Файл: Изучение и анализ основных этапов формирования, развития и функционирования налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образоом, доход госудоарствоа формиоровалося не за счет налогоов, а за счет прямыох изъятоий валовоого нациоональноого продуокта, произоводимоых на основое госудоарствоенной монопоолии. В связи с началоом Великоой Отечеоственоной войны был введеон военноый налог (отмеонен в 1946 г.) [11, с. 158]. Кроме того, 21 ноября 1941 г. Указом Президиума Верхосвного Совета СССР с целью мобилизации дополснителсьных средств для оказасния помощи многодетным матерсям был введен налог на холостяков, одиноских и малосемейных граждсан. Основным налоговым платесжом того периода выстуспал налог с обороста, своего рода акциз на товары народсного потребления - хрустсаль, мебель, кофе, автомсобили, спиртное и т. д.

Смена высшего руководства странсы и проведение разлисчных политических кампаний непоссредстсвенно отражалась на советсских налогах. Программа Н. Хрущева по «актисвному строительству коммунизма» привесла к отмене в мае 1960 г. налога с зарабсотной платы рабочих и служащих. В третьсей Программе КПСС, принястой на XXII съездсе КПСС 31 октябсря 1961 г. предпсолагаслась полная отмена налогсовых платежей с населсения. К началу рефорсм середины 1980-х гг. более чем 90 % государственного бюджеста Советского Союза, как и его отделсьных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства [2, с.28]. Налоги с населения (прямые) занимсали незначительный удельный вес, примерно 7-8 % всех поступлений бюджеста.

Эпоха пересстройкси и постепенного перехсода на новые условсия хозяйствования с середсины 1980-х гг. объекстивно вызвала возрождение отечесственсного налогообложения. Августовские событсия 1991 г. ускорсили процесс распада СССР и становления Россиси как политически самосстоятесльногсо государства. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплсекснася налоговая реформа. В декабре 1991 г. налоговая система Россиси в основном была сформирована [12, с.28]с.

В современном обществе содерсжание налогов многогранно. Налогси являются правовой, эконосмичесской и финансовой категсорией. Поэтому можно встрестить различные определения налогсов в современной россисйской энциклопедической, справочной, научнсой и учебной литерсатуре. В Большом эконосмичесском словаре налог опредселяетсся как обязательный платесж, взимаемый государством с физических и юридисческисх лиц [14, с.147]. Унивесрсальсный энциклопедический словарь дает более развернутое опредселенисе налогов. Налоги – обязательные платежи, взимасемые государством (центральными и местными органами властси) с физических и юридических лиц в государственный и местнсые бюджеты [22, с.41]. В учебной литературе, в научных статьях, как правило, приводится опредселенисе налога, закрепленное в ст. 8 НК[1].


В соотвоетствоии с россиойским налогоовым законоодатеольствоом под ноалогоом поноимаетося "ообязатоельныой, индивоидуалоьно безвоозмездоный платеож, взимаоемый с органоизациой и физичоеских лиц в форме отчужодения принаодлежаощих им на праве собстовенноости, хозяйоственоного веденоия или операотивноого управоления денежоных средсотв в целях финаносовогоо обеспоечениоя деятеольносоти госудоарствоа и (или) муницоипальоных образоованиой".

Экоономиоческаоя прироода налогоов находоит отражоение в единсотве специофичесоких черт данноого платеожа, котороые отличоают его от другиох видов финаносовых платеожей. Налогоам присуощи следуоющие отличоительоные (спецоифичеоские) черты [4, 15, 22]:

– принуодителоьностоь;

– законсодатесльный (властный) характер;

– исполсьзовасние налогов на выполснение публичных функций госудсарствса;

– индивоидуалоьно безвоозмездоный харакотер.

Поринудоительоность и доброовольноость платеожа имеют относоительоный харакотер. С одной сторооны, доброовольноые пожеротвоваония могут быть мнимо доброовольноыми. По форме они доброовольноы, а по сути, в силу опредоеленноых причион носят харакотер принуодителоьных сбороов. Наприомер, в органоизациои прохоодит кампаония по сбору средсотв для помощои детскоому дому. Большоинствоо сотруодникоов органоизациои делаюот пожеротвоваония доброовольноо. С одной сторооны, кто-тоо может делатоь эти пожеротвоваония не в силу своих душевоных побужодений, а потомоу, что пожеротвоваония делаюот все, этого требуоет общесотвенноое мнениое. С другоой сторооны, принуодителоьные сборы могут уплачоиватьося доброовольноо. Отделоьные лица, осозноавая важноость общесотвенноых благ, могут платиоть налогои безо всякоого принуождениоя[19, с.47]о. Они доброосовесотно деклаорируюот все свои доходоы, если даже знают, что получоение некотоорых доходоов никак нельзоя прокоонтролоироваоть, и их можно скрытоь без какогоо-либоо риска наказоания. В целом отмечоается, что рост общегоо матероиальноого благоосостоояния в общесотве, повышоение общегоо культоурногоо уровноя населоения спосообствуоют росту налогоовой дисциоплиныс.

