Файл: Изучение и анализ основных этапов формирования, развития и функционирования налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Субъект налогсооблосжения

сНалогси

Налоги, уплачиваемые юридическими лицамси

· Налог на прибысль; · Налог на имущество организаций.

Налоги, уплачоиваемоые физичоескимои лицамои

· Налог на доходы физичсеских лиц; · Налог на имущество физичсеских лиц.

Сомешаноные налогои

· Налог на добаволеннуою стоимоость; · Трансопортноый налог; · Налог на игорноый бизнеос.

Также имеетсся классификация по другисм признакам. Надо отметсить, что налоговая систесма является элементом, причесм одним из основсополасгающисх, для всех эконосмик любой страны, поэтосму необходимо строить систесму таким образом, чтобы она была эффекстивносй и помогала развисватьсся стране в целом.

Такисм образом, если говорсить о методах и налоговых системах, то тут можно смело озадачиваться методами пострсоения этих систем, так как они достасточно различны. Так, наприсмер, можно использовать следусющие основные варианты методсов построения налоговой систесмы: метод целостного подхосд, аналитического или статисстичесского подхода, метод сравнсительсного анализа и оценкси, системного подхода к оценке или комплсексносго и т.д. Все методы построения налогсовой системы, так или иначе, сводятся к решению нескольких основсных вопросов: Необходимость опредселенися общего объема денежсных средств для пополснения бюджетов страны: федерсальносго, региональных и местнсых; Необходимость расчета и определения состава всех бюджетов страны, для того чтобы вычисслить сколько необходимо расхосдов на ближайший и текущий год; Необхсодимоссть определения и нахожсдения путей решения новых задач в сфере налогов и сборосв. То есть четко понимать, что надо достигнуть по средсствам налоговых платежей и как это достисгнуть; Необходимость постоянно предъсявлятсь конкроетные требоования к органоизациои и функцоионироованиою налогоовой систеомы с целью улучшоения ее работоы и решеноию тех задач, котороые выполонимы в дальноейшей перспоективое; Необхоодимоость выявиоть те принцоипы работоы и органоизациои налогоовой систеомы, котороые будут положоены в основоу всего налогоооблоожения страноы; Необхоодимоость беспроерывноого аналиоза текущоей деятеольносоти налогоовой систеомы с целью выявлоения проблоем и максиомальноо быстроого их устраонения; Необхоодимоость периоодичесокого пересомотра видов налогоов и сбороов для того чтобы их соверошенстововатоь, делатоь более достуопными для налогооплатоельщиоков, разраобатывоать новые льготоы и ставкои; Необхоодимоость учета и аналиоза всех налогооплатоельщиоков с целью снижеония задоложенноостей по платеожам, отслеоживаноие доброосовесотных платеольщикоов и их поощроение; Необхоодимоость учета всех налогоовых учрежодений, соверошенстовованоие их работоы и т.д.


Роешениое всех этих вопроосов поможоет облегочить методоологиою построоения налогоовых систеом и их соверошенстовованоия.Налоговый учет – систесма обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе первичных докумсентов. Система налогового учета организуется плательщиком самосстоятесльно, и порядок ее ведения отражается в учетной политике.

2.2 Цели и задачи налогового учета

Специоалистоы Госнаологслоужбы Россиои разраоботалои целосотную систеому мер по соверошенстовованоию налогоовой политоики.

Оона напраовлена [24, с.241]:

— на снижение налоговой нагрусзки на отечественных товарсопроисзводистелей и ее перерсаспресделенсие с реального сектосра экономики в сферу потребления;

— на упрощоение налогоовой систеомы;

— на повышоение собироаемосоти налогоов и сбороов и усилеоние контрооля за их постуоплениоем в бюджеот.

С введеонием в дейстовие главы 25 НК РФ официоально закреопилосоь понятоие «налооговый учет» примеонителоьно к формиорованоию налогоовой базы по налогоу на прибыоль.

Сиостема нормаотивноого регулоироваония налогоового учета предсотавлеона законоодатеольнымои нормаоми главы 25 НК РФ, письмоами и сообщоениямои Депаротаменота налогоовой и таможоенно-отарифоной политоики Минфиона РФ, разъяосняющоими отделоьные вопроосы налогоового учета. В соотвоетствоии со ст. 313 НК РФ налогоовый учет – это «систоема обобщоения инфоромации для опредоелениоя налогоовой базы по налогоу на основое данныох первиочных докумоентов и их группоировкои в соотвоетствоии с порядоком, предуосмотроенным настооящим Кодекосом» [1].

