Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Понятие и особенности органов местного самоуправления).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика органов местного самоуправления
1.1 Понятие и особенности органов местного самоуправления
1.2 Классификации органов местного самоуправления
1.3 Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления
Глава 2. Компетенция органов местного самоуправления
2.1 Общая характеристика компетенции органов местного самоуправления
Конституция РФ в статье 130 закрепляет основу компетенций местного самоуправления, а также дает понятие вопроса местного значения, а в статье 132 наделяет местную власть различными полномочия по решению различных вопросов, а именно:
1. управлять муниципальной собственностью;
2. формировать, утверждать и исполнять местный бюджет;
3. устанавливать местные налоги и сборы;
4. осуществлять охрану общественного порядка.
5. иные вопросы местного значения
Другие статьи Конституции затрагивают и прочие важные задачи местной власти. Например, статья 40-ая говорит, что местное самоуправление поощряет жилищное строительство, и создаёт условия для реализации права на жилище, «малоимущим, либо другим гражданам, которые указаны в законе и которые нуждаются в жилище, местное самоуправление должно его предоставить или продать за доступную плату из муниципальных жилищных фондов.
В следующей, а именно в статье 41 говорится , что медицинская помощь в муниципальных учреждениях здравоохранения должна оказываться жителям бесплатно. Уже в статье 43 прописана гарантия жителей на общедоступное и бесплатное основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Еще одной проблемой компетенции местного самоуправления является возложение на органы местного самоуправления специальными федеральными законами полномочий, не связанных напрямую с решением вопросов местного значения, но касающихся, по сути, организации функционирования самих органов местного самоуправления.
В первую очередь речь идет о проведении в России административной реформы, которая носит во многом экспериментальный и инновационный характер для практики государственного управления в России, но при этом изначально по большей части затрагивала только органы государственной власти.
Для органов местного самоуправления, конституционно выведенных за пределы системы органов государственной власти, мероприятия административной реформы не представлялись обязательными. Кроме того, они проводились в России параллельно с осуществлением муниципальной реформы.
Указанные обстоятельства обусловили последовавшую неготовность муниципалитетов к активному участию в процессах реформирования на современном этапе.
В соответствии со ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» федеральные органы государственной власти в области местного самоуправления уполномочены:
- определять общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемые названным федеральным законом;
Некоторые из государственных (административных) полномочий, которые передаются для осуществления местной власти, осуществляется муниципалитетами, если иное не предусмотрено законом. Местные органы власти наделены государственной (административной) властью на неопределенный срок.
Финансовое обеспечение отдельных государственных (административных) полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления имеют право использовать свои материальные ресурсы и финансовые ресурсы для выполнения порученной им определенные государственные (административные) полномочия в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Главным элементом, составляющим компетенцию, является предмет ведения.
Любой орган обязан обладать своим полем деятельности, влиять на конкретные виды общественных взаимоотношений. По этой причине правовое регулирование полномочий органа предполагает, в первую очередь, определение сферы его работы. Под предметами ведения необходимо понимать сферы общественной жизни, в которых действует данный орган местного самоуправления, в которых он юридически компетентен.
Предметы ведения является структурным элементом понятия «компетенция» - выступают как способ юридического обозначения этих социальных взаимоотношений, областей социальной существования, какие обусловливаются как предмет властных действий органа. Законы, касающиеся местного самоуправления, закрепили компетенцию местной власти, и в качестве предметов ведения установили почти все сферы, жизни:
- финансы, бюджет, учет;
- транспорт, строительство и связь;
- управлять муниципальной собственностью;
- взаимоотношения с учреждениям, предприятиями и организациями;
- торговое и коммунально-бытовое обслуживание населения, жилищное хозяйство;
- охрана природы, использование земли и др. природных ресурсов;
- социально-культурное обслуживание;
- обеспечение охрана прав и свобод граждан, правопорядка, законности;
- социальная защита населения и прочее.
Итак, рассмотрим все компетенции органов местного самоуправления по отдельности.
2.2 Финансовая компетенция органов МСУ
Финансовая компетенция органов местного самоуправления имеет очень большую роль во всех видах компетенций. С помощью данной компетенции осуществляются все другие компетенции муниципалитета.
В финансово-экономической сфере органы местного самоуправления:
1) формируют, утверждают и исполняют местный бюджет;
2) разработка положения о бюджетном процессе;
3) определение порядка использования бюджетных средств на текущее содержание, экономическое и социальное развитие муниципального образования;
4) предусматривают в местных бюджетах средства для погашения долговых обязательств;
5) определяют категории граждан, которые имеют право на пособия и льготы за счет средств местных бюджетов;
6) владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью;
Земля и прочие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, которые проживают на данной территории. Владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и прочими природными ресурсами, а также природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности- это все Полномочия местной власти в данной области регулируются Конституцией России, законами, касающимися местного самоуправления, и непосредственно самим земельным законодательством РФ, а также законодательством РФ об охране окружающей природной среды, и прочими правовыми актами РФ, ее субъектов, а также уставами о местном самоуправлении.
