Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Стадия создания организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приведем известную кривую жизненного цикла по модели И. Адизеса.

Используя определенные критерии, характерные для той или иной стадии развития организации, с определенной достоверностью мы можем определить. На какой стадии развития находится организация. Но скорее всего, применяя только одну модель, мы поймем: по каким то показателям мы находимся на одной стадии, а по другим – на совершенно другой.

Рис. 3. Кривая жизненного цикла по модели И. Адизеса.

Для того что бы более точно определить, на каком этапе развития находится организация и какие проблемы у нее могут возникнуть необходимо проанализировать организацию по нескольким моделям , так как существующие на сегодняшней день модели, как правило, рассматривают организацию с разных точек зрения с учетом разных аспектов развития организации, а именно: с точки зрения теории развития личности (как модель у Липпита и Шмитта); с точки зрения эволюционных и революционных этапов развития организации, где переход на новый этап основывается на прошлом опыте (как модель Грейнера); с точки зрения минталитета членов организации (как у Торберта); с точки зрения личносной характеристики основателя организации (модель Кимберли); с точки зрения развития и изменения корпоративной культуры (модель Шайна); и с точки зрения роста и старения (модель Адизиса). Конечно, сложность при оценке организации будет состоять в том , что компания уже существует на рынке несколько лет и возможно имеет несколько направлений, каждое из которых состоит на разных стадиях жизненного цикла. Тем не менее использовав несколько моделей одновременно и определив стадию жизненного цикла компании и её отдельных направлений, мы придем к более четкому пониманию стадии жизненного цикла как организации в целом, так и отдельных направлений, что позволит вычислить существующие проблемы сегодня и найти возможные пути их разрешения, а так же определить возможные тенденции дальнейшего развития организации и заблаговременно принять меры, что бы сгладить проблемы в будущем.

Для компаний, работающих на российском рынке услуг, можно использовать две-три модели – Адизеса, Грейнера и Кимберли. Сложности при определении стадий жизненного цикла компании могут состоять в следующем: возможно, что от начала основания до сегодняшнего дня компания уже пережила несколько реинкарнаций; или разделилась на несколько компаний; или определились разные стратегии для разных направлений; могли меняться принципы взаимоотношений с клиентами, корпоративная культура. Тем не менее надо попытаться разделить весь пройденный путь компании на несколько этапов и разложить их отдельно на кривой жизненного цикла организации. Скорее всего мы сразу поймем, что эти изменения в компании объективно происходили, а реаркарнации случались вместо «смерти во младенчестве», что в общем и целом как раз и доказывает возможность применения моделей жизненных циклов к исследованию конкретной организации, в конкретном сегменте рынка. Для лучшей оценке деятельности за прошедший период можно сравнить изменение кривой жизненного цикла вашей компании с кривой конкурентов, сегмента рынка, отросли в целом, конечно если есть такая возможность. Это дополнительно поможет определить насколько качественным был рост компании.


Модель Грейнера же поможет определить управленческие практики, характерные для того или иного этапа развития и сравнить их с теми фактическими управленческими практиками, которые существовали и существуют в компании на сегодняшней день.

Рис. 4. Этапы роста организации по модели Л.Грейнера.

Если посмотреть награфик на рис. 4, можно заметить, что возраст компании по одной оси. Как и размер компании по другой, не дают четких количественных характеристик – ни точного времени, ни точного размера. При этом не совсем понятно, что подразумевается под размером – количество сотрудников, размер дохода или другие критерии. Важно помнить что размер компании будет и по разному определятся в разных отраслях. Существует ряд критериев и аналитических исследований на российском рынке, по которым определяется, какие организации в какой отрасли к какому бизнесу относятся – малому, среднему, крупному. В нашей стране на сегодняшний день большинство компаний относятся к среднему бизнесу и, как правило, это чаще всего закрытый бизнес, где разработки новейших западных методик не нашли пока должного применения. Нуждается ли для Российская компания в новейших западных концепциях и оценках? Тут каждая компания и каждый руководитель решает индивидуально. Но то что эти концепции можно применять для российского бизнеса – очевидно.

