Файл: Законодательные органы государственной власти (Понятие и признаки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Право, как продукт парламентаризма и особый социальный феномен выступает в качества средства общения между людьми, организациями и между ними. Правотворческий процесс представляет собой сложное общественное явление. Его значение обусловлено тем, что право опосредует складывающиеся в социуме разнообразные юридически значимые отношения между гражданами и их объединениями. Правовые нормы включаются в разнообразные источники – и прежде всего, в законы как нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой, указы, постановления и др. Создание законов как нормативных актов наивысшей юридической силы является наиболее сложным и многоступенчатым процессом формирования правовых норм, который осуществляется парламентами, действующими в РФ на двух уровнях – на уровне федеральном и региональном.

Роль права в жизнедеятельности общества и государства высока, соответственно, существует необходимость формирования как можно более качественных правовых актов, которые четко работают в реальной жизни. Все большее значение приобретает, таким образом, успешная и эффективная деятельность субъектов законодательной инициативы и законодательной власти, которые создают нормы права, направленные на обеспечение свободы личности, законных интересов государства и общества. Важен высокий профессиональный уровень парламентариев.

Правотворчество как правовой институт, базируется на применении основополагающих принципов, которые позволяют своевременно выявлять пробелы и несоответствия в законодательстве, формулировки норм, которые порождают сложности правоприменения и пути их преодоления; совершенствование его возможно в рамках модернизации парламентской системы.

Актуальность изучения современного состояния и путей модернизации отечественной системы органов законодательной власти как неотъемлемого субъекта правотворческого процесса состоит в необходимости адекватно опосредовать формирование органов, которые будут способны профессионально формировать законодательство страны. Сегодня это разветвленная и обширная система норм, регламентирующих отношения по поводу производства, обмена и распределения материальных и нематериальных благ, которая нуждается в упорядочении и значительном обновлении. Отечественные правоведы и правоприменители в последнее время проявляют интерес реформированию законодательной (представительной) ветви власти, в печати все чаще появляются работы, которые посвящены ее совершенствованию. Однако в отечественной науке не сформирован до настоящего времени единый подход как к пониманию самой категории «законодательная власть», так и к способам и методам ее улучшения. На фоне идущей в нашей стране уже более десяти лет административной реформы реформирование законодательной власти представляется также необходимым.


Данную тему исследовали следующие авторы: Колодяжный Н.И.[1], Тарасов А.М.[2], Ахъядов Э.С.М., Салгириева Ж.А.[3], Митин О.И.[4], Криволапова Л.В.[5], Минакова И.Г.[6], Васильева О.И.[7], Шайхиев Р.И.[8], Омарова З.Н.[9], Сергеев Д.Б.[10].

Цель – выявить особенности законодательных органов государственной власти. Задачи:

  • исследовать законодательную ветвь власти в системе разделения властей;
  • определить понятие и развитие законодательной власти;
  • провести сравнительно-правовой анализ законодательной власти России и зарубежных стран;
  • определить полномочия структурных элементов законодательной власти в Российской Федерации;
  • определить полномочия Федерального Собрания России;
  • исследовать полномочия законодательных (представительных) органов субъектов РФ.

Объект - органы государственной власти. Предмет ‑ законодательные органы государственной власти.

В качестве методологической основы настоящего исследования выступили общенаучные методы диалектический метод, методы анализа и синтеза, а также специальные методы: системно-структурный, формально-юридический, и др.

Теоретической основой исследования послужили работы по теории права таких отечественных правоведов авторов, как Авакьян С.А., Булаков, О.Н., Гончаров В.В., Фадеев В.И. и другие.

Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка, который включил в себя более 30 различных источников.

ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЕТВЬ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Законодательная власть: понятие и признаки

Под законодательной властью традиционно принято понимать возможность принимать от имени народа общеобязательные для всех лиц, находящихся на суверенной территории государства нормативные акты, которые обладают наиболее общим характером нормативного воздействия и высшей юридической силой.


Законодательная власть осуществляется народом непосредственно либо государственным органом, обладающим легитимным правом законотворчества, который в общем случае именуется Парламентом (в РФ это Федеральное Собрание РФ, в США – Конгресс, в европейских странах – парламенты). Парламент – всегда выборный представительный орган.

Законодательная власть, таким образом, опосредует три комплексных политико-правовых феномена, это:

1) во-первых, комплекс полномочий, которые позволяют федеральному или региональному парламенту издавать от имени государства общеобязательные нормативно-правовые акты высшей юридической силы – данный комплекс правомочий принадлежит либо непосредственно народу, либо делегированным народом, т.е. избранным в парламент представителям;

2) во-вторых, она является носителем народного суверенитета, проявляясь как объективированное выражение воли и интересов народа;

3) и, наконец, в-третьих, она формируется и функционирует как система органов государства, обладающих легитимным правом издавать законы как нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой в государстве[11].

В современном государстве законодательная власть в большинстве случаев, как правило, носит представительный характер, т.е. осуществляется опосредованно через депутатов законодательных органов – ввиду обширности государств и значительного числа их населения. Однако, и прямое волеизъявление народа, тем не менее, в наиболее важных случаях применяется и сегодня – при проведении референдумов, всенародных голосований – так, именно путем прямого голосования была принята 12.12.1993 Конституция Российской Федерации[12].