Конституция РФ устанавливает, что, вся земля и прочие природные ресурсы могут быть муниципальной собственностью, при этом признает и защищает равным образом муниципальную и иные формы собственности. Само государство контролирует отношения, складывающиеся в области земли, для того чтобы обеспечить рациональное использование и охрану земли, а также создать условия для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, и воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды и охраны прав на землю физических и юридических лиц.
Для того что бы достичь эти цели у органов местного самоуправления есть широкий круг полномочий в сфере земельных отношений и охраны окружающей природной среды. А именно:
1. Они составляют различные планы по использованию земель, которые находятся в их ведении.
2. Они разрабатывают и утверждают генеральные планы, проекты планировки и застройки городских и сельских населенных пунктов, схемы и проекты районной планировки. Для этого они используют различные определенную информацию, хранящуюся в государственном земельном кадастре, в виде совокупности нужных документов и сведений о правовом режиме, их распределении по собственникам земли, категориям земель, о качественной характеристике и хозяйственной ценности земель.
3. Они проводят работы по землеустройству, выносят заключения по планам землеустроительных работ, проводимых на их территории. Землеустройство, в соответствии с земельным законодательством РФ, понимается как система мероприятий, которые направлены на регулирование оборота земель, актов соответствующих органов власти по организации использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.
4. Они устанавливают и взимают плату за землю.
5. Вместе с государственными органами, контролируют соблюдение экологического законодательства.
2.3 Полномочия органов местного самоуправления в области строительства, жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи
Компетенция муниципалитета в данной области нацелена на достижение благоприятных условий жизнедеятельности человека, успешного развития системы размещения и расселения производительных сил, благоустройства и застройки городских и сельских поселений, рациональной планировки, формирования социальной и производственной инфраструктуры.
Компетенция местной власти в области строительства характеризует, их деятельность, а именно:
1. деятельность по планировке городских и сельских поселений, других территорий, на которых реализуется местное самоуправление
2. деятельность по застройке городских и сельских поселений, других территорий, на которых реализуется местное самоуправление
3. деятельность реконструкции городских и сельских поселений, других территорий, на которых реализуется местное самоуправление
4. деятельность по благоустройству городских и сельских поселений, других территорий, на которых реализуется местное самоуправление
5. деятельность по озеленению городских и сельских поселений, других территорий, на которых реализуется местное самоуправление.
Вышеперечисленные полномочия имеют тесную связь с задачами, которые решают органы местного самоуправления, гарантируя при этом комплексное развитие какой-либо территории.
Органы местного самоуправления разрабатывают, утверждают и реализуют соответственно схемы и проекты районной планировки, генеральные планы городов и других поселений. Поселковая и сельская администрация организует за счет собственных средств и на долевых началах строительство и ремонт муниципальных жилых домов, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, дорог.
Под Генеральным планом города понимается главный правовой документ, который определяет в интересах всего населения условиях проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия. Обычно разрабатываются Генеральные планы городов примерно на 25 - 30 лет.
Администрация и отдел (управление) главного архитектора город осуществляет весь комплекс мероприятий по разработке и согласованию (с органами санитарно-эпидемиологического надзора и др.) проекта генерального плана и других проектов планировки и застройки. Руководит планировкой и застройкой города - Главный архитектор города.
Местная администрация осуществляет следующие полномочия в области строительства:
1. контролирует соблюдение утвержденных ранее проектов строительства объектов жилищно-коммунального хозяйства и производственного назначения;
2. проводит экспертизу проектов;
3. может приостановить строительство, которое осуществляется с нарушением утвержденных проектов и правил застройки;
4. назначает приемочные комиссии, утверждает акты о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно - гражданского назначения;
5. учувствует в приемке в эксплуатацию прочих законченных объектов, которые расположены на ее территории.
В этих условиях состояние названного сектора экономики и его реформирование в первую очередь зависит от усилий со стороны государства. Свою роль должны сыграть и муниципалитеты, сама деятельность которых должна претерпеть изменения1 Статья 14 Жилищного кодекса РФ относит к компетенции органов местного самоуправления:
1) учет муниципального жилищного фонда;
2) установление размера дохода, приходящего на каждого члена семьи, в стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
В последнее время дотации из бюджетов за коммунальные услуги и электроэнергию уменьшаются, а тарифы и, соответственно, платежи населению увеличиваются, что вызывает много споров и конфликтов.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере жилищного и коммунального хозяйства часто меняются. С 1 января 2008 года согласно изменениям части 3 статьи 159 Жилищного кодекса муниципалитеты утратили право предоставлять субсидии гражданам.