Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией ( Жизненный цикл организации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Осложняется тем, что создатели компании из предпринимателей должны превратиться в профессионалов–менеджеров. Это означает серьезное изменение стиля управления, к которому многие предприниматели оказываются не готовы. Поэтому на данном этапе нередки случаи приглашения профессиональных менеджеров со стороны и передачи им отдельных функций управления, а также обращения к консультантам для налаживания учета и контроля. В целом стадия роста характеризуется [9]:

– увеличением числа сотрудников;

– разделением труда и ростом специализации;

– более формальными и обезличенными коммуникациями;

– внедрением систем стимулирования, бюджетирования и стандартизации работ и др.

Главными задачами организации являются: создание условий для экономического роста и обеспечение высокого качества товаров и услуг.

Опыт, накопленный на предыдущей стадии, проходит через активную проработку. Процессы экстернализации и комбинации знаний выходят за рамки индивидуального онтологического уровня и поднимаются до уровня группового и организационного: ценности отдельных членов коллектива трансформируются в групповые ценности, согласовываются цели, происходит формирование видения организации как отдельной сущности, осознание системы взаимоотношений с внешней средой, формируются правила взаимного сосуществования как членов организации между собой, так и по отношению к субъектам внешней среды [10].

Для максимально разностороннего и быстрого развития организации на этой стадии особое внимание следует уделять процессам комбинации и интернализации знаний на организационном уровне. Это обеспечит распространение элементов организационной культуры среди всех членов организации. Здесь организацию может подстерегать кризис автономии [11].

Стадия зрелости осуществляется через этап формализации деятельности. Этап формализации деятельности – период стабилизации роста (развития), (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность).

Это этап зрелости, стабилизации, этап формализации правил, возрастания роли высшего руко­водства, роли в иерархии системы; структура относительно стабильна, организация устойчива и начинает увеличивать выпуск продукции, вы­являются все новые резервы развития. Структура усложняется, появ­ляются новые элементы в системе – организации.

От быстрого роста разнообразия элементов система теряет свою целостность. Децентрали­зация принятия решений может на время исправить ситуацию, но система уже близка к следующему этапу.


К этой стадии компания приходит с багажом прошлого опыта.

Представления, показавшие свою адекватность и эффективность, связываются в единую картину мира, охватывая разнообразные стороны социальной жизни.

На этом этапе, на организационном уровне наиболее интенсивны процессы интернализации, когда знания, полученные и переработанные организацией на предыдущих этапах, получили свое выражение через провозглашенные ценности: миссия организации, цели и символы, артефакты и проходят процесс индивидуального осознания.

Организация достигает лидирующего положения на рынке. По мере расширения ассортимента выпускаемой продукции и комплекса предоставляемых услуг создаются новые подразделения, структура становится более сложной и иерархической. Формализуются политика и распределение ответственности, усиливается централизация [12].

Зрелость организации означает, что ей удается сохранять устойчивое положение во внешней среде; показывает, что остальные процессы переработки опыта и встраивания его в существующую систему представлений имеют явное выражение в базисных представлениях организационной культуры и подкреплены мощно влияющими на членов организации артефактами [13].

Организация обеспечивает широкое распространение парадигм организации среди ее членов и передаются новичкам как история успеха.

Если на предыдущих этапах развития организационная культура сильно подвержена любому влиянию со стороны культуры лидеров, внешней среды, то на этапе зрелости она становится обычным правом, оказывающим влияние на все стороны жизнедеятельности организации.

Однако на данном этапе развития организации ее подстерегают кризис контроля и кризис бюрократиче­ского аппарата.

1.4 Ликвидация организации

Этап спада, упадка определяется также как стадия реструктуризации.

Этап упадка связан с умень­шением спроса на продукцию и услуги организации, с сокращением рын­ка. Руководство компании активно ищет выход из кризиса. Механизм выработки и принятия решений вновь централизован. Но на этапе спа­да вывести организацию на новый этап роста чрезвычайно сложно.

Это период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков) [14].


Этап спада  – период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация). Стадия старости организации определяется как противоречие между ней и окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов на занятом рынке или в исчезновении рынка.

В такой ситуации получаемый организацией реальный опыт не фиксируется в существующих знаниях организации. В результате базовые представления перестают адекватно интерпретировать реальные события, а провозглашенные ценности членами коллектива не воспринимаются как ценности. Это означает, что механизмы, обеспечивавшие трансформацию знаний организации, по каким–либо причинам исчезают и происходит разрыв в цепочках формирования знаний. Происходит накопление неформализованных знаний, которые между тем никаким образом не встраиваются в существующую систему представлений [15].