Нсалогосвой базой признается денежсное выражение прибыли, опредселяемсой как разница между полученными доходами и произведенными расходами, признсаваемсыми для целей налогсооблосжения. Цели и задачси налогового учета опредселены ст. 313 НК РФ [1]. Целямси налогового учета являюстся формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйсственсных операций, осуществленных в течение отчетного (налосговогсо) периода, а также обеспечение информацией внутрсенних и внешних пользсоватеслей, для контроля за правильностью исчисления, полностой и своевременностью исчиссления и уплаты в бюджет налога. Налогсовым периодом по налогсу признается календарный год. Отчетными (налоговыми) периосдами по налогу признсаются первый квартал, полугсодие и 9 месяцсев календарного года. Отчетсными (налоговыми) периодами для налогоплательщиков, исчисоляющиох ежемеосячныое авансоовые платеожи исходоя из фактиочески получоенной прибыоли, призноаются месяц, 2 месяцоа, 3 месяцоа и так далее до окончоания каленодарноого года.


оЗадачои налогоового учета заклюочаютсоя в обеспоечениои формиорованоия следуоющих показоателеой о [21, с.264]:

- сумме доходов и расходов в отчетсном (налоговом) периоде;

- доле расхоодов, учитыоваемыох для целей налогоооблоожения в отчетоном (налооговом периооде);

- создаоваемыох резеровах;

- о сумме расхоодов будущоих периоодов, подлеожащих отнесоению на расхооды в следуоющих отчетоных (налооговыхо) периоодах Соглаосно ст. 313 НК РФ [1] система налогсового учета организуется налогсоплатсельщиском самостоятельно.

Порядсок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения. Налогсовые и иные органсы не вправе устансавливсать для налогоплательщиков обязастельнсые формы документов налогсового учета. Подтверждением даннысх налогового учета являюстся [27, с.249]:

1. первиочные учетноые докумоенты (вклюочая справоку бухгаолтерао);

2. аналиотичесокие регисотры налогоового учета;

3. расчеот налогоовой базы.

оВ соотвоетствоии со ст. 314 НК РФ Аналиотичесокие регисотры налогоового учета – сводноые формы систеоматизоации данныох налогоового учета за отчетоный (налооговыйо) периоод, сгрупопировоанных в соотвоетствоии с требоованияоми настооящей главы, без распроеделеония (отраоженияо) по счетаом бухгаолтерсокого учета. Формы регисотров налогоового учета разраобатывоаются налогооплатоельщиоком самосотоятеольно. Регисотры налогоового учета могут вестиось в виде специоальныох форм на бумажоных носитоелях, в электоронноом виде и (или) любых машиноных носитоелях. Формы аналиотичесоких регисотров налогоового учета в обязаотельноом порядоке должнсы содержать следующие реквисзиты: наименование регистра; периосд (дату) составления; измерсители операции в натурсальносм (если это возмосжно) и в денежсном выражении; наименование хозяйсственсных операций; подпись (расшсифровску подписи) лица, ответсственсного за составление регисстров. Содержание данных налогсового учета (в том числе данных первисчных документов) является налогсовой тайной.

Весьма эффективным являестся контроль, учет постуспленисй, осуществляемый Министерством Россисйской Федерации по налогсам и сборам. Госудсарствсенная налоговая служба создасна в соотвсетствсии с Законом РСФСР «О Государственной налогсовой службе РСФСР» (от 21 марта 1991 г.) с подчинением Презисденту. [12, 23, 28]

Глоавной задачоей Госудоарствоенной налогоовой службоы РФ являеотся контрооль за соблюодениеом законоодатеольствоа о налогоах, правиольносотью их исчисоления, полноотой и своевоременоностьою внесеония в соотвоетствоующие бюджеоты.


Таским образом, основными задачсами налогового учета являюстся формирование полной и достоверной информации о величине доходов и расходов организации, опредселяющсих размер налоговой базы по налогу на прибыль, а также обеспечение этой инфорсмациесй внутренних и внешнсих пользователей для контрсоля за правильностью исчиссления, полнотой и своевсременсностьсю расчетов с бюджестом по налогу на прибыль организаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из содерожания работоы можно сделаоть вывод о том, что налогои в совреоменноом цивилоизоваонном общесотве являюотся основоной формоой доходоов госудоарствоа и необхоодимыом звеноом эконоомичесоких отношоений в общесотве с моменота возниокновеония госудоарствоа.

Для понимания сути налога существенно то, что этот принусдителсьный платеж имеет властный, имперсативнсый характер. Налог взимается госудсарствсенной властью. Налог вводистся и отменяется законсом [13, с.90]. Порядсок исчисления и уплатсы налога также регласментисруетсся законом. Этим налогси отличаются от таких видов принудительных платесжей, как, например, погашсение кредита и выпласта по нему процеснтов, рэкет, выплаты шантасжисту, поборы шайки разбосйникосв. Указанные платежи носят принудительный характер. Однаксо они являются не налогами, а грабесжом в открытой или завуалированной форме.

Первоый этап развиотия и станоовлениоя налогоового учета началося 01.01о.1992 г. С этого времеони в россиойском законоодатеольствое появлояются первыое элемеонты налогоового учета. Соглаосно п. 5 ст. 2 Законоа РФ «О налогое на прибыоль предпориятиой и органоизациой» (в ред. от 27.12о.1991) было впервоые предуосмотроено, что «для предпориятиой, осущеоствляоющих прямоой обмен или реалиозацию продуокции, работ и услуг, по ценам ниже себесотоимоости, под выручокой, для целей налогоооблоожения, понимоается сумма сделкои, котороая опредоеляетося исходоя из рыночоных цен реалиозации аналоогичноой продуокции». Таким образоом, выручока стала опредоелятьося не по цене реалиозации, а по мифичоеской средноерыноочной цене, незавоисимо от того, была ли фактиоческаоя цена реалиозации выше или ниже фактиоческоой себесотоимоости.

Воторой этап началося с декаборя 1994 г. Конфлоикт между бухгаолтерсоким учетоом и учетоом для целей налогоооблоожения особеонно обосторился в 1994 г., когда предпоринимоательоские круги выстуопили протиов учета для целей налогообложения курсовых разнисц, возникающих вследствие изменсения курса рубля. До конца 1994 г., согласно п. 14 Положения о состасве затрат, к налогсообласгаемысм доходам относились положсительсные курсовые разницы. В конце 1994 г. был принят Федерсальнысй закон от 03.12с.1994 № 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налогсе на прибыль предпсриятисй и организаций». В результате второго этапа налоговой реформы окончсательсно разделились понятия бухгаслтерсского учета доходов и затрат от их налогового учета. Изменсение бухгалтерского и налогсового учетов потребовало корресктиросвки отчетности. В резулсьтате были разработаны и приняты соответствующие формы отчетности и порядсок их заполнения.


Третий этап формирования и развистия налогового учета началсся с 01.07.1995, которсый ознаменовался принятием Правистельсством РФ постановления № 661 «О внесеснии изменений и дополснений в положение о составе затрат по производству и реалисзации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (рабост и услуг), и о порядке формисровансия финансовых результатов, учитысваемысх при налогообложении прибысли».

В соответствии с указаснным постановлением было устансовленсо, что все затрасты организации, связанные с производством продукции, в полном объеме формисруют фактическую себестоимость, тогда как для целей налогообложения затраты корресктирусются с учетом утверсжденнсых лимитов, норм и нормативов.

С этого моменста государство отказалось от функции контроля за формированием фактической себесстоимоссти и сосредоточилось на максимальном взимании налогсов. То есть фактисческася себестоимость и себесстоимоссть для целей налогсооблосжения окончательно стали самосстоятесльнымси понятиями, отличными друг от друга. Соглассно данному положению, не все фактические затрасты можно отнести к затратам в целях налогообложения. Список налогсовых затрат был четко ограничен Положсением о составе затраст и не подлесжал расширенному толкованию. При этом были опредселены виды затрат, которсые должны были корресктиросватьсся:

1. затраоты на содерожание автоторанспоорта;

2. компеонсациои за исполоьзоваоние личноого трансопорта в служеобных целях;

3. команодировоочные расхооды;

4. предсотавитоельскоие расхооды;

5. затраоты на обучеоние;

6. расходы на рекламу;

7. уплачоенные банку процеонты за кредиоты.

На практоике это привеоло к тому, что бухгаолтерсокий учет на предпориятиои стал выполонять две самосотоятеольные функцоии: с одной сторооны, он обеспоечиваол достооверныое данныое о полноой себесотоимоости, с другоой сторооны, он обеспоечиваол учет расхоодов в целях налогоооблоожения.

Четвоертый этап станоовлениоя налогоового учета началося 19.10о.1995, когда Минисотерстовом финаносов РФ был издан прикаоз № 115 «О годовоой бухгаолтерсокой отчетоности органоизациой за 1995 г.» и для целей налогоооблоожения опредоеляющоим фактоором стала учетноая политоика. В учетноой политоике стали опредоелять дату возниокновеония налогоового обязаотельсотва либо на дату отгруозки, либо на дату платеожа. Налогоовый учет на дату платеожа, котороый предпоочтитоельнеое для предпориятиоя, дополонителоьно усложонил работоу главноого бухгаолтера. Появиолись прилоожения к деклаорации по налогоу на прибыоль.