3. Жизненный цикл и финансовые потоки организации.

Совершенно логично предположить, что и основные финансовые показатели будут так же различными на разных этапах жизненных циклов. Следовательно, и финансовую аналитику, которую необходимо проводить в компании и на которую необходимо обращать внимание на разных этапах, должна быть различной – это позволит более корректно не только определять нынешнее финансовое состояние, но и главное, – строить прогнозы.

Посмотрим еще раз на жизненный цикл организации, но уже с позиции финансовых изменений компании. В западной литературе уже появился ряд эмперических исследований, доказывающих, что финансовые характеристики компании изменяются при переходе от одного этапа жизненного цикла к другому.

Рис.5 Потоки денежных средств на стадиях ЖЦО

На рис. 5 приведены характерные изменения денежных потоков в зависимости от прохождения компанией того или иного жизненного цикла. Кривые достаточно очевидно показывают проблемные места. Помимо управленческих и других возможных кризисов у компании могут возникать и финансовые кризисы – например, ликвидности бизнеса (что выражено в нехватке денежного оборотного капитала для текущей деятельности) и ликвидности капитала собственника (невозможность бизнеса генерировать положительный денежный поток, свободный для изъятия собственником). Нужно иметь ввиду, что такие кризисы объективны и возможны, важно предвидеть их появление и заранее понимать какие шаги придется предпринимать для выхода из этих типов кризиса. Так же из графика на Рис. 3 следует, что необходимо выводить операционный поток компании в зону положительных значений или хотя бы оттянуть его от отрицательных значений ближе к нулю определяя параллельно возможные пути финансирования бизнеса как с помощью заемных средств, так и за счет «естественных» кредиторов, управляя кредиторской и дебиторской задолженностью.


Сложность возникнет если рассматривать диверсифицированный бизнес. И это сложность в том, что подразделения могут находиться на разных этапах жизненных циклов – как по отношению друг к другу, так и по отношению к группе в целом. Однако, понимая общие тренды движения потоков и учитывая специфику бизнеса можно применить основные тенденции как к одному отдельному подразделению в группе, так и ко всей группе в целом. Проведя такой анализ внутри отделений компании можно обнаружить, что происходит смешение не только жизненных циклов, но и потоков (как в количественном, так и в качественном выражении), именно поэтому важно провести анализ по каждому направлению отдельно. Умея управлять консолидированными потоками по отдельным направлениям, можно использовать «внутреннее кредитование» внутри бизнеса в целом. На короткий период и при невозможности получения финансирования из других источников такие кредиты вполне можно использовать.

В финансовых координатах кривая жизненного цикла компании – это линия её жизни в мире экономической, а не бухгалтерской прибыли. Проходя этапы жизненного цикла, компания должна быть нацелена на достижение положительной экономической прибыли, на создание перспективы ее приращения в будущем, на рост не просто выручки (оборотов), активов, бухгалтерской прибыли, а на рост капитала, увеличение инвестиционной стоимости её бизнеса.

Заключение

Каждая организация развивается по определенным законам, которые предусматривают наличие основных этапов (стадий), через которые она проходит. Совокупность этих этапов и кризисов роста несомненно возникаемых при переходе с этапа на этап и называют жизненным циклом организации.

Организация подобно живому существу проходит свой жизненный цикл, функционирующая не только во времени, не только здесь и сейчас, но и в конкретных временных периодах. Эти периоды могут уменьшаться или наоборот растягиваться во времени на долгие годы, в зависимости от многих факторов влияющих на организацию как внутренних, так и приходящих из вне. Основные факторы влияющие «жизнь» организации и определяющие длину фаз жизненного цикла это: размер организации (число сотрудников, отделов и подразделений, финансовые активы и пассивы и т.д.), сфера деятельности, отрасль, тип производимого товара или услуг, диверсификация, технический и прогрессированный уровень, состояние конкуренции в этой отрасли, на рынке схожих товаров, успешность руководства и организационная культура компании.


