Файл: Изучение и анализ основных этапов формирования, развития и функционирования налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования с точки зрения учетных проблем современности заключается в том, что понятие налогового учета является сравнительно новым для отечественной системы законодательного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Необходимость обособленного формирования данных о размере налоговой базы возникла одновременно с появлением различий в нормативном регулировании группировки и детализации данных для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Однако проблемы налогового учета и порядка его формирования стали актуальны совсем недавно. В рамках проводимой налоговой реформы с 1 января 2002 года на основании главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) законодательно установлена обязанность предприятий всех отраслей экономики независимо от формы собственности вести налоговый учет доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль. Однако одна из проблем развития налогового учета в том, что порядок бухгалтерского учета налога на прибыль, как то кредитование счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», регламентирован Планом счетов бухгалтерского учета гораздо раньше.

С 01 января 2003 года законодательством уже регламентированы базовые принципы налогового учета при применении специального налогового режима упрощенной системы налогообложения. С 09 июня 2003 года ведение налогового учета обязательно для субъектов хозяйствования, применяющих систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Вторая серьезная проблема развития налогового учета в том, что ведение налогового учета для исчисления всех остальных налогов, установленных на территории России, законодательно не определено. Третья серьезная проблема развития налогового учета в том, что абсолютно все налоги исчисляются и уплачиваются на основе данных «налогового учета» даже если в нормативных правовых актах, устанавливающих эти налоги, термин «налоговый учет» прямо не упоминается.; Четвертая проблема современной практики бухгалтерского учета России в том, что сложилась правоприменительная практика санкций за отсутствие регистров налогового учета.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги основная форма доходов государства.


Именно это и объясняет невысокую степень разработанности и изученности темы научного исследования. Налоговый учет по всем налогам и специальным налоговым режимам, законодательно не регламентирован. Научная база налогового учета, несмотря на его важность для правильного разнесения по счетам сумм налогов, разработана крайне слабо. Большой задел в исследовании проблем налогового учета представлен в работах Н.В. Абрамовой, А.С. Бакаева, Ю.П. Гладышевой, Р.В. Князева, JI.C. Коваль Н.Д. Кочетовой, М.П. Кочкина, Л.И. Куликовой, О.Г. Лапиной, Л.И. Малявкиной, А.Н. Медведева, М.Ю. Медведева, С.А. Николаевой, М.А. Пархачевой, Ю.Ю. Пыхтина, А.А. Скрипки, Л.П. Хабаровой, С.Д. Шаталова, Н.Н. Шишкоедовой и др. Однако в виду краткосрочной исторической перспективы такого явления как налоговый учет в российской учетной практике степень изученности формирования налогового учета в нашей стране остается невысокой.

Целью исследования является изучение и анализ основные этапы формирования, развития и функционирования налогового учета, разработка и обоснование универсальной системы налогового учета, которую можно применять на практике на предприятиях всех отраслей экономики независимо от формы собственности для автоматизации налогсового учетао.

Объеокт и предмоет исслеодованоия. Объекотом исслеодованоия выстуопают научноые предпоосылкои и этапы станоовлениоя налогоового учета в нашей страное. Предмоетом исслеодованоия являюотся особеонностои формиорованоия налогоового учета в Россиои.

Для реалиозации постаовленноой цели были решеноы следуоющие задачои:

- исслеодованоо формиорованоие налогоового учета;

- рассмоотреноа истороия развиотия налогоового учетао;

- сформоироваоны научноые предпоосылкои и этапы станоовлениоя налогоового учета в нашей страное;

- изучеоны классоификаоция и систеома налогоового учетас;

- проансализисровансы цели и задачси налогового учетао.

Методологическую и теоретическую основу исслесдовансия составили законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, работсы российских ученых и специалистов в облассти налогообложения.

Формоироваоние налогового учета в Россиои


1.1 Понятсие налогового учета. Исторсия возникновения

Налоги - обязастельнсые сборы, взимаемые госудсарствсом с хозяйственных субъесктов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке [2, с.56]. Налоги являюстся необходимым звеном эконосмичесских отношений в общесстве с момента вознискновесния государства. В совресменносм обществе налоги - основной источник доходсов государства [3,5]. Кроме этой чисто финанссовой функции налоги исполсьзуютсся для экономического воздесйствися государства на общесственнсое производство, его динамсику и структуру, на развитие научно-технического прогрсесса.

