Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ ( Сущность и значение косвенных налогов).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономическое содержание косвенного налогообложения
1.1 Сущность и значение косвенных налогов
1.2 Классификация косвенных налогов
1.3 Механизм взимания косвенных налогов
2. Анализ состояния косвенных налогов Российской Федерации
2.1 Оценка налоговых поступлений за 2017-2019 гг.
2.2 Динамика поступлений косвенных налогов в бюджет
2.3 Структура косвенных налогов в общем объеме налоговых поступлений
3. Современные тенденции развития косвенного налогообложения в Российской Федерации
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка, поэтому предложенная тема является весьма актуальной.
Косвенные налоги издавна были ограниченной частью финансового хозяйства любого государства. За время своего существования косвенное налогообложение переживало расцветы и кризисы, взлеты и падения. В XX в. ряд государств перешли от обложения косвенными налогами отдельных товаров к универсальным объектам обложения. Косвенные налоги тесным образом связаны с международной торговлей, регулирование которой на современном этапе во многом определяется нормами документов Всемирной торговой организации (ВТО). Построение отношений между Россией и ее торговыми партнерами, которые являются участниками ВТО, требует разработки проблемы косвенных налогов на более высоком теоретическом уровне.
Объект исследования: косвенное налогообложение в России.
Предмет исследования: совокупность экономических отношений, связанных с развитием системы косвенного налогообложения в Российской Федерации.
Цель курсовой работы заключается в выявлении проблем взимания косвенных налогов в Российской Федерации и путей их решения.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть сущность и значение косвенных налогов;
- изучить классификацию косвенных налогов;
- описать механизм взимания косвенных налогов;
- дать оценку налоговых поступлений за 2017-2019 гг.;
- изучить динамику поступлений косвенных налогов в бюджет;
- рассмотреть структуру косвенных налогов в общем объеме налоговых поступлений;
- рассмотреть современные тенденции развития косвенного налогообложения в Российской Федерации.
Научная новизна работы заключается в исследовании проблем косвенного налогообложения в Российской Федерации и в разработке основных направлений развития косвенного налогообложения в России.
Практическая значимость заключается в возможности применения результатов данного исследования для дальнейшей работы в области налогообложения.
Теоретической основой исследования послужили труды таких ученых, как: О. Н. Антипина, А. В. Брызгалин, В. П. Васильев, Р. М. Гусейнов, А. И. Добрынин, В. В. Золотарчук, И. А. Майбуров, Л. П. Окунева, С.Ф. Серегин, Л. С. Тарасевич и др.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрены сущность, значение и классификация косвенных налогов, а также механизм взимания косвенных налогов. Во второй главе проведен анализ состояния косвенных налогов Российской Федерации. В третьей главе изучены современные тенденции развития косвенного налогообложения в Российской Федерации.
1. Экономическое содержание косвенного налогообложения
1.1 Сущность и значение косвенных налогов
В условиях рыночного механизма основными доходами бюджетной системы являются налоги и сборы. Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. В теории налогообложения налоги подразделяются по многим критериям. Одним из важных является их деление на прямые и косвенные налоги.
С точки зрения А. В. Брызгалина косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг [4, c.78].
По определению Л. В. Дуканич, косвенные налоги это налоги, связанные с процессом использования прибыли (дохода) налогоплательщиков. Их связь с экономическим потенциалом (способностью приносить доход) налогоплательщика лишь опосредованная, через его расходы. Косвенные налоги частично или полностью переносятся на цену товара или услуги [13, c.83].
Согласно мнению Н. Г. Дмитриева косвенные налоги представляют собой налоги, связанные с процессом использования прибыли (дохода) налогоплательщиков [11, c.105].
Применение косвенных налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью косвенных налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи косвенных налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия [3, c.56].
При умелом использовании, косвенные налоги могут быть эффективными финансовыми инструментами регулирования экономики, преимущество косвенных налогов представлено на рисунке 1 [2, c.148].
