Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией ( Жизненный цикл организации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы определяется тем, что стратегическо-управленческие решения во многом зависят от принципов управления фирмой, перспектив ее развития и принятых методов планирования. Зачастую, процесс принятия управленческих решений очень сильно разнится в зависимости от целей самой организации, личности и образования руководителя, целей, которые преследует фирма или организация, а так же национальных особенностей страны или региона, в условиях которого происходит процесс принятия управленческих решений.

Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления.

Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий: выработку и постановку цели; изучение проблемы на основе получаемой информации; выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения; обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения; конкретизацию решения для его исполнителей.

Целью данной работы является изучение и анализ жизненного цикла и развития организации.

В связи с поставленной целью в работе были сформулированы следующие задачи:

– изучить основные теоретические аспекты жизненного цикла организации;

–провести анализ и характеристика жизненного цикла организации и делить главные характеристики организации (дать организационно-правовую характеристику организации и представить финансово–экономическую характеристику организации);

– рассмотреть особенности деятельности организации на текущем этапе ее жизненного цикла и предложить практические рекомендации по совершенствованию и развитию деятельности организации.

Объект исследования в работе – жизненный цикл организации: регистрация, становление, развитие, ликвидация.

Предмет исследования – особенности деятельности организации на различных этапах  ее жизненного цикла.

Предметом работы является планирование и прогнозирование на предприятии.

Период исследования 2016 – 2017 годы, работа выполнена на базе данных бухгалтерской отчетности форм № 1, 2.

При написании работы использованы следующие методы: экономико-статистический – сравнение, сводка и группировка, метод абсолютных и относительных величин, графический, балансовый; экономико-математический – используются цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы; анализ.


В качестве теоретической, методической и информационной основы исследования выступают работы российских и зарубежных ученых, связанных с изучением теории и практики финансов предприятий, а также их проблем и направлений их решения, законодательные и нормативные акты, данные бухгалтерской и статистической отчетности.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Жизненный цикл организации

Жизненный цикл организации (ЖЦО) – совокупность стадий развития, которые проходит предприятие за период своего существования. Жизненный цикл организации  – это некие точки «перелома»: причины и антикризисные (инновационные) действия. Модель жизненных циклов является одним из инструментов менеджмента, наиболее объективно отражающим процесс развития предприятия (Приложение А) [1].

Данная теория подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития: становление, рост, зрелость, смерть (реструктуризацию).

То есть, согласно концепции жизненного цикла организации ее деятельность проходит пять основных стадий [2]:

1) зарождение организации: главная цель заключается в выживании; руководство осуществляется одним лицом; основная задача – выход на рынок;

2) становление и рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка: главная цель – получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост; стиль руководства жесткий; основная задача – укрепление позиций и захват рынка; задача в области организации труда – планирование прибыли, увеличение заработной платы, предоставление различных льгот персоналу;

3) зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем: главная цель – систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа; эффект руководства достигается за счёт делегирования полномочий; основная задача – рост по направлениям деятельности, завоевание рынка; задача в области организации труда – разделение и кооперация труда, премирование по индивидуальным результатам;

4) старение организации – фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами: главная цель – сохранение достигнутых результатов; эффект руководства достигается за счет координации действий, основная задача – обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие и прибылях;


5) возрождение либо исчезновение: главная цель состоит в обеспечении оживления всех функций; рост организации достигается за счет сплоченности персонала, коллективизма; главная задача – омоложение, внедрение инновационного механизма, внедрение научной организации труда и коллективное премирование [3].

В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (реже – других стадиях).

Массовое обновление основного капитала  – материальная основа жизненного и экономического цикла организации. Поэтому фазы жизненного цикла фирмы можно описывать и при помощи динамики объемов производства. Достижение равновесия фирмы – того объема производства, когда прибыль становится максимальной, – прямой путь к переходу в новое качество. Не решение данной проблемы – движение в направлении умирания экономической организации [4].

Большие компании наиболее устойчивы по сравнению с мелкими, имеющими меньше ресурсов. Периоды, связанные с получением убытков, не являются исключениями в их «жизни». Главное для них – получение прибыли в конечном итоге, то есть за весь период жизненного цикла (сегодняшние убытки могут быть покрыты предыдущими прибылями и накопленным в предыдущих циклах капиталом).