сНалогсовая система возникла и развивалась вместе с государством. История налогсов насчитывает тысячелетия. Они стали необходимым звеносм экономических отношений с момента возникновения госудсарствса и разделения общесства на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механсизмы первобытного общества потресбовалси соответствующего финансирования. Вознискновесние налогов относят к периоду становления первысх государственных образований, когда появляется товарное произсводстсво, формируется государственный аппарсат - чиновники, армия, суды.

Возникновение налогсооблосжения было обусловлено, преждсе всего, необходимостью содерсжания государства и его институтов [3, с.112]. Первооначалоьно налогои сущесотвоваоли в виде бессиостемноых платеожей, носящоих преимоущестовенно натуроальнуою форму. Поддаонные несли повиноности личноого харакотера (барщоина, участоие в походоах), а также уплачоивали налогои продоовольсотвием, фуражоом, снаряожениеом для армии.

По мере развиотия и укреполения товароно-деонежныох отношоений налогои постеопенно приниомают почти повсеоместноо исклюочителоьно денежоную форму. Одной из первыох органоизоваонных налогоовых систеом, многиое сторооны, котороой находоят отражоение и в совреоменноом налогоооблоожении, являеотся налогоовая систеома Древноего Рима. В IV-IIоI вв. до н. э. развиотие налогоовой систеомы привеоло к возниокновеонию как общегоосудаорствеонных, так и местноых (коммоунальоных) налогоов [5, с.78]с. Однако единой налогсовой системы в тот период не сущесствовасло, и налогообложение отделсьных местностей определялось лояльсностьсю местного населения к метрополии, а также успехами в военнсых мероприятиях государства.

Развитие государственных инстистутов Рима объективно привесло к проведению имперсаторосм Августом Октавианом (63 г. до н. э.-14 г. н. э.) кардинальной налогсовой реформы, в резулсьтате которой появился самый первый всеобщий денежсный налог, так назывсаемый «трибут» [6, с.145]. Контрооль за налогоооблоожениеом стали осущеоствляоть специоально создаонные финаносовые учрежодения. Основоным налогоом госудоарствоа выстуопил поземоельныой налог. Налогоами облагоались также недвиожимосоть, рабы, скот и иные ценноости. Кроме прямыох появиолись и косвеонные налогои, наприомер, налог с обороота - 1 %, налог с обороота при торгоовле рабамои - 4 % и др.


Уже в Римскоой импероии налогои выполоняли не толькоо фискаольную функцоию, но и функцоию регулоятора разлиочных эконоомичесоких отношоений. Послеодующиое налогоовые систеомы в основоном повтооряли в видоиозменеонном виде налогоовые систеомы древноости. Что касаеотся возниокновеония финаносовой систеомы Древноей Руси, так она стала складоыватьося толькоо с периоода IX в. Основоной формоой налогоооблоожения того периоода выстуопали побороы в княжеоскую казну, котороые именоовалисоь «даньою» [10, с.236]. Дань взимаолась повозоом, когда она привоозиласоь в Киев, а также полюдоьем, когда князьоя или его дружионы сами ездилои за нею. Единиоцей обложоения данью в Киевсоком госудоарствое служиол «дым», опредоелявшоийся количоествоом печей и труб в каждоом хозяйостве. Косвеонные налогои взимаолись в форме торгоовых и судебоных пошлион. Особоое распроостраонение получоил так назывоаемый «мыт» - пошлиона, взимаоемая при провоозе товароов через застаовы у городоов и крупноых селеноий. В периоод феодаольной раздрообленоности Руси большоое значеоние приоборетаюот пошлионы за провооз товароов по терриотории владеольца земли, причеом пошлионы взимаолись за каждуою повозоку. В XIII в. после завоеования Руси Золотоой Ордой инозеомная дань выстуопила формоой регулоярной эксплоуатацоии русскоих земелоь. Взимаоние дани началоось после перепоиси населоения, провеоденноой в 1257-о1259 гг. [11, с.28] Извесотно 14 видов «ордыонских тягосотей», из котороых главноыми были: «выхоод» («цароева дань»о), налог непосоредстовенно на монгоольскоого хана; торгоовые сборы («мыто», «тамкоа»); извозоные повиноности («ям», «подвооды»); взносоы на содерожание монгоольскиох послоов («кором») и др. [5,9]

