Файл: Законодательные органы государственной власти (Понятие и признаки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Органы законодательной власти субъектов РФ являются постоянно действующими высшими органами законодательной власти российских регионов. Наименование каждого конкретного органа законодательной власти, порядок его формировании и структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций региона. Число депутатов органа законодательной власти устанавливается конституцией (уставом) каждого из субъектов РФ. Срок полномочий, на которые избираются депутаты регионального парламента одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ, и не может превышать пяти лет. Количество региональных депутатов, осуществляющих свои функции на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта РФ. Орган законодательной власти региона правомочен, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Каждый региональный парламент обладает правами юридического лица, соответственно он вправе самостоятельно в рамках действующего законодательства решать вопросы правового, организационного, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

Расходы на обеспечение деятельности органа законодательной власти предусматриваются в рамках региональных бюджетов, они учитываются отдельно от других расходов региона в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Органы законодательной власти субъектов РФ имеют довольно обширные полномочия на своем уровне: региональный парламент принимает конституцию (устав) субъекта РФ, а также и поправки к ней, осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и региона в пределах полномочий субъекта РФ (определенных Конституцией РФ); осуществляет иные полномочия, установленные российским законодательством. Региональный парламент в пределах и формах, установленных законодательно осуществляет наряду с иными уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ. Полномочия органа регионального законодательной власти по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта РФ законодательно не ограничиваются.

ВЫВОДЫ:

  1. Представляется, что в целом структура ФС РФ в достаточной мере соответствует возложенной на данный государственный орган роли.
  2. Однако, недостаточно высокое качество современного законодательства, особенно не региональном уровне, позволяет утверждать, что модернизация законодательной власти в РФ актуальна.
  3. В рамках главы установлено, что ни в Конституции РФ, ни в ином нормативно-правовом акте не устанавливается компетенция Федерального Собрания как единого государственного органа (закреплена компетенция только его палат), невозможны решения Федерального Собрания (только Государственной Думы РФ и Совета Федерации). Представляется нелогичным отсутствие единой регламентации деятельности единого, целостного органа государственной власти.
  4. Представляется необходимым в перспективе объединить парламентские палаты в едином Парламентском центре РФ, что позволит повысить уровень их взаимодействие.
  5. Представляется целесообразным изменить ситуацию, в рамках которой при осуществлении законодательной власти ущемляются права регионов – имеется ввиду невозможность регионов самостоятельно сменить сенатора в Совете Федерации.

ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Полномочия Федерального Собрания России

Федеральное Собрание – парламент РФ – является представительным и законодательным органом РФ. Оно, как было указано выше, традиционно включает две палаты – Совет Федерации и Государственную Думу. Его палаты имеют различный численный состав и формируются на основании разных механизмов. Так, Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на определенный срок (на пять лет) на прямых выборах населением на срок 5 лет, порядок выборов депутатов Государственной Думы определяется федеральным законодательством[18].

В Совет Федерации в силу ч. 2 ст. 95 Конституции РФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Поскольку сегодня в состав РФ входят 85 субъектов, соответственно, состав СФ РФ включает 170 сенаторов от регионов. Кроме того, ст. 95 Конституции РФ включило правило о том, что в СФ могут быть включены так называемые представители РФ, численность которых не может превышать 10% от общего числа сенаторов от регионов (т.е. не более 17 человек). Данная норма включена, чтобы подчеркнуть действие принципа федерализма в парламенте. Таким образом, численность состава Совета Федерации – максимально 187 человек. Во времени состав СФ ФС РФ не ограничен, т.е. он меняется по мере необходимости, когда выбывает какой-то из представителей субъекта РФ. Следует отметить, что существует запрет быть одновременно членом обеих парламентских палат.

Руководит деятельностью парламента, как правило, выборное должностное лицо – его председатель (иногда также именуемый спикером). Сегодня в России Совет Федерации возглавляет В.И. Матвиенко, Государственную Думу VII созыва – В.В. Володин.

Коллегиальные органы (президиумы) в представительных органах встречаются нечасто (такова была ситуация в Верховном совете СССР, к примеру). Председатель выполняет представительскую функцию, представляя парламент во взаимоотношениях с другими государственными органами, подписывает документы от имени парламента, а также координирует работу внутрипарламентских органов, во время пленарных заседаний он руководит прениями, голосованием и т.п.


Так, Совет Федерации и Государственная Дума избирают из своего состава Председателей. Основная функция Федерального Собрания – принятие федеральных законов.

Парламент и каждая их его палат на весь срок полномочий образуют комиссии и комитеты. Существует целый спектр их возможных разновидностей: постоянные, временные, смешанные, специальные и др. Наиболее распространенным видом комиссией является согласительная комиссия, в задачи которой входит выработка согласованных решений палат парламента.