Для понимания сути налогса существенно то, что этот принудительный платесж имеет властный, императивный харакстер. сНалог взимается государственной властсью. Налог вводится и отменяется законом [13, с.90]о. Порядоок исчисоления и уплатоы налогоа также реглаоментиоруетсоя законоом. Этим налогои отличоаются от таких видов принуодителоьных платеожей, как, наприомер, погашоение кредиота и выплаота по нему процеонтов, рэкет, выплаоты шантаожисту, побороы шайки разбоойникоов. Указаонные платеожи носят принуодителоьный харакотер. Однакоо они являюотся не налогоами, а грабеожом в открыотой или завуаолировоанной форме.


Налоог – это принуодителоьный властоный платеож, котороый необхоодим госудоарствоу для воыполноения им публиочных функцоий, доля удовлоетвороения общесотвенноых потреобностоей [18, 25]. Нельзоя призноать налогоом дань или контроибуциою, хотя они являюотся принуодителоьными платеожами и взимаоются госудоарствоенной властоью. Отличоие их от налогоов в том, что они не исполоьзуютося госудоарствоом для удовлоетвороения общесотвенноых потреобностоей населоения покороенной страноы. К налогоам нельзоя отнесоти и такие принуодителоьные платеожи, как взносоы (платоежи) по обязаотельноому страхоованиою (напроимер, страхоованиое автогораждаонской ответоственоности, обязаотельноое страхоованиое от несчаостных случаоев и т.д.). Обязаотельноость (приноудитеольносоть) этих платеожей устаноавливоается законоом, но они исполоьзуютося на строгоо опредоеленноые цели, а именноо на покрыотие убыткоов застроаховаонного лица в случаое настуоплениоя страхоового случаоя.

Налооги взимаоются на основое властоного (закоонодатоельноого) принуождениоя и напраовляютося на покрыотие расхоодов госудоарствоа, котороые призвоаны обеспоечить произоводстово общесотвенноых благ [15, С.286]. Таким образоом, сущесотвует обмен между населоением, частноым бизнеосом, с одной сторооны, и госудоарствоом, с другоой сторооны. Посреодствоом налогоов населоение и частноый бизнеос оплачоивают потреобляемоые ими общесотвенноые блага, и налогои выстуопают ценой приоборетеноия общесотвенноых благ. Однакоо данныой обмен (налоогоплаотельщоики платяот госудоарствоу налогои, а взамеон получоают от него общесотвенноые благао) не соотвоетствоует рыночоным принцоипам эквивоалентоного обменоа, как это имеет место при покупоке обычноых товароов и услуг.

Госуодарство, взимаоя налогои, не берет на себя обязаотельсотв по предооставлоению отделоьному конкроетномоу налогооплатоельщиоку услуг на сумму, эквивоалентоную уплачоенным им налогоам. Налог выстуопает оиндивоидуалоьно безвоозмездоным платеожом [14, С.111].

В налогсовом законодательстве наряду с понятием «налосг» используют понятие «сбор». В ст. 8 НК [1] дано следующее определение сбора. Под сбором понимается обязательный взнос, взимасемый с организаций и физических лиц, уплатса которого является одним из условий соверсшения в отношении платесльщиксов сборов государственными органсами, органами местного самоусправлсения, иными уполномоченными органсами и должностными лицамси юридически значимых дейстсвий, включая предоставление опредселеннсых прав или выдачсу разрешений {лицензий).


Налоги и сборы имеют как общие, так и отличительные черты. К общим чертам относсятся принудительность, законодательный харакстер, поступление в бюджест. Сборы, как и налоги, устанавливаются и отменяются законом, их уплата являестся обязательной. Сбор, как и налог, харакстеризсуется безэквивалентностью [11, С.159]. Определить ценность услугси или размер выгодсы, полученной от госудсарствса при уплате сбора, не представляется возмосжным. Вряд ли человсек сможет оценить свою выгоду (ценность получсенной услуги), например, от регистрации брака, получсения паспорта или свидестельсства о рождении ребенска. Основное отличие сбора от налога состосит в том, что уплата сбора всегдса связывается с оказаснием определенной услуги со стороны государства. Уплатса налогов осуществляется безотсноситсельно того, какие услугси оказывает государство, каковса стоимость общественных благ, предоставленных государством при выполнении им своих функций.

Таким образом, в настоящее время россисйским налоговым законодательством устансовленсы сборы за пользсованисе объектами животного мира и за пользсованисе объектами водных биолосгичесских ресурсов. Государственная пошлисна также является сборосм налогового характера. С 2005 г. отменсен сбор за исполсьзовасние наименований «Росссия», «Росссийскася Федерация» и образсованнсых на этой основсе слов и словоссочетсаний [15, с.45]. В Российской Федерации ранее имели место такие местные сборы, как сбор на содерсжание милиции, сбор с владельцев собак и др.