В ходе проделанной работы было дано определение понятия жизненного цикла организации и рассмотрены основные свойства организации в аспекте разных классификаций. При рассматривание понятия жизненного цикла организации мы увидели конкретные этапы через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

Работе руководителя в тяжелых условиях перехода с этапа на этап и поддержания стабильности было уделено большое внимание. Было рассмотрено, как должно происходить руководство, и на каких проблемах необходимо заострять внимание. Ведь от работы руководителя зависит все финансовое и моральное состояние фирмы.

В третьей главе мы мельком рассмотрели концепции моделей жизненных циклов разработанные известными экономистами. Существует много моделей жизненного цикла, отражающие сущность развития организации, в каждой из которых лежит своя уникальная идея. Я не стал останавливаться на них подробно, так как всего концепций существует больше десятка и подробное изучение каждой можно уместить в отдельную курсовую работу. Поэтому прошлись по самым востребованным моделям поверхносно в срезе применения их в рамках Российской экономики.

Последняя глава была посвящена финансовым потокам на разных этапах жизненного цикла, и это не маловажная проблема, ведь организация может существовать, только если она приносит доход. Если организация убыточна, она конечно может продержаться какое то время на плаву, все больше порастая кредитами, но век её будет не долог.

Вот почему так важно руководителю знать понятие жизненного цикла организации, уметь распознавать этапы и прикладывать усилия в нужное русло. Если руководитель не владеет такой информацией, то для устойчивого развития организации необходимо пригласить специалистов в этой отрасли. И хорошо, что в последние года и в России тоже активно изучают вопрос жизненных циклов организации, отталкиваясь на знания зарубежных специалистов.

Список используемой литературы

  1. Адизез И.К. Управление жизненным циклом корпорации. – Спб.: Питер, 2018.
  2. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М.: Прогресс, 2016. – 139 с.
  3. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Учебное пособие. – М.: Наука, 2014. – 371 с.
  4. Виханский О.С., Наумова А.И., Петровская И.А. Менеджмент: Век ХХ – век ХХI: Сборник статей – М.: Экономистъ, 2015. – 336 с.
  5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарика, 1998.
  6. Кулешевич Е.И., Филонович С.Р. Теория жизненных циклов организации и российская действительность. // Социс. – 2017. - № 10. - 63-71 с.
  7. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации. Учебник для вузов. – Спб.:Питер,2015. – с. 311-332
  8. Мильнер Б. З. Теория организаций. Учебник. – 2-е изд., М.: ИНФРА – М, 2012. – с.34-40.
  9. Подлесных В.И. Теория организации. Учебное пособие. – Спб.: Бизнес-пресса, 2014.– с. 369-373
  10. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебник. – М.: Экзамен, 2015. – 234 с.
  11. Румянцева З.П. Общее управление организацией: Теория и практика. – М.: ИНФРА – М, 2018 – с.40-56
  12. Смирнов Э. А. Основы теории организации – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
  13. Глухова Е.В. Концепция жизненных циклов: необходимо ли её понимание и применение финансистами на российском рынке //Корпоративные финансы. – 2018. - №4 – с.111-117.
  14. Грейнер Л. Эволюция и революция в процессе роста организации // Вестник Санкт-Петербургского университета. – «Менеджмент» ,2013, №4
  15. Иванов Ю.В. Особенности трансформирования предприятия // Российское предпринимательство. – 2011 - №2 – с. 11-12
  16. Ивашковская И.В. Жизненный цикл организации: взгляд финансиста //Управление компанией, 2017, № 11.
  17. Лавизина О.В. Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации, понимаемой как социальная система //Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. - №5. – с.47 – 60.
  18. Попов Е.В., Хмелькова Н.В. О жизненном цикле внутренней среды организации. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017. - №1. - 63-59 с.
  19. Хмелькова Н., Попов Е. О жизненном цикле внутренней среды организации //Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. - №1. – с. 119 – 126.
  20. Широкова Г.В. Жизненный цикл организации: Эмпирические исследования и теоретические подходы //Российский журнал менеджмента. – 2018 - №3 – с. 85-90