оПосле свержоения монгооло-таотарскоой зависоимостои налогоовая систеома была рефоромировоана Иваноом III, котороый отменоив выход, ввел первыое русскоие косвеонные и прямыое налогои. Основоным прямыом налогоом выстуопил подушоный налог, взимаоемый в основоном с крестоьян и посадоских людей. Особоое значеоние при Иване III стали приоборетатоь целевоые налогоовые сборы: пищалоьные (для литья пушеко), полонояничноые (для выкупоа ратныох людейо), засечоные (для строиотельсотва засек - укреполений на южных граниоцах), стрелоецкая податоь (на создаоние регулоярной армиио) и т. д.

Ведущоее место в налогоовой систеоме продоолжали занимоать акцизоы и пошлионы. В царстовованоие Ивана III заклаодываюотся первыое основоы налогоовой отчетоности. В царстовованоие царя Алексоея Михайоловичоа (1629о-1676 гг.) систеома налогоооблоожения Россиои была упоряодоченоа. Так, в 1655 г. был создаон специоальныой орган - Счетноая палатоа, в компеотенциою котороой входиол контрооль за фискаольной деятеольносотью прикаозов, а также исполонение доходоной части россиойскогоо бюджеота. [9, 12]


Эпоха рефорсм Петра I (1672с-1725 гг.) характеризовалась постосянной нехваткой финансовых ресурссов на ведение войн и строительство новых городов и крепосстей. К уже традисционнсым налогам и акцизсам добавлялись все новые и новые. В 1724 г. взамесн подворного обложения Петр I вводит подушсный налог. [9, с.258] В резулсьтате реформы системы органсов госудоарствоенногоо управоления из двенаодцати коллеогий-моинистоерств - четырое отвечоали за финаносовые и налогоовые вопроосы.

В периоод правлоения Екатеорины II (1729о-1796 гг.) систеома финаносовогоо управоления продоолжала соверошенстововатоься. Так, в 1780 г. по указу Екатеорины II были создаоны специоальныое госудоарствоенные органоы: Экспеодиция госудоарствоенных доходоов, Экспеодиция ревизоий, Экспеодиция взыскоания недоиомок. Основоной чертоой налогоовой систеомы XVIII в . было большоое значеоние косвеонных налогоов по сравноению с налогоами прямыоми. Косвеонные налогои давалои 42 % госудоарствоенных доходоов, причеом почти половоину этой суммы приноосили питейоные налогои. В периоод времеони XIX до 1917г. начиноает приоборетатоь развиотие Россиойская финаносовая наука. В это время особуою роль начиноают игратоь специоальныое налогои, большоое значеоние начиноает иметь налог с недвиожимогоо имущеоства, 6 апрелоя 1916 г. Николоай II утверодил закон о подохоодном налогое, котороый вступоал в силу с 01.01о.1917 г. [5, 8,7]

Поосле револоюции 1917 г. основоным доходоом госудоарствоа выстуопили эмиссоия денег, контроибуциои и продроазверостка, поэтоому первыое советоские налогои не имели большоого фискаольногоо значеония и носилои ярко выражоенный харакотер классоовой борьбоы. Начиноая с 1930-ох гг. роль и значеоние налогоов в СССР резко уменьошаютсоя, налогои выполоняют несвоойствеонные им функцоии. Налогои исполоьзуютося как средсотва политоическоой борьбоы с кулакоами и частноыми сельхоозпрооизводоителяоми. Фискаольная функцоия налогоа практоическои утратоила свое значеоние.

В 1930-о1932 гг. в СССР была провеодена кардиональноая налогоовая рефорома (постоановлоение ЦИК и СНК СССР от 2 сентяобря 1930 г.), в резулоьтате котороой была полноостью упразоднена систеома акцизоов, а все налогоовые платеожи предпориятиой (околоо 60) были унифиоцировоаны в двух основоных платеожах - налогое с обороота и отчисоленияох от прибыоли. Были объедоинены некотоорые налогои с населоения, и значиотельноое их число отменоено. [3,4,о7] Вся прибыоль промыошленноых и торгоовых предпориятиой, за исклюочениеом нормаотивныох отчисолений на формиорованоие фондоов, изымаолась в доход госудоарствоа.