Парламент как собрание представителей народа – избранных по определенной процедуре – депутатов в демократическом государстве выступает в качестве высшего представительного законодательного органа власти. Депутаты на пленарном заседании обсуждают и принимают общеобязательные нормативные решения, прежде всего законы как нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой.

Можно выделить ряд специфичных функций, выполняемых исключительно органами законодательной (представительной) власти. Представляется, что их четыре[13]:

  1. функция законотворчества (которая состоит в создании, принятии и издании по определенной процедуре законов);
  2. представительская функция (которая обеспечивает партийное, территориальное, корпоративное, этническое и др. виды представительства в парламенте);
  3. учредительная функция (которая состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т.п.;
  4. функция контроля и ответственности (которая проявляется посредством обсуждения основных направлений правительственной политики, бюджета и отчета о его выполнении, парламентских запросов депутатов правительству или министру, контрольной деятельности парламентских комиссий, выражении недоверия правительству.

Парламенты разных стран могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. Как правило, определение парламентской структуры прежде всего связано с государственным устройством страны – как правило, если речь идет о федеративном государстве, то одна из палат включает депутатов от территорий, составляющих государство, т.е обеспечивают представительство регионов страны. К примеру, в России как в федеративном государстве парламент состоит из двух палат (одна из них представляет народ – Государственная Дума, а другая – регионы и федерацию – соответственно, именуется Советом Федерации), которые, в принципе, обладают тождественными законодательными полномочиями[14]. Аналогично устройство парламента, к примеру, в США, где в парламенте, именуемом Конгрессом избираются Палата представителей и Сенат, аналогично в Австрии, парламент страны состоит из Союзного совета и Национального совета и т.п.[15] Следует отметить, что исторически наряду с палатами особый чин в парламенте мог составлять глава государства, так, к примеру, ранее был устроен парламент Речи Посполитой (предшественница современной Польской Республики), а сегодня таковой остается ситуация в парламентах Англии и Индии.

Двухпалатная парламентская система может создаваться и в некоторых унитарных государствах. Такой подход обусловлен, как правило, желанием государства достичь более устойчивого баланса сил внутри парламента, когда чрезмерно сильная власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, которая формируется на иной представительной основе (к примеру, на сословном принципе как Палата общин и Палата лордов в Великобритании).

Однопалатные парламенты функционируют, как правило, в территориально небольших странах, где исторически сформировался относительно однородный мононациональный состав населения (где нет резких национальных различий и противостояния на национальной почве), или когда страна территориально компактна по размерам (к примеру, такие европейские демократии, как Венгрия, Дания, Финляндия).

Первостепенно значимой особенностью современных законодательных органов является необходимость их избрания непосредственно народом. Именно в силу этого обстоятельства решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, всеми нижестоящими государственными органами и органами местного самоуправления.

ВЫВОДЫ:


  1. Ныне действующая система отечественных законодательных органов власти сложилась в РФ в начале 90-х годов прошлого века, когда в рамках конституционной реформы была принята Конституция РФ 1993 г., при этом утратил свое значение Верховный Совет РСФСР и в качестве российского парламента было сформировано Федеральное собрание РФ.
  2. Российский парламент является двухпалатным – поскольку состоит из Государственной Думы (нижняя палата, которая первой рассматривает законопроекты) и Совета Федерации (верхняя палата).
  3. Это представительный орган, поскольку обе палаты избираются.
  4. Федеральное собрание РФ обладает не только полномочиями в сфере законотворчества, но и комплексом иных полномочий, которые позволяют ему играть отведенную ему роль в достижении баланса разделенных ветвей государственной власти.
  5. Российский парламент действует в неизменном практически виде четверть века, ввиду активно идущей административной и судебной реформ необходимо определить – существует ли необходимость реформирования и модернизации законодательной ветви власти.

Сравнительно-правовой анализ законодательной власти России и зарубежных стран

Законодательные органы власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата, поскольку своим основным предназначением имеют создание правовой основы государственного управления, в соответствии с которой создаются и действуют все органы власти в стране.

В соответствии с Конституцией РФ в России законодательная власть осуществляется специально создаваемыми (избираемыми) законодательными органами государственной власти. Исходя из федеративной природы российского государства, законотворчество осуществляется на двух уровнях: федерации и регионов. Как отмечено выше, на федеральном уровне функции законотворчества осуществляет Федеральное Собрание РФ (в том числе входящий в его состав Совет Федерации состоит из представителей федерации и регионов, т.е. мнение представителей регионов учитывается и при издании федеральных законов), а на уровне региональном – законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ[16].

Федеральное Собрание РФ (парламент) является выборным представительным законодательным органом государственной власти РФ, что в достаточной степени отражает его демократическую природу, которая соответствует современной международной практике парламентаризма. На Федеральное Собрание РФ возложена функция издания правовых актов высшей юридической силы – федеральных конституционных законов, федеральных законов. Оно имеет двухпалатную структуру и включает Совет Федерации и Государственную Думу. В состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого российского региона: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти каждого субъекта РФ. Порядок формирования Совета Федерации установлен специальным федеральным законом[17].