Файл: Изучение и анализ основных этапов формирования, развития и функционирования налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ввседенисе в действие в 1998 г. первосй части Налогового кодексса РФ было связасно с появлением целогсо ряда новых категсорий, терминов и понятсий, в том числе и относящихся к налоговому учету [3, 8]. В первосй части НК РФ было дано опредселенисе обязанностей налогоплательщиков, их прав и ответсственсности, прав налоговых органсов, установлен перечень федерсальнысх, региональных и местнсых налогов, порядок их уплаты. Были устансовленсы также значения понятсий реализации, элементов налогсов, материальной выгоды, налогсовых агентов, взаимозависимых лиц.

В ст. 40 были установлены правила опредселенися цены товаров (рабост, услуг) для целей налогообложения. Цена по сделке не может отклоняться в сторосну увеличения или уменьсшения более чем на 20% от рыночсной цены, при этом понятие рыночной цены было существенно скоррсектирсовано [23, с.49]о.

Соглоасно текстоу ст. 54 первоой части НК РФ налогооплатоельщиоки должноы исчисолять «налооговую базу по итогаом каждоого налогоового периоода на основое данныох регисотров бухгаолтерсокого учета и (или) на основое иных документально подтвсерждеснных данных об объекстах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогсооблосжениесм».

С 1 января 2001 г. в соотвсетствсии с Федеральным законсом от 5 авгусста 2000 г. № 117-ФЗ вступили в силу гл. 21—24 части второй НК РФ. В п. 12 ст. 167 «Момент определения налогсовой базы» гл. 21 «Налог на добавсленнусю стоимость» содержатся положсения, устанавливающие требования по учетной политике для целей налогообложения. Учетнсая политика для целей налогообложения представляет собой один из важнесйших элементов налогового учета [3, 19, 25].

Голава 25 НК РФ была введеона Федероальныом законоом от 6 авгусота 2001 г. № 110-ФоЗ с 1 январоя 2002 г. В этой главе было впервоые исполоьзоваоно понятоие «налооговый учет», привеодено его разъяоснениое, опредоелены его сущноость, цели и задачои.

Таким образоом, несмоотря на то что законоодатеольно общие положоения по налогоовому учету были привеодены толькоо в гл. 25 НК РФ, очевиодно, что методоологиоческиое принцоипы органоизациои и веденоия налогоового учета могут быть примеонены ко всем налогоам.

2. Классификация и система, цели и задачи налогового учета


2.1 Классификаия систем и методы налогового учета

Без налогсов не может сущесствовасть налоговая система, налог – это обязастельнсая единица построения налогсовой системы. Классификация и методы построения налогсовых систем напрямую зависсят от того, какие налоги существуют или должны существовать в стране.Налоговые системы по всему миру имеют разную структуру и виды, поэтому их можно классифицировать по различным признакам.

Так, например, налогсовые системы можно класссифицисроватсь в зависимости от той нагрузки, которсую она оказывает на всю экономическую деятесльноссть той или иной страны. Налоговые систесмы фискально-либерального характера, такие системы предполагают уплатсу налогов и сборосв, с учетом политсики социальных отчислений. Даннася система налогов харакстерна для стран: США, Япония, Португалия, Австрсалия, а также большсинствса стран Южной Америски [11, с.231].

Надо отметоить, что платеожи социаольногоо плана достиогают уровноя до 30% от ВВП [12, 13].

Ноалогоовые систеомы фискаольно-оумереонного харакотера. Такие систеомы подраозумевоают, что общее налогоовое бремя, котороое ложитося на налогооплатоельщиоков, не должноо превыошать 40% от всего ВВП страноы. К подобоным страноам относоятся: Россиоя, Канадоа, Грециоя, Швейцоария, Испаноия, Гермаония, Великообритоания и т.д. Налогоовые систеомы фискаольно-ожесткоого харакотера. Такие систеомы подраозумевоают четкоое перероаспреоделеноие ВВП внутрои страноы и за ее предеолами, но надо отметоить, что также налогоовое бремя должноо состаовлять не более 40% [11, 13]. К странам с подобсной системой налогов относсят: Франция, Бельгия, Дания, Нидерланды, Швеция и т.д.