Преимущество косвенных налогов
Быстрое поступление
Вероятность их полного или почти полного поступления
Косвенные налоги влияют на потребителей
Положительно влияют на государство
Снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов
Рис.1. Преимущества косвенных налогов
Согласно рисунку 1 преимущество косвенных налогов заключается, во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация – проводится перечисление налога на добавленную стоимость и акцизного сбора в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для финансирования расходов. Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или почти полного поступления. Остановить процесс потребления товаров и услуг невозможно, так как без этого невозможна сама жизнь. А, например, прибыль то или другое предприятие может и не получить. В-третьих, потребление более-менее равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов. Если доходы бюджета базируются на доходах предприятия, то вследствие неравномерности экономического развития возникает проблема неравноценности доходной базы разных бюджетов. В-четвертых, косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Используя все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. В-пятых, косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления, сдерживая его в одних направлениях и стимулируя в других. Такое регулирование должно быть гласным и открытым, так как не всегда интересы государства совпадают с интересами общества [9, c.56].
Таким образом, косвенные налоги играют важную роль в современной экономике. Косвенный налог это налог на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. Налог признается косвенным, если переложение налога на третьих лиц происходит либо по замыслу законодателя, либо возникает на практике в процессе рыночных отношений.
1.2 Классификация косвенных налогов
Как было выяснено, косвенные налоги представляют собой обязательные платежи, которые имеют вид надбавки к стоимости товара или услуги. По сути, косвенное налогообложение предусматривает переложение обязанности внесения обязательных платежей на третьих лиц (продавцов на покупателей), что позволяет регулировать потребление тех или иных продуктов. К группе косвенных налогов относятся обычно такие платежи, которые отвечают хотя бы одному из приведенных ниже параметров, а именно:
- формируются в ходе товарно-денежных отношений (НДС);
- связаны с потреблением конкретных видов продукции (акцизы, налоги с продаж);
- касаются перемещения товаров через границы государств (таможенные пошлины) [1, c.93].
В экономической литературе выделяют несколько классификаций косвенных налогов, которые действуют сегодня во всех странах мира. По объектам начисления и изъятия косвенные налоги подразделяются на следующие виды (рисунок 2) [17, c.182].
Виды косвенных налогов
Акцизные платежи
Таможенные сборы
Налог на добавленную стоимость
Рис.2. Виды косвенных налогов
Акциз – налог, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу государства.
Акциз можно классифицировать по следующим признакам:
- По принадлежности к уровню власти и управления.
- По принадлежности к субъектам уплаты.
- По характеру использования.
- По способу изъятия.
- По способу обложения.
- По полноте прав пользования налоговыми поступлениями [22, c.61].
Перечень подакцизных товаров достаточно узок и содержит следующие группы: спирт и спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, прямогонный и автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, автомобили.
Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретенных сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.
Объектом налогообложения признаются следующие:
- реализация товаров (работ, услуг) на территории государства, в том числе реализация «предметов залога» и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении «отступного» или «новации», а также передача имущественных прав; также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
- передача на территории государства товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, «расходы» на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
- строительно-монтажные работы для собственного потребления;
- ввоз товаров на территорию государства [15, c.48].
Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров.
К таможенным сборам относятся:
- таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров;
- таможенные сборы за таможенное сопровождение;
- таможенные сборы за хранение.
В развитых государствах мира большую роль играют акцизные налоги, которые традиционно делят на индивидуальные (касаются отдельных видов товаров и услуг) и универсальные (затрагивают весь товарооборот в целом). Универсальные акцизы в ряде стран замещаю НДС, поскольку по характеру расчета и уплаты повторяют этот налог.
Важно подчеркнуть, что существует и такой вариант косвенного налога, как фискальная монополия. Она представляет собой исключительное право государства производить конкретные виды продукции (например, вино-водочные изделия), которые в дальнейшем реализуются по повышенной стоимости, по умолчанию включающей в себя налог [19, c.104].
Таможенные пошлины рассматриваются в качестве специфического вида косвенных выплат в бюджет – они предоставляются, в качестве платы за право перемещать товары через таможенную границу страны.
Таким образом, к группе косвенных налогов относятся акцизные платежи, таможенные сборы и налог на добавленную стоимость, формируемую на каждом этапе производства товара.