Файл: Использование методов обучения в начальных классах (Сущность методов обучения в начальной школе).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Сущность методов обучения в начальной школе
1.2 Особенности реализации методов обучения в начальной школе
2 ОПЫТ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Характеристика методов обучения младших школьников
2.2 Критерии выбора учителем методов обучения младших школьников
Причины неудачи при проведении беседы:
- стереотипы педагога – упрощенные мнения относительно отдельных учащихся или ситуации, которая возникла. В результате нет объективного анализа и понимания подростков, ситуаций, проблем;
- ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность;
- «предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно;
- неверный выбор стратегии и тактики общения;
- привычка делать выводы и заключения при отсутствии достаточного числа фактов.
Проанализировав характеристику наиболее интересных на мой взгляд методов обучения и рассмотрев их применение в работе педагогов необходимо сделать вывод: в своей практической деятельности каждый педагог должен стремиться к тому, чтобы мотивировать и активизировать работу учащихся на уроке с помощью данных методов обучения.
2.2 Критерии выбора учителем методов обучения младших школьников
Для педагога существенной проблемой является выбор рационального сочетания приемов и методов обучения в конкретной педагогической ситуации. Данный выбор не является случайным. Осуществляя его, преподаватель обязан принимать во внимание почти все зависимости. Перечислим те из них, которые выполняют функции критериев:
- закономерности и основы педагогического процесса;
- цели и задачи определённого урока, воспитательного мероприятия или же педагогического процесса в целом;
- среда условий обучения и материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
- степень развития школьного коллектива;
- содержание изучаемого урока (цикла уроков) или же учебной дисциплины;
- время, отводимое на изучение такого же или же другого учебного материала;
- способности и личностные особенности учителя (уровень становления профессионально-педагогической культуры, методического профессионализма, навык практической работы, личные качества, возможности, интересы и др.);
- возрастные и личностные особенности обучающихся, в том числе особенности их психофизического становления;
- степень обученности школьников, степень сформированности и особенности их мотивации к учебно-познавательной работе;
- стиль педагогического управления и общения;
- тип и структура урока, формы организации работы обучающихся, содержание их домашней работы и т. д.
Способность выбирать необходимые методы обучения и воспитания состоит в том, чтобы отбирать и сочетать методы, целесообразные и надлежащие системе работы учителя. Вероятность использования того или же другого метода продиктовано необходимостью его использования. При этом необходимо чётко знать и принимать во внимание, что любой из них развивает и формирует. К примеру, репродуктивные методы обучения развивают практические умения, словесные методы – словесно-логическое мышление, проблемно-поисковые методы - самостоятельность мышления, креативные умения.
Рассмотрим основания для выбора и сочетания оптимальных методов обучения с точки зрения различных педагогов.
По мнению Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. выбор методов образовательной деятельности находится в зависимости от множества объективных и субъективных причин, а точнее:
- содержания материала;
- закономерностей и вытекающих из них основ обучения;
- возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- общих целей обучения, развития, воспитания школьника;
- времени, отводимого на изучение того или же другого материала;
- степень мотивации обучения;
- уровня подготовленности учащихся;
- особенностей способа преподавания определённой учебной дисциплины;
- наличия оснащения, технических средств, материально-технического обеспечения, наглядных пособий;
- количества и трудности содержания учебного материала;
- особенностей личности преподавателя, его квалификации;
- интереса обучающихся;
- сформированности у обучающихся учебных навыков;
- типа и структуры занятия;
- количества учащихся;
- взаимоотношений между педагогом и учениками, которые сформировались в процессе учебной деятельности (авторитарность или же демократичность);
- конкретных образовательно-воспитательных задач.
Принимая во внимание комплекс перечисленных обстоятельств и условий педагог принимает решение о выборе определённых методов обучения или же их сочетания для организации и проведения уроков.
Далее рассмотрим критерии выбора оптимальных методов обучения с точки зрения Ю. К. Бабанского. [2]
Дидактика устанавливает следующую закономерность:
Чем в большем количестве аспектов выбор методов обучения был обусловлен педагогом (в мотивационном, гностическом, логическом, перцептивном, контрольно-оценочном), тем более прочные и высокие учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, при этом за наименьшее количество времени.
При изучении проблемы методов обучения большая часть исследователей делает вывод о том, что поскольку понятие «метод» многостороннее, неординарное, то в каждой конкретной ситуации метод обучения обязан конструироваться педагогом. В любом этапе учебной работы всякий раз сочетается несколько методов. Они постоянно как бы взаимопроникают друг в друга, характеризуя с различных сторон одно и то же взаимодействие учителей и обучающихся. В том случае если мы всё же говорим об использовании в конкретный момент определенного метода обучения, то это значит, что он преобладает на рассматриваемом этапе, внося больший вклад в решение ведущей дидактической задачи.
Рассматривая наиболее оптимальный выбор и сочетание методов обучения нужно обратить внимание на надлежащие критерии:
- соответствие возможностям самих педагогов. Эти способности ориентируются их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, личностными качествами педагога;
- соответствие содержанию представленной темы занятия;
- соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для изучения содержания учебного материала;
- соответствие цели и задачам обучения;
- соответствие методов основным принципам обучения;
- соответствие учебным возможностям обучающихся: уровню подготовленности (образованности, развития и воспитанности); возрастным (психологическим, физическим); особенностям школьного коллектива.
