и условий в реальном процессе всякий раз действуют случайные (неизвестные) предпосылки, величину и направленность влияния которых нельзя предугадать заблаговременно. Их воздействием приходится пренебречь в первый раз, но необходимо помнить, что как раз наличием неожиданных, неконтролируемых причин обусловливается надежность прогностических выводов.


Существует однозначная формулировка задачи оптимизации методов: в имеющихся условиях из большого количества методов необходимо выделить те, которые обеспечивают наивысшую продуктивность обучения по принятым аспектам.

Достоверным помощником преподавателя на сегодняшний день при выборе подходящих методов обучения является ЭВМ и интернет. Электронный мозг быстро «профильтрует» методы через сито конкретных условий обучения и порекомендует учителю остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным критериям.

Далее перейдём к рассмотрению критериев выбора методов обучения с точки зрения Б. А. Голуб. [4]

Выбор методов обучения, прежде всего, ориентируется на цели обучения. В случае четко продуманной последовательность целей на уроке методы должны соответствовать требованиям этих целей.

Выбор метода обучения в не меньшей степени находится в зависимости от специфики учебного предмета, особенностей содержания изучаемого материала.

При выборе метода необходимо учитывать:

  • степень развития обучающихся (даже показатель развития двух параллельных классов может быть разным);
  • особенности мышления у обучающихся разных возрастов:
  • возрастные возможности (можно предложить двухчасовую обзорную лекцию старшеклассникам, но этого нельзя делать в младших классах);
  • материальную-техническую базу учебного заведения.

Останавливая выбор на каком-либо методе обучения нужно принимать во внимание:

  • особенности жизненного опыта школьников;
  • географические и демографические особенности территории, где располагается образовательное заведение;
  • психологические и физиологические особенности детей.

Согласно И.Я.Лернеру необходимо учитывать следующие этапы выбора методов и приемов, с помощью которых идёт их реализация:

  • целевой аспект (необходимо определить цели обучения, воплощенные в учебном материале при согласовании с его содержанием, воплощающим цели обучения, местом в разделе или теме);
  • содержательный аспект (на уровне общедидактического (теоретического) представления выделить в учебном материале виды содержания образования);
  • психологический и гностический аспекты (для каждого вида содержания в соответствии способу его усвоения отобрать соответствующий ему дидактический метод обучения);
  • логический аспект (классифицировать чередование дидактических методов обучения в соответствии с логикой построения содержания учебного материала и чередования в нем видов содержания);
  • материально-источниковый аспект (избрать наличные средства — практические, предметные, интеллектуальные для каждого метода в соответствии с учебным материалом);
  • воспитательный и управленческий аспекты (выбрать приемы обучения и их сочетания в соответствии данным методам и в порядке их чередования учитывая потребностно-эмоциональную сферу обучающихся).