В налогоовой систеоме чаще всего присуотствуоют основоные налогои прямоого назнаочения, но также есть и налогои косвеонного харакотера, если рассмоатривоать по доли косвеонных налогоов, то можно классоифициороватоь налогоовые систеомы следуоющим образоом: Налогоовая систеома с преоболаданоием подохоодных налогоов. Такая систеома предпоолагаоет делатоь упор на те доходоы и имущеоство налогооплатоельщиоков, у котороых общая доля косвеонных налогоов менее чем 35% от всех доходоов по налогоам. Такая налогоовая систеома преоболадаеот в следуоющих страноах:

-Австоралия, Великообритоания, США, Канадоа и т.д.;


-Налоговая система, где косвенные налоги занимсают умеренную позицию, то есть налоговая нагрусзка распределяется достаточно равносмерно и вся совоксупноссть косвенных налогов не превышает 50% от всех налоговых постуспленисй страны. К странсам с подобной систесмой налогов относят: Италися, Франция, Германия и т.д.;

- Налогоовая систеома, где косвеонные налогои занимоают лидироующие позицоии и состаовляют более 50% всех налогоовых постуоплениой в страное. К подобоным страноам с такой налогоовой систеомой относоят: Индия, Пакисотан, Бразиолия, Россиоя и т.д.

Тоакже налогоовая систеома может подраозделяоться в зависоимостои от уровноя полноомочий, котороые сущесотвуют внутрои налогоовой систеомы и котороые можно делитоь по центроализаоции властои [23, 29]:

-Налоговая система, где полномочия внутри центрсализосваннысе. Весь центр управсления в такой систесме сосредоточен у федерсальнысх органов, на долю которых приходится более 65% всех налогсовых поступлений, которые носят консолидированный характер. К странам такого порядска относят: Россия, Австрсия, Франция и т.д.;

-Налоговая систесма, где полномочия между налоговыми учреждениями умереснно централизованные, что означсает, что все органсы власти имеют опредселеннсый уровень полномочий. Такие полномочия, в особеснностси федерального уровня, должнсы обеспечивать до 65% всех налоговых поступлений, консолидированного харакстера. К странам с такой налоговой систесмой относят: Индия, Австрсалия, Германия и т.д.;

-Налооговая систеома, где полноомочия деценотралиозованоные, то есть все более низкиое уровнои управоления имеют намноого большое полноомочий, нежелои вышесотоящиое. Такие полноомочия, в особеонностои федероальноого уровноя, должноы обеспоечиваоть до 55% всех налогоовых постуоплениой, консоолидироованноого харакотера. К страноам с такой налогоовой систеомой относоят: Канадоа, Дания и США.

В настоящее время виды налогов и сборосв как важнейшей состасвляющсей налоговой системы весьмса разнообразны. Налоги можно классифицировать по разнысм признакам.

Все налоги, дейстсвующисе на территории РФ, в зависимости от уровня установления подрасзделясются на три вида [23, с.287]:

- федеральные:

- региональные;

- местноые.

Феодералоьные налогои устаноавливоаются, отменояются и изменояются НК РФ и обязаотельноы к уплатое на всей терриотории РФ.

Реогионаольные налогои устаноавливоаются НК РФ и обязаотельноы к уплатое на всей терриотории соотвоетствоующих субъеоктов РФ. Правиотельсотво субъеоктов Федероации наделоено правоом вводиоть или отменоять региоональноые налогои на своей терриотории и изменоять некотоорые элемеонты налогоооблоожения в соотвоетствоии с дейстовующиом федероальныом законоодатеольствоом.


Меостные налогои реглаоментиоруютсоя законоодатеольнымои актамои федероальныох органоов властои и законоами субъеоктов РФ. Органоам местноого самоуоправлоения в соотвоетствоии с НК РФ предооставлоено право вводиоть или отменоять на терриотории муницоипальоного образоованиоя местноые налогои и сборы [12, с.164].

Таблица 1 - Классификация налогсов в РФ в зависимости от уровнся установления

Уроовень устаноовленоия

Налоги

Феодералоьные

· Налог на добавленную стоимсость; · Акцизы; · Налог на доходсы физических лиц; · Налог на прибысль организаций; · Налог на добычу полезсных ископаемых; · Воднысй налог; · Сборы за пользование объекстами животного мира и за пользование объекстами водных биологических ресурссов · Государственная пошлисна.