Необходимо сказать, что в жизненном цикле фирмы очень важное место принадлежит четвертой (последней) фазе. Появляющаяся «вилка» или дает фирме возможность развиваться в будущем, или приводит к умиранию экономической организации.

Возможности развития в организационном плане предоставляются самые разнообразные.

Это – слияния и поглощения компаний, создание финансово–монополистических и финансовых и промышленных групп.

В результате появляется новая внутрифирменная структура, отличная от предыдущей.

Она может быть как более высокой иерархией (увеличивается количество «этажей» управления и, соответственно, затрат на координацию), так и более плоской (например, создание финансово–промышленных групп) [5].

Понятие жизненного цикла организации тесно связано с понятием жизненного цикла изделия или продукции, которое широко использу­ется при планировании маркетинга и снабженческо-сбытовой дея­тельности, при организации послепродажного обслуживания изделий, при прогнозировании будущего организации.


Механизм управления развитием предприятия на основе модели жизненных циклов предполагает применение метода QFD (развертывание функции качества) и метода экспертных оценок в качестве инструмента управления внутриорганизационными изменениями.

Использование механизма позволяет обеспечить обоснованный выбор управленческих решений по развитию промышленного предприятия в соответствии с изменениями требований окружающей среды.

1.2 Регистрация организации

В начале своего существования организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Этап создания – это этап предпринимательства – для него характерны творческий процесс, формулирование миссии, дерева целей и функций. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения. В эту стадию входят следующие явления: зарождение, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта.

Происходит создание организации. Основателем выступает предприниматель, в одиночку или с несколькими соратниками выполняющий все работы. В компанию на этой стадии часто приходят люди, привлеченные самой личностью создателя и разделяющие его идеи и надежды. Коммуникации между сотрудниками легки и неформальны. Все работают много и долго, переработки компенсируются скромными зарплатами, благодарностью начальства и надеждами на будущие доходы [6].

Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих процессах. Организация не формализована и не бюрократизирована, для нее характерна простая структура управления. Основное внимание уделяется созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке. Следует отметить, что некоторые компании могут остановиться в своем развитии именно на этой стадии и существовать при таком стиле управления много лет.

На этом этапе организация является социосистемой так как она состоит из людей, принадлежащих единой или сходным парадигмам. Каждый член организации обладает собственными культурными представлениями и системой ценностей. Совместная деятельность, которую начинают вести члены организации, запускает процессы формирования знаний на индивидуальном уровне, когда опыт, получаемый каждым членом организации, перерабатывается в соответствии с личными убеждениями и представлениями.


На этом же этапе начинается ярмарка знаний, когда в ходе совместной деятельности каждый член коллектива вольно или невольно демонстрирует собственную систему представлений, умения и навыки. Фирмы возникают добровольно, потому что они представляют более эффективный метод организации производства. На первом этапе своего развития фирма ведет себя как серая мышка – подбирает зернышки, которые упускают из виду более крупные рыночные структуры. На этапе возникновения фирмы очень важно определить стратегию конкурентной борьбы [7]

– первая стратегия – силовая, действующая в сфере крупного производства товаров и услуг;

– вторая стратегия приспособительная: задачи таких фирм: удовлетворять индивидуальные потребности конкретного человека;

– третья стратегия: нишевая глубокая специализация производства – то, что организация может делать лучше других.

На первом этапе, как правило, может возникнуть кризис самих инициаторов созданного предприятия (кризис руководства): не хватило знаний, опыта, воли, связей и т.п.

1.3 Становление и развитие организации

Стадия роста и развития именуется этапом коллегиальности. Этап роста – этап формирования коллектива, развития коммуникаций; время ак­тивных контактов и высоких обязательств [8].

Этап коллегиальности – период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства). Происходит рост компании: идет активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны.

Успешность развития организации на этом этапе зависит:

– от того, насколько полно понимают идеи лидера члены организации;

– от того, насколько члены организации обогащают лидера идеями;

– от готовности членов организации реализовывать решения лидера;

– от того, насколько эффективно построена коллективная работа.

Если отбросить индивидуальные особенности как лидера, так и членов организации, то все эти факторы определяются групповыми представлениями и ценностями – тем, что образует базис организационной культуры. Этот этап можно условно назвать периодом формирования базиса организационной культуры. Здесь успех и неудачи организации активно перерабатываются на всех уровнях организации: индивидуальном, групповом, организационном.