1.2 Основные этапы возникновения налогового учета

сИсточсником становления учета (в широком смысле данносго понятия) стала хозяйсственсная деятельность. С середсины ХIХ в связи с экспансией акциоснерносго капитала и изменсениямси в налогообложении произсошло резкое усиление налогсового законодательства [3,5,12]. Отмечсается, что государственные органсы начали активно регулсировасть бухгалтерский учет не только в Россиси, но и во многих других странсах только в фискасльных интересах на рубеже ХIХ и ХХ вв., когда объектами налогообложения стали обороты предприятий, их выручка, прибыль и другие показатели, инфорсмацию о которых можно получить в систесме бухгалтерского учета [16, с.314]. Сравнительные исслесдовансия учетных систем разлисчных стран показывают, что традиционно в финанссовой науке выделяются две модели сосуществования систесм бухгалтерского учета и налогообложения. Первая моделсь («Континентальная») представляет собой положение, при которсом бухгалтерский и налогсовый учет фактически совпасдают. При этом бухгаслтерсский учет выполняет все фискально-учетные задачи. Эта модель возникла в Пруссии в XIX в., где было, введено правило: сумма балансовой прибыли должнса быть равна налогсообласгаемосй величине. Таким образсом, понятие «балансовая прибысль» отождествляется с понятсием «налогооблагаемая прибыль» [28, с.15]. Главная особеснностсь данной модели состосит в том, что финансовая отчетность состасвляетсся в интересах госудсарствсенных налоговых органов. Учет - единая целосстная система, которую невозсможно разделить на части. К континентальной систесме относятся учетные систесмы Германии, Швеции, Бельгсии, Испании, Италии, Швейцсарии и др. [15, 27, 12]


Втсорая модель имеет наимесновансие «Англосаксонской» (Британо-американская) и предполагает параллельное сосущсествосвание бухгалтерского и налогсового учета как двух самостоятельных систем, преслседующсих различные цели. Вознискла данная концепция в Великобритании [21, с.58]. Суть - сумма баланосовой прибыоли принцоипиалоьно отличона от налогоооблаогаемоой величоины. Главноая особеонностоь: финаносовая отчетоность состаовляетося в первуою очереодь в интероесах собстовенниоков. К англоосаксоонской относоятся в частноости, учетноые систеомы США, Великообритоании, Австроии, Канадоы, Нидероландоов и другиое. Однакоо не следуоет забывоать, что на практоике бываеот трудноо, а порой невозоможно однозоначно идентоифициороватоь моделоь, примеоняемуою в том или ином госудоарствое.

Она формиоровалоась на основое англоосаксоонской моделои. Понятоие «налооговый учет» для россиойской практоики относоительоно новое. Как отделоьный вид учета налогоовый учет долгоое время именоовался «учетоом для целей налогоооблооженияо». Появлоение же самогоо налогоового учета в Россиои и закреоплениое его как термиона сопряожено со введеонием в дейстовие 25 главы налогоового кодекоса РФ (далеое НК РФ) «Налоог на прибыоль органоизациой». Однакоо можно выделоить ряд этапоов, спосообствоовавшиох появлоению термиона «налооговый учет» в законоодатеольствое РФ. [3, 8, 14]

Этоап I. Его началоом считаоется введеоние в дейстовие федероальноого законоа РФ «О налогое на прибыоль предпориятиой и органоизациой» от 1.01.о1992 г. [16, с.78] Даннысм законодательным актом для учета в целях налогообложения были закресплены специальные показатели, примеснение которых повлекло за собой разделение бухгаслтерсского учета и учета в целях налогсооблосжения: дано понятие выручски для целей налогсооблосжения (предусмотрены стоимостные корресктиросвки выручки от реалисзации продукции (работ, услугс) до уровня рыночсных цен в случасе реализации по ценам не выше фактисческосй себестоимости или прямосго обмена продукции (рабост, услуг)).

Этап II. Даннысй этап связан с утверждением Положения о составе затрат по производству и реалисзации продукции (работ, услугс), включаемых в себесстоимоссть, и о порядске формирования финансовых резулсьтатосв, учитываемых при налогсооблосжении прибыли № 552 от 5.08.1992 г. [18, с.157] Согласно Постасновлеснию на счетах учета затрат на произсводстсво и издержек обращсения отражаются расходы не в сумме фактисческисх затрат, а тольксо в пределах норм, установленных для целей налогообложения. Кроме того, появились объекты, не отражаемые в финанссовых результатах по даннысм бухгалтерского учета, но меняющие финансовый резулсьтат для целей исчиссления налога на прибысль по данным налогсового учета, например, безвосзмездсно полученные ценности.