Реогионаольные

с· Налог на имущесство организаций; · Трансспортнсый налог; · Налог на игорный бизнесс.

Месстные

· Земелоьный налог; · Налог на имущеоство физичоеских лиц.

Иосточноик [23]

Пори введеонии в дейстовие на терриотории соотвоетствоующегоо субъеокта РФ налогоа на недвиожимосоть прекроащаетося дейстовие налогоа на имущеоство органоизациой, налогоа на имущеоство физичоеских лиц и земелоьного налогоа.

В зависоимостои от методоа взимаония налогои подраозделяоются следуоющим образоом [23, с.45]о:

- прямыое;

- косвеонные.

оПрямыое налогои устаноавливоаются непосоредстовенно на доход или имущеоство налогооплатоельщиока, владеоние и пользоованиое котороым служиот основоанием для налогоооблоожения. К прямыом налогоам относоятся [23, с.52]:

- налог на доходы физичсеских лиц;

- налог на прибыоль органоизациой;

- налогси на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налогси нередко называются налогсами на потребление, непоссредстсвенно включаются в цену товара (работы, услугси) в виде надбасвки и уплачиваются потресбителсями. Эти налоги преднсазначсены для перенесения реальсного налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогсооблосжении субъектом налога являестся продавец товара (рабосты, услуги), а носитселем и фактическим платесльщиксом данного налога выстуспает потребитель. К косвеснным налогам относятся [23, с.55]о:

- налог на добаволеннуою стоимоость;

о- акцизоы;

- таможоенные пошлионы и др.

Косвенные налогси — наиболее простсые для государства с точки зрения их взимания, но достасточно сложные для налогсоплатсельщиска с точки зренися укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налогси еще и потомсу, что их постуспленися в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъескта налогообложения и фискасльный эффект достигается в условиях падения произсводстсва и даже убытосчной работы организаций.


Вместе с тем государство в силу этих особеснностсей косвенного налогообложения вынужсдено использовать и прямысе налоги, чтобы под налоговое воздействие подпасло как можно большсее число объектов деятесльноссти налогоплательщика. Все это в комплексе создасет достаточную устойчивость налогсовых поступлений и одновсременсно усиливает зависимость размесра уплачиваемых налогоплательщиком налогсов от эффективности его деятельности.

Нередко на практсике проводят разделение налогсов в зависимости от их использования [23, с.23]:

- общие;

- специальные.

К общим налогоам относоятся большоинствоо взимаоемых в любой налогоовой систеоме налогоов. Их отличоительоная особеонностоь заклюочаетсоя том, что после постуоплениоя в бюджеот они обезлоичиваоются и расхоодуютсоя на цели, опредоеленноые в соотвоетствоующем бюджеоте.

В отличоие от них специоальныое налогои имеют строгоо целевоое предноазначоение и «закроепленоы» за опредоеленноыми видамои расхоодов. В частноости, в РФ примеором специоальныох налогоов могут служиоть [29, с.321]:

- транспортный налог;

- налог на воспрсоизвосдство минерально-сырьевой базы.

В зависсимостси от установленных ставоск налогообложения налоги бываю [29, с. 240]т:

- твердыми;

- процеснтнымси (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгаслтерсском учете налоги класссифицисруютсся следующим образом [29, с. 345]:

с- включаемые в продасжную цену товаров (рабост, услуг);

- относоимые на издерожки обращоения и затраоты произоводстова;

- относсимые на финансовые резулсьтаты;

- уплачоиваемоые за счет чистоой прибыоли, остаюощейся в распооряженоии налогооплатоельщиока.

В зависоимостои от принаодлежноости к уровною бюджеота налогои можно подраозделиоть так [29, с.390]:

- закрепленные;

- регулоирующоие.

Закрепленные налогси непосредственно и целиксом поступают в конкрсетный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налогси, поступающие в федерсальнысй, региональный и местнсые бюджеты.

Реогулироующие налогои постуопают одновоременоно в бюджеоты разныох уровноей в пропоорции, опредоеленноой бюджеотным законоодатеольствоом.

Особая категория налогсов — так назывсаемые специальные налоговые режимсы. В НК РФ предусмотрена возможность устансовленсия четырех таких режимсов.

Тасблица 2- Классоификаоция налогоов в РФ в зависоимостои от субъеоктов налогоооблоожения