Основное назначение постоянных комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут также быть наделены компетенцией в плане подготовки законодательной инициативы, контрольными функциями.

Совет Федерации принято называть «верхней» палатой Федерального Собрания - парламента РФ, поскольку первой рассматривает законопроекты Государственная Дума, и лишь принятые ей законопроекты передаются на рассмотрение Совета Федерации.

К ведению Совета Федерации относятся следующие вопросы:

  1. утверждение изменений границ между субъектами РФ;
  2. утверждение указов Президента РФ, касающихся введения военного положения, чрезвычайного положения;
  3. решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
  4. назначение выборов в законодательные органы власти разных уровней, выборов Президента РФ и отрешение его от должности;
  5. назначение на должность судей высших судебных инстанций (сегодня это КС РФ и ВС РФ);
  6. назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора РФ; заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям: во-первых, Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним; и во-вторых, в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации вправе самостоятельно разрабатывать проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы как нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.


К ведению Государственной Думы относятся следующие вопросы:

  1. о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  2. решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  3. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  4. объявление амнистии;
  5. выдвижение обвинения против Президента РФ с целью дальнейшего отрешения его от должности.

Контроль над деятельностью правительства как полномочие парламента характерен практически всех парламентов независимо от форм правления; последнее влияет лишь на объем данного полномочия. Объектом парламентского контроля как правило, выступает деятельность исполнительной власти, однако этот контроль может распространяться и на главу государства (который не входит ни в одну из трех основных ветвей государственной власти), а также на судебную власть, на вооруженные силы и т.п. Контроль за деятельностью исполнительной власти носит политический характер (хотя, как правило, осуществляется в юридических формах). Сказанное означает, что предметом контроля выступает политическая деятельность правительства. В отношении других объектов контрольная функция носит чисто юридический характер[19].

Основными методами осуществления парламентского контроля являются три нижеследующих:

1. Постановка вопроса о доверии правительству, которая, как правило, применяется в парламентарных странах, где правительство несет ответственность перед парламентом (как правило, перед его нижней палатой). В современных условиях применяется довольно редко.

2. Интерпелляция, которая является обращением к федеральному правительству относительно мотивов его деятельности, его дальнейших действий по вопросам, относящимся к определенным аспектам правительственной политики.

3. Деятельность комитетов и комиссий, осуществляющих парламентское расследование. Следует отметить, что в случаях, представляющих особый общественный интерес, парламент (или его палаты) могут проводить парламентское расследование, для него создается парламентская комиссия, обладающая практически неограниченными возможностями по получению интересующих ее сведений, а, следовательно, и контроля.

Также в компетенцию парламента включаются полномочия по ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации. Ратификацией принято называть процесс утверждения от имени РФ высшим органом государства международного договора, после чего этот договор приобретает юридическую силу. И, напротив, денонсация означает волеизъявление от имени государства, которое в установленной форме позволяет расторгнуть международный договор.


Референдум является высшим проявлением народной демократии, однако, ныне назначение референдума представляет не слишком часто реализуемое конституционное полномочие парламента; компетенция в этой области носит либо исключительный, либо альтернативный характер.

Парламентские полномочия в области обороны и безопасности включают право объявления войны (более точным можно назвать его как состояние обороны).

Квазисудебные полномочия. Встречаются в парламентах ряда стран. Условно к ним можно отнести такие полномочия, как, во-первых, процедура импичмента (заимствована из парламентской практики Англии). Суть ее в следующем: субъектами ответственности являются глава государства, должностные лица исполнительной власти, судьи; основание привлечения к суду импичмента - измена, взяточничество, иное тяжкое преступление. Во-вторых, право парламента возбудить перед судебными органами обвинения против высших должностных лиц. И, наконец, в-третьих, это право объявления судебной амнистии.

Как любая процессуальная деятельность, законотворчество представляет собой официально упорядоченную деятельность компетентных органов. Возникшие правоотношения носят как государственно-правовой (законодательная инициатива, принятие закона и т.д.), так и организационный характер (дача поручения подчиненному органу подготовить законопроект). Субъектами права законодательной инициативы являются (в силу ч. 1 ст. 104 Конституции РФ): Президент РФ; Совет Федерации; члены Федерации депутаты ГД РФ; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ; высшие судебные инстанции КС РФ и ВС РФ – исключительно по вопросам их ведения.

 Общих правил о сроках рассмотрения законопроектов в Государственной Думе законодательно не установлено (соответствующие процедурные нормы содержатся в Регламенте палаты.

Обнародование законов осуществляется главным образом посредством их официального опубликования. В соответствии с Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» с изм. и доп. официальным опубликованием закона является первая публикация его полного текста в одном из источников официального опубликования (каковыми являются «Собрание законодательства РФ», «Российская газета» и «Парламентская газета»). Опубликование закона должно быть осуществлено в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.