По мере перехода организации от одной стадии развития к другой, происходит накопление организационных проблем. Менеджерам важно представлять, являются ли эти проблемы следствием принятия неверных управленческих решений, могут ли они быть разрешены путем незначительных корректировок системы управления или они свидетельствуют о приближении следующей стадии жизненного цикла, а следовательно, связаны с необходимостью проведения организационных изменений [16].

В итоге предприятие ждут системный кризис или кризис синергии.

Кривая жизненного цикла характеризует основную тенденцию изменений (исторического развития) организации. Эту закономерность необходимо учитывать при разработке стратегических и тактических планов развития организации, совершенствовании ее структуры и системы управления [17].

Таким образом, жизненный цикл организации – совокупность стадий, которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, отрочество, ранняя зрелость, расцвет сил, полная зрелость, старение, обновление. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть: существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными. Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Однако все организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла.


2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ТЕКУЩЕМ ЭТАПЕ  ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

2.1 Организационно-правовая характеристика организации

Представим организационную характеристику ОАО «Ростелеком».

23 сентября 1993 года состоялась государственная регистрация акционерного общества открытого типа «Ростелеком».

Это дата возникновения крупнейшего оператора фиксированной связи Российской Федерации, оказывающего услуги на всей территории страны. Компания приступает к активному расширению и модернизации своей технологической составляющей – собственной цифровой магистральной сети, являющейся основой её конкурентных преимуществ.

«Ростелеком» (www.rostelecom.ru) – динамично развивающаяся крупнейшая в России телекоммуникационная группа, предоставляющая услуги во всех сегментах отраслевого рынка на всей территории страны.

Компания занимает лидирующее положение на российском рынке услуг ШПД и платного телевидения: количество абонентов услуг ШПД превышает 9 млн., а платного ТВ «Ростелекома» – более 6 млн. пользователей, из которых свыше 1 миллиона смотрит уникальный федеральный продукт «Интерактивное ТВ».

«Ростелеком» – крупный оператор мобильной связи, активно развивающий беспроводные сети нового поколения.

В настоящее время количество абонентов мобильной связи Компании составляет более 13 миллионов человек.

Компания – признанный технологический лидер в инновационных решениях в области электронного правительства, облачных вычислений, здравоохранения, образования, безопасности, жилищно-коммунальных услуг.

«Ростелеком» является безусловным лидером рынка телекоммуникационных услуг для российских органов государственной власти и корпоративных пользователей всех уровней.

Стабильное финансовое положение Компании подтверждается кредитными рейтингами: агентства Fitch Ratings на уровне «BBB–», а также агентства Standard&Poor’s на уровне «BB+».

Государство непосредственно и косвенно контролирует ОАО «Ростелеком» через ОАО «Связьинвест», Росимущество и Внешэкономбанк, которые в совокупности владеют 55,1 % обыкновенных акций компании.


Ценные бумаги ОАО «Ростелеком» торгуются на крупнейшей российской бирже ММВБ–РТС (RTKM и RTKMP), а также в электронной системе внебиржевой торговли OTCQX (тикер:ROSYY) в США.

Компания обладает международным кредитным рейтингом агентства Fitch Ratings на уровне «BBВ–» с уровнем прогноза «Стабильный», а также международным кредитным рейтингом агентства Standard&Poor’s на уровне «BB+» с уровнем прогноза «Стабильный».

Структура управления ОАО «Ростелеком»

Организационная структура руководства ОАО «Ростелеком» состоит из:

  • генерального директора;
  • совета директоров, комитета совета директоров: (комитет по аудиту, комитет по корпоративному управлению, комитет по назначениям и вознаграждениям, комитет по стратегическому планированию);
  • правления;
  • корпоративного секретаря (Приложение Б).

ОАО «Ростелеком» наделен правами юридического лица, имеет единый баланс, лицевой и расчетный счет в учреждениях банка России, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, другие печати, штампы и бланки.

Количественный состав ОАО «Ростелеком» в общем 25 тыс. человек, управления – 250 человек. Каждый филиал ОАО «Ростелеком» имеет структуру, представленную в Приложении Б. В составе филиалов ОАО «Ростелеком» десять отделов:

  • отдел бухгалтерского учета и отчетности;
  • отдел финансов и контроля;
  • юридический отдел;
  • производственно – технический отдел;
  • отдел материально – технического снабжения;
  • отдел профориентации и профессионального обучения;
  • отдел трудоустройства и специальных программ;
  • отдел информационных технологий и автоматизации;
  • отдел программ занятости и рынка труда;
  • отдел управления персоналом.

Финансовый отдел ОАО «Ростелекома» как система управления состоит из двух подсистем:

– объект управления

– субъект управления

Финансовый отдел реализует сложную систему управления совокупно–стоимостной величиной всех средств, участвующих в воспроизводственном процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской деятельности.

Объектом управления является совокупность:

условий осуществления денежного оборота и движение денежных потоков,

кругооборота стоимости,

движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия.