Файл: Законодательные органы государственной власти (Понятие и признаки).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
Эффективный поиск новых правовых решений в сфере совершенствования формы нормативного правового регулирования деятельности полиции возможен лишь на основе глубокого анализа концептуальных идей в рамках административной реформы, которая нацелена на модернизацию организации государственной власти в Российской Федерации.
Толкование нормативных правовых актов (норм) обеспечивает совершенствование нормативной основы, создает условия для лучшей реализации правовых норм. В результате достигается социальный эффект действия нормативных правовых актов - осуществляется правовое регулирование.
Совершенствование правового регулирования деятельности органов исполнительной власти в процессе строительства правового демократического государства в Российской Федерации, наряду с другими факторами, предполагает детальную разработку концептуальной теории (модели) нормативного правового регулирования парламентом РФ и регионов страны.
Также результаты законотворческого процесса приводят к возникновению вопроса о необходимости модернизации парламентаризма в России. Такая необходимость диктуется тем, что значительное число законов и иных нормативных правовых актов, которые принимаются сегодня в нашей стране, далеки от совершенства как с содержательной, так и с технической точки зрения. Далеко не всегда нормы отличаются ясностью формулировок, некоторые из них формулируются таким образом, что возможно двойное их толкование. Важной проблемой является наличие многочисленных нормативных пробелов и коллизий. Встречаются правовые акты, которые противоречат Конституции РФ, а также основополагающим международным документам – прежде всего речь идет о ведомственных правовых актах и регионального уровня правотворчества. Представляется, что решить поставленную проблему возможно как через совершенствование выборной системы, которое позволить привлекать к работе в парламенте наиболее профессионально компетентных граждан, а также через минимизацию коррупциогенной составляющей законов, барьер которой можно поставить, установив жесткие нормативные правила в сфере законотворчества, отсекающие потенциально опасные законодательные нормы на этапе обсуждения и принятия законодательных актов
2.2. Полномочия законодательных (представительных) органов субъектов РФ
В федеративных государствах органы законодательной власти делятся на уровни: их может быть максимум три – имея в виду федеральные, региональные, местные (последние в России сегодня не включаются в вертикаль государственной власти, поскольку в силу конституционной конструкции, применяемой с 1993 года местное самоуправление стало самостоятельным).
В РФ единственным органом законодательной власти на уровне Федерации выступает, как было указано выше, двухпалатный парламент – это Федеральное Собрание РФ. На уровне регионов в таком качестве создаются народные, государственные и законодательные собрания, государственные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти субъектов федерации – то есть краев, областей, трех городов федерального значения, автономной области и автономных округов. На муниципальном уровне власти формируются думы муниципальных образований (наименования данного органа также могут быть разными) или осуществляется непосредственная демократия путем принятия решений на сходе жителей муниципалитета.
Система органов государственной власти субъекта РФ в общем плане включает:
1) законодательный (представительный) орган государственной власти;
2) высшее должностное лицо субъекта РФ (глава региона);
3) высший исполнительный орган государственной власти;
4) иные органы государственной власти - в отдельных субъектах РФ учреждены надпарламентские органы, такие, к примеру, как Великий Хурал в Тыве, Конституционное собрание в Дагестане.
В некоторых субъектах РФ предусмотрены органы государственной власти на уровне ниже регионального: в районах, городах и т.п. Конституционный Суд РФ признал допустимым создание таких органов государственной власти, однако, но при обязательном соблюдении ряда условий, а именно: эти органы не могут быть подчинены региональным органам государственной власти, они должны формироваться через прямые выборы населением соответствующей территории, и обладать собственными полномочиями. Последнее означает, что они не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления, равно как и делегировать свои полномочия данным органам: делегировать государственные полномочия может только законодатель, а законодательный орган в субъекте РФ один, тогда как представительные органы государственной власти территориальных единиц субъекта РФ законодательными органами не являются.
Проанализируем систему организации законодательной власти в РФ, а также организации нормотворчества на местном уровне (рис. 1):
Осуществление законодательной власти в РФ
Не федеральном уровне
На региональном уровне
ФС РФ
Нормотворчество на местном уровне
референдум
Региональные парламенты (Думы, Законодательные Собрания и др.)
СФ ФС РФ
ГД ФС РФ
Выборные местные органы (Думы и др.)
Рисунок 1 – система законодательной власти в РФ
На основе выборов в законодательные органы власти разных уровней народом передается суверенная власть своим представителям. Таким образом население уполномочивает формируемые на такой основе представительные органы осуществлять государственную власть от имени народа. В этом смысле с долей условности можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве: законодательная власть является первой среди равных – т.к. она создает «правила игры».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждое государство представляет собой социальный феномен, выражающийся через единство его сущности, содержания и формы. Для его активного функционирования необходим слаженно действующий государственный механизм, движущей силой которого является четко организованная государственная власть.
Механизм государства представляет собой систему органов, посредством которых обеспечивается выполнение его внешних и внутренних функций, представляет собой живой и постоянно развивающийся организм. Его эволюционирование в конкретных исторических условиях обусловлено разнообразными факторами: формой правления государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными особенностями, традициями управления и т.д. Фактором, гарантирующим успешное движение к формированию правовой государственности, является совершенствование государственного аппарата. Конструирование государственного механизма на основе совершенной правовой базы является одной из главных задач отечественной административной реформы. Весь огромный разветвленный механизм властвования должен работать согласованно, разумно разделяя сферы регулирования и охватывая все стороны жизни общества.
Основной задачей современной российской государственности является разработка той стратегии модернизации государственного аппарата, которая позволит вывести его по основным параметрам и результатам деятельности на уровень, сопоставимый с передовыми демократическими правовыми государствами.
В современных условиях политическая эволюция России направлена к формированию правового социального «государства всеобщих возможностей», основанного на демократических принципах. Соответственно, наблюдающееся ныне заметное повышение властных, регулирующих полномочий государственного аппарата должно сопровождаться, во-первых, формированием гражданского общества, то есть в первую очередь повышения социальной активности граждан, и, во-вторых, соответствующим ростом компетентности и ответственности как политических руководителей, так и бюрократии в целом. Для России эта проблема носит поистине исторический характер.
По мысли известного русского философа и юриста И.А. Ильина, форма государственного устройства, отражающая способ действия государственного механизма, есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел - именно «так» - организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию»[20].
Законодательная власть как часть государственного механизма России представляет собой особый целостный феномен юридической реальности, опосредующий законодательную деятельность как процесс, осуществляемый парламентом.
В современном государстве законодательная власть, как правило, носит представительный, т.е. выборный характер.
На основе выборов в законодательные органы власти разных уровней народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле с долей условности можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве: законодательная власть является первой среди равных.
Можно выделить ряд специфичных функций, выполняемых исключительно органами законодательной (представительной) власти. Представляется, что их четыре:
- функция законотворчества (которая состоит в создании, принятии и издании по определенной процедуре законов);
- представительская функция (которая обеспечивает партийное, территориальное, корпоративное, этническое представительство, и иные виды представительства в парламенте);
- учредительная функция (которая состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т.п.;
- функция контроля и ответственности (которая проявляется посредством обсуждения основных направлений правительственной политики, бюджета и отчета о его выполнении, парламентских запросов депутатов правительству или министру, контрольной деятельности парламентских комиссий, выражении недоверия правительству.
Парламент как коллективный орган, состоящий из представителей народа – избранных по определенной процедуре – депутатов, а также избранных от регионов сенаторов в демократическом государстве выступает в качестве высшего представительного законодательного органа власти. Депутаты на пленарном заседании обсуждают и принимают общеобязательные нормативные решения, прежде всего законы как нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой.
Парламенты разных стран могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. Как правило, определение структуры прежде всего связано с государственным устройством страны – как правило, одна из палат включает депутатов от территорий, составляющих государство, т.е обеспечивают представительство регионов страны.
Важным моментом для законодателя является владение законодательной техникой, которая в качестве компонентов включает в себя совокупность законодательных инструментов: это основанные на практике правотворчества и научно обоснованные правила, методы, средства и приемы, которые используются субъектами законодательного процесса для подготовки совершенных по форме, структуре, стилю изложения законодательных актов, с целью обеспечения наиболее полного и точного соответствия формы и содержания нормативных правовых актов. Инструментарий законодателя может быть классифицирован по различным основаниям, предмету, назначению и содержанию.
Сегодня перед отечественными учеными и законодателями стоит основная задача обобщения, систематизации и конструирования более совершенных и эффективных правил юридической техники. Такие правила должны быть научно обоснованы и использоваться законодателями в целях нормативного регулирования, тем самым правоприменители смогут свободно пользоваться законодательной базой. Законодательство при этом является формой нормативного регулирования технических средств и операций правотворчества, которые весьма разнообразны и нуждаются в обобщении.
Также возникает вопрос о необходимости модернизации парламентаризма в России. Такая необходимость диктуется тем, что значительное число законов и иных нормативных правовых актов, которые принимаются сегодня в нашей стране, далеки от совершенства как с содержательной, так и с технической точки зрения. Далеко не всегда нормы отличаются ясностью формулировок, некоторые из них формулируются таким образом, что возможно двойное их толкование. Важной проблемой является наличие многочисленных нормативных пробелов и коллизий. Встречаются правовые акты, которые противоречат Конституции РФ, а также основополагающим международным документам – прежде всего речь идет о ведомственных правовых актах и регионального уровня правотворчества. Представляется, что решить поставленную проблему возможно как через совершенствование выборной системы, которое позволить привлекать к работе в парламенте наиболее профессионально компетентных граждан, а также через минимизацию коррупциогенной составляющей законов, барьер которой можно поставить, установив жесткие нормативные правила в сфере законотворчества, отсекающие потенциально опасные законодательные нормы на этапе обсуждения и принятия законодательных актов.