Далее хочется отметить, что каждый преподаватель обязан иметь представление о том, когда необходимо использовать надлежащие методы обучения, делая упор на общие принципы обучения. (Понимать их сравнительные возможности)
Делая выбор в пользу одного или нескольких методов обучения невозможно не принимать во внимание особенности учащихся. Методы обучения и воспитания должны изменяться в прямой зависимости от запаса знаний, умений и навыков обучающегося, жизненного опыта, физических сил, его способностей к абстрактному мышлению и т. п. При всём этом необходимо также учитывать возрастные особенности школьников. На начальной ступени обучения предпочтительнее использовать в работе рассказ и беседу, в среднем звене – беседу-рассказ, а в старших классах в совокупности с перечисленными методами можно применить лекции.
Подобное применимо и к наглядным методам обучения: объём их использования будет сокращаться от младшего звена к старшему с учетом возрастных особенностей учащихся. Таким образом станет меняться и сам характер – от предметной наглядности ко всё более схематической. Собственно, что касается практических методов, уровень их использования станет полностью находиться в зависимости от особенностей темы, а характер заданий станет определяться учебной программой.
Педагогу будет необходимо принимать во внимание и возрастные особенности познавательной работы обучающихся. Запоминание станет меняться от младших классов к старшим по траектории расширения логических приемов. В старших классах познавательная деятельность репродуктивного характера будет всё обширнее заменяться на проблемно-поисковую. Будет всё меньше видов работы, связанных с конкретным изложением учебного материала учителем на уроке, а количество разнообразных методов самостоятельной работы школьников по овладению учебным материалом станет расти.
При активизации в учебной работе от младших к средним и старшим классам будет наблюдаться сокращение роли стимулирования занимательностью и возрастание значения стимулов исходящих из преодоления познавательных затруднений.
Далее необходимо рассмотреть несколько уровней принятия решения педагогами о выборе методов обучения:
- Оптимизированные решения – принятие таких решений зависит от научно обоснованного выбора более оптимальных методов для данных условий с точки зрения некоторых конкретных критериев;
- Решение типа проб и ошибок – преподаватель пробует изменить выбор методов с учетом определённых условий, но реализует это путем стихийных проб, допуская ошибки, избирая новый вариант и вновь без научного обоснования выбора;
- Стереотипные решения – преподаватель постоянно отдает своё предпочтение конкретному стереотипу использования методов обучения независимо от особенностей учащихся, специфики задач, содержания и т. д.
Принимая во внимание всё выше сказанное перед учителем необходимо поставить цель: овладеть умением принимать оптимальное решение при выборе методов обучения.
Как на практике выбирают подходящие методы обучения?
Их прогнозирование с чисто формальной точки зрения не кажется особенно трудным.
Делая упор на теоретико-множественный подход, рассуждаем так. Существует некоторое множество методов обучения и множество условий, в которых они используются. Основные значения первого и второго множеств известны. Не считая множества методов и условий в реальном процессе всякий раз действуют случайные (неизвестные) предпосылки, величину и направленность влияния которых нельзя предугадать заблаговременно. Их воздействием приходится пренебречь в первый раз, но необходимо помнить, что как раз наличием неожиданных, неконтролируемых причин обусловливается надежность прогностических выводов.
Существует однозначная формулировка задачи оптимизации методов: в имеющихся условиях из большого количества методов необходимо выделить те, которые обеспечивают наивысшую продуктивность обучения по принятым аспектам.
Достоверным помощником преподавателя на сегодняшний день при выборе подходящих методов обучения является ЭВМ и интернет. Электронный мозг быстро «профильтрует» методы через сито конкретных условий обучения и порекомендует учителю остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным критериям.
Далее перейдём к рассмотрению критериев выбора методов обучения с точки зрения Б. А. Голуб. [4]
Выбор методов обучения, прежде всего, ориентируется на цели обучения. В случае четко продуманной последовательность целей на уроке методы должны соответствовать требованиям этих целей.
Выбор метода обучения в не меньшей степени находится в зависимости от специфики учебного предмета, особенностей содержания изучаемого материала.
При выборе метода необходимо учитывать:
- степень развития обучающихся (даже показатель развития двух параллельных классов может быть разным);
- особенности мышления у обучающихся разных возрастов:
- возрастные возможности (можно предложить двухчасовую обзорную лекцию старшеклассникам, но этого нельзя делать в младших классах);
- материальную-техническую базу учебного заведения.
Останавливая выбор на каком-либо методе обучения нужно принимать во внимание:
- особенности жизненного опыта школьников;
- географические и демографические особенности территории, где располагается образовательное заведение;
- психологические и физиологические особенности детей.
Согласно И.Я.Лернеру необходимо учитывать следующие этапы выбора методов и приемов, с помощью которых идёт их реализация:
- целевой аспект (необходимо определить цели обучения, воплощенные в учебном материале при согласовании с его содержанием, воплощающим цели обучения, местом в разделе или теме);
- содержательный аспект (на уровне общедидактического (теоретического) представления выделить в учебном материале виды содержания образования);
- психологический и гностический аспекты (для каждого вида содержания в соответствии способу его усвоения отобрать соответствующий ему дидактический метод обучения);
- логический аспект (классифицировать чередование дидактических методов обучения в соответствии с логикой построения содержания учебного материала и чередования в нем видов содержания);
- материально-источниковый аспект (избрать наличные средства — практические, предметные, интеллектуальные для каждого метода в соответствии с учебным материалом);
- воспитательный и управленческий аспекты (выбрать приемы обучения и их сочетания в соответствии данным методам и в порядке их чередования учитывая потребностно-эмоциональную